Смирение

Ирина Семакина
Смирение... Подчинение чьей-то воле.

Смирение антипод гордости:

Тьма - это отсутствие света,
холод - отсутствие тепла,
смирение - отсутствие гордости.

Смирять можно под свою волю, под волю  человека, под волю Бога.

1. Смирение под свою волю.
Диеты, занятия спортом, ограничения для достижения цели - воспитание силы воли.

2. Смирение под волю человека.
Покорность добровольная или вынужденная кому-либо. Добровольное смирение свойственно людям-последователям за некими авторитетами, или безвольным людям, плывущим по течению.
Вынужденное смирение провоцирует накопление внутренних противоречий и приводит к бунту (что в общем в церкви особенно ярко видно в отношениях "отцов" и "детей").

3. Смирение под волю Бога.
Подчинение воле Бога, согласие с Его руководством, подчинение, доверие Его плану.

Третий пункт подробнее...


Если человек наполняет свой внутренний мир общением с Богом, молитвой, изучением Слова, тогда он имеет ясность, что хочет сделать Бог в его жизни.
Смирение будет заключаться в том, чтобы иметь согласие с этой волей и властью. Из внутреннего мира это решение проецируется во внешних отношениях.

К ПРИМЕРУ: мне открылось, что воля Бога в подчинении детей родителям.

Если я принимаю в смирении эту волю, то буду в подчинении у родителей.
Это не потому, что они меня смирили (недобровольно) или я себя смирила под их волю (добровольно), а потому что принимаю желание Бога.

Тогда вопрос "в каких случаях не слушать родителей" отпадёт сам собой.

Да и любое подчинение в семье ли, в церкви ли будет идти не от воли какого-то другого человека, а от моего согласия с волей Бога.
 (Иисус сказал Пилату: ты не имел бы надо Мною власти, если бы она не была дана тебе свыше. Быть судимому Пилатом - это по согласию Иисуса с волей Бога Отца)

И то, что в глазах Бога является смирением (подчинением Его власти), по-человечески иногда может выглядеть несмирением, когда кто-то из людей хочет необоснованно покорить своей власти.

Да поможет нам Бог каждому осознанно смиряться под Его волю, а не быть просто последователем какого-либо течения или человека.


В чём преимущество смирения?

Мы все хотим чувствовать себя социально защищёнными: от грабителей, от недобросовестных продавцов, соседей.
Хотим иметь стабильную работу, достойную зарплату, крепкое здоровье, обеспеченную старость...в общем, жить в экономически привлекательных условиях.
Поэтому государство с высоким уровнем жизни достойно от своих граждан всяческих похвал.

Признавать власть Бога над собой, это подчиняться Ему как правителю мира, руководителю и проектировщику моей собственной жизни.
Смирение это значит признавать Его законы, Его водительство. Это жить под Его обеспечением и Его ответственностью за мою жизнь и существование.

1. Смирение - это защита
;Признавая власть и руководство Бога в своей жизни, понимаешь, что без Его ведома и вОлос на землю не упадёт.
Любые жизненные обстоятельства: голод(насыщение пяти тысяч), кораблекрушение("умолкни, перестань!"), нападки от людей и т.д. происходят не без ведома Бога, под Его контролем и Его ответственностью.
Даже смерть слуги находится в Его руках (дорога в очах Господа смерть святых Его - не дословно).
Подчинение себя воле Бога - это защита от уныния, депрессии, тупика, ошибок.
Защита от старческого слабоумия, различного рода повреждений разума.

Есть в жизни чёткое направление, уверенность. Даже если путь проходит "в тумане", нет повода сомневаться в Боге, потому как, смиренный под крепкую руку Бога, человек много раз испытывал Его действия во благо себе.

