Плед

Елена Чернышева 4
      В эти прохладные осенние дни я кутаюсь в большой яркий плед, подаренный мне моей «подружкой».
Однажды, в день рождения я подарила ей маленький подарочек и открытку: « подружке», ее внук спросил:
«Бабуля, кто это ?»
И потом мы часто смеялись, называя так друг друга.
Наша разница в возрасте составляла почти 30 лет.
Дорогая... дорогая Валентина Георгиевна…

       Познакомились мы на работе. Все преподаватели училища, в которое я пришла работать, сидели в приемной, ожидая совещания у директора. Но взор мой выделил именно ее. По возрасту она была явно старше всех, но это была самая яркая женщина. Стрижка, с крупными локонами, сдержанный тонкий макияж, яркий экзотический браслетик. Очень хорошая фигура, всегда в одежде подчеркнута тонкая талия и округлые бедра. Статная, стильная, преисполненная достоинства и при этом такая обезоруживающая , располагающая к доверию, улыбка.
     Мы подружились. Сначала это были просто короткие разговоры на перемене , совместное фотографирование на обще училищном пикнике . Потом мы стали близко общаться с дочерью Валентины Георгиевны Алисой и я часто бывала у них дома.
      Там все для меня было необычным. Отличалось от всех наших домов с классическим набором: стенка, ковер, диван…. В их доме не было телевизора! За стеклом серванта не хрусталь, а книги, альбомы, репродукции картин. На стене рамочка с авторским свидетельством об участии Константина Григорьевича (мужа Валентины Георгиевны) в разработке и проектировании катка «Медео», как специалиста в области гляциологии. И тут же прикреплен небольшой сучек ветки березы в бересте. В комнате Алисы, изготовленный самостоятельно руками папы, стеллаж, от пола до потолка уставленный книгами, папками, журналами.
       Здесь жили люди, которые не по телевизору смотрели путешествия, а сами активно в этом участвовали. Разговаривали в этом доме обо всем! Что молодежи для самоутверждения нужно, прежде всего, приобретение знаний и поиск своего места в жизни, рода занятий, профессии и потом их правильное употребление на благо людей.    Для приготовления вкусного пирога можно использовать рецепт теста, которое очень быстро готовится, и таким рецептом с радостью делились. Здорово своему мужу связать самой свитер и шапочку. Это будет очень дорогой подарок для любимого. И тебе помогали это сделать практически. Книги, которые еще не издавались в Советском Союзе, в распечатанном на машинке виде можно было взять почитать. Так я прочитала Пастернака «Доктор Живаго».
Папа привозил из загранкомандировок не джинсы и магнитофоны, а всем шоколадки и жвачки, иногда колготки для жены. Мама учила дочь шить и вязать и уметь вкусно и быстро готовить.
     И много-много всего, что составляет наши будни, но делает каждый день особенным!
     В зимнее время уютно трещали дрова в печи и было тепло от их добрых сердец- обитателей этого дома!
     Непременным атрибутом интерьера был торшер у журнального столика и кресло. Они кочевали из дома в дом, где жила Валентина Георгиевна и где я всегда бывала.

     Валентина Георгиевна внимательно рассматривала мое лицо и как бы невзначай обронила:
- Морщинки, за которыми тщательно ухаживают, выглядят лучше!
     Когда моей маме исполнилось 80 лет, я принесла фотографию, где были все гости, в том числе и мои подросшие сыновья, которыми мне всегда хотелось похвалиться. Она с улыбкой разглядывала фотографию и вдруг нахмурилась:
-Что это- мама в фартуке? Я ответила:
- Да, она не успела переодеться, хотя приготовила платье, но там были все свои…
Валентина Георгиевна расстроилась                -Как же ты, Леночка, не позаботилась, ведь ей было бы очень приятно быть нарядной среди вас!
    На следующий год ей (В.Г.) исполнилось 80 лет. Она была одета в новый, синего цвета , костюм с белоснежным боа, и выглядела очень элегантно и торжественно!

    Неизменно, когда бы я ни пришла, на столе в ее комнате стоял букет прекрасных свежих цветов. Валентина Георгиевна с нежностью поясняла:
- Это Данилушка принес, он всегда мне приносит цветы.
И я говорила Валентине Георгиевне, что, когда у меня будут внуки, обязательно научу их, что бы они мне тоже дарили цветы!

     Когда то давно, мне рассказывали, что на свое семидесятилетие бабушка одела белоснежный брючный костюм . И когда вошел Данила поздравлять бабушку, он воскликнул:
- Бабуля! Ты как Рафаэлло!
Очень бабушка напомнила внуку рекламу знаменитых конфет, и так он всегда был внимателен к любимой бабуле.

