1 Истоки Русского языка и речи

Сергей Горохов 2
Истоки русского языка и речи.
Почнем,  пожалуй с того, что я вычислил  из современного состояния русского языка.
 Если нас кто-то окликает,  то мы в подавляющем большинстве случаев откликаемся единичным звуком:  – А. В значении Да.  А  вот если мы хотим обозначить  противоположное значению Да. т.е. нет.  То мы  это дело обозначаем удвоенным А. Т.е. А_А. Например. Был в магазине?   - А_А.
 Но и сейчас достаточно часто можно услышать, что вместо того чтобы откликнутся: - А. Откликаются звуком: -  Ы.  Ну,  или нечто похожее на Ы. Но еще чаще можно услышать вместо А_А, в значении Нет. Двойное Ы_Ы.
Например. Будешь есть?  - Ы_Ы.   
  Из этих примеров, четко просматривается  такая постановка кодировки. обозначений.  Когда одним звуком  обозначается нечто одно, а вот этим же звуком, но удвоенным. Обозначается ему  противоположное. И точно такая же ситуации имеется с кратким и долгим произношением одних и тех же звуков. Кратко произносится, обозначается одно. Например, краткое  У. Это рядом, близко, тут, например, У стола, У вагона, и т.д.    Долго произносится,  обозначает противоположное. Например, У-у, как далеко. 
 
 Но здесь надо учитывать и то,  как произносятся удвоенные звуки, в данном случае А_А, и Ы_Ы. 
Или оба произносятся быстро, кратко,  или оба  произносятся с растяжкой, долго. Или еще как-то.    В силу чего,  или за  счет этой разницы в произношении, с растяжкой или без оной.  Как впрочем,  и за счет удвоения звуков, обозначаются совершенно разные смысловые единицы, значения. И во многих случаях, прямо противоположные, оборотные, наоборот.
  Т.е. мы имеем  все тот же, например  звук А вообще, но применяя его с разной долготой, с удвоением или без,  и создавая комбинации,  кратких, долгих, одинарных, удвоенных. Мы имеем возможность обозначить сразу несколько смысловых единиц, значений.  Что мы собственно постоянно и делаем. Но все это делается,  всего одним и тем же звуком А. А лучше сказать, при помощи звука А. 
 Потому как этот звук может быть заменен, на другой, и этот новый  звук может исполнять ту же самую роль. Главное, чтоб все знали, что применяется не звук А,   а какой-то другой. Но в той же самой роли.
 Т.е. нам важны не сами нами произносимые звуки при говорении. Задненебные или переднее небные.  Не их артикуляция. А важно,  что эти звуки,  какие смыслы, какую информацию обозначают, кодируют.   
Что мы собственно зачастую и делаем. Заменяем звук А  на звук Ы,  и также как и А_А, произносим с удвоением, Ы_Ы. Но обозначаем все то же самое значение: -  НЕТ. 
По поводу звука А, и почему в этом значении,  и у кого он позаимствован, у Оленя. Все более менее прозрачно.
А вот по поводу звука Ы и ему подобных по происхождению. История очень интересная. 
   