Смирение - это защита от ропота, недовольства, осуждения.
Нечем недовольствоваться, когда понимаешь водительство Бога. Все люди, обстоятельства под Его контролем. Если Он проводит через разъярённую толпу, значит там, в конце, есть то, что ты просишь и что тебе нужно.
Любое недовольство или ропот направлено не на обстоятельства или людей, а на руку Бога, который ставит в такие обстоятельства.

Научиться бы осознавать важность смирения и иметь такую защиту для своей души!


2. Смирение - это твёрдость.
;Смирение - это твёрдость поступков, веры, убеждений.
Человек смиренный это не тихий, забитый, безвольный раб, жертва обстоятельств, который боится как бы кого не задеть или не огорчить.

Наоборот, такой человек понимает себя и Бога. Он поступает по принципу: "Я как человек могу ошибаться, но Бог - никогда".
Всё, что я говорю или делаю, может быть ошибочным, не таким верным, как должно быть на самом деле. На моих убеждениях, мнениях, суждениях нельзя построить крепкое основание.

Человек - существо непостоянное. То, за что он горой стоит сегодня, бьётся не на жизнь, а на смерть, завтра покажется ему мусором.

Бог - неизменный. Даже тогда, когда Его воля кажется неподходящей для сегодняшнего времени, ситуации или общественных, политических веяний, она в итоге всё равно оказывается верной.

Смирение даёт твёрдость в делах, даже если всё вокруг бушует против.

"Со смиренными мудрость" Пр.11:2


3. Смирение - это утешение

;Смирение - это утешение в скорбях, болезнях, одиночестве.
Тяжело переносить болезни или скорби, не имея представления о конечной цели.
Признавать власть Бога и Его руководство в болезнях или одиночестве - утешение.
Утешение в том, что трудные обстоятельства даны не случайно. Они могут показаться совсем не такими трудными, а временными и проходящими, если видеть в них определённый смысл.

А иногда подобные трудности могут приносить даже радость.
 Это тогда, когда человек имеет тесную связь с Богом, а трудности приближают его к Богу и делают общение с Ним ещё более острой необходимостью.
Это приносит радость человеку и даже благодарность за допущенные тесные обстоятельства.

Человек способный смиряться и принимать с радостью обстоятельства сам своим примером будет утешать окружающих. Особенно тех, кто попал в подобные трудности.

"Бог,утешающий смиренных" 2 Кор.7:6


4. Смирение - это опора будущего.

;Смирение - это уверенность в завтрашнем дне, в старости, в потомках.

Человек под властью Бога спокоен за будущее. Даже если сейчас обстоятельства выглядят весьма противоречиво, он уверен, что Бог ведёт так как надо, безошибочно.

Смиренный детей доверяет власти Божией. Даже если они сейчас и противятся, но это не преграда для Бога.
Смирение придаёт уверенности и надежды, что слово Бога о спасении семьи исполнится.

5. Смирение - это сила

;Смирение это великая сила сокрушения. Зло порождает зло. Смирение обладает удивительным свойством разрушать злое.

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Рим. 12:19
Приобретая Бога своим Покровителем, мы имеем право расчитывать на Его силу, на Его возмездие своим зложелателям.
Поэтому можно оставаться спокойным, предоставив судить своих недругов Богу.

6. Смирение - это богатство

;И ещё смирение - это богатство... Мы подчиняя себя власти Бога являемся Его гражданами. А Он самый богатый правитель среди всех существующих, бывших и будущих!
Поэтому мы вправе расчитывать на Его содержание, если покоряемся Его власти и исполняем Его слово!



;
Как выглядит смирение?

Представим человека в виде сосуда;.

Внешний облик сосуда отражает внешность человека, его привычки, успешность, обаяние, амбиции...
То, как он может себя поставить в обществе, какого впечатления о себе добиться.
В общем всё то, что формирует о нём мнение окружающих.

Внутренний облик - то, что наполняет человека. Информация, которую он туда собирает. Настоящие цели и мотивы поступков. Это его внутренний мир, который или полон и придаёт жизненные силы, или пуст ...

