Падение Бастилии

Николай Сологубовский
ПАДЕНИЕ БАСТИЛИИ
Николай Сологубовский

История любви двух русских эмигрантов

13 июля. Ницца. Вот и все. Я сижу на террасе своего дома, смотрю на цветы, которые посадила Маша и которые так пышно расцвели, и размышляю об одном: кто же будет за ними ухаживать. Обо всем остальном я уже подумал…
Утром раздался ее звонок. Я сразу и безошибочно узнавал, что звонит именно она. Сегодня ее голос был спокойным. Прошедшие дни были очень мрачными для меня: мы снова поссорились, о новой причине разлада я расскажу, если успею, но видит Бог, что эта причина не стоит выеденного яйца и совесть моя чиста.
Она позвонила и...  и снова был долгий разговор. Об этом разговоре потом…Последний акт утренней ссоры был совершенно неожиданным для меня. Я все ожидал, но только не это…
Запись ее голоса на автоответчике. Я не захотел брать трубку. Стоял около телефона и слушал ее слова: "Сережа! Ты это сам сказал. Ты это понял?"
Снова и снова я прослушиваю запись. Как она это сказала?  Не что сказала, а как? Очень спокойно. По-матерински. Даже ласково. Как бы успокаивая своего ребенка. Но ребенок не хотел слушаться мамы. Самолет  вошел в штопор, и  на него с огромной скоростью мчалась Земля.
До этого что было? Почему эта запись на автоответчике? Почему я не хотел брать трубку? Вспомни, вспомни ее утренний звонок…
……………………..
13 июля. Ницца – Париж. Ее голос. Совершенно деловой. Будто речь пойдет о чем-то простом, обыденном…
– Послушай меня внимательно, Сережа. У меня к тебе одна просьба. Выполни ее обязательно.
– Да, конечно, Машенька!
– Сотри из компьютера все мои письма. Уничтожь все записи и фото…
– Что?  – Мне показалось, что я ослышался.
– Сотри все мои письма.
– Нет!
– Нет да!
– Я это сделаю тогда, когда сочту нужным.
– Нет, ты это сделаешь сейчас.
– Я сделаю тогда, когда… –  я не знал, что сказать, но вдруг изнутри меня раздался голос, – когда сочту, что мне на этой Земле делать уже больше нечего. Я все унесу с собой. Но мне надо закончить мои земные дела.
Она взорвалась.
– Не говори красиво. Опять театр устраиваешь? Меня даже тошнит. Твои дела – твои проблемы. Ты это будешь делать долго. Со своим занудством. А мне надо, чтобы ты все стер сейчас.
– Сначала ты сотрешь все это у себя.
– Я это сделала…
В моих глазах почернело.
– И теперь это сделаешь ты.
– Нет, Маша! Это единственное, что мне дорого и что дает мне возможность жить. Да, я это сделаю, но только в последний миг. Прощай!
И я выключил телефон.
После? Что было после?
Ее звонок и эта запись спокойного материнского голоса на автоответчике: «Ты это сам сказал. Ты это понял?»
А до этого? Что было вчера? Позавчера? Что вообще было в моей жизни? Зачем она вообще была, эта жизнь?…
Я включил компьютер, который хранил все наши разговоры.

