Как я Эльбрус покорял или пикантное послевкусие на

Максим Геннадьевич Комаров
Прежде чем начать эту увлекательную историю, хочу выразить неизгладимую великую благодарность  людям, которые сделали возможным это вдохновляющее путешествие: своему дяде Александру и тёте Галине. 
     Знаете, до этого дня, я думал, что горы есть природно-каменный массив, внушительных размеров, где жутко холодно, ветрено, опасно и нервно нестабильно, словом, туристу из страны с умеренно-континентальным климатом там делать нечего. Здесь же я понимал, что высота всегда таит в себе скрытую опасность и роковую надменность. Для человека, который подвержен резкой ахрофобии и  быстро теряет тепло, градус приятного времяпровождения заметно понижался. Да, я боюсь высоты с детства. Но своим страхам стоит смотреть в глаза, иначе вы так и останетесь в коробке комфорта за бортом острых ощущений.
     Не стану грузить вас географическим наполнителем, но с целью обрамления положения в целом, скажу, что Эльбрус находится на границе Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкеской республик. Массив горы является потухшим вулканом, где Западная вершина – есть пик Европы – 5642 метра, откуда стекают два десятка ледников, дающие жизнь сотням холодных быстротечных рек.  Отступать от предложенного авантюризма было бы бессмысленно, к тому же во мне разгоралось беспрецедентное любопытство, поэтому я и отправился в неизвестный путь.
     Извилистая дорога асфальтного полотна привела к подножию гор. Первое что бросается в глаза у подножия это рекреационная зона с развитой инфраструктурой, столь популярная в плане туризма и альпинизма. Внизу всё кажется таким обыденным: от гостиничных домов и зон отдыха, до снующих в поиске привлекательной наживы глаз сотен туристов.
     Для подъёма был выбран классический маршрут по южному склону, являющийся наиболее популярным.  Однако этот этап самый сложный. Ведь состоит он в принятии тяжёлого взвешенного решения. Сорок процентов людей делают неверный выбор на этой стадии. До снежного покрытия предстояло добраться километром ходьбы и двумя канатными дорогами, вразрез ущелью.  Снарядившись рюкзаком, тёплой одеждой и минимальным количеством провизии, я сделал первый шаг к большой горе.
     Первая очередь канатно-маятниковой дороги ждала меня на высоте 2350 метров у станции Азау. Честно, поначалу доверия мне не внушал транспорт переправы. Чтобы вы понимали, меня встретил портативный закрытый вагончик на двадцать человек, шатающийся в разные стороны как собачий хвост. Медленное движение позволяет окунуться в состояние плавного маневрирования над удаляющимся каменным покровом. Шум из-за неплотно прилегающей двери, звонкие иностранцы позади и воспаляющиеся симптомы высотного подъёма компенсируются возможностью оценить красоту под ногами. Серое полотно каменистой поверхности, как рукотворное явление природного образца миллионов лет назад с контрастным зелёным одеялом молодых растений окручено мелкими ручейками, вытекающими из множества крошечных источников.  Успеваешь запечатлеть это в собственной голове. Станция «Кругозор» и здесь ноги чувствуют твёрдую платформу под ногами, но ненадолго. Второй этап готов принять разогретых туристов на борт новой канатной переправы. Здесь вагонетка стремительно набирает скорость. За стеклом появляются ледниковые языки и снежные  просветы, а это говорит о том, что мы на верном пути в царство льда. Количество людей несколько уменьшилось, отсеялись пожилые и туристы с детьми.  Смотрю вниз, украдкой держась за поручень, хотя глубинно понимаю, что нахожусь в безопасности.
     Станция «Мир» на высоте 3500 метров не похожа на безлюдный островок. Здесь повсюду снуют туристы разных национальностей, для которых нет видимых преград. Палаточные городки насыщают землю, усыпанную снегом. Удивительно, но здесь же можно найти множество сувениров и пунктов горячего питания. На периферии стоят даже грузовые автомобили и памятник  ероям обороны этого живописного места. А это говорит о том, что мы ещё достаточно близко к продуктам цивилизации. Но место это прекрасно по-своему. Каскады горных гладей синусоидально сменяются на рваные опасные пики, мёртвой тишиной отражаясь в лучах пробивающегося сквозь облака солнца. На станции ощущается морозец и порывы ветра, особенно на открытых площадках.  Погода в горах – явление непредсказуемое. Над головой вижу две приступные вершины, спрятавшие свои высшие ступени за нарядом лентикулярных облаков.  Отсюда коварные пики кажутся небольшими холмами, но вблизи громадны, приветливы и убийственны одновременно.  Для многих туристов-любителей  и альпинистов со стажем, к сожалению, такие подъёмы становятся  роковыми. Несмотря на опыт и проверенную оснастку на Эльбрусе ежегодно гибнет до двадцати человек. Как правило, люди попадают в трещину или разлом, где скованные в ледяной храм, где люди засыпают вечным сном.  Поэтому гористую местность стоит принимать как хозяина в этом природном доме. Я не спешу, наслаждаясь прелестной атмосферой холодной долины.
