Венок сюжетов-3. Опыт иллюстрации отечественной ис

Виксавел 2
                ЗНАЕМ, КТО  ЖИТО ДЕРЖИТ !
               
 
               

                I

     И тут вдруг из лесов хмурых, из лесов северных волхвы появились.
     Двое: Внезд и Угоняй.
     И начали на торжищах и на улицах всяких людишек учахом, елику можахом.
     А можахом они - будь здоров!
     Волхвы ж не боятся могучих владык. И княжеский дар им не нужен. Правдив и 
     свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. А воля у каждого неба своя. Как,впрочем, и доля земная. И что ожидает с грядущего дня нас с вами - мы с вами не знает. А знают они или нет, то решит история эта простая: сюжет её струнами дивно звенит и в дальнюю даль зазывает...
     Короче, не будет отвлекаться...
     Куда, интересуетесь, волхвы пришли?
     В Ростов Великий.
     Откуда?
     Из Ярославля, вестимо.
     Оттуда, где язычество ещё в полный рост процветало. Хотя шёл уже не какой-нибудь 6624 год, индикта 9-та лета, а  поди уже 1090-й от Рождества Христова.
     Не измени нам, память!
     И сто с гаком такой-то год шёл после крещения киевлян в днепровской купели.
     Эх-ма! Скоро сказка сказывается, да не скоро новая вера верится.
     Немчуру упорную вотще тысячу лет крестили. Века три упирались рогом и наши.
     А что вы хотите?
     Мы ж тем чучелам присягали. Мы ж их, деревянных, из рук отцов своих получили.
     Это ж какой ум тонкий иметь надо, чтоб  намедни для белых, а с утречка для красных с одинаковым талантом марши да гимны писать! Нету у нас таких гибких дарований, у людей простых. Да вроде сей дар нам и без надобностей...
     Короче, покуролесили, Господи прости: щепки только так летели, пока дрова рубили.
     Епископы ростовские Феодор и Илларион, слава Богу, из епархии своей вовремя сбежали, ярости истинных язычников не выдержав. А Леонтий, который потом святым стал, паству не покинул: всё детишек пытался к светлому учению Христа приголубить. Да так и был замучен взрослыми язычниками. Которых волхвы патлатые из капищ лесных - подземных  всякими требищами страшными  науськивали и заклинаниями стращали.
     Словом: не предавай веру отцов своих!
     Такими глаголами жгли  нам тогда сердца наивные наши волхвы дикошарые. А Слово - это дело такое: Слово, оно завсегда красивое, какая бы чернота  за ним ни маячила...    
     Появление же Внезда и Угоняя, - пророков грозных, которых простому народишку предстояло виждь и внемлить,-  было в Ростове Великом, да простятся уже нам слова такие поганские, очень закономерно и даже  весьма своевременно.
     Дело в том, что катил как раз по земле ростовской свою колесницу, на гроб похожую, голод страшный. Народ мёр, как муха квёлая! Тела с улиц убирать не успевали. Собаки бродные носы человекам недвижным откусывали, ушми их пищу себе промышляли.
     Страсть что творилось!
     Страсть и ужас. 
     Вот Внезд с Угоняем и решили просветить народ тёмный насчёт причин  такого пагубного явления. Раз беда - значит должны же быть у неё конкретные виноватые?
     Факт,  должны!
     Как же без виноватых?
     Меж тем мужиками, те волхвы,  были дебёлыми: жила к жиле, кость к кости. На старцев похожими делали их только бороды сивые. А так им хоть по семипудовому мешку жита дай: понесут играючи. Хоть по ведру водочки: не охнут. Хоть девку красную под бок подложи -  глазом не моргнув, обрюхатят.
      Короче, вышли Внезд и Угоняй на торжище ростовское - и давай разговоры разговаривать,  давай народ мутить, смущать и стращать.
      - А мы знаем, ростовцы, богам северным милые, кто жито держит! - Угоняй в толпу, рты разверзшую, рыкнул.-  Они, проклятые, они, длинноволосьи,  голодом вас заморили!
      - Всё знаем! - фальцетом взвизгнул нервный Внезд. - И не токмо жито, ростовцы:  и мёд прячут, и рыбу всякую, и меха дорогие хоронят! Всё они, стервы лютые!
      Ростовцы, как уже сказано,  стояли остолбенело, ртами разверзшимися чернея.
      Вот она иде, ПРАВДА, - сейчас грянет!
      - Ведуны наши, вся скрытость сущая вам известна. Просветите нас, тёмных:  КТО?
      - Убьём-зарежем!
      - Вверх пятками на дубах вешать будем!
      - Кто-кто: да бабы! - как громом грянули Угоняй со Внездом. - Ваши же бабы, ростовцы. И удивляться  тута, мужички вы наши угнетаемые,  не надо: кого первыми на веру грецко-жидовскую потянуло? Их, жопастых! Чего захотели, псицы: каждой - по цельному мужику! Не хватает им, сучкам. Вот они и это самое...
      - Чего -  это, кудесники?
      - Как -  это самое, любимцы богов лесных?
      - Вести  - баб? - залопотали ростовцы оголодавшие.
      - Немедля ведите! - гневно затрясли бородищами Внезд с Угоняем.- Тута всё и покажем! Не сходя с торжища. Тута им и полное разоблачение наступит!


