Чжан Миншенг

Юлия Геннадьевна Данько
         – Мама, мне страшно… – сказал маленький Миша.
         – Не волнуйся, сынок, – ответила мама, поцеловав сынишку в лоб. – Всё будет хорошо, потому что ты у меня очень хороший и смелый мальчик.

         Миша посмотрел в зеркало. Перед ним стоял худощавый черноволосый мальчик с тёмными, как уголь, сверкающими глазами и бледным лицом (даже небольшой летний загар не смог скрыть эту болезненную бледность).
         «Что это? Ты собрался плакать? Мама сказала, что ты смелый, а смелые не плачут!» – совсем не по-детски мысленно рассуждал Миша.

         – Ну-ну, ты что?! – сказала мама. – Не волнуйся, всё будет хорошо. Ты у меня уже совсем взрослый, и я тобой горжусь!
         Мама обняла сына за плечи и снова поцеловала его в лоб, затем нежно рукой слегка взъерошила его чёлку и тут же заботливо поправила её. Слёзы предательски ещё сильней проступили на глазах Миши, но он сдержался, чтобы не заплакать.
         «В конце концов, и что это я так разволновался? – мысленно подбодрил себя мальчик. – Подумаешь, первый класс».

         – Вот, возьми, – мама протянула Мише небольшой букет белых хризантем, аккуратно перевязанных красной атласной лентой в виде бантика. – Подаришь это Вере Васильевне.
         – Но я же её совсем не знаю.
         – Вот придём на площадь и узнаешь.
         – Но я её всё равно совсем-совсем не знаю. Почему я должен дарить ей цветы?
         – Потому что сегодня праздник – 1 сентября, День знаний. А Вера Васильевна твой классный руководитель и будет тебя учить всему, что нужно знать в первом классе.
         – А если я ей не понравлюсь, и она меня не будет любить…
         – Миша! Любят, очень-очень сильно, только мамы своих детей, а учитель будет к тебе терпелива и добра за твои хорошие поступки, дела и усердный труд, за твоё стремление учится. Запомни, – сказала мама, а про себя подумала: «Надеюсь, так оно и будет, Вера Васильевна вполне приятная женщина, рассудительная… Надеюсь… надеюсь…».

         Мальчик взял маму за руку:
         – Пойдём уже, а то опоздаем! Не могу же я опоздать в свой первый день в школе.
         Мама весело рассмеялась, но не стала ничего говорить, и они, вдвоём, отправились на площадь, до которой от дома минут двадцать ходьбы по тротуару, вдоль аллеи тополей. Всю дорогу Миша крепко держал маму за руку, гордо нёс свой букет белых хризантем и внимательно смотрел по сторонам.

         Он знал, что все эти люди тоже спешат на праздник. Вот возле бабушки, которая продавала цветы, остановилась женщина с двумя детьми и купила им по маленькому букету разноцветных астр. На другой стороне дороги спешил юноша, лет 16-17. «Это старшеклассник» – подумал Миша и вдруг заметил светловолосую девочку. На ней было синее платье и ажурный белый фартук, волосы заплетены в две косички, на каждой из которых красовался большой белый бант. Девочка о чём-то разговаривала со своей мамой и плакала. Да, точно, она плакала. Миша это понял по тому, как вздрагивали её плечи, и она, то и дело, вытирала руками глаза.

         – Ну вот, мы и пришли, – неожиданно раздался голос мамы.
         Мальчик вздрогнул и перевел свой взгляд на площадь. «Вот это да! – подумал он. – Сколько же здесь людей?! Как мы тут найдём, куда нам надо?»
         – Смотри, смотри, – мама указала рукой куда-то в самую тесную массу людей. – Вон, видишь? Нам туда. А вон и твоя учительница.

