Благотворительность в Новосильском уезде

Антонина Балабанова
        Так уж сложилось в обществе, что просвещение и образование всегда были наименее обеспечены государственной поддержкой и потому наиболее подходящи для благотворительности и меценатства. В Тульской губернии, к которой Новосильский уезд относился до 1925 года, прочные традиции меценатства сложились давно. Земства, начавшие свою работу в 1865 -1866 годах, в основном занимались нуждами местного хозяйства. По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г., им  вверялась забота о народном образовании и здравии, хотя эти функции не считались обязательными. Лишь в начале 90-х годов XIX века с оживлением общественной жизни заботы о народном образовании в деятельности земства стали приоритетными и финансирование начальных училищ увеличилось.
   Формы и виды помощи народным училищам были разнообразными и не ограничивались только перечислением денежных средств, так как на фоне всех существующих хозяйственных проблем основная из них сводилась к отсутствию пригодных зданий для школ. Доклад Новосильского училищного совета за 1907 год  подтверждает вышесказанное: «Подавляющее большинство существующих школьных зданий не выдерживают никакой критики; весьма многие помещения по своему устройству, тесноте приносят вред здоровью учащихся и Учащих». Вывод был таков: «Как ремонт, так постройки по планам, одобренным училищным советом, в интересах школ должны быть произведены земской управой, так как местные жители оказываются неспособными к этому делу».
    Большинство таких школ не отвечало самым минимальным санитарно - гигиеническим нормам. Поэтому помощь частных благотворителей, связанная с финансированием строительства или пожертвованием здания для училища, воспринималась местными властями, училищными советами как значимое «утешительное явление».
    Среди форм попечительской помощи можно назвать такие, как обеспечение бесплатным помещением под училище, ремонт здания на свои средства, содержание за свой счёт училищной прислуги, ежегодное жертвование дополнительного жалованья и обеспечение бесплатного стола учителям, покупка книг и пособий.  Таким образом, учителя могли получать жалование не только из сумм земства, городского или сельского общества , но и от попечителей училищ.

   "Великую службу народному образованию сослужил Московский комитет грамотности, руководимый президентом М.О.С.Х. Иосифом Николаевичем Шатиловым. Несколько лет неутомимой, неослабной деятельности Иосифа Николаевича положили начало тому широкому и плодотворному развитию народного образования, которое мы видим теперь в земских школах. Живая, кипучая деятельность комитета грамотности в то время была возбуждаема непосредственным, неутомимым личным воздействием нашего председателя. Время не терпело, нужны были сейчас учителя; комитет грамотности выработал программу по всем предметам , составил руководства, указал новейшие облегченные методы преподавания, для подготовки учителей по выработанным методам и программам; комитет предложил земствам открыть педагогические курсы. Таким образом, Московский комитет грамотности, благодаря неутомимому просвещенному руководительству своего председателя, выполнил многотрудную свою задачу и без преувеличения можно сказать, вызвал к жизни те народные школы, какие мы видим теперь широко распространенными по лицу земли русской".
Еще более непосредственное и живое участие в развитии школьного дела принимал отец в Новосильском уезде Тульской губернии. Он не только на свой счет выстроил, обставил и содержал две школы в обоих своих имениях в Тульской губернии, но и заботился о постоянном увеличении числа школ в уезда, лично объезжал их, присутствовал на экзаменах и заботился о подборе хороших учителей и об улучшении их материального положения.
К концу своей жизни он имел утешение видеть плоды своих трудов. Новосильский уезд был одним из первых не только по количеству имеющихся в нем школ, но и по тому, как в них велось преподавание и как в них были обставлены учителя, жалованье которым с первоначальных 80 и 100 рублей в год возросло до 300 и 400 рублей"
(Н.И. Шатилов. Из недавнего прошлого.- Орел, 2017. с. 121-122)

      На протяжении 19 века в Российской империи формировалась система поощрений и льгот для лиц, отличившихся на поприще благотворительной деятельности.  В фондах канцелярии дирекции народных училищ Тульской губернии сохранились так называемые наградные  списки за благотворительную и общеполезную деятельность.
  Например, в 1907 г. по Новосильскому трёхклассному Городскому училищу к золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее был представлен почётный смотритель - новосильский купец Диомид Пусачёв. Он отличился тем, что ежегодно жертвовал в пользу училища по 100 руб., а в 1905г.  пожертвовал волшебный фонарь в 75 рублей,  принимал участие в хозяйственных делах и содействовал материальному благополучию училища.
(ГАТО, Ф..9.Оп.1.Т.1.д.1352, л.16-17)
Примером благотворительности и заботы о народном образовании может служить Михаил Григорьевич Шутов - попечитель Вяжевского училища. В отчётном 1912  году им был истрачен на нужды училища 21 рубль. Будучи волостным старшиной, он  встречался весной 1890  года с инспектором народных училищ С. Д. Мачавариани и умолял его причислить учебное заведение к первому разряду.
     «  Незначительные успехи по научным предметам не позволили мне, рассказывал Мачавариани, - с ним согласиться. Но желание старшины Вяжевской волости похвальное – того старшины, за которого я буду ходатайствовать перед советом о представлении его к серебряной медали за сочувствие к школьному делу, за то именно, что о своевременно выдает жалованье учителям, не позволяет никому обижать преподавателей. По-моему, он первый старшина во всем уезде по правильному исполнению своей обязанности в отношении народного образования. Если бы было пять- шесть таких старшин в уезде, было бы более отрадно для учащих (учителей) в материальном и других отношениях».