Звук Ы и его собратья по происхождению. В частности Й, Ъ и Ь.   явно ни у кого не приобретены, не заимствованы.  Этот  чисто человеческие звуки. 
  Так же чисто человеческими можно назвать и некоторые носовые звуки. В частности несколько похожие на М, Н,   на Ы и У.на ГН, ГМ, ну и  Иг, конечно.
 Все эти звуки, как отдельные носовые, например, Н и М, У и Ы,   так и звукосочетания, ГН и ИГ,  легко воспроизвести и услышать собственными ушами. Важно только произносить их не открывая рта. И тогда они будут получаться чисто носовыми. 
 Нечто похожее на ИГ, нужно произносить на вдохе. Но опять же с закрытым ртом.
 Но эти носовые звуки, это не чисто единичные звуки. А скажем звукосочетания, или слоги. Например,  произносимый, хоть кратко, хоть долго,  носовой М или Н, или У и Ы,  Все равно сопровождается звуками выдыхания,  придыхания. Который можно обозначить примерно так, Ф. И этот отдельный Ф, произнесенный носом, как на вдохе, так и на выдохе.   В свое время применялся в качестве знака, кода, в носовых языках.
В любом случае, чисто носовые звуки в человеческом восприятии,  а соответственно и представлении, это, в большинстве случаев,   слоги, звукосочетания.   
Особое место,  в носовых звукосочетаниях,   занимает  звукосочетание ИГ или ИК, как при икоте, которое произносится на вдохе. В котором последний Г, не сопровождается, звуками выдыхания. Как бы проГлатывается.   
А вообще на этих носовых Гм, Гн и ИГ. Основаны  слоговые рече языковые системы, или системы кодировки. Системы обозначения информации. В которых какие – то смыслы, обозначаются исключительно только слогами.   
Потому как если оперировать ртом. Тогда,  например звуки в ГН,  можно произнести раздельно. Г и Н. А вот если оперировать носом,  с закрытым ртом, то можно произнести только слог, ГН, но раздельно Г и Н, воспроизвести не возможно.      
А вот звуки Ы и Й, а равно и Ъ и Ь.  это звуки произносимые не носом, а ртом.   Но и между этими звуками, Ы и Й. Тоже есть принципиальная разница.
Звук Ы не сопровождается звуками вЫдЫхания, потому как он сам и является  звуком  этого самого выдыхания. Как впрочем, таковыми звуками являются все так называемые сейчас гласные. А лучше назвать их чисто горловыми.  Тогда как звуки,  произносимые с закрытым ртом, нужно назвать чисто носовыми. Но есть звуки, которые произносятся с помощью рта и носа одновременно. Но это отдельная и очень интересная история.
А вот звук Й, при его произношении ртом,  сопровождается звуками  выдыхания/придыхания. и,  его, по современной классификации, На полном основании можно отнести к согласным.
О типах людей древности.

  По разным источникам, в частности археологическим и  языковым, что мне ближе всего.  С достаточной точностью можно судить, что в древних временах имелось несколько типов людей. И здесь имеется в виду, что эти  люди,  разделяются  не по типу, например, кожи или лица. А по типу устройства органов речи. Т.е. тех органов, посредством которых мы произносим звуки вообще, и звуки речи, в частности. 
       
 Все эти  типы людей,  на первых порах,  только чисто человеческими звуками, как носовыми, так и ротовыми,   в основном и  общались, кодировали, обозначали и передавали информацию, смыслы.   А уж у потом стали заимствовать звуки, подражать,  животным, птицам, пчелам, и вообще насекомым, звукам от удара камень о камень,  и т.д. 
 
 Но  во всех случаях заимствование подражание, производилось так, что звук,  произносимый, например,  каким-то животным. Заимствовался вместе со значением, вместе со смысловой единицей. 
 Т.е. если животное  каким-то звуком что-то обозначало, например, если позвать коров, то она откликаются нечто подобным Мы-ы. Где Ы произносится долго.  То это Мы, подобно коровам, люди применяли в том же самом значении, т.е. для обозначения самих себя, во множественном числе. Что мы собственно и по сей день делаем. В том числе и этим Ы, как в Мы-ы. Обозначаем множественное число, не только самих себя, но по уподоблению, и чего-то еще. КоровЫ. вагонЫ, дельфинЫ, и т.д.      
 В этой ситуации, Мы-Ы, является базой, для уподобления, сравнения, привязки, вычисления того, что, какое значение, смысловую единицу,  этот Ы обозначает, и в других словах в конце оного.   
  Т.е. нам достаточно знать,  что обозначает Ы, в  Мы, как базе для дальнейших вычислений, т.е. нас самих во множественном числе. То мы видя, точнее,  слыша, Ы в конце слова дельфинЫ, или кергудынЫ, и т.д. уже знаем, вычисляем.   Что нечто имеется, как и мЫ, во множественном числе.  Если мы знаем, что обозначает дельфин, то мы вычисляем, что дельфинов имеется несколько, некоторое множество.
 Но вот мы  еще не знаем, что обозначает слово кергуду, но из наличии Ы, в кергудынЫ, мы уже можем сулить, что этих кергуду имеется несколько. Также мы знаем значение  указателя в виде Н,  и уже можем судить, что это такое кергудыН или кергудуН. В частности к  какому классу понятий он или она относится.
Таким образом, если вычислять поэтапно, что обозначается словом кергудыны, То лучше вычислять с конца   И добираться до базы, по принципу с ужения круга.   А потом, если база не с левого края, надо начинать вычислять смысловые единицы справа. И опять до базы. 
 
