По щучьему велению

Галина Гусева
Написана по мотивам русской народной сказки, для постановки в детском коллективе. Рисунок автора.
Скоморохи:      
Здрасте, гости дорогие, наши зрители родные!
С праздничком всех поздравляем, счастья, радости желаем!
Для вас сказку мы расскажем, где споем, а где покажем!
Отворяйте ворота, гости едут к нам сюда!
На кониках вороных, на саночках расписных!
Гости едут не простые, - именитые:
Все бояре и дворяне, да со свитою!
Ну, встречай честной народ, гость сегодня, так и прет!
(Хохочут, держась за животы, затем, разбегаются кто куда. Остаётся один рассказчик.)
Рассказчик:
Как-то раз, в каком-то царстве, в тридесятом государстве
Жил-был парень простачок, деревенский мужичок.
Звали простака Емелей. На печи он всю неделю
С ленью так и пролежал, да бока все отлежал.
Мать в морозный день зимой гонит сына за водой.
Мать:
Вот уже почти неделю
На печи лежишь, Емеля!
Слез бы ты, сыночек с печки,
За водой сходил на речку.
Стала я стара, боюсь:
На дороге поскользнусь,
До избы не дотащу,
Только воду расплещу.
Емеля:
Ой, мамаша, не пойду!
Я дороги не найду:
Замело кругом пути,
Мне и речки не найти!
И вообще, хочу я спать! И не надо мне мешать. (потягивается)
Мать:
Ну, Емеля, не ленись, не зевай и не тянись
Коль на речку не пойдешь – так от голода помрешь!
Мне ж обеда не сварить! Надо за водой сходить!
(Емеля спрыгивает с печи, потягивается)
Емеля:
Что-то я проголодался... Ладно, я уже поднялся
Мать:
Хорошо. Ведро нашел?
Емеля:
Вот оно. Ну, я пошел!
Скоморох:
Ну а на деревне нашей
Парни с девицами пляшут,
Как закончится работа –
Так им петь, плясать охота!
Наши парни удалые,
Все у нас мастеровые:
Могут сеять, могут жать
И во кузнице ковать!
(Звучит русская народная песня «Во кузнице»)

Ну а где же наш малец,
Наш Емеля-молодец?
Неужель, все речку ищет?
А…, добрался, наконец!
(Емеля идёт на реку, распевая песню «Без воды – никуды!» муз. и сл. Г.Гусевой.):
Сладко спиться мне на печке,
Вижу славные я сны,
Но идти пора на речку,
Так, как в доме нет воды!
Потому, что без воды
Ровным счетом никуды!
Мне идти пора на речку,
Так, как в доме нет воды!
Скоморохи:
        Эх, туды, да растуды,
Потому, что нет воды!
Ты иди скорей на речку,
Принеси-ка в дом воды!
Емеля:
Вот и речка! А в ней – прорубь.
Так…, очищу ото льда.
Ну, ведро, ступай-ка, в омут! (тащит ведро обратно)
Ох, тяжелая вода!
Поглядите, вот так штука!
Мне в ведро попала щука!
Рыбы я не ел сто лет,
Уха будет на обед!
Щука:
Ах, Емелюшка, послушай,
Не губи ты мою душу
Коль отпустишь меня в речку,
Подарю тебе словечки:
Все желания твои
Будут исполнять они.
Емеля:
Это что за чертовщина,
Нечто спятил, дурачина?
Да, когда такое было,
Чтобы щука говорила?!
(щуке):
Ну, раз можешь молвить слово, да так, ладно, так толково,
То ступай обратно в речку!
Щука:
А взамен тебе словечки
Вот: «По щучьему веленью, по Емелину хотенью!»
И желанье называй. Только людям не болтай.
Ну, запомнил все слова? Так прощай, я поплыла!
(Щука уплывает.)
Емеля:
Верить щуке, иль не верить? Надо бы ее проверить.
