Счастье и Горе

Андрей Павлович Костебелов
                (Сыну Богдану)

   Богатый человек - больной и несчастный. Бедный - здоровый и счастливый.

  - Сынок, слушай меня внимательно и запомни мой рассказ на всю свою жизнь.
Было это очень давно, мне тогда пошёл тринадцатый год. Были у меня друзья - хорошие и не очень, в основном старше меня. Да и сам я был тогда "оторви да выбрось". В общем, начал я воровать, где с друзьями, а где и сам. Лазали мы по подвалам, вскрывали сарайки, забирались через окна на дачи и тащили всё подряд - инструмент, книги, консервы и чёрт знает что - всё что могли унести.
   И вот однажды, залезли мы с моим дружком через окно на очередную дачу. Была уже поздняя осень, на дачах почти никого не было. А тут... внутри тепло. Включили свет, осмотрелись - посреди комнаты круглый стол накрытый чистой скатертью, на столе в большой миске тёплые пирожки, в чайнике ещё не остывший кофе, а посреди стола не допитая бутылка коньяка, буквально на две стопочки. Ну думаем подфартило, как никогда, сейчас покушаем, допьём коньячок и за дело.
   Сами голодные, весёлые, азартные. Разлили в пустые стопки остатки коньяка, бесстрашно опрокинули в детские глотки обжигающую дрянь и давай лихо управляться под кофе с тёплыми пирожками. Захмелели натощак, сидим смеёмся сами не знаем чему... А тут дверь справа закрытая, по-видимому в спальню. Я и говорю своему другу:-"Глянуть надо, может там сундук с золотом". Подхожу и, так весело и легонько пинаю эту дверь. Дверь с лёгкостью распахивается и в полутьме я вижу какую-то старенькую мебель и кровать. И вдруг с кровати начинает подниматься огромное ТЕЛО! Я остолбенел. Тело что-то забурчало, протёрло глаза и в одном прыжке схватило меня за руку. Я назад в большую комнатку. А дружок мой в окно. Но не успел. Тело держа меня крепко за руку, метнулось вместе со мной к окну и вытащило за ногу моего кореша.
   В общем тело оказалось здоровенным стариком. Закрыл он поплотнее окно, проверил закрыты ли замки и усадил нас за стол. Сидим мы и дрожим от страха - убьёт ведь сейчас и закопает в огороде. Старик открыл шкафчик, достал ещё одну бутылку коньяка, две банки говяжьей тушёнки, две банки сгущённого молока, потом подумав достал ещё одну банку сгущённого какао и начатую булку хлеба. Поставил он это всё на стол и начал молча и не спеша открывать поочерёдно все банки. Открыв всё, коротко сказал:-"Ешьте!". Мы не сразу и с опаской начали потихоньку есть. Он же налив себе полную стопку конька, поднял её, подержал на весу и поставил опять на стол. Сидит и смотрит на нас старыми и печальными глазами. Промыл чайник и заварил настоящего индийского чаю. Достал из шкафчика сахар и также молча поставил на стол.
   Когда мы съели почти все консервы, выпили по кружке чаю, он и говорит:-"Ну что, ребятки, воруем?" Мы опустили головы, а сами думаем - утром сдаст в ментовку, как пить дать сдаст. Надо бежать, любым способом.
   Старик помолчал минут пять, а потом говорит:-"Слушайте меня внимательно и запомните мои слова на всю свою жизнь. У любого человека есть две дороги. Первая дорога - стать богатым, но больным и несчастным. Вторая дорога - быть бедным, но здоровым и счастливым. В вашем случае вы не станете ни богатыми, ни счастливыми, вы станете больными, несчастными, сядете в тюрьму и рано умрёте, или погибните... А теперь марш в спальню и спать, утром пойдёте домой, а то на дворе ночь, а до города восемь вёрст".
  Утром он нас поднял, накормил свежей варёной картошкой с солёными огурцами и помидорами и отпустил домой.
  Так мы с моим другом навек перестали воровать.
  И вот я всю жизнь бедный, но здоровый и счастливый.
  - Отец, а где сейчас твой друг?
  - Умер он давно, сынок. Полковником он был... После второй Чеченской от инфаркта. Сорок два года ему было.