1 июля.. Ницца - Париж. Разговор двух глухих, которые говорят только то, что сами хотят сказать и не слышат, что говорит другой. А ведь разговаривают двое, которые клялись друг другу в любви, говорили друг другу самые нежные слова. Вот этот разговор, записанный на магнитофон автоответчика. Без комментариев!
– Я все эти шесть месяцев жила тобой, а тебе было наплевать на меня. Ты меня использовал в своих целях…
– Неправда. Я все это время жил тобой…
– Нет, ты жил своей женой и своими детьми.
– Нет. Я с ними почти не встречался. У меня была ты и работа.
– Ты лжешь. Ты постоянно лжешь и обманываешь меня. Я была для тебя всегда на втором плане. Я не хочу больше так. Ты меня измучил, я никогда так не страдала, как эти шесть месяцев.
– Я люблю тебя. Я не могу жить без тебя.
– Лжешь! Это только красивые слова. Ты хотел меня только трахать. И я давала тебе. Потому что мне с тобой тоже хорошо. И я позволяла  тебе меня использовать. С той самой первой ночи… У нас нет с тобой ничего, кроме секса.
– Неправда. Я живу тобой. Я люблю тебя.
– Опять лжешь…..
– Что я могу сделать? Я не могу прийти к тебе, у тебя тоже семья, ты не хочешь ничего менять…
– Это тебе не хочется ничего менять.
– Что ты говоришь?! Как ты можешь это говорить! Я…
– И я не буду ничего менять. Потому что если я буду с тобой, ты будешь еще грубее со мной, еще больнее ты будешь наносить удары, тебе нужна будет только кухарка на кухне и баба в постели.
– Как ты можешь так говорить?!
–  И еще ты меня замучаешь своими проблемами и будешь использовать меня в своих целях…
– Что ты?  Что с тобой? Ты рисуешь портрет законченного подлеца. Ты так хочешь думать обо мне? Да?
– Нет. Но ты такой, тебе  просто приятно со мной в постели. И все! Больше нас ничего не связывает.
– Неправда!
– А я так тебя любила… Я всю себя отдала тебе, а ты… ты  меня нагрузил своими проблемами и проблемами своих детей. И ты никогда не интересовался моей работой и моими делами…
– Неправда!
– Нет, это так.
– Зачем ты это говоришь? Как ты можешь?
– Я говорю то, что думаю.
И она отключила телефон.

 13 июля.. Ницца. Нет, никогда ничего не кончается. Я смотрю на ее цветы и думаю о том, что они будут всегда прекрасны, даже если никто не будет за ними ухаживать. Это меня успокаивает. И я вспоминаю…
…Это был долгий разговор. Неделю назад. Разговор очень долгий. Она снова и снова повторяла свои обвинения,  ей надо было доказать себе, что она права, а я снова и снова пытался защитить себя, оправдаться, и одновременно я пытался понять ее, понять, что случилось, понять и решить, как же быть дальше. Я чувствовал, что мы загоняем себя в тупик, что мы уже в тупике. И что нам надо найти спасение. Если  вообще что-то еще можно спасти….
– Я больше не буду жить тобой. Ты не оценил мою любовь  и никогда не оценишь. Ты не знаешь, ты не понял до сих пор, какая я женщина, кто я…. Тебе наплевать на меня…
– Неправда! Ты для меня все! Ты самая красивая, ты самая умная…
– Слова, я им не верю….
– Тогда … тот вопрос, твой вопрос: зачем?
– Что значит зачем?
– Зачем я тебе?
Маша задумалась. И тихо сказала:
– Мы, наверно, будем встречаться. Как добрые знакомые. Встречаются же, чтобы выпить чашечку чая. А у нас будет и еще кое-что…
– Хорошо. Я согласен. Я на все согласен. Я приму любое твое решение.  Ты же понимаешь, что я НИЧЕГО не могу изменить. Ничего! Да, я свободен, я развелся с женой, ради тебя, но я не хочу быть тебе обузой. Я хотел бы быть постоянно с тобой, каждый день, каждую ночь, но это невозможно.  И ты знаешь почему…
– Ты меня упрекаешь, Сережа?
– Нет, дорогая моя! Я все понимаю, милая моя, любимая моя… Ты одна для меня, одна единственная. Я взял билет на 7 августа…
– Не прилетай!
– Ну почему?
– Опять ты за свое!
– Я же чувствую, что ты хочешь быть со мной…
– Ты ничего не чувствуешь! Ты меня не чувствуешь! Есть только одно твое эго! Эго!  Твое эго!
 Она не говорила. Она кричала в трубку, а выкрикнув, замолчала.
–  Я люблю тебя, я безумно хочу быть с тобой, – тихо и как можно спокойнее сказал я. Мне еще казалось, что мы сможем преодолеть и этот кризис. –  Пусть мы будем редко встречаться. Пусть будут долгими разлуки наши. Но мне только бы знать, что ты любишь меня. И пусть надежда меня согревает, что когда-нибудь мы будем вместе. Навсегда вместе.
– Этого не будет никогда! Никогда!
– Маша, не убивай мою надежду! –  крикнул я, теряя рассудок.
И в ответ услышал частые гудки.

