Букет, который не забыть

Светлана Юшко
Уже  и  не припомню, сколько мне было лет - наверное, двадцать. Я оказалась на "Вечере  молодых учёных". Собралась  немногочисленная компания людей, двигающих колесо науки.
Безусловно, в ту пору я ещё не имела  никакого отношения к ним, а пригласил меня на сие мероприятие, ни больше ни меньше, сам организатор, историк, доктор наук С.Модиевский. Он(С.Модиевский) являлся супругом моей подруги,знавшей меня с детства.

Выступал университетский профессор, недавно вернувшийся из-за рубежа,где читал цикл лекций по биологии в течение полугода. 

На дворе время Железного Занавеса,и простые смертные могли выезжать исключительно в социалистические  страны.Капиталистическая заграница нам и не снилась. 

Лектор был необыкновенно хорош, уи это  обстоятельство явно мешало совершить вместе с ним виртуальное путешествие в далёкие государства.Он демонстрировал  слайды,комментируя изображения, рассказывал об особенностях жизни  норвежцев, бельгийцев, шведов. На
 экране мелькали тюльпанные поля и озера Голландии, одинокие сказочные домики в Альпах, гигантские скульптуры  Густава Вигеланда в Осло. 

Его слаженная речь, прекрасная внешность, обаяние, экскурс в  таинственный мир запали в душу. С тех дальних пор я успела побывать и в интересных местах,и поучиться у много кого. Видела,слышала и всемирно известных научных корифеев, и мэтров, и непревзойденных рассказчиков, но образ того университетского профессора  никем и ничем не затмился.То,что когда-то поразило - удивило, запоминается на всю жизнь.

***

Прошло немало времени. Институт окончен. Врачом работаю  больше  десяти лет. Недавно перевели меня из городской  поликлиники в ведомственную, где обслуживаются депутаты,члены правительства, профессора, заслуженные деятели культуры.

Утро. Я в кабинете принимаю больных. Меня в срочном порядке снимают с приёма,так как необходима консультация  невролога на дому. Едем в академический городок,где живут учёные высокого ранга:доктора наук, член-корреспонденты,академики.

Поднимаюсь на нужный этаж. Звоню в дверь.Через минуту появляется женщина
,с трудом удерживающая равновесие. Она явно нуждается в помощи. Говорить не может. Но я знаю,что больна не она. Я прохожу в зал.Там на диване  лежит мужчина.

Сколько лет прошло с того  незабываемого вечера? Не меньше  пятнадцати.Высокий лоб,правильные и  благородные черты лица, грива  поседевших густых волос.Его  невозможно было не узнать.

Бессознательное состояние, частое  поверхностное дыхание,"маска  Гиппократа"- все признаки ухода в другой мир. Становится плохо.Плохо оттого,что такой могучий столп повержен
.Он не стар.Ну, за шестьдесят.Самую  малость. По симптоматике - обширное  кровоизлияние в мозг, несовместимое с жизнью. Счёт идёт на часы.Рядом с  больным сын. Жена находится в  другой комнате - пьёт сердечные капли. Остаются только слова. Слова утешения.

Инсульт развился ночью.Супруга  позвонила сыну в Дубну.Он вылетел из Москвы первым рейсом.В квартире  уже побывало несколько"Скорых":и  кардиологическая,и неврологическая,и реанимация. Но,к сожалению,все  бессильны.Я в этом доме только по  одной причине - должна сделать запись  в медицинской карточке о текущем  состоянии.Это формальность.Но соблюсти её необходимо.

Сын подходит и тихонько говорит: "Прошу,госпитализируйте папу. Мама  очень слаба, она не выдержит...(не  выдержит момента наступления...)"

На раздумье и ответ в моём  распоряжении одна секунда.  Предполагаю,что до этого с такой  просьбой он уже обращался к врачам,  приезжавшим до меня на вызов.  Конечно,все отказали.Находящегося
 в агонии нельзя транспортировать. Любое движение приближает умирающего  к небытию.Это закон. Нарушивший его несёт административное наказание.

Что я могу сделать для человека,память о котором носила в сердце все эти годы? Такие люди, как профессор, делают нашу жизнь интереснее, осмысленнее, наполняя её светом. Я ничего не ответила парню и не сказала,что когда-то,давным-давно, присутствовала  на лекции его отца,что тот произвёл на меня неизгладимое впечатление, и я 
готова понести любую кару,заплатив  неимоверную цену,но помочь,если не ему, так семье.

Позвонила диспетчеру неотложной  помощи и заказала в срочном порядке карету-перевозку. Оформила   направление в больницу.Спустя минут  двадцать, прибыл специально  оборудованный автомобиль с санитаром и  фельдшером и увезли пациента в  стационар,где он,не приходя в  сознание, умер. Никто не поставил  в упрёк мой поступок.В любом правиле  есть исключение.И в таких случаях  придумываются целые легенды - к  примеру,дома никого нет,присматривать некому и т.д.и т.п.

Прошла неделя.И на пороге кабинета  появляется сын профессора.Высокий  симпатичный человек тридцати пяти лет с букетом. 

- Понятия не имею,где продаются в  вашем городе цветы.Еду в аэропорт, зашёл попрощаться и поблагодарить за  маму. У неё хрупкое здоровье.На  волоске, буквально,висит.Она бы не  перенесла смерть отца. вы спасли ей  жизнь!На пенсии она, живёт обособленно,друзей нет. Растерялась. А я,как окончил школу,уехал в Россию учиться,там женился и никогда с тех пор не приезжал сюда.Одноклассники тоже все разъехались. Даже не к кому  обратиться за помощью, чтобы мама не увидела,как отец умирает.Вы нас выручили! 

А цветы он купил на остановке,где   торгуют старушки,живущие в частном  секторе,неподалеку от академического  городка. Композиция из огородных  васильков,георгин, астр долго украшала кабинет,наталкивая на грустные мысли об ушедшем...