Ну, к примеру, вот, ведро. Пусть домой идет само!
Эй, по щучьему веленью, да по моему хотенью,
Ты ведро не стой, не спи, впереди меня иди!
(К ведру привязана леска, кто-то тянет за леску, и ведро движется в сторону печки. Емеля идет следом и напевает песенку «Про щуку и рака» муз. и сл. Г.Гусевой)
     В нашей речке рак живет,
     Щуку в гости он зовет
     Отвечает щука: «Рак,
     Я смотрю: ты не дурак,
Скоморохи подпевают:
     Отвечает щука: «Рак,
     Я смотрю: ты не дурак,
Емеля:
     Только в гости я приду –
     В твои клешни попаду»
Скоморохи:
     Только в гости ты придешь –
     В его клешни попадешь!
     Только в гости ты придешь –
     В его клешни попадешь!
 Емеля:
     Щука  мимо проплыла и осталася цела!
     Щука мудрая была, потому-то и цела!
Скоморохи:
     Щука мудрая была, потому-то и цела! Эх!
Емеля:
Стой, ведро! Я притомился. И не зря остановился:
Что-то на снегу блестит. Глянь-ка, пуговка лежит
(Поднимает пуговку с портретом Царевне-Несмеяны.)
Эта пуговка – портрет той, что в мире краше нет!
Эй, по щучьему веленью, да по моему хотенью,
До чего ж, ты хороша! Полюби меня, душа!
Звучит песня влюблённого Емели «Признание в любви» сл. и муз. Г.Гусевой
Емеля:
      Полюби-ка, меня ты, краса, раскудрявая руса коса
      Для тебя я готов прыгнуть в воду, и взлететь под небеса.
      Только где мне тебя отыскать? Ведь дороги нигде не видать!
      Замела нам метель все пути – не проехать, не пройти!
Припев:
      Подождем-ка, до весны – вдруг, сама найдёшься ты!
      Подождем-ка, до весны – вдруг, найдешься!
Со скоморохами вместе:
      Подождем-ка, до весны – вдруг сама найдешься ты!
      Подождем-ка, до весны – вдруг, найдешься!
(Емеля под песню уходит, за ним следует ведро.)
Скоморохи:
А по улице народ за околицу идет
Балалайка заиграла – веселит она народ.
Ну-ка, звонче бей по струнам, посмотри-ка на девчат:
На морозе ноги стынут, щеки пламенем горят!
Парни выбрали подругу, по деревне разбрелись
Ходят парами по кругу, рука об руку сплелись.
(Звучит русская народная песня «Паранья», сопровождается аккомпанементом деревянных ложек.    
Скоморох:
В это время во дворце, на серебреном крыльце
Дочка царская ревет: горько плачет, слезы льет.
Царь-отец ее страдает: сам, как может, утешает,
Просит горю подсобить, Несмеяну рассмешить.
(Раздается дикий плачь. Выходит царевна Несмеяна. Она поет песенку «Капризка»: (сл. Т.Караманенко и С.Преображенского, муз. В.Герчик).
Несмеяна:
Не хочу я руки мыть,
  Не хочу я кушать,
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
А-а-а, а-а-а, а-а-а-а-а-а!
Царь:
Несмеянушка моя, что ты надрываешься?
Всю неделю слезы льешь, и не улыбаешься!
Больно видеть твои слезы, бедная овечка,
Разрывается на части у отца сердечко!
Несмеяна поёт второй куплет:
       Почему я все кричу, вам какое дело?
       Ничего я не хочу, все мне надоело!
       А-а-а, а-а-а, а-а-а-а-а-а!
Царь:
Ну, нельзя же так, родная, ты не спишь, не кушаешь,
Есть ли где душа живая, ты кого послушаешь?
Несмеяна:
Ой, папаня, есть один. Ты найди его, найди!
Я люблю его ужасно!
Царь:
Так, ты плачешь не напрасно?