13 июля.. Ницца. У всего есть продолжение. Умирающие цветы дают новые побеги, побеги увенчаются бутонами, бутоны раскроются цветами. Как прекрасно устроено в природе: круговорот жизни бесконечен!
И осознание этого подействовало на меня успокаивающе. Мой самолет вошел в штопор, я бросил штурвал и думал о том, что самолет превратится в железо, человек – в пепел,  воронка зарастет цветами, а цветы будут всегда только цветами!
Она сказала слова  «Этого не будет никогда!» так резко, как будто отрезала то, что уже давно решила отрезать. Как будто рубанула! Со всего размаха!
И самолет рухнул на землю…
Я нажал на кнопку отключения телефона. Нажал прямо себе в сердце. Меня снова схватило в груди. И стало очень больно. И пусто на душе. Правда, никогда не думал, что будет так грустно, если отключишь телефон, эту бездушную штучку!
И если я что-то понял в этой жизни и если хоть один стоящий совет я могу дать, так только этот:
«Никогда не отключайте телефон! Никогда! Прислушайтесь к моему совету – я за него заплатил дорогой ценой!»

14 июля. Ницца. Сегодня во Франции праздник. Когда-то парижане взяли Бастилию и решили, что теперь все будут свободными и счастливыми… Как они ошиблись! Каждый из нас сам снова и снова строит свою Бастилию. Бастилию Эгоизма! Но, оказавшись внутри ее, хочет вырваться и обрести свободу! А оказавшись у ее неприступных стен, хочет ее разрушить! Даже ценой своей собственной жизни!
Единственная мысль сверлит мне мозги: закончить дела, медленно закончить, ничего не забыв.  А потом… лодка, груз, веревка и глубина, где нечем будет дышать… Впрочем, задыхаться можно и на суше. Мне сейчас  просто не хватает воздуха. Воздух – это любимая женщина! Как странно, но сердце может остановиться в любой момент. Оказывается, оно может жить и дышать только любовью! Как поздно я открыл это для себя!
Да, надо все сделать. Чтобы  мое  бренное и никому не нужное тело  не доставило бывшей жене и детям хлопот. Нет, надо закончить все дела, оформить бумаги и уйти, не обременяя никого…
 И вот теперь можно написать…

"Здравствуй, Машенька! Здравствуй, любимая!
Наступил день, еще один день…..  но теперь  это другой день, день без тебя… Привычно подошел к компьютеру,  но не для того, чтобы продолжить работу. Нет никакого желания, кроме одного: написать тебе письмо.
Грустные мысли овладели мной… и вот я сижу в одиночестве и в размышлениях… Раньше мысли мои ходили по кругу. Как лошадь, привязанная к столбу. В ожидании…  Именно в ожидании…Встречи с тобой! Вот чем я жил эти годы!
Теперь я знаю, что встречи с тобой не будет…Мне остается только возможность поговорить с тобой. В последний раз! Я хорошо помню то, что ты мне сказала. И что я тебе сказал. Помню, потому что компьютер – моя память. Память, которую ты захотела уничтожить. И поэтому я читаю  в последний раз наши разговоры, которые записал.
И стираю! Такова твоя воля! Стираю безвозвратно, и с каждым исчезнувшим словом теряю частичку нашей Любви,  живую клетку самого себя…
«– …я бессилен что-либо сделать…
– А ты действительно бессилен…
– Как я хочу к тебе! Как я хочу обнять тебя, успокоить, взглянуть в твои глаза, прикоснуться твоих губ…. Ты бесподобная женщина, ты… милая моя! Любимая! Я сижу и не знаю, что сказать тебе… Почему, ну почему у меня вот так все получается……
– Это не получается потому, что это в порядке вещей. Ты такой! Законченный эгоист! И первую, кого ты отодвинешь, буду я. Я тебя не жду и не буду ждать никогда. Ждать тебя – это не значит быть неожиданно приятно удивленной, это не значит радость, это значит  -  быть бесконечно обманутой в этом ожидании и в твоих бесконечных обещаниях, которые всегда пустой звук...»