                II
      И пошла работа.
      Обалдевшие от голода ростовцы кто сестру на  просмотр вёл, кто мать, кто жену.
      Правда, она ж дороже!
      Внезд и Угоняй проверяемых малость в сторонку отводили - и ножиками вострыми засапожными разрезали им под ор-визг тело белое за плечами. Такая была у них технология, у волхвов кудлатых да дикошарых: ножиком  - за плечьми.
      И показывали: то полную жменю жита, то воблицу сушеную, то цельную куну.
      У ростовцев - аж глаза на лоб: вот, значит, в чём дело!
      Вот отчего глад-мор по земле  родной катится!
      Ну, бабы, ну, вера жидовская-грецкая: открыли глазушки волхвы нам, тёмным!
      Что ж с ними теперь делать, с бабами лютыми?
      Ясно что – убивать!
      А имение ихнее подлое куда девать?
      Да кому оно нужно - пусть волхвы себе берут!
      Так летописи пишут. А в них, что ни слово,-  то или верное, или вовсе святое...
      - Ребята! - кричали, как оглашенные, ростовцы.- Пошли по Волге-реке правду сеять!
      И пошли. 
      Когда добрались до Белоозера, с Угоняем и Внездом было уже штук триста мужиков и отроков. Береговой народ их дружно поддерживал: народ любит, когда его просвещают.
      Вот она,  правда высокая!
      Вот она к чему ведёт вера чужая!    
      Слава вам, боги отцов наших: прозрели вы нас.
      А вам спасибо, волхвы: просветили!
      Вы нам как свет в окошке. И аж больше трошки...

      Какие мы до правды-матки падки:
      Послаще мёда нам она, ребятки!
      Глаголь погромче, руки сунь в бока -
      Всегда в толпе отыщешь дурака!
             Мели ему, что хочешь, лишь бы круче.
             Кати глагол, аки телегу с кручи.
             А ежели аж  в голосе слеза,-
             Всё переварит, выпучив глаза!
     Меж тем тех правд на Свете, словно сору:
     Своя у каждой драки или ссоры...
     Вперёд, волхвы времён всех и веков: 
     Для вас у нас достанет дураков!


                III

     Чем бы эта агитация-пропаганда волховья закончилась, сказать не беремся: немерена  дурь человеческая! Но случился в тех местах некто Ян с отроками. Собирал он дань с народишки голодного именем князя Святослава. Какого такого Святослава, сказать затрудняемся. Но явно не того, который был отцом русского спецназа.
     А если вам такое определение не понятно, то назовём того Святослава папкой Володюшки мудрого,    Красного Солнышка нашего. Он, тот Святослав,  Великий и Первый, сам  язычником, будь здоров, был. Хотя и не таким ярым, каким стал попервах княжения своего сынок его дальновидный. О чем, впрочем,  вам уже известно по новелке о Туре-варяге и его сыне, язычниками града Киева убитых и в первые строки Святцев  наших православных с почтением помещённых.
   Но ладно.
   Не отвлекаемся.
   Так вот Ян, дань  для князя своего собиравший, удивился дивному рассказу безоозерцев о волхвах кудлатых. И, удивившись,  спросил:
   -  А чьи  они смерды?
   Оказалось, что именно Святославовы, для которого он  как раз дань собирал.
   - Выдать их мне не медля! - строго приказал толпе Ян.
   Однако  толпа не послушалась.
   И тогда налоговый инспектор,- а они всегда на Руси были ребята крутые,- пошёл было безоружный искать тех волхвов: Внезда и Угоняя. Но отроки мудро предупредили своего начальника: «Ян, нельзя без оружия. Позор нам всем будет: побьют аки овнов».
   Ян подумал - и согласился.
   С двенадцатью отроками вошёл он в лес дрёмный уже при боевом железе. Чем были вооружены отроки, не знаем. Но сам налоговый инспектор топориком поигрывал.
   Навстречу послы от волхвов вышли. Спросили:
   - Али кто смерть принять хочет?
   Ян смерть принимать не хотел. Поэтому от чужого топора увернулся, а тыльем своего, как положено налоговому инспектору, нападавшего убил. 
   Крикнул зычно: «Бей их, ребята!»
   Сеча была короткой: побили тех волхвозащитников яновцы. Правда, и у налоговой инспекции тоже случилась потеря тяжёлая: попа Янова перуновцы  зарубали.
   То есть налоги тогда собирались, надо понимать, одновременно с пропагандой новой веры? Похоже. И если было именно так,  то это нормально: раба надо  сперва убедить, что он свободен,  - так ему будет легче с наличностью расставаться...
   Дальше события пошли развиваться по сценарию весьма дивному.