     Третьим и значимым пунктом подъёма стала канатно – кресельная дорога. Чтобы вы понимали весь драматизм ситуации, леденящий в жилах кровь, то коротко о особенностях пространственного перемещения. Ты на ходу заскакиваешь на непрерывно движущееся металлическое кресло размером с три взрослые ладони и паришь над землёй. Единственным твоим корнем безопасности является металлическая перемычка, фиксирующаяся твой выход по ту сторону кресла. 
     На высоте в четыре километра ощущается первые плоды процесса акклиматизации. Стало труднее дышать с ростом высоты подъёма над уровнем моря. И неудивительно, ведь симптоматика на изменения внешних условий может быть неожиданной у людей разных возрастов, физического состояния и адаптивных факторов организма. Повышение давления, разряжение воздуха, тепловые перепады дают о себе знать, особенно для людей физически слабых и неподготовленных к перипетиям погодного цикла. Вот женщину за тридцать вертолётом из-за обезвоживания и резкого понижения температуры тела увезли на спасательном вертолёте. А крепкий мужчина страдал рвотой, словно четыре дня подряд заливал в себя алкоголь на акции. Природа бьёт по уязвимым местам, глядя на то, как ты сможешь выдержать очередное испытание. Я обошёлся сужением лёгочного пространства. И вот я поднимаюсь на металлическом кресле вверх по гипотенузе склона на высоте ста метров над землёй. Ощущения непередаваемые. Я качаюсь как младенец в люльке, под скрежет металлических частей.  Смотрю вниз и вижу крохотное озеро голубого цвета. В стрессовых ситуациях нельзя думать о плохом финале, так как ваше психологическое состояние усиливает в разы негативный эффект на систему восприятия действительности. Но почему-то здесь, вися над пропастью, от которой меня отделяют два сантиметра стальных пластин, я задаю себе вопрос: «Можно ли выжить после падения с такой высоту?» Порой люди совершают идиотские поступки. Тому подтверждение моя страсть увековечить красоты природы на камеру. Сердечко ёкнуло первый раз в тот момент, когда из рук в беззвучное пространство упала крышка от фотоаппарата. Пульс по биению на запястье, достигал, по моим подсчётам около 150 ударов в минуту. Достаю леденец и забрасываю в себя, чтобы дать мозгу прийти в состояние покоя. Несмотря на блуждающий страх, смотрю по сторонам, наслаждаясь глубиной природных картин. Вдыхаю полной грудью свежий воздух, спускающийся с вершин гор. Здесь это даётся легко, несмотря на сопутствующее кислородное голодание.  Приближаюсь к твёрдой земле, соскакиваю на снег. После такой прогулки рюкзак давит троекратным грузом на плечи, хотя доселе казался пустышкой.  Падаю на колени, смеюсь и чувствую дрожь в правой голени. Здесь  многие туристы делают разворот в обратном направлении. До станции «Приют одиннадцати» иду пешком. Примечательно, чем выше ты поднимаешься, тем медленнее ты движешься. На некоторых высотных участках дорога в сотни метров может занять несколько часов. На станции когда-то была гостиница для альпинистов. Но со времён страшного пожара в 1998 году это место сменило статус на мемориальный.  Теперь это памятный ориентир при восхождении на пик всей Европы. Вдоволь нафотографировавшись и перекусив быстрыми углеводами, спешим дальше. Первый завтра на высоте в четыре километра значительно увеличивает ценность продуктов питания.  При таких перегрузках организму нужно в пять раз больше пропитания и полезной жидкости. Погода здесь меняется в считанные часы: пороша в виде снега, колючий дождь и режущий ветер я испытал в кротчайшее время на собственной шкуре. Сегодня природа не предоставила разрешения подняться выше. Существуют правила, которые стоит нарушить, хотя бы раз в жизни, особенно, если с этим правилом вы встречаетесь однажды.