Если говорить о типах людей, по устройству их органов речи.
То в древности, один тип людей,  скажем носовики, общались, кодировали нужную информацию, преимущественно носовыми звуками, которые обозначали какие-то смысловые единицы. Например, здесь, там, вперед, назад, хорошо, плохо, больно, горько, радостно.  Вкусно, не вкусно, съедобно, не съедобно, опасно, не опасно,  люблю не люблю. нравится не нравится,  и т.д.
Носовики

 Почему же эти носовики по преимуществу общались только носовыми звуками? Да потому, что их ротовые  органы речи, горло, язык, нёбо и т.д.  Были и есть,  устроены так. Что они могли  произнести ртом минимальное количество звуков различимых между собой ухом человека.   И им приходилось, что-то обозначать преимущественно носовыми звуками. Не по прихоти, а по нужде. В силу необходимости. 

 А вот люди другого типа, общались, кодировали,  обозначали информацию, смыслы,  преимущественно ротовыми звуками.  Потому как их органы речи, могли производить значительное количество  разных в произношении звуков. В том числе и подражать в произношении  животным, птицам и т.д. Тогда как носовики, этой возможности были лишены.
Но чисто ротовики, например,  монголоиды,  были и есть, лишены возможности  общаться носовыми звуками,

 Но и среди, в общем случае,  ротовиков. Тоже имелись  разные типы людей. И напомню, речь идет о типах людей, зависимо от того, какие они имеют органы речи.
Ротовики. Горловики и Щелкачи.
   
Среди ротовиков различались, да и сейчас различаются, горловики и,  скажем щелкачи.
 Горловики, это те,  кто  мог прекрасно выводить и различать на слух разницу,  различные горловые звуки, сейчас их именуют гласными.   Т.е. в таких языках, системах кодировки для обозначения смысловых единиц,  применялись и применяются преимущественно гласными. Количество их, и их вариантов произношения,  доходило, да и сейчас доходит, до нескольких десятков, и даже сотен. 
 
В общем,  у чисто горловиков, все было точно также, как и у носовиков. 
  Но только носовики по преимуществу изъяснялись, обозначали какие-то смыслы, значения,   носовыми звуками.
Например,  колыбельные песни,   исполняли, тоже  носовыми звуками. 
В силу того, что  носовые языки очень сложные, как по произношению, так и по улавливанию и различению носовых звуков.  То обучение языкам производилось по сути с пеленок.
В частности, матери прикасались к какой то части ребенка, и это прикосновение сопровождали каким-то звуком. А если тыкали несколько раз, сопровождали другим или  многократным звуком. Ну и т.д. 
 Таким образом, ребенок еще с пеленок, на уровне ощущений, как это сейчас называют первой сигнальной системой, соотносил слышимые звуки  с какими то понятиями, в частности разного вида действиями.
И когда он подрастал,  и слушал речь взрослых, он в этой речи уже улавливал о чем говорится. Потому как то,  что обозначает звук, или звукосочетание,  он усвоил младенцем на уровне ощущений.   
 