         Женщина потянула своего сынишку за руку вглубь этой массы. Миша пытался понять и увидеть, где же его учительница? Но он ничего не мог увидеть и не понимал, как же мама узнала, куда надо идти? Сердце его бешено колотилось, перед глазами мелькали бантики, цветы, воздушные шары, в ушах шумело и громко-громко звучала какая-то навязчивая песня из больших чёрных колонок: «Первокла-а-ашка, первокла-а-ассник, у тебя сего-одня пра-а-а-аздник…»

         – Здравствуйте, Вера Васильевна! – мама резко остановилась, и Миша едва успел притормозить, чтобы не наступить ей на ногу.
         Мальчик настолько разволновался, что уже не слышал, о чём говорила мама с учителем, что нужно теперь делать, вокруг него толпились девочки, мальчики… Мама отошла в сторонку, а Вера Васильевна что-то говорила, говорила, потом вокруг Миши все снова задвигались, заходили, мамы и папы стали бегать и фотографировать. По движению рук Веры Васильевны Миша понял, что ему нужно встать рядом с ней. И вот все дети, наконец-то, угомонились. Первоклассник покрутил головой и увидел, что все стоят попарно: мальчик и девочка. «Значит, мне пары не досталось, – подумал Миша, – поэтому я стою с учителем».

         – Так, ребята, приготовились, сейчас мы с вами пройдём по площади. Помните, держите друг друга крепко за руки и не отставайте, когда остановимся, всем нужно встать ровно вдоль белой линии и слушать внимательно, чтобы ничего не пропустить – это важное правило для будущего первоклассника, – сказала Вера Васильевна и взяла Мишу за руку.

         В это же мгновенье мальчик услышал громкий голос: «… 1Б класс, классный руководитель Воронцова Вера Васильевна – учитель с 20-летним стажем…» Дальше Миша уже ничего не слышал. В ушах вновь зашумело, сердечко заколотилось. Перед ним вновь замелькали лица, цветы, воздушные шары. Вот показалась белая линия, все остановились, в микрофон всё время кто-то говорил, говорил, говорил… Тут и там вспыхивали огоньки от фотоаппаратов. Потом все начали дарить цветы, снова всё замелькало, затем кто-то подхватил Мишу с двух сторон за руки, и они снова куда-то отправились по площади…

         Мальчик пришёл в себя только тогда, когда очутился за партой, за первой партой возле учителя. Прозвенел школьный звонок, Вера Васильевна попросила родителей выйти из кабинета и подождать несколько минут, пока пройдёт первое учебное занятие.
         – Слышали, ребята? Прозвенел звонок –
         Дан сигнал всем школьникам начинать урок! – обратилась она к детям. – А что же это такое – урок?
         Дети наперебой стали выкрикивать разные варианты, каждый предлагал свою изумительную версию. Миша сидел и не мог проронить и слова, он не понимал, можно ему говорить или ещё подождать, или ответить, когда на него посмотрит учитель. Пока он размышлял, из-за парты встал мальчик и подошёл к учителю, в классе все замолчали, посмотрев с любопытством на темноволосого коротко стриженого мальчика. Его нельзя было не заметить: упитанный, с круглыми щёчками, выше всех в классе, в светлом костюме с белой рубашкой, на этом фоне ярко выделялся синий в косую полоску галстук. Мальчик посмотрел на Веру Васильевну и сказал:
         – Учительница, а я точно знаю, что такое урок, мне мама всё лето про это рассказывала…
         – Достаточно, – мягко, но убедительно, сказала женщина, указав мальчику рукой направление.

         Он сразу понял, что ему нужно вернуться и сесть за парту. Повернувшись лицом к классу, мальчик посмотрел на Мишу, прищурил глаза и улыбнулся. Но Мише его улыбка показалась совсем не дружеской, а зловещей, и он снова заволновался, в ушах зазвенело, сердце заколотилось, пытаясь вырваться из груди…
         – Видите, ребята, что может произойти, когда не знаешь, что такое урок! – сказала Вера Васильевна, выделив голосом, как-то по-особенному, последние пять слов.

         Если до этого момента ещё был какой-то звук, шепот, возня за партами, то в этот момент воцарилась полная тишина. Как так? Столько всего наговорили, а ничего не знаем?!

         В следующие две минуты учитель рассказал детям о правилах поведения на уроке и на переменах в школе, об уважительном отношении к другим людям и о том, что всем в классе нужно познакомиться, чтобы начать интересное путешествие по стране знаний.