     Я твёрдо решил, подняться ещё на полкилометра, в место особых трудностей, чего бы мне это не стоило. Пешее восхождение могло занять половину светового дня, но за определённую плату опытные люди в деле альпинизма доставят меня туда на колёсах. И речь не о таблетках, что усиливают многочисленные эффекты реальности объективной, а о специальной машине – ратраке. Этакая тяжеловесный агрегат на гусеничном ходу, используемая для спасательных работ и подготовки особо сложных маршрутов в горнолыжном спуске. Взвалив рюкзак, собрав компанию из десяти отверженных людей, двигатель заработал на бескрайнюю округу. Грохот мотора ознаменовал направление вверх. Ретивая машина пожирала под собой ледяное покрытие, отбрасывая хлопья снега  и куски льда в стороны. Казалось, что для этого монстра не существует преград в виде резких подъёмов и заметных выбоин, скользких участков и опаснейших трещин. Из-за ветра я не слышал диалоги рядом сидящих пассажиров. Несколько раз машина была на грани опрокидывания, когда угол вертикали корпуса достигал почти тридцати градусов. Я был в восторге от скоростного маневрирования по ледяному покрытию. Напоминало изящный виртуозный танец на льду от профессионала своего дела. От прыти железной машины захватывало дух, но дискомфорта я не ощущал. Рядом со мной сидели азиаты и громко аплодировали, когда из-за густых облаков показались обнажённые виновницы торжества – Западная и Восточная вершины. Ратрак замедлил ход и остановился у подножия скалы Пастухова, на высоте 4700 метров. Дальше, без специального снаряжения и питания вы не протянете и трёх часов. В моём распоряжении было около получаса, чтобы оглядеться на широкой обдуваемой платформе снежного образца. Это место поражает своей величественностью. Громадные просторы белоснежного ледника нерушимо возвышаются над тобой. В кромешной тишине чувствуешь себя ничтожно малым перед стихией природы. Перед лицом исполинской горы понимаешь тысячекратное превосходство миллионов лет живой натуры.  Здесь тебе отчётливо дают понять, что горы калят характер и дают спартанское воспитание.
На этой высоте я разгуливал не спеша, обходя глубокие расщелины и мёртвые зоны трещин ледника. Учился ценить тишину, время и умение слушать. Мой дядя, который на своей шкуре познал все тяготы, прелести и падения в прямом их значении альпинисткой жизни поведал мне насколько суровы бывают горы. Его взвешенное и рассудительное мнение и истории иррациональные по нити накала, я готов принимать как что-то сугубо познавательное. Он владеет неофициальным титулом «Снежного Барса», который получают люди, покорившие высшие вершины на территории бывшего Советского Союза. «…С природой нужно считаться, иначе она сожрёт тебя до последнего лоскутка кожи. В своё время многодневные экспедиции на вершины гор становились дело привычным,  тяжёлыми, иногда горькими и болезненными. Сильнейшие ветры могут парализовать работу крепкого даже подготовленного физически организма. Пренебрежение правилами безопасности и коллективным сознанием может сделать из вас инвалида. Лютый ночной холод, когда вылитый из кружки чай застывает налету и превращается в коричневые сосульки, не ищет любимчиков. Ночная температура, достигая пятьдесят градусов со знаком минус, без правильного подхода сворачивает кровь, превращая важнейший поток в организме в кровяную колбасу. Холод делает пальцы подобными на деревяшки пунцового цвета. Лютый мороз в коктейле с пронизывающим бураном заживо превращает людей в каменные статуи, засыпающие навсегда.  Жесточайшие условия соревнования самого с собой, после разрешения матушки-природы. Опасная природа не терпит пренебрежительного отношения к ней. Понты по ту сторону склона могут обернуться медленной смертью. Страшно смотреть, когда на твоих же глазах человек затухает как свеча. Как  из-за малейшей глупости конечности людей становятся непригодными насовсем. Против деяний природы есть два разумных средства: вера в свои силы и удача, в остальном предстоит что-то терять. Ломая кости при падении, стуча зубами самой длительной ночью в своей жизни, не стоит жаловаться на обстоятельства. Никогда не говори, что не можешь. Такой характер воспитывают горы…»
      День в экстремальных условиях порой заменяет годы в зоне комфорта. Я взглянул на это под острым углом.
      Я не знаю когда вернусь сюда снова, но сделать это уже с новой целью, стоит безоговорочно.
Горы угостили  меня порцией острых ощущений, привкус которых нельзя заглушить даже сладким сиропом. Здесь я испытал два невероятных чувства: свободу и страх. И если первое выступает в качестве личного выбора, то второе делает из меня человека, а это дорогого стоит.
     Страхи рождаются для того, чтобы их преодолевать.