Сказка о том, как Никита слушает сказку

Ника Песчинская
День семьи, говорят?..

Расскажу-ка я сказку о том, как Никита слушает сказку.

Когда я укладываю малыша спать вечером, он тихонько просит:

- Сказку!
- Какую – про тележку или про медведя?
- Про тележку!.. – радостно шепотом восклицает Никита. Или про медведя. В той или иной последовательности – но я всегда знаю, что расскажу обе. Вот и рассказываю. Заодно и запомню – а то потом забуду, а так, может, Никитиным деткам буду рассказывать! :)

Однажды Никита с дедой пошли в магазин. Мама отравила их купить молока. А Никита с дедой набрали всего-всего: и яблок, и пряников, и творожки, и торт, и соку… Тут я перечисляю все, чего иногда хочется мне самой – мечтаю.

- И вот решили они еще взять сладких булочек…

На этом месте Никита с придыханием говорит:

- Да!..

И еще иногда говорит, опережая события: «Тележка поехала быстро-быстро!»

- А булочки были еще не готовы. Но пахли очень вкусно, они пеклись, и тетя сказала – вы можете подождать. Будете? Деда с Никитой сказали – конечно, мы подождем! И вот они сели на лавочку (у нас в «Слате» нет лавочек, но Никите это по барабану :) ), деда достал книжку и стал читать. А Никита решил покататься на тележке. Дождался, пока деда увлекся книжкой, и незаметно отошел…

- Да, да! – радостно шепчет тут Никита, - поехала быстро!

- Да… Никита взялся за тележку, разогнал ее и запрыгнул. Едет и радуется. А тележка вдруг разогналась, поехала – быстро-быстро, а Никита никак ее остановить не может! Ручки свои протягивает: «Спаси меня! Помогите!» А все дяди и тети, продавцы и охранники, попряталась за прилавки – чтобы их тележка не задавила. А тележка едет прямо в шкаф со стеклянными банками… Вот-вот врежется – и осколками Никита может порезаться!

А тут деда Никиту потерял – пошел искать: «Вы не видели такого мальчика в красной курточке?» Нет, не видела, отвечает одна тетя. Деда – ко второй тете: не видели?.. Тоже не видела. А тут одна тетя говорит: «А вот, посмотрите, вон такой-то мальчик на тележке едет быстро-быстро – это не ваш?!» Деда смотрит – точно! Побежал, а тележка уже совсем близко к шкафу со стеклянными банками… Деда бежит, бежит, вот-вот уже совсем близко – а тележка и того ближе! Никиточка маленький, ручки свои тянет к деде – а шкаф-то уже совсем близко! И тогда Никита как прыгнет к деде – и деда одной рукой Никитку поймал, а другой вот так – раз! – тележку и остановил!

На этом месте Никита всегда сладко вздыхает, или радостно привстает, вытягивая ручку и требуя, чтобы я посмотрела: «Вот так! – говорит он шепотом, -  деда вот так сделал!» Ему очень нравится, как деда сильной рукой остановил тележку!

Еще немножко он переживает триумфальное спасение Никиты на тележке… Там, кстати, есть еще концовка, которую мы иногда забываем, иногда Никита мне ее напоминает:

- Купили сладкие булочки!

- Ах, да! – говорю я, - а тут как раз испеклись сладкие булочки, деда с Никитой их взяли и пошли домой чай пить!

- Да… - говорит Никита мечтательно. – А теперь – про медведя!

Это тоже сказка, сочиненная как-то на ходу, постепенно она обросла подробностями – и в таком виде Никита ее и запомнил.

- Однажды деда позвал Никиту и Ванюшу в гости на пирог! – Ванюша – это двоюродный братик Никиты, сын Оли, ему скоро три годика. Он старше Никиты на три месяца.

- И вот деда решил испечь пирог с грибами… - Никита притихнет и слушает. Ждет любимые места, чтобы подсказать. – И пошел в лес. А злая ведьма подменила хорошие грибы – на ядовитые.

- Подменила грибы...

- Вот деда набрал грибов, пришел домой, испек пирог и решил попробовать…

- Кусочек съел… - подсказывает Никита.