Я нажимаю на стирание…

«– … я не виноват, что так сложилась моя жизнь…
– ...это твой образ жизни, который мне не нужен. Он меня душит,.  у меня опять забилось сердце, у меня ком  в горле. Мне надоело это ощущение. Ты мешаешь мне жить, я уже заставляю себя просто радоваться утреннему свету. Я хочу мою жизнь обратно – добрую и светлую, без лишних слов.
– Я хотел тебе только счастья, но я должен был нести свой крест, сделать все для семьи, это мой долг…
– … принимай как должное все что угодно, но позволь мне принимать как должное только то, что я не могу изменить. Твое присутствие в моей жизни я изменить могу! И я это сделаю.
– Прости…Я люблю тебя и  берегу свое чувство к тебе, как самое дорогое… С надеждой на  лучшие времена, потому что…
– Их не будет, этих времен… Им неоткуда взяться. У тебя будут только твои времена. Избавь меня от участия в них.
– Мои времена прошли. В них был счастливый миг, наша любовь. Но я надеюсь на  другие времена, на время, которое будет принадлежать нам…
– Я умоляю тебя не найти время, потому что если найдешь ты, то не найду я… Мне надоело искать время для тебя поперек моей семьи, работы и жизни. У меня никогда в жизни не дрожали руки и я не хочу, чтобы они дрожали впредь.…
– Да, я… я  тебя избавлю… от себя… Тебе будет легче. У тебя начнется твоя привычная жизнь, у тебя будет Семья и Работа. Это твой Мир и в нем ты будешь счастлива.
– Какая ты зануда!
– Я не буду мешать тебе, я только напишу несколько слов…
– Не надо мне писать письма!
– Не будет больше  моих писем….
– … и по телефону, судя по всему, нам тоже не о чем разговаривать…»

Я нажимаю на стирание. Я стираю  свою память…

«– Помнишь, как ты мне говорила: "Сережа, милый!" Помнишь, как ты шептала: "я люблю тебя!"…
– Это было мое заблуждение. Я ошиблась. Я беру обратно эти мои слова…
– Не сможешь! Не сможешь их взять! Их больше нет! Я выполнил все твои просьбы. Я сжег все, о чем ты просила. Я стер все…
– Я тебе очень благодарна. Наконец-то хоть одну просьбу мою ты выполнил. И как ты решился на такое? Ведь говорил и клялся, что для тебя это самое ценное и дорогое. Какой ты лжец!»

Я нажимаю на стирание. Я сжигаю самое ценное…свою память
Вот и окончены наши разговоры, такие обременительные для тебя. К чему их продолжать, если остается только повторять уже сказанное, если нет ничего нового в наших сердцах, чем мы можем друг друга порадовать?!
И все же я благодарен тебе. За одну простую истину, которую ты сказала:
«Если в твоем сердце только твое Эго, в нем никогда не найдется места для Любви. Если хочешь полюбить, если хочешь любить по-настоящему,  убей свое Эго».