     Значимой чертой Тульской благотворительности в сфере образования, народного просвещения было участие  женщин, принадлежавших к благородному семейству, род которого прославился меценатством и благотворительностью. В большинстве  случаев  женщины-благотворительницы занимали активную позицию в отношении будущего распоряжения своим даром на нужды образования в Тульской губернии.  Например, княжна Татьяна Сергеевна Гагарина в 1907 году  пожертвовала в «безусловное распоряжение земства» двухэтажный дубовый дом стоимостью до восьми тысяч рублей, находящийся в Масловской усадьбе Новосильского уезда с условием «устройства в нем училища более высокого типа, чем начальное» в районе владения бывших ее крепостных крестьян  в д. Гагаринский хутор. Пожертвования княжны Т.С. Гагариной  позволяли, как видно из доклада Новосильского училищного совета за 1907 год, «при некотором сочувствии земства и Министерства  народного просвещения», покрыть сетью школ Кириковскую и Перестряжскую волости, бедные учебными заведениями. Пожертвование выразилось лесом в следующих цифрах: 800руб. на Гагаринскую школу, 600 руб. на Варваринскую, 500 руб. на Фироновскую, 500р. на Глебовскую, 500 р. на Масловскую.
     В том же докладе упоминается Мария Сергеевна  Извольская, пожертвовавшая «1/2 десятины земли и 180 деревьев для Ново-Михайловского училища…, а Голунское училище преобразовано в двухклассное, на которое пожертвовано 2 десятины земли ею же».
 (Доклад Новосильского училищного совета за 1907 г.)
Везло со спонсорами, говоря современным языком, учебным заведениям Вяжевской волости.
 Мария Александровна Дубенская – попечительница Вяжевского второго училища с апреля 1895 года. Она заботилась об эстетическом развитии девочек, снабжала училище материалами для рукоделия.
     Гризова Мария Аркадьевна – попечительница Измайловского  училища с 10 марта 1913 г, дочь помещика штабс-капитана Левестам Аркадия Юльевича.
      Старожилы д. Измайлово  вспоминают рассказы своих бабушек о том, что  каждый год 31 августа   барыня Мария Аркадьевна дарила своим крестьянам подарки. Очень многим деревенским ребятишкам она была крёстной матерью, и на Пасху, проезжая  по деревенской улице в карете, раздавала детям гостинцы. Очевидно, благотворительность стало делом её жизни.
 В «Памятной книге и Адрес-календаре Орловской губернии за 1916 г.» нашлись сведения, что проживала М.А. Гризова   в Орле на Верхне -Дворянской улице. Была членом правления общества вспомоществования бедным воспитанницам Орловской Николаевской женской гимназии, состояла в правлении Попечительского общества Орловского дома трудолюбия, заведовала приютом «Ясли». Также состояла членом благотворительного кружка при Орловском Бахтина кадетском корпусе. По слухам, после революции уехала за границу.
     Устранение хозяйственных неполадок  вверенных попечителям училищ также входило в сумму их благотворительных расходов. Примером могут  служить  Братья Иван Иванович  и Семен Иванович Дубенские (врачи), принимавшие участие в содержании второго Вяжевского училища, выдавая ежегодно более 200 рублей и предоставляя училищу помещение с добротной обстановкой.
  Ещё одна распространённая форма помощи почётных смотрителей и попечителей — взнос платы за учение бедных учеников.  Немалую пользу делу образования  приносили частные благотворительные общества, для «вспомоществования  недостаточным ученикам». Общество платило за учебу беднейших учеников, выдавало им учебные пособия, а особо нуждающимся доставляло «одежду, пищу, квартиры и медицинскую помощь.  (ГАТО,ф.9.Оп. 1. Т.1., д. 1648,  л. 8-9)
Итак, широкая благотворительность на нужды регионального образования способствовала увеличению школьной сети, повышению качества образования, давала возможность адресной поддержки учащимся и отдельным школам.