         – Извините, Вера Васильевна! – раздался неожиданно женский голос из-за приоткрытой двери в конце класса, – Мы тут немного заблудились, мы к Вам.
Все в классе оглянулись. И Миша снова увидел её, ту светловолосую девочку с большими белыми бантами. Она стояла рядом со своей мамой, слегка наклонив голову вперёд.
         – Что ж, вы почти вовремя, проходи, будем знакомиться, – сказала Вера Васильевна и показала девочке на место за партой, рядом с Мишей. Девочка села, посмотрела на него, быстро отвела взгляд, завела за ухо выбившийся локон волос рукой, затем положила руки на парту, как положено школьнице и стала внимательно слушать. «Интересно, откуда она знает, как правильно надо сидеть, ведь её не было в классе, когда об этом говорил учитель? – подумал Миша. – Да, и глаза… какой необычный цвет, как у наших васильков в саду!»

         И вот наступил момент знакомства. Вера Васильевна называла фамилию и имя каждого поочерёдно, по алфавиту, а в ответ нужно было назвать только одно, то, которым называют тебя твои друзья, которое тебе нравится. Миша сидел и слушал, он узнал, что в классе есть две Кати, три Марины, Миша тоже есть, а ещё есть Ксения – самая красивая девочка с васильковыми глазами. И она сидит с ним за одной партой…
         – Чжан Миншенг, – прозвучало рядом.
         Миша вздрогнул и встал, в классе послышался шепот, а упитанный мальчик Петя захихикал.
         – Миша, – хриплым голосом произнес своё имя первоклассник и закашлялся.
         – Так, ну вот и хорошо, значит, теперь у нас ещё и два Миши, – сказала Вера Васильевна и грозно глянула на Петю. – Садись, Миша…
         – Миншенг, какое красивое у тебя имя! – вдруг услышал мальчик рядом с собой тихий шёпот. – А я знаю, ты живёшь рядом с нами, вы с мамой недавно приехали. Давай завтра вместе в школу пойдём… Миша?
         Миша посмотрел на Ксению и увидел улыбку не только на её губах, но и в красивых васильковых глазах.
         – Давай, – так же тихо ответил он и улыбнулся в ответ.
         – Вот мы все и познакомились. Предлагаю начать наше сказочное путешествие по стране знаний… – сказала Вера Васильевна и сразу же несколько любопытных глаз радостно засияли.
         Это было самое увлекательное путешествие.

         ***

         Миша шёл домой, держа маму за руку, всю дорогу он рассказывал и рассказывал ей о своём первом уроке: как они катались на паровозике по всему классу под весёлую музыку, плыли на кораблике детства по океану знаний, повстречались с пиратами… и про Ксению с васильковыми глазами.

         – Нет, ну, конечно, я знаю, что это всё не по-настоящему. Но, мама, как интересно Вера Васильевна говорила про всё, задавала нам всякие задачки, загадки, а ещё эти пираты! Как будто, и правда, мы среди океана с пиратами повстречались! А знаешь, кто пиратами был? – говорил счастливый первоклассник.
         – Нет, не знаю, – отвечала мама с улыбкой. – И кто же это был?
         – Да это точно старшеклассники! Мама, как же ты не догадалась сразу?! – довольный своей смекалкой, радостно сделал вывод Миша.

         Они ещё долго разговаривали, по пути зашли в магазин, купили всё, что необходимо по списку, который выдала Вера Васильевна всем родителям после урока. И всё это время Миша не переставал рассказывать о своём первом дне в школе.
Вечером, когда мама укладывала спать сына, он сказал:
         – Оказывается, не так и страшно там, в первом классе… – Миша широко зевнул, – и Петя, и все ребята мне сказали «пока», когда я пошёл домой… – уже сквозь сон пробурчал маленький Чжан Миншенг,  а через несколько минут он крепко спал, улыбаясь во сне.

         Ночь была светлой, на небе в ожерелье мерцающих звезд красовалась молчаливая луна. Тёплой паутинкой тянулся её свет в спальню, где над детской кроватью тихо склонилась женщина, поправляя одеяло.
         – Снов  сладких тебе, сынок, – мой любимый первоклассник…