    Когда должен был родиться мой первый внук, я попросила ее молиться и мне было доподлинно известно, что Валентина Георгиевна будет повторять молитву 150 раз, перебирая бусины своими старческими, но красивыми нежными пальцами. Мой внук родился до моего отъезда на служение. Она поздравляла меня по телефону и узнала, что его назвали Мироном. Потом, когда она заболела и, по какому-то ужасному стечению обстоятельств, я не знала об этом, она часто просила Алису напомнить, как назвали моего внука и говорила:
- А! Да! Точно- Мирон!

     Общаясь с Валентиной Георгиевной я всегда замечала, насколько она умеет давать признание людям, которые окружают ее в жизни. Когда у меня происходили какие то новые события - свадьбы сыновей, поездки за границу, моя книга… всегда я ощущала живой интерес, одобрение и поддержку, это меня очень вдохновляло! И так со всеми. С какой любовью она рассказывала о своей внучке Линочке, живущей в Санкт-Петербурге и родившей двух правнучков. Она очень надеялась, что Линочка станет хорошей и мудрой мамой, будет заботиться о своих детках, о муже и его родителях, таких прекрасных и добрых людях. С такой же любовью она рассказывала о своей  подросшей правнучке Анфисе и маленьком Костике, названном в честь прадеда и очень на него похожем.
Данила и Лина - это дети Алисы и Володи.
Ярослав и Алеша - дети Андрея от первого брака с Ириной (музыкантом высокого класса.  Я прекрасно помню как на юбилее Валентины Георгиевны, в училище, где собралась и вся семья, Ирина играла на фортепьяно. Это было так волнительно!).

   Трое правнуков от Ярославчика и Риты живут в Ирландии. И туда Валентина Георгиевна не раз посылала в посылочке оригинально с выдумкой, выполненные своими руками, шарфики и гетры, русские сказки и книжки на русском языке и обязательно денежки от прадедушки и прабабушки.
   Младший сын Андрея -Алеша переехал в Калининград еще будучи подростком. Бабушка с дедушкой всегда следили за его школьными успехами и профессиональным ростом. Рады были, что он стал юристом и имел работу. Когда у них с Наташей родилась первая дочь Анастасия, поддержали его по возможности материально. Вторая дочь Анна у Леши родилась после ухода Валентины Георгиевны; Константин Григорьевич с Алисой отправили внуку небольшую финансовую поддержку, чем очень растрогали Алексея и Наташу. 

     Всякий раз, когда Валентина Георгиевна говорила об их доме - она с уважением и признательностью подчеркивала, как хорошо Володя, их зять обустроил дом, используя всю современную технику и новые технологии. Дом стал ещё удобнее, в бытовом смысле, что бы вести хозяйство, не уделяя этому много сил, внимания и заботы.
    Сколько тепла было в ее голосе, когда она рассказывала, как ей звонил из Германии сын -  Андрюша. Мне было видно, по моему давнему наблюдению в моей семье, что мамы нежно заботятся, сопереживают и жалеют своих дочерей, но без тени сомнения и степени заслуг  они  гордятся своими сыновьями! К сожалению, Андрей звонил и писал крайне редко. Родители смирились с этим, но всегда ждали… За все годы при их жизни Андрей с Олей приезжали только 2 раза : в 2006 году и в 2016 и им Валентиной Георгиевной был подарен первый плед и последний.   
 
    С Алисой у мамы – Валентины Георгиевны, были  особые доверительные отношения с детства и позже особая -духовная связь. Любовь к Богу, истинная вера в Спасителя, послушание и смирение привели их отношения к полной гармонии, доверию и взаимопониманию.

     В восемьдесят пять лет у Валентины Георгиевны стало резко садиться зрение. Меня поражала ее выдержка, мудрость и покорность. Она говорила:
- Я очень благодарна Богу, что это случилось сейчас, а не раньше, все – таки мне уже 85 .

    При этом, моя дорогая ПОДРУЖКА смогла продолжить заниматься вязанием, что никак не ощущала себя бездельницей, ведь она постоянно вязала лет с 35. Мышечная память рук позволяла ей вязать крючком, даже не видя! Алиса начинала квадраты, подвязывала разноцветные нити, а затем собирала квадраты, связанные Валентиной Георгиевной и получался красивейший плед. Таких прекрасных изделий, которые по своей красоте могли бы составить экспозицию любой выставки прикладного искусства и превзойти своей утонченностью, колоритом, мастерством выполнения и, конечно же, теплотой любви, Валентина Георгиевна связала 17. И каждый плед был подарен! Так что теперь не только меня согревает тепло рук Валентины Георгиевны, но и еще шестнадцати!

     Когда пришло время проститься с Константином Григорьевичем, Алиса сказала, что их мама и папа очень любили друг друга. Это и есть твердое основание, тот корень, на который опирается это большое крепкое генеалогическое древо семьи Макаревичей. Под этим деревом всем приятно отдыхать в кругу добрых отзывчивых, внимательных, веселых, остроумных, талантливых, трудолюбивых людей! Верю, так будет всегда в этой семье - из рода в род до тысячного колена любящих Бога!