К сожалению, эта система, или вид обучения языку с пеленок, через ощущения, через первую сигнальную систему,   утеряна.   
 В основном утеряны знания  и о том, что обозначали, носовые звуки у носовиков. Хотя это тоже вычисляется.  Потому как современный русский язык, как система кодировки, базируется именно на постановках, правилах, модели   носовых языков. Только носовые звуки заменены ротовыми.   
 Выше я уже отмечал, что людям, т.е. всем нам.   Не важно, каким звуком, горловым или носовым, и вообще хоть каким. 
И вообще хоть чем.  Жестом, мимикой, рисунком, прикосновением пальцами, подмигиванием глазами,  и т.д.
 Людям важны сами смысловые единицы и их сочетания. .    В частности важны признаки и их размерности.
Например, что какой-то зверь имеет признак: -  Опасен.  Но и важен размер, степень этой опасности. Потому как медведь, как его раньше именовали буР, рычащий, очень опасен. И может загрызть и даже скушать человека.
А вот какой ни будь баРсук, тоже опасен, хорошо может покусать.  Но не съест, а раны заживут.      
Т.е. баРсук менее опасен,  чем медведь, буР.  Размерность опасности от барсука, меньше чем от медведя. Прущего буРом, напРолом. 
 Но людям важны  и сочетания признаков, а соответственно и их размерностей, которыми обладает, например, тот или иной объект.
Например, баРсук, опасен. Но он обладает и признаком,  смысловой единицей, съедобен, пища.  И  эти признаки,  съедобен – несъедобен. Тоже  очень важны людям. Потому как кушать всем хочется. 
.
 Другие примеры. Объект может быть зеленым и круглым, одновременно.  Красным и квадратным, одновременно.
 То,  что какой-то объект является зеленым и круглым.  Или белым и сладким, одновременно.   Это его, объекта,  два   признака. В частности,  белый и сладкий.
  Но этот же объект, может обладать и третьим, и четвертым, и пятым и т.д. признаком.  Он может быть, не только  белым и сладким.   Но еще и твердым, или рассыпчатым, или мягким.  И вот по этим нескольким признакам, имея для них обозначения. Можно описать этими  признаками,  Например,  белый, съедобен, сладкий, рассыпчатый,  и т.д.   Какие угодно объекты. А через соотнесения с  объектами,  например, как сахар,  какие угодно понятия. И  хоть в каком количестве.
 Но если мы отмечаем размерности, качества, степень  признака. Например, сладкий, это обобщенный признак. Но у сладости может и  имеется степень этой сладости. Как у медведя и барсука степень опасности,  Один очень сладкий, аж приторный, а другой, только чуть сладкий. Чуть слаще морковки.      
 То мы можем  признаками  их размерностями,  чем обладает объект, описать, более подробно.
Например.  Белый, ( но слегка сероват), сладкий (как мед), рассыпчатый (как (сиси) песок). То мы уже знаем тонкости признаков этого объекта. 
Вследствие чего,  мы можем, не видя объекта, но по его описанию, вычислить, догадаться,   что это такое.
Сейчас такие знаки, обозначающие целые массивы.  В частности совокупность нескольких признаков, нескольких смысловых единиц,  которыми обладает объект. Белый, сладкий, рассыпчатый.  И  размерностей, качеств этих признаков.  Именуются словами.   
Щелкачи

Щелкачи тоже ротовики. Но в отличии от горловиков. Они для обозначения смысловых единиц, а соответственно и их массивов, служащих для обозначения целых объектов или понятий.
Применяли преимущественно  те  звуки, которые мы сейчас именуем  согласными.  И это была  не прихоть, это была необходимость.
 Горловые звуки, точнее множество горловых звуков, всяких и разных,   как это могли произносить горловики. Щелкачи произносить не могли. Ну,  так у них были устроены органы речи. 
В силу чего шелкачам приходилось те же самые признаки, обозначать  уже не носовыми, и не горловыми звуками. А по преимуществу теми звуками, которые мы сейчас именуем согласными.
 В силу чего,  согласных  звуков, даже в виде жужжания, или шипения,  для обозначения  каких –то признаков и их размерностей. В общем случае,   значений, смысловых единиц.   У щелкачей применялось и применяется очень много. Десятки и сотни.  А гласных, горловых, по минимуму.  В некоторых случаях всего один. Все остальное обозначается, исключительно только согласными, вплоть до того, что шелканьем зубами.
 Точно также, как у горловиков применяется сотня гласных, горловых,  по разному произносимых. Долго, кратко, протяжно, с выдохом, без выдоха и т.д.  А вот чисто согласных, по минимуму.  В некоторых случаях. Всего один.

