Франческо Гварди. Мост Риальто

Алина Алексеева-Маркезин
Франческо Гварди «Венеция. Мост Риальто с палаццо деи Камерлинги» .1760-е , 119.7;204.3 см
             Франческо Гварди (1712 — 1793) был вторым из трёх сыновей малоизвестного живописца Доменико Гварди. Отец умер, когда будущему художнику было всего четыре года, и впоследствии Франческо работал со своим старшим братом Джованни Антонио в основном в религиозных и декоративных проектах. К живописи он обратился лишь в конце 1750-х годов, то есть после 40-летнего возраста.

       При жизни Франческо Гварди пользовался меньшей популярностью, чем его коллеги — знаменитые мастера венецианской ведуты Антонио Каналь по прозвищу Каналетто и племянник последнего Бернардо Беллотто. Однако с приходом импрессионизма живописная манера Гварди была переоценена по-новому.

          Монументальный пейзаж Франческо Гварди «Венеция. Мост Риальто с палаццо деи Камерлинги» стал лидером вечерней распродажи произведений старых мастеров на Christie’s. Покупатель заплатил за полотно XVIII века 26,2 млн фунтов стерлингов (33,9 млн долларов). Это стало максимальной суммой за картины любого из старых мастеров на аукционах в 2017 году.
Это одна из значительных работ как в творчестве Франческо Гварди, так и во всём искусстве XVIII века, которая поразительно передаёт ощущение атмосферы Венеции того времени.

         Торги начались с 17 млн фунтов стерлингов и превратились в битву двух покупателей по телефону. Максимальная цена была достигнута буквально за полторы минуты. После того, как аукционист объявил победителя, в Большом зале Christie’s на Кинг-стрит в Лондоне раздались аплодисменты.

           Великолепная картина Франческо Гварди входит в знаменитую пару видов на мост Риальто через Гранд-канал в Венеции, написанных в середине 1760-х годов (один из них — взгляд с севера, второй — с юга). Эти полотна можно назвать самыми яркими произведениями зрелого периода одного из последних представителей классической венецианской школы живописи. Художник подписал свои творения, — и это указывает на то значение, которое он придавал им.


           Любопытна и судьба этих двух пейзажей. Впервые они были куплены, скорее всего, у художника, в 1768 году молодым англичанином по имени Шалонер Аркдикон. Он совершал Гранд-тур — путешествие по Европе, обязательное для отпрысков аристократических и состоятельных британских семей.

               Спустя 123 года полотна приобрёл за 3 тыс. 850 фунтов стерлингов (в закрытой сделке через тот же дом Christie’s) Эдвард Сесил Гиннесс, 1-й граф Айвори — исполнительный директор, а затем глава пивоваренной компании «Гиннесс» и страстный коллекционер. Шедевры передавались по наследству в его семье вплоть до 2011 года, когда были разделены. «Венеция.

         Северный вид на мост Риальто со стороны Фондамента-дель-Карбон» ушёл с молотка на аукционе Sotheby’s за 26,7 млн фунтов стерлингов (42,7 млн долларов). Временный запрет на продажу, установленный правительством Британии с тем, чтобы местные коллекционеры могли приобрести картину и оставить в стране, не помог — и она была выставлена на открытые торги.

            «Мост Риальто с палаццо деи Камерлинги» имеет богатую выставочную историю. Несколько лет назад картина была одним из экспонатов на показе «Каналетто и его конкуренты» в лондонской Национальной галерее. В нынешнем году она совершила путешествие в Нью-Йорк, затем была выставлена в Венеции во время биеннале, а перед торгами Christie’s предстала перед зрителями в Гонконге.