   
               
                IV

   Возвратившись в Белоозеро со своей командой, Ян сказал белоозёрцам:
   - Вот что, робята, выдайте мне самолично тех волхвов или я у вас всё лето инспекцию наводить буду. Решайте, что вам дороже: имущество или смутьяны лесные?
   Хороший вопрос! - надо понимать, покачали головами поумневшие в одночасье беоозёрцы. И -  привели к стремени Яна связанных по рукам-ногам Внезда и Угоняя.
   Началось предварительное расследование.
   В согласии с тогдашним законодательством.
   - За что вы, подлые, - вы, смерды князя мого!-, столько душ погубили?- спросил Ян.
   - Так они ж всякое добро в телесах своих жирных держали, бабы,- объяснили мотивы своих действий Угоняй и Внезд.- Как только баб истребим - будет всем опять обилие! Ян, сын Вышаты, хочешь, мы и тебе сейчас покажем, где бабы добро прячут. Их у нас в лесу ещё штук двадцать осталось, толстомясых. Вели вести !
    Но Ян, человек христианским учением уже просветлённый, ответил с презрением:
    - Ложь всё это. И даже брехня пещерная! Господь сотворил человека из костей, жил и крови. Никакой рыбы сушеной, никакого жита внутри человека нету.
    Так он их отбрил, дерзкий!
    Волхвы поняли, что дело дрянь. И начали хитрить:
    - Пред самим Святославом хотим предстать! Ты нам не суд!
    - Да вы что? - Ян засмеялся люто. - А ещё что вам чучела ваши деревянные глаголят?
    - Они просят тебя, чтобы ты нас отпустил.
    - А я и не держу! - ещё более люто засмеялся Ян.
    И велел отрокам забить волхвам в рты по обрубку дерева,- действующий Закон это допускал и даже предусматривал,-  привязать к лодке и пустить по Шексне в свободное плавание. Именно там уже суд этот показательный происходил: на берегу речушки милой.
    А сам пошёл следом, Ян.
    Конём  всё же, наверно, поехал: чего инспектору налоговому пеши-то ходить?.
    В устье Шексны Ян спросил Внезда и Угоняя, водой принесённых, предварительно велев, - так по Закону,- отрокам вынуть у них изо ртов кляпы деревянные:
    - А сейчас что ваши боги говорят?
    - То, - волхвы хмуро ответили,- что от тебя нам живыми не быть...
    - Надо же:  пеньки-обрубки чёрные, а чистую правду вам сказали!
    После этих слов Ян обратился к местному населению.
    Конкретно - к лодочникам:
    - Ну, тёмные граждане наши, ну, налогоплательщики, - у кого они родных убили?!
    - У меня сестру,- послышались голоса, будто проснувшиеся.
    - У меня мать!
    - У меня дщерь любимую...
    - Так отмстите же, идиоты! - перебив этот лепет,  возмутился Ян.- Овны вы глупые: им, вот этим патлатым,  - за баб-девок своих отомстите!
    Лодочники схватили волхвов. С радостью их убили.  А потом ещё и на дубе повесили. Не знаем, вниз или вверх ногами. Летопись не уточняет.
    - Вот и молодцы,-  устав от дури людской, сказал Ян,  с отроками и данью домой отправляясь.- Живите спокойно и размножайтесь: баб у вас трошки ещё осталось...
    Завершая свой простой, как правда, рассказ, летописец добавляет две детали.
    Одну - никчемную: якобы на другой день Внезда и Угоняя прямо на дереве медведюшка съел. А другую - очень даже любопытную: оказывается, чаще даже мужиков, в те времена волхвовали и чародействовали -  именно женщины!
    Вот тебе, как говорится,  и на:  то есть они, бесовскими кознями практикуя, искали жито, рыбу вяленую  и меха всякие -   уже внутри телес мужиков?!  Видимо.
    Однако летопись  и об этом почему-то молчит.


                V
    
    И хоть теперь,  её попросим даже,-
    Ничто уже нам Летопись не скажет
    В добавок ко всему, что нам известно
    И что, дай Бог, вам было интересно...
    Другая нынче за окном страна:
    И в ней, и в нас другие времена.
    Но дивно то, что Внезд и Угоняй
    Смущают души до сего нам дня.
    И, в сумерки им открывая двери,
    Готовы мы в любую чушь поверить:
    В несущего нам бедствия кота,-
    Особенно который без хвоста,-
    Но главное (то нам и ныне всласть!),
    Что все решит за нас проблемы власть...
    Мы до сих пор наивны, словно дети:
    Наивней, может, всех на Белом Свете!
    Всё ждём да ждём:  когда же Ян придёт -
    И в Доме нам порядок наведёт?


               
                ***

                ВИКСАВЕЛ-2.