 В общем-то во обоих случаях,  как у чисто горловиков. Так и у чисто щелкачей, был перехлест. Но у одних в сторону гласных, горловых. А у других в сторону согласных, шелкающих, жужжащих, цокающих, шипящих и т.д.
 А у носовиков, вообще имелся очень ограниченный набор  ротовых звуков, которыми можно было что-то обозначить. 

Еще раз повторюсь, перехлест, это не прихоть, это необходимость. Это зависимость, не от состояния ума, а  от устройства органов речи.
 
В силу чего, у шелкачей, например,  звук Ш.  Мог и может произносится,  и долго, и кратко, и тише,  и громче,  и еще как-то.  И по сути Ш выполняет  роль гласного.
 Но в каждом различном произношении этого Ш. Обозначают совершенно разные смысловые единицы. В частности признаки и их размерности. Тогда как горловики достигали и достигают этого же самого. Но за счет разного произношения  одних и тех же гласных, горловых звуков. 

 У разных видов кодировки информации, горловыми, щелкающими, в общем случае ротовыми, и носовыми звуками.   Имелись как преимущества, так и недостатки.
 Которые мы сейчас бегло рассмотрим. Ибо если это описывать скрупулезно, то надо проводить тщательные исследования и приличное изложение.
 На что у меня, попросту нет времени. Но думаю, и надеюсь,  что наши филологи займутся этим вплотную. Ибо это как раз и есть их работа. за которую им, к тому же зарплату платят. А они от работы отлынивают.
Кодировка, обозначения носовыми звуками.      

 У носовиков, основные недостатки заключались в следующем.

  Количество звуков,  которые можно произнести носом, и отличить их ухом друг от друга. Очень ограничено.
  В силу  чего, для обозначения, кодировки  информации приходилось  из этого ограниченного набора звуков,  как знаков, собирать всякие разные комбинации и конфигурации.
В силу чего  получались,  например, такие комбинации,   ГМ-ГМ. ГНМ- ИГ, ГуН-Н.  и т.д.  Пример, условный.
  Но получались, сочетания и  комбинации не звуков,  а комбинации значений,  смысловых единиц, обозначаемых этими звуками. Т.е. то что мы сейчас именуем словами.
 Потому как  людям важно не само правильное произношение звуков, а то,  что эти звуками обозначается. Но и произношение, как можно ближе к образцу, тоже очень важно.
Потому как если звук произнесен неправильно, то он слушателем сопоставляется с другим образцом, который обозначает совсем другое.  И наступает: -  Моя твоя не понимай. И я уже отмечал, что носовых звуков не много, уловить между ними разницу, очень сложно на слух. В силу чего носовики обучали своих детей с самых пеленок. 

Из-за малого количества носовых звуков, носовикам, звуки и их сочетания приходилось удваивать, утраивать, и даже произносить их многократно. Менять их местами для обозначенифя других значений.  А также применять другие уловки.   Например, если один носовой Н обозначал бездействие, стояние,    то два НН, обозначали действие. Пример, условный.
По сути,  носовикам приходилось создавать комбинации.  Которые обозначали совершенно разные информационные/ смысловые единицы. 
Например, опасно, тяжело, много, мало, быстро, тихо, кругло, сладко, и т.д.
 Потом эти  смысловые единицы складывались, и получался уже целый смысловой массив.  По сути то, что мы сейчас именуем словом и предложением.   
 В силу чего речь, или слова,  из носовых звуков были очень длинными.   Промежутков, или пробелов, чтоб  увеличить скорость передачи информации, имелось по минимуму.      

  Носовикам, по нужде,  что бы увеличить  количество и качество передаваемой информации, смыслов,   приходилось разрабатывать и применять  целую систему кодировки, обозначений. В частности создавать комбинации звуков. 
Нечто подобное имеется в азбуке Морзе. Звука всего два. Один короткий, другой длинный. Но комбинациями, длинного и короткого звуков,  обозначаются,  сразу,  скажем тридцать-сорок звуков человеческой речи. А точнее букв.   
 Но в азбуке Морзе,  комбинациями точки и тире, обозначаются буквы.  А в языках и речи,  комбинациями звуков обозначаются смысловые, информационные единицы.  Сочетаниями  которых, как совокупностью признаков,  что мы именуем словами,  обозначаются  целые объекты и понятия.    
 