Наполненность внутреннего мира формирует внешнее.
ПРИМЕР:
Даже если наружность миловидная и приятная;, внутреннее грязное наполнение; отбрасывает  тень на внешний облик;.

И наоборот, если наружность от природы не особо привлекательная;, внутреннее прекрасное наполнение; придаёт внешности привлекательность;.

Получается, что настоящее смирение храниться во внутреннем мире, проявляется наедине и в мелочах: в молитве, общении с Богом в Слове, прославлении и т.д.

А внутреннее содержание даёт отблеск на внешнее: в послушании, в мире с окружающими, в скромности, в верности, в стойкости, в добрых делах и т.д.

Следовательно смиренный человек может занимать как видное место в обществе, так и совершенно незаметное.
Он не ропщет на обстоятельства, не судит других, так как понимает что всем и вся руководит Бог.
Он твёрд в том, что говорит Бог и рассудителен в том, что утверждают люди.
Уверен, что его молитвы услышаны и приняты Богом.
Этот человек не спешит давать оценку, но принимает взвешенные решения.


Как практически смиряться?

В чем разница между родным сыном и соседским мальчиком?
С соседского мальчика за шалости спрос меньше. Для родного - хорошая такая розга и вразумление.
Зато родному передают наследство, а чужой остаётся ни с чем.
Даже, если соседский лучше, послушнее, старательнее, чем родной, он все равно не в праве расчитывать на наследство.

Смирение - это признание власти Бога над собой. Это принятие гражданства Небесного Царя.
Как гражданин может оценить своё положение в этой стране?
Если он знает закон, поступает в соответствии с ним, то Царь приближает таковых к Себе.
Он простирает руку на этого слугу. Обеспечивает его, заботиться о его содержании и жизни.
Но этот гражданин должен быть готов на то, что Царь имеет власть что-то дать или что-то взять на Своё усмотрение.
К примеру: может дать десятого ребёнка, больную старушку, недовольных соседей, вспыльчивого начальника.
Может забрать любимого мужа, единственного сына, добротный дом, крепкое здоровье, расположение окружающих.

Строя свои планы смиренный гражданин готов, что в любой момент Царь может внести корректировки или совершенно поменять всё от основания до крыши.
И он доверяет этим перестройкам, что они не являются нагрузкой или преградой для достижения своих целей. Эти перестройки говорят о том, что Бог участвует в твоей жизни, внимательно наблюдает за тобой и твоим окружением.

Значит ли, что смирение - это согласие?
Некоторым гражданам нравится жить в стране, но отвечать по закону этой страны они не хотят, какие то правила их не устраивают и они предпочитают жить, но сохранять гражданство своей страны.
К сожалению, мы так тоже зачастую поступаем: название имеется "ДИТЁ БОГА", общаемся с такими же "детьми Божьими", но воля Царя в нашей жизни никак с нашей волей не связана. Нам может нравиться культура общения, честность, радушие, взаимопомощь. Ради этого можно принять какие то постановления, обычаи. Но как только появляется строгость закона или другие ограничения, "пришельцы" начинают обнаруживать прихоти. Отвечать по всей строгости закона они не хотят, да и не могут.

Ещё можно поселить Царя в соседях и периодически приглашать Его в гости: решать трудности или на праздничные мероприятия. Тоже очень удобно. Я так часто делаю. Бог милостив, Его можно умолить и попросить помощи в скорбях. А когда всё хорошо, там и самому можно действовать.
Или можно пригласить Его на торжество как почётного Гостя.
И в первом и втором случаях о смирении нет и речи.
Там смирение это тяжкая повинность, обязательство, иго.

Недавно наш служитель читал стих из Библии "ибо иго Моё благо и бремя Моё легко" и задавал вопрос молодёжи: что такое иго?
Прозвучали разные ответы. Служитель пояснил:
- Что такое иго запомнить очень легко. Иго - это власть.
Получается, что по Библии подчиняться власти Бога легко и не горько. А получается наоборот...