Я снова нажимаю на клавишу. Я убиваю Эго! Осталось поставить точку.
Точка?
Нет, еще не все. Я действительно зануда…Хочу ответить на твой упрек, что я клялся все сохранить и вот так малодушно поступил…Почему я все же стер все твои слова, письма, послания?  Просто… просто я не могу взять их в мое далекое путешествие Туда. А в Другом Мире я все воссоздам. И сад, который мы вместе посадили. И книгу, которую мы вместе писали, да так и не закончили…
Человек, который Любит и Счастлив, не может жить по-другому. Любовь и Счастье даются человеку один раз, столько бы он ни путешествовал по Вселенной Бесконечного Мира. Один раз! И никто еще не доказал обратное!
Но и Там я буду помнить о тебе и нашей любви. Ты бесподобная женщина! Ты – Богиня! И если у нас не состоялось, то только потому, что… я был мужчиной. Простым, земным и, как это ни горько осознавать, смертным…
Прошу об одном: не укоряй меня. И не поминай лихом! Я не хотел тебе зла!
У тебя все будет хорошо. Поверь мне! У тебя  есть все для  тебя, тебе больше ничего не надо. Ты счастлива! Твоя жизнь удалась! Об этом ты мне сказала, и не один раз. И ты права! Поэтому я оставляю тебя для тебя и стираю себя, как лишнее в твоей жизни! 

P.S. И все-таки, Машенька… и все-таки… как трудно поставить точку…  Письмо это… ты получишь это письмо с кучей других посланий и сообщений, среди СПАМА, коммерческих предложений и всякой другой ерунды. И для тебя оно будет как тот никому не нужный осенний лист, упавший с дерева на твое плечо в Булонском лесу, когда мы прогуливались с тобой в дни нашей любви… Который ты так небрежно смахнула…
Все слова, сказанные тобой, Мария, я уношу с собой.
Ухожу навечно влюбленным в тебя… твой Сережа».
…….
Он отправил письмо, стер его, выключил компьютер   и вышел на террасу. Как красиво цветут ее цветы! Он обвел взглядом сад. Осталось только спуститься к морю... 
Н самой кромки моря, где на волнах покачивалась  лодка, неведомая сила остановила его и  заставила вернуться в дом,  где рука сама потянулась к телефону…   

14 июля. Париж.
…Я пишу сказать тебе – здравствуй, Сережа! Сегодня праздник! Я прошу у тебя прощения за обидные слова. Но твой телефон отключен, поэтому я посылаю тебе это послание по Интернету.
Представляю: ты стоишь на террасе, смотришь на мои цветы, и ветер, едва касаясь, шепчет  тебе от меня «здравствуй».
Я закрываю глаза и вижу тебя. Вот ты, совсем рядом.
Ты молчишь. Я не хочу говорить.
Я смотрю в твои глаза. Мы молчим.
Я отвожу глаза и, вернувшись взглядом, встречаю вновь твой.
Ты молчишь.
Я поднимаю руку к твоему лицу и…..
Я говорю тебе «здравствуй» и ты улыбаешься мне.
Представь.
Я не знаю, чего я хочу.
Каждое утро, улыбнувшись тебе, да, да, не смейся, улыбнувшись тебе и только тебе,  я ловлю себя на единственном желании.
Мне хочется сесть в машину и поехать.
Мне не нужен маршрут, у меня нет цели.
Мне хочется просто ехать и ехать.
Мне ничего не нужно.
Я бы останавливалась только на заправках и около маленьких придорожных ресторанчиков, где меня никто не знает и не замечает.
Все встречаемое на пути имело бы для меня значение мимоездом.
И я приехала бы к тебе.
А утром, проснувшись, я бы благодарила Бога за эту подаренную нам ночь, улыбалась тебе, улыбалась моим цветам…
Я хочу быть только  с тобой!
Я тебя очень люблю!»

Маша отправила послание и стерла его. И улыбнулась. Она знала, что Сережа все хранит. Каждое ее письмо, каждое ее слово. Она знала, что он ее очень любит.
А любовь – это то, что всегда остается в тебе, даже тогда, когда кажется, что уже ничего от нее в тебе не осталось.
И ее рука снова потянулась к телефону…