Последняя улыбка Паша и Рита - 1

Саша Железняк
Когда первые капли начали барабанить по крыше и капоту, то Паша сделал музыку чуть тише: стояло Muse — Sing for Absolution, а это всё равно, что слушать дождь. По небу уже последние полчаса мчали огромные чёрные облака, которые полностью закрыли солнце. Водитель надеялся, что успеет доехать до города до того, как небо разразится очередным ноевым потопом, но не повезло. Дождь, начинавшийся очень постепенно, резко начал усиливаться и вот уже по машине вёлся целый артиллерийский обстрел с неба.
— Вот ведь погодка… — пробормотал Паша себе под нос; дворники работали на полную, сбивая капли с лобового стекла, но новые тут же падали обратно. — Лето выходило пока так себе.
Повезло ещё, что на дороге было свободно: водители, очевидно, поглядев на погоду за окном, решили не соваться лишний раз наружу из тёплых квартир и остались дома. Паша мчался по почти пустой дороге в город, по которой в часы пик обычно было довольно проблематично проехать. Видимость упала почти что до нуля и водитель внимательно следил за тем, что происходит впереди: кто-то из пешеходов мог попытаться ломануться прямо по дороге и прямо ему под колёса, потому что из-за шума дождя его было почти не слышно.
Вокруг мелькали низкие дома пригорода и в каждом из окон мерцал яркий свет: из-за туч стояла такая темень, как будто бы уже была ночь, хотя ещё и пяти часов не было. На тротуарах редко встречались люди, которые перебежками пробирались туда, куда им было нужно. Паша смотрел на людей и не завидовал им. Прямо на переходе у одного парня мощным порывом ветра снесло зонт и его щедро окатило дождём. Бедолага добежал до конца зебры и поднял над головой сумку, только вот незадача: из неё посыпались какие-то бумаги прямо в свежие лужи.
— Вот это неудача, — прокомментировал Паша вид беззвучно честящего судьбу парня, который безуспешно пытался побросать своё добро обратно в сумку и скрыться вон с улицы, чтобы как можно меньше людей видели его провал. Некоторые листки начали разлетаться в стороны. Но, кажется, что кроме Паши никто этого всего не видел, да и ему самому пора было двигаться дальше: зажёгся зелёный.
Этот перекрёсток был последний перед выездом из пригорода; Паша миновал дорожный знак и чуть прибавил скорости, торопясь поскорее оказаться дома. До города оставалось всего пару километров и по нему ещё где-то около километра до парадной. Водитель уже предвкушал, как он заскочит в свою тёплую квартиру и тут же под горячий душ: такой сильный ливень не оставлял никаких сомнений в том, что за те десять секунд, что Паша будет бежать от машины до дома, он промокнет насквозь.
Внезапно после поворота на посёлок М. Паша заметил фигуру, бредущую по обочине. В этот момент заиграла песня Танцы Минус — Оно. Паша удивился, что она здесь делает, а судя по фигуре, то это явно была женщина. Зачем идти на такое расстояние до города, да ещё и под дождём, когда можно дождаться автобуса? Но, видимо, зачем-то надо было так делать. Водитель притормозил на обочине.
— Вам куда? Может быть вас подвезти? — Паша опустил правое боковое стекло, чтобы увидеть, кто там идёт по дороге.
— О, здравствуйте! Я вас не слышала… — растерянно проговорила она, вынимая из ушей наушники. — Мне до З. переулка. Вам удобно туда? — заискивающе спросила она.
— Да, садитесь. — Паша подождал, пока пассажирка устроится на сиденье, а сам в это время прикидывал, как удобнее всего проехать до нужного места. Этот переулок находился примерно в пяти минутах езды по прямой. Не так уж и далеко.
— Чего же вы под дождём идёте? Можно же автобуса подождать? — аккуратно спросил Паша, трогаясь дальше.
— Так там авария, — ответила пассажирка, пристёгиваясь. По её длинным, мокрым волосам стекали свежие капли.
— Авария?
— Ага, прямо на выезде. Написали, что маршрутка врезалась в столб. — Она показала экран телефона с картой района, на которой участок дороги, который только что проехал Паша начал стремительно алеть.
— Эээ… Вот это неудача. Я только что оттуда.