Быть настоящим гражданином Небесного Царства - это действительно благо. Ты не только пользуешься какими-то "крошками" благословения, ты полноценный наследних всех обетований. Для тебя - откровения. Для тебя - царственный сан. Для тебя и воспитание царское: со всеми привилегиями, заповедями и границами.
 
Как же получить смирение?

Распространённое мнение, что для смирения нужно претерпеть огромное количество трудностей, пугало меня просить у Бога смирения для себя.
И вообще сложилось такое впечатление, что достигнуть смиренного состояния могут в полноте только старцы, у которых из занятий только: молитва, пост и чтение Библии. Ну или какие-нибудь отшельники...

На самом деле трудности только выявляют присутствие/отсутствие смирения. И, когда мы молимся: Боже, пошли смирение! - Бог может допустить трудности для того, чтобы мы поверили в Его силу, власть, защиту и покорились и доверились Его власти. Не надо пугаться этого. Это наоборот является свидетельством Его расположения к нам и великой любви! А мы, дойдя до трудностей, начинаем сомневаться: а действительно ли Господь есть Всемогущий Бог, великий Царь, которому всё подвластно? И даже начальник? И даже финансы? И даже дождь? И даже жилищные вопросы? И даже бесы?
Да! Да! Покорись и ты увидишь это! Будешь свидетелем Его чудной воли.

Что делать?
; Признать над собой, своим человеческим и материальным окружением власть Бога. Над всеми сферами жизни без исключения.
;Следить за собой, где проявляется своя воля или спешка в принятии решения, там надо останавливаться и просить Бога взять всё в Свои руки.
;Молиться о том, чтобы всё, всегда и во всём подчинять воле Бога.
;Вникать в Слово Бога, в Его обетования, находить исполнение Слова в своём окружении, размышлять об этом.
;Учиться понимать Бога, открывать Его для себя.
;Просить Бога, чтобы Он открыл глаза и показал, что всем движет Он.
;Учиться доверять Ему, как маленький ребёнок сильному отцу. Доверять там, где даже разум бессилен понять, или там, где всё твердит, что исполнение Слова в этих обстоятельствах невозможно.
;А ещё почаще говорить Богу, как я Его люблю, что доверяю Ему и как верю Ему...
Это помогает победить сомнения и придаёт уверенности. И Богу приятно это слышать, как и родителям, когда они слышат от нас подобные признания)))



Пост как форма смирения
Молитва и пост или Пост как молитва.

Я из семьи неверующих, мои родители тоже. Не всё, что принято в обычаях церкви я понимаю. Просто по обрядности выполняю, но в какой-то момент созревает вопрос: а почему? А для чего это нужно?
Вопрос этот возникает не потому что, что-то не нравиться и хочется изменить, а потому что хочется глубже вникнуть в суть и действовать осмысленно.
Одно время задавалась вопросом: что такое пост и для чего он нужен?
Обычно звучат стандартные формулировки, они успокаивают на время... Нужен сочный ответ, глубокий, заполняющий все почемучные пустоты и трещинки.
Примерно в прошлом году опять задала вопрос одному брату, которому очень доверяю и который не раз уже давал мудрые и полные ответы.
- Что такое пост?
Вместо ответа он мне задал встречный вопрос:
- А как ты понимаешь? - и пояснил: есть распространённое мнение, я не совсем с ним согласен, хочу узнать как ты понимаешь...

Пришлось мне прислушаться к своему сердцу, в каком случае пост для меня приносит какой-то смысл, пользу и удовлетворение?

- Знаешь, есть случаи, когда я решаю с вечера, что завтра буду поститься. Утром встаю с чувством дикого голода, как будто предыдущий день не кормили. Хотя обычно могу не позавтракать, а иногда и обед пропустить и чувствовать себя отлично.
Если я себя упорно держу и "смиряю", "борюсь с искушением", то весь день превращается в пытку с одним писклявым, пульсирующим в сознании желанием: есть хочется! хочется есть! дайте покушать!