С одной стороны ограниченное число звуков для  обозначения множества смысловых единиц, признаков,  у носовиков было недостатком.
  А с другой стороны, это было достоинством. Потому как носовикам, по сути,  по нужде, по необходимости, из этого ограниченного набора звуков.  Которые,  можно было применить в качестве  знаков, кодов. Приходилось думать, изощрятся,  как этим ограниченным набором,  закодировать и передать много и разной информации.
 В силу чего,  по сути,  приходилось создавать довольно сложную систему кодировки и  передачи информации. То,  что мы сейчас именуем языком и речью. 
 Чтобы разработать такую систему, нужны были, что можно назвать, языковые школы. Или, говоря современными понятиями,  институт языка и речи.
  Т.е. некоторое количество людей носовиков целенаправленно занимались как созданием, так и усовершенствованием  системы кодировки. Более того, эти знания кодировки нужно было,  как-то донести внедрить среди соплеменников.  В силу чего нужно было вводить то,  что мы сейчас именуем общеобразовательные школы. И когда мать обучала младенца языку, когда он   еще был в пеленках, примеры такого обучения я приводил. Это была придумка этих работников школ. Чтобы ребенок обучался сложному языку, как только родился. И мать ребенка, по сути,  являлась первым  учителем словесности.  Но рекомендации матери давали работники института родного языка. А потом это вошло в традицию.
Но если появлялись какие-то изменения, усовершенствования  в системе кодировки. То эти новации через матерей преподавались младенцам. В силу чего, все произведенные новации в языке, дети не воспринимал как новации. Потому как они им с пеленок были родными.
С появлением целой системы кодировки посредством носовых звуков.  Составлением  комбинаций, массивов, скорость передачи информации было не очень высокой.