- Да… Один кусочек откусил, а живот как заболел! Деда лежит, болеет... А тут пришли в гости Никита с Ванюшей: «Деда, открывай, это мы!» Заходят, а деда-то болеет. Что такое? А тут Ванюша увидел пирог на столе, а деда и говорит: «Мальчики, не ешьте, это ведьма мне подменила все грибы на ядовитые!» Никита говорит – деда, мы тебе поможем, вылечим! Деда говорит: но как же вы меня вылечите, ведь маленьким в аптеке лекарства не продают? А Ванюша и говорит: «Мы наберем лечебной ягоды и лечебной травки!» И вот побежали они в лес. Идут, собирают – и не заметили, как ушли далеко-далеко в лес. А там жил медведь…

- Да… - предвкушает Никита. И иногда на этом месте приподнимается, чтобы лучше слышать.

- Медведь возвращается и говорит: «Это кто в моем лесу тут что собирает?!»

На этом месте Никиточка однажды попросил шепотом: «Говори громко!» «Громко – это как?» - тоже шепотом спросила я. «Вот так!» - басом сказал Никита и добавил обычным шепотом: «Вот так говори!»

Я и забыла, что в сказке надо читать на разные голоса. Зайчик там тоненьким, так далее. И я стала говорить за медведя «громко»: низко и вполголоса.

- Это кто в моем лесу тут собирает? Я вас теперь съем!

- Не ешь нас, медведь! - говорят мальчики. - Мы нашему деде собирает лекарственные травки и ягоды, у него живот болит!

- А вы знаете, что помогает от живота?! – удивился медведь.

- Да, - говорит Ванюша, - я собираю травку тысячелистник.

- А я, - говорит Никита, - собираю ягоду чернику.

- Спасибо, мальчики, - говорит медведь, - у меня часто болит живот, а теперь я буду знать, как лечиться! Давайте я вам помогу! – и медведь стал им помогать. А лапа у него большая, он возьмет вот так – раз! – и сразу полведерка ягоды, а потом – раз! – и сразу половина пакетика травки.

Никита тут изображает ручкой лапу медведя: вот так!

- Так они быстро набрали пакетик травы и ведерко ягоды, и мальчики говорят:

- Ну, спасибо, медведь, мы побежали! А то нас деда ждет!

- Да вы будете долго идти, давайте, я вас довезу! – говорит медведь.

- А все смотрели… - опережает Никиточка, - на светофоре…

- Да… Вот сели они к нему на спину – и как поскакали! Весь лес, все птицы, зайцы и медведи, удивляются: смотрите-ка! Бежит медведь, а у него на спине сидят два мальчика! Потом лес кончился, и побежали они по городу – а люди удивляются! На светофорах все смотрят: как так? Бежит медведь по городу! Полиция смотрит, а мальчики сказали – это хороший медведь, мы спешим лечить деду, а он нам помогает! И полиция пропускает медведя.  Вот прибежали они, медведь стучит:

- Деда, открывай!

Деда говорит:

- Нет, медведь, я тебя не пущу!

- Открой, деда! – говорят мальчики, – это мы приехали!

- А медведь грязный… лапы грязные, - подсказывает Никита.

- Да… Деда говорит: «Заходи, медведь». А медведь сел на улице и не заходит. Стесняется. «Я, говорит, грязный, по грязи бежал, пузо грязное и лапы, я испачкаю вам пол!» Деда говорит – да ты что, медведь, ерунда какая, заходи, садись! А медведь говорит – я большой, тяжелый, я вам табуретку сломаю! А деда говорит: так ты садись прямо на пол, медведь! Пол крепкий! Медведь зашел, на пол сел. А Ванюша тем временем травку заваривает, а Никита ягодкой деду покормил – деде полегче стало. А потом Ваня травкой его угостил – деда совсем и выздоровел! А ягода еще осталась…

- Пирог, - подсказывает Никита.

- Да! И деда предложил – давайте вместе сделаем новый пирог! Ванюша раскатывал тесто, Никита мешал ягоду с сахаром, медведь растопил печь, а деда приготовил чай. И все вместе сели пить чай с пирогом! А медведь стал другом и приходил к деде потом в гости.

Концовка бывает немножко разная, но Никита всегда ее внимательно выслушивает. А потом говорит:

- А теперь спать.

И если я о чем-то еще думаю, бывает, по работе какие-то проблемы или еще что, бывает, сразу не получается успокоиться. Никита это чувствует и поворачивается ко мне: «Спи, мама!» И правда, чего это я? – думаю я и успокаиваюсь. Никита это понимает и говорит удовлетворенно: «Вот так». Ложится поудобнее и засыпает.

А я… Каждый раз хочу дождаться,  пока он уснет, а потом незаметно встать и немножко и поработать. Но… обычно вспоминаю об этом уже утром :)