А бывают случаи, когда молитва льётся из души: благодарность ли, просьба ли, хвала...
Настолько захватывает этот поток, что забываешь про еду и даже к вечеру не чувствуешь голод.
Но это не пост, это молитва.

Брат выслушал и ответил:
- Вот во втором случае это и есть настоящий пост. Но в большинстве считают по другому.

Действительно, Христос выдержал в пустыне 40 дней...а ведь у Него была обычная человеческая плоть. Выдержал, не потому что у Него была сверхестественная способность подавить чувство голода, а потому что Он пребывал в общении с Богом!
И первое испытание, что предлагает дьявол - превратить камни в хлебы.

У человека от голода мутнеет сознание, он может себе подобного съесть нисколько не смущаясь. А Христос, не задумываясь, отвергает предложение сатаны.
Думаю, если бы Он хоть малейшее сомнение проявил или малюсенькое желание промелькнуло покушать, то дьявол бы так быстро не отступил.
Голод не сломил Его, потому что Он молился, забывая о пище:
"Не хлебом единым будет жив человек, но всяким Словом Божиим".
И Христос возвратился из пустыни в силе Духа.


Пост - это молитва. Это такая молитва, при которой человек сближается с Богом настолько, что забывает о необходимом, о жизненно важном. Потому что в таких молитвах происходит восстановление плоти от Духа.
К таким постам-молитвам я теперь причислила ночи без сна, проведённые на коленях. Когда встаёшь утром с молитвы и не чувствуешь недостаток сна.
Сюда же отнесла молитвы в невыносимых условиях: холод, жара, пытки...
Это не вынужденные молитвы. Это молитвы-потоки. Это молитвы, когда человек почти не говорит, он слушает или просто "впитывает" присутствие Бога, наслаждается общением с Ним.

"Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» ...; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают..."
Книга пророка Исаии 58:6;-;12

Пост - это не всегда коленопреклонённая молитва. Это может быть молитва в духе, при занятии повседневными делами. Поэтому не обязательно пост - это служение для безработных и старичков.
Не обязательно пост - это вопль нуждающегося. Просто при нашем непонимании, нежелании и не чувствительности Бог даёт скорби, чтобы мы учились взывать.

Если сам не понимаешь блага близости к Богу, но о смирении, т.е. о покровительстве просишь, значит нужны обстоятельства, которые вынудят бежать к Богу, нуждаться в Нём, быть рядом с Ним.
Вот причина и связь нашего понимания: "проси о смирении - придут скорби".

Это как овечке, которая часто убегает от пастыря, ломают ножку. Пока она не может ходить, пастырь носит её на руках до полного восстановления. Это нужно для того, чтобы овечка привыкла к своему пастырю, ощутила его заботу и привязалась к нему.

Ищи покрова Его крыл добровольно и Бог восстановит твои силы и духовные и физические. И даже скорби не будут тяжки.


Почему трудно смиряться?

Смиряться с чьим-то решением трудно, когда нет единодушия, согласия, доверия с этим человеком.
 Когда человека не знаешь, трудно доверять его решению.

Легко принимать волю испытанного, старого, доброго друга. Легко понимать его желания, даже если не ясно почему он так решил, все таки ему намного проще доверять, чем малознакомому человеку.

Трудно принимать волю Бога, когда мало знаем Его. Когда мало доверяем, то сомневаемся: точно ли будет мне к добру это или другое решение?

Трудно смиряться, когда мало веры. Такое смирение будет равноценно подвигу, покорность даётся очень тяжело.

Трудно смиряться, когда "закрыты глаза", когда за обстоятельствами не видно рук Бога... Тогда трудности застают врасплох, выбивают из колеи, вводят в растерянность, провоцируют ропот, недовольство.
Возникает вопрос: почему я? Почему со мной?