В марте 1968 года по неизвестной причине погибла со всем экипажем из 98 человек советская дизель-электрическая подводная лодка К-129.
Причина её гибели неизвестна. О гибели подводников официально объявили спустя 30 лет. Партийное руководство КПСС боялось реакции населения. Не сразу родственники получили и пенсии за погибших.
22 мая того же года погибла со всем экипажем из 99 человек американская атомная подводная лодка «Scorpion» (SSN-589). Командование ВМС США о гибели подводной лодки официально объявило спустя две недели, 6 июня 1968 года.
Население страны узнало об этой трагедии, посочувствовало семьям. Правительство страны боялось не обнародования трагического известия, а, напротив, чтобы не обвинили в его сокрытии от людей.
Наиболее вероятной причиной гибели «Scorpion» считается попадание собственной торпеды в командный отсек подводной лодки. Некоторые американские военно-морские историки утверждают, что торпеда была советская. Спустя десятилетия детали обеих трагедий всё ещё находятся под покровом тайны. А как всем известно, дьявол как раз и кроется в деталях.
В США семьям подводников сообщают, когда их мужья, сыновья, братья вернутся из автономного плавания, и их пускают для встречи подводной лодки на пирс.
В советское время считалось, что подводникам после автономного плавания приятней сначала посмотреть на физиономии своих начальников, а уже потом на лица жён и детей. Как сейчас обстоят дела, не знаю.
27 мая 1968 года семьи экипажа подводной лодки собрались на пирсе в ожидании прибытия «Scorpion». Погода была отвратительная, дождь с ветром, люди стояли под зонтами, ветер вырывал их из рук.
К ним вышел офицер, сообщивший, что подводная лодка задерживается, и посоветовал идти домой, когда лодка придёт, им сообщат. Причины он не знал, и это поселило в людях первую тревогу.
Командир базы подводных лодок « Orion» капитан 1 ранга Белла в тот день пришёл на корабль в шесть утра. За пять суток до этого командир атомной подводной лодки «Scorpion» капитан 3 ранга Фрэнсис Слеттери сообщил шифровкой время и дату своего прибытия.
Белла спросил связистов, получены ли ещё сообщения с лодки, те ответили отрицательно, что было странным. Обычно командиры подводных лодок подтверждали дату прибытия и заказывали буксир для швартовки.
На море бушевал шторм, хлестал дождь, решили, что это помешало подводной лодке связаться по радио с базой. С 11 часов утра связисты непрерывно пытались установить связь с «Scorpion», но безуспешно. Пошли доклады наверх, в главный штаб.
На поиск подводной лодки направили противолодочные корабли и вертолёты. В 15.15 того же дня во все военно-морские базы в Атлантике отправили сообщение об исчезновении подводной лодки.
Доложили президенту Линдону Джонсону о потере лодки с 99 моряками. Секретарь потом отметил в журнале: «Сообщил ему – никакой реакции». Кого-то мне это напомнило. В шесть вечера того же дня семьям подводников сообщили о пропаже подводной лодки.
Все причастные службы немедленно приступили к поискам. Со времён Карибского кризиса поиск подводной лодки «Scorpion» был самой большой военно-морской операцией после Второй мировой войны. Возглавил поиск вице-адмирал Арнольд Шейд, командующий Атлантическими подводными силами, опытный подводник, участник Второй мировой войны.
В последней радиограмме от командира «Scorpion», полученной 22 мая, сообщалась позиция подводной лодки в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Подводная лодка шла со скоростью 18 узлов по дуге большого круга (что это такое любопытные читатели могут посмотреть в интернете).
По расчётам подводная лодка должна была прийти в Норфолк в День Поминовения, посвящённый памяти американских военнослужащих, погибших во всех войнах и вооружённых конфликтах, в которых США когда-либо принимали участие.
Десятки надводных кораблей и подводных лодок, несмотря на огромное волнение, приступили к поискам подводной лодки сначала на континентальном шельфе.
Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/08/1680
На фотографии: подводная лодка «Scorpion»