Также носовыми звуками можно было передать информацию, в отличии от тех же горловых, на небольшие расстояния. Т.е. носовые звуки невозможно было произнести громко. Чтоб их было слышно на значительные расстояния. 
 В силу чего расстояние передачи информации,  было не не очень большим. К тому же, чтоб отличить один носовой звук от другого, на значительном расстоянии.   Надо было иметь слух как у собаки. По сути,  носовой язык, это комнатный язык.
 Но опять же,   это обстоятельство, будучи недостатком, подвигало носовиков создавать альтернативные способы кодировки и передачи информации. Какими-то условными, но уже не звуковыми знаками. В частности жестами, какими-то метками, и что по сути можно назвать зачатками письменности.
 Но письменности не звуковой, а письменности смысловой. Когда знак обозначает ни какой-то звук вообще, как это имеет место быть в нами применяемой сейчас письменности.  А метка, жест, рисунок, закорючка   и т.д. обозначал какой-то смысл.
  В частности какой-то приказ или предостережение. Т.е. носовикам, в силу необходимости приходилось создавать нечто подобное тому, что сейчас именуется дорожными знаками и смысловой письменностью.  Знаками смысловой письменности, являются иероглифы. Когда иероглиф обозначает ни какие-то звуки, а напрямую, какие-то смысловые понятия.
Еще раз отмечу, что введение и наличие смысло знаков у носовиков, письменных, рисуночных, жестовых, иероглифов,   была необходимостью. Ибо  носовики, просто бы не смогли выжить.
Т.е. помимо того, что носовики должны были иметь слух как у собаки, но и глаз как у орла.
Более того. 
 В силу того,  что  носовики не имели возможности, например, на охоте, быстро и на расстоянии обмениваться  мнениями, как  и куда гнать например кабана или лося.
То чтобы скорректировать действия в будущей охоте между её участниками.
 То им,  перед охотой,  нужно было составлять предварительный план охоты. Который,  доводился до всех кому предстояло участвовать в самой охоте. Ибо, как я уже отмечал, скорректировать действия, обменятся мнениями,  между участниками охоты, во время оной, не было.
И каждый участник охоты потом,  действовал в соответствии с этим заранее утвержденным планом. Таким образом, появилось то, что мы сейчас именуем, тщательным планированием предстоящего мероприятия. В том числе и в военной сфере.
  По сути, это предварительное планирование,  осуществляемое носовиками по необходимости перед охотой, стало прообразом всяческого рода, сначала охотничьих, а потом и военных тактик.
Но так как приемы, тактика  охоты со временем были выработаны.   То чтобы каждый раз не доводить план и тактику охотничьего мероприятия.  Появилась нужда вводить школы, где обучались уже с детства  охотничьему, а потом и всему остальному ремеслу. Ибо объяснить, привить  ремесло по ходу дела, быстро и понятно,   было очень сложно. Если вообще возможно.  Носовой язык все это ограничивал.
В общем,   в силу необходимости, вводились школы, где обучали разному виду ремесел. Что  в свое время называлось детинцами.
В общем,  все эти недостатки носовых языков, носовикам приходилось компенсировать другими способами и методами. В частности, предварительным и детальным планированием предстоящего мероприятия.  И практическим, а не на словах, предварительным обучением.
  В ходе планирования,  не на словах, потому как их было в ограниченном количестве, составлялись  и вычерчивались какие-то  схемы,  как в чертежном, так и рисуночном виде.
Остатки чего на петроглифах, как на школьных досках,  можно найти в невообразимом уму количестве. Т.е. все эти исписанные камни, являлись писчей бумагой.  Более того, появились и первые зачатки, скажем географии. И что по сей день сохранилось в так называемой мужской Юкагирской письменности.  Ну,  а вот все эти хитросплетения носовой кодировки, можно наглядно увидеть, в так называемой женской Юкагирской письменности.
Но потом, нанесение, высечение петроглифов  резко прекратилось. 
 Почему? Ответ очень прост. Точно потому же, за исключением Здесь был Вася, почему не высекаются петроглифы сейчас.
  Потому как в этом не стало необходимости.  Просто появились множественные детинцы, по современному,  школы.  По сути общеобразовательная система. А вместо камня как писчей бумаги и школьной доски,  стали применять  аналоги бумаги.  В частности воск, бересту березы,  а вместо классной доски, стол. А во многих случаях стены печки.  Почему мы и по сей день имеем такое выражение: -  Плясать надо от печки.
 По сути,  печка, точнее,  что на ней было изображено,  являлось учебником, классной доской. Где изображались Изразцы. А для чего они были нужны, в качестве какого учебного наглядного материала применялись, описано в других статьях.   
  В общем,  у носовиков, достоинств по части  кодировки и передачи  информации посредством носовых звуков, по сути не было. Но отсутствие достоинств у  носовой кодировки приходилось компенсировать другими способами.
В частности, разрабатывать систему кодировки, с весьма ограниченным набором звуков, которые можно было применять в качестве знаков.
Вот и появлялись всякие вставыши,  базы и движки, скобочки, один звук обозначал сразу три и более значения, и т.д. И все это составлялось в одну длинную  цепочку. Как это все и по сей день выглядит в  табасаранском,  и например,  финском  языке.
Можно ли вычислить, какие носовые звуки и их комбинации и интонации, обозначали в древнее время? 
Да и их и вычислять и не надо. Все это, конечно в остаточном виде можно прослушать и сейчас. Нужно только прислушаться,  как общаются  в быту современные русские. И вы это услышите собственными ушами.  В частности, носовой звук одобрения.. Ну и это носовое Ы, в значении да, и двойное носовое Ы-Ы, в значении нет.  В последствии,  эта оборотная постановка кодировки,   это носовое Ы, ДА, и двойное носовые Ы-Ы, Нет. Была перенесена на горловые звуки. Почему мы и по сей день, на оклик откликаемся А. В значении Да. А двойной А-А, применяем в значении нет.    
Возникает вопрос.  Имели и применяли Ли  носовики в качестве знаков ротовые звуки. 
   То,  что они имелись,  не вызывает сомнения. Но их набор тоже был весьма ограничен.  И по большей части, носовики могли произносить ротовые звуки.  На сильном выдохе.  Или на сильном вдохе. Чтоб их, а соответственно и смысловые единицы ими обозначаемые,  можно было отличить друг от друга.
В общем-то, все эти ротовые звуки произносимые носовиками, произносились с хрипотцой. Ну,  так у них были устроены органы речи. По другому, не могли.
 Звуки эти были несколько похожи на Ы, Й, на  У и В,  выдувной, выдыхной.  Х,  Е, Р, с хрипотцой. Явно,  что был и такой, ИГ или ЫГ.  Который,  произносился на вдохе.   Когда последний Г  как бы прогладывается.    Ну,  в общем, все это можно прослушать в любой момент.  Произнося эти звуки самому.
А на некоторые, можно полюбоваться в Кириллице. В частности на это звукосочетание ХЕР.
   