Ах, скажите-ка, на милость, моя доченька влюбилась!
Кто ж он, князь или царевич? А быть может, королевич?
Несмеяна:
Ой, папаня, каб я знала! Я его и не видала!
Он пришел ко мне во сне и в любви признался мне.
Царь:
Вот те раз, ну и приметы! Где найти мне чудо это?
Несмеяна:
Я не знаю, где искать, не найдешь – начну кричать!
А-а-а, а-а-а, а-а-а-а-а-а!
Царь:
Да ты нас так всех утопишь, царство целое затопишь!
Сколько можно слезы лить?! Как тебя развеселить?
Воевода! (подбегает воевода)
Вот наказ: разгласи-ка мой указ:
С кем царевна рассмеется, тут уж, как у нас ведется,
Замуж за него отдам, да, в придачу, царство дам.
Воевода:
Есть, указ Ваш разгласить! Значит, так тому и быть!
Соберу всех во дворец, может, кто-то, наконец,
Рассмешит, вдруг, Несмеяну...
Царь:
Я мешать ему не стану!
Пусть хоть кто: царевич венский, или дурень деревенский,
К нам придет ее смешить. Кто придет – того впустить!
Скоморохи:
Царь сказал и удалился.
Конь под воеводой взвился:
Глашатаи услыхали –
С воеводой поскакал.
Всюду, где людей видали,
Царский им указ читали.
Исполняется танец "Наездники"
Кумушки-соседки:
- Царь наш, батюшка, крутой: сказал – женит. Он такой.
- Да, он рубит, как с плеча! Зря он это, сгоряча!
- Не дай Боже: дочь царя - с простаком у алтаря!
- В наше время, чтоб отец так вот отдал под венец?!
- Вот я помню, как-то было: девка замуж выходила…
- Да не девка, Андреяшка! Помнишь, полюбил Парашку?
Звучит русская народнаяня «Во деревне то было, в Ольховке»

Скоморохи:
Вы видали? Вы слыхали? Во дворце гостей встречали!
Понаехало людей – словно в бочке той сельдей!
Кто с заморскими дарами, кто с цветами, пирогами,
Кто с неведомой зверюшкой, а кто с новою игрушкой.
Матрёшки:
В магазине нас купили, Несмеяне  подарили.
Несмеяна, брось рыдать! Мы хотим тебе сплясать!
Песня-танец «Матрешки» сл. З.Петровой, муз. З.Левиной.
(Девочки стоят парами за главной матрешкой у центральной стены.
На вступление все двигаются вперед на топающем шаге.)
      Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки!
      На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки!
(Выходят парами справа и слева от главной матрешки, поочерёдно с каждой стороны, с поклоном)
Проигрыш: А – выставляют ноги на пятку, В – кружатся на топающем шаге.
     В сарафанах наших пёстрых, ладушки, ладушки,
(хвастаются сарафанами, поклон)
     Мы похожи словно сёстры, ладушки, ладушки!
(показывают друг на друга, поклон)
Проигрыш - выставляют ноги на пятку, затем кружатся.
     Повязали мы платочки, ладушки, ладушки!
(держимся за концы платков, покачиваем головой, поклон)
     Раскраснелись наши щёчьки, ладушки, ладушки!
(указательным пальчиком показываем на свои щёчки, поклон)
Звучит музыка  запева. На топающем шаге, взяв за руки своих соседок,двигаются друг за другом, за  крайними девочками, которые, проходят под поднятыми "воротиками" главной матрёшки.
На проигрыш: А - выставляют ноги на пятку,  В - кружатся.
Далее, куплет идут на топающем шаге по кругу.
Проигрыш А - выставляют ноги, В – по прямой уходят на топ. шаге за главную матрешку, которая так же, на топающем шаге продвигается вперёд., им на встречу.
Скоморох:
Как царевну не смешили, только пуще разозлили!
Целый день она ревет, к себе милого зовет.
Ну а кто таков – не знает. Видишь, как оно бывает!
Несмеяна поет:
Почему я все кричу, вам какое дело?
Ничего я не хочу, все мне надоело!
А-а-а, а-а-а, а-а-а-а-а-а!
  Царь:
Несмеяна, слушай, свет,
Совесть есть в тебе, иль нет?
Всем опять ты отказала,
Женихов всех разогнала!
Ведь они со всего света
К тебе мчались за ответом.
Даже мне, в который раз,
Больно слышать твой отказ!
Несмеяна:
Повторять мне нету сил:
Сердцу лишь один мне мил!
Папочка, меня прости,
Я прошу его найти!

Нянюшка:
Царь мой, батюшка, позволь слово вымолвить…
Царь: Изволь.
Только говори по делу – болтовня мне надоела.
Нянюшка:
По деревне слух идет, что Емеля наш слывет
Необычным мужиком: все-то у него вверх дном!
Его сани едут сами, колет сам топор дрова,
Ведра плещутся по бане, и метет сама метла!
По деревне разъезжает, сидя прямо на печи
На гармонике играет, песни разные кричит!
Слышите, а вот и сам, на печи он едет к нам!
Ноги, руки берегите, шире двери распахните!
(Под песню в зал на печи въезжает Емеля. Звучит "Песня Емели" муз. Е.Тиличеевой, сл. Волгиной)
Поет:
Я Емелюшка-Емеля, ох, не люблю работки,
Не слезал бы всю неделю с печки-самоходки
(играет на гармошке в проигрыше)
Разъезжаю я по свету, ох, скуку разгоняю,
Мне милей гармошки нету, слушайте сыграю!
(опять играет)
(говорит):
Ох, и жарко тут у вас! Есть водица или квас?
Несмеяна:
Хочешь, сбегаю сейчас?
Емеля:
Это дело не про Вас!
Никого просить не стану, воду сам себе достану.
Эй, по щучьему веленью, да по моему хотенью,
Ведра сами к нам идите, воду из реки несите!
(Под музыку в зал топают два ведра. Большие, плоскостные – двое детей держат их, скрывая голову и корпус, видны только ноги. Емеля берет ковш, который лежит у него на печи, зачерпывает из колодца и пьет.
Емеля:
Эх, хороша водица! Хотите напиться?
Несмеяна:
Хочу! (пьет) Спасибо!
Емеля:
Эй, по щучьему веленью, да по моему хотенью,
Возвращайтесь ведра сами, встаньте дома за дверями!
(Под музыку, ведра идут обратно, не поворачиваясь к зрителям спиной)
Несмеяна:
Ой, папаня, я узнала: это тот, кого искала!
Вот он, я его люблю, замуж за него пойду!
Емеля:
Да ты плакса, Несмеяна, слезы льешь ты постоянно,
Я ж, люблю повеселиться, нам с тобою не ужиться!
Несмеяна:
Я ж, когда в тоске была? Когда милого ждала,
Плакать больше я не стану, коль полюбишь Несмеяну!
Емеля:
Раз за этим встало дело, полезай на печку смело
Я давно люблю тебя, выйди замуж за меня!
Кумушки:
Раз при всех царь слово дал, то при всех его сдержал:
Несмеяну и Емелю в тот же вечер обвенчал
(Звучит русская народная свадебная песня. Дети стоят "стенка на стенку"):
     Ах вы сени, мои сени,
     Сени новые мои,
     Сени новые, кленовые,
     Бревенчатые.
(идёт левый ряд на правый)
     Выходила молода,
     За красного молодца,
     За лихого, молодого,
     Деревенчатого.
(идёт правый ряд на левый)
     Да как целую неделю
     Ели, пили у Емели
(сходятся на полукруг, лицом к зрителям)
     Поздравляли молодых, (глубокий поклон)
     Да оставили одних!
 (уходят на носочках, приложив палец к губам)
Емеля и Несмеяна:
     Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!