  Выстраивать из этих отрывных, скажем отРывных, или Херовых  для произношения звуков,  скажем слова, а уж тем более  предложения, и мило воркуя общаться.   Было довольно сложно, если вообще это было возможно.
   Но носовикам, выстраивать предложения из этих, скажем отрывочных и с хрипотцой  звуков, и ворковать ими,  было и не нужно. Ибо для воркования у них имелся носовой, комнатный   язык. Комнатная, хорошо разработанная система  кодировки. Носовыми звуками.
Этими Херовыми ротовыми звуками, можно было создавать  только отдельные слова, или выражения.
 Грубо говоря,  в два-три слова максимум. 
И особо отмечу. Средствами этого, для носовиков,   внешнего языка,  обозначались не малые смысловые единицы, а целые понятия.
Например, такие.   Как действуй, работай, вперед,  в атаку, что явно обозначалось звуком Х-х на выдохе.  Что и до сих пор сохранилось в таб. языке.  Явно что отрывочным звуком У, обозначалось какое-то направление, которое указывалось  рукой, жестом.
Явно что отрывочным звуком Й, обозначалось понятие здесь. Но если оно переносилось в конец предложение, обозначало там.  Звуком Р, с хрипотцой, обозначалось  нечто подобное современному Ура, или Рви.
Например. Если подавалась команда отряду охотников, воинов, или отдельному воину. То все это делалось ротовыми с хрипотцой звуками.
.
Получалось примерно следующее. Х (действуЙ). У  (напраление), Й (туда, в какое то место конкретно)  Р, (яростно и умно действуй, как человек и  воин).
 Ну и,  в общем-то.  Это, по тем временам предложение, по современным понятием слово. Известно каждому современному русскому, если для него русский родной с детства.
Язык вещь очень консервативная.    
Явно,  что и эти ротовые звуки у носовиков, являлись чисто мужскими. Звуками командами охотников, воинов. По большей части командные, посылательные, ну и ругательные конечно,  и т.п. 
 Сейчас бы мы такие чисто мужские звуки и чисто мужские значения, назвали матерными. Эмоциональными, возбуждающими и возбудительными.
 Но вот когда носовики общались  носовыми звуками в комнатной обстановке.  То при нужде выражения эмоций, в частности злости.
 Носовые звуки перекрывали, заменяли  ротовыми, по сути матерными. Как бы сейчас сказали, перекрывали: -  Крыли матом. Так что это ЫВЫ, ЯВЯ, вместо УЗУ, любой русский, по смыслу,  назвал бы :- Кроет, или перекрывает,   матом.   


 В общем, из наличие двух языков, внутреннего, комнатного, теремного,  которым объяснялись в любви и главное, планировали мероприятия. И языка внешнего, короткого языка команд и выражения эмоций, в частности злобы. Давало носовикам перед другими, скажем народностями, а точнее шелкачами и горловиками,  очень большие преимущества.
 .
Но, эти ограниченным числом ротовые с хрипотцой звуки, можно было применять для обозначения,   например, кратких  команд, ругательств, выражения нахлынувших эмоций, усталости,  в том числе и излитЫе злости,  и т.п.
Таким образом,  у носовиков складывалось сразу два языка. Две различных системы кодировки информации.  Один носовой, внутренний, комнатный, для ведения комнатных задушевных бесед и планирования  каких-то мероприятий. В том числе охотничьих, военных, строительных и т.п.
 А вот в процессе осуществления мероприятия, применялся этот,  скажем,  очень краткий  язык команд.  Который, даже  современным русским,   очень даже хорошо известен. 

Продолжение следует.