— Да, наверное, сразу за вами всё это случилось… Я потому и пошла пешком, потому что, если авария, то минут двадцать ещё ничего точно не будет, а мне срочно надо ехать.
— Можно на ты. Меня Паша зовут, — он краем глаза оглянулся на неё, она сделала то же самое и получилось так, как будто они мельком глянули друг на друга.
— Меня — Рита. В общем, так я и пошла пешком… Из-за аварии, да. — Повисла неловкая пауза.
— Интересно, что же там случилось такое, из-за чего маршрутка в столб впилилась, — Паша решил разрядить это молчание, и эта реплика была лучшим, что он придумал.
— А, там написали, что кто-то бумагу разбросал на дороге и водителю на лобовое стекло прилетел листок, так что он растерялся… ну, и вот.
«Это что прикол такой?» — хотел спросить Паша, но не спросил. Он вспомнил парня на переходе, потерявшего зонт. «Как такое вообще может быть? Я же только что оттуда…»
— Да уж! — протянул Паша. — Гнал наверняка, а тут ещё и дорога мокрая, вот и занесло.
— Угу.
— И часто тут такое происходит? — задал Паша абсолютно бесполезный вопрос, потому что как водитель знал, что аварии происходят постоянно.
— Иногда бывает, — Рита медленно покивала головой, глядя на пролетающие мимо дома. Они уже ехали по городским кварталам. — Я уже знаю, что если авария, то уже не доедешь до города, а в такой ливень… — она взмахнула рукой. И ливень внезапно прекратился. Оба, и Паша и Рита удивились этому.
— Тут бы подошла поговорка — помянёшь чёрта, но только в обратно смысле, — сказал, усмехнувшись, Паша. На небе появилась широкая полоса чистого, белого неба. Начала играть Lana Del Ray — West Coast.
— Часто здесь бываешь? — спросил очень быстро Паша, хотя секунду назад в его голове эта реплика звучала очень непринужденно.
— Где здесь? — задала Рита ответный вопрос и посмотрела на Пашу немигающим взором.
— На этом З. переулке.
— А, иногда приходится, — девушка снова отвернулась к окну, всматриваясь в дома, которые после дождя стали выглядеть, кажется, чуть-чуть красивее. Они ехали, отнюдь, не по исторической части города, а по дороге, разделяющей два спальных района, в которых одна типовая застройка сменяла другую — такую же типовую.
— По работе? — эта реплика получилась получше, чем предыдущие, но всё равно выдавала в Паше неподдельный интерес, который вроде бы девушка не разделяла.
— Типа того, — уклончиво ответила она и замолчала, повернув голову вперёд, по направлению движения автомобиля.
Паша почувствовал, что потерпел крохотную неудачу. Тот самый сорт неудач, которые происходят постоянно и которые вроде бы не так страшны из-за своей незначительности, но именно они самые опасные из-за своего количества. Со временем привыкаешь к ним и даже перестаёшь замечать их, а они всё происходят дальше и дальше и складываются в огромный ком, который застигает тебя, как лавина в самый неподходящий момент. Впрочем, неудачи всегда случаются в неподходящий момент. Для неудач нет места на циферблате часов.
— На самом деле, довольно часто приходится ездить в город, — внезапно продолжила Рита жалующимся тоном, что сбило ход мыслей Паши, который начал заготавливать начало нового разговора — столь же неуспешного, как и предыдущий. — Эта дорога — это просто проклятие какое-то, — продолжила сокрушаться Рита, — вроде бы живёшь близко к городу, но, по сути, торчишь на остановке по полчаса, где постоянно должны ходить автобусы. Но из-за подобной хрени всё может встать на ровном месте, и ты стоишь и ждёшь, как дура.
— А ведь же есть ещё объездная дорога?
— Да, до неё километра два пилить пешком, — махнула рукой Рита. — И там намного меньше нужных мне маршрутов. Я езжу не по одному адресу, а по нескольким, но они постоянно одни и те же, — пояснила девушка. — И мне нужны разные автобусы, чтобы удобнее добираться, а по объездной дороге получается совсем уж неудобно. Да, и выглядит она не очень живописно — сплошные стройбазы, — закончила Рита на неожиданной ноте и Паша подумал про себя, что эта последняя причина, пожалуй, является решающей, потому что сам он тоже любил ездить по живописным местам. На его лице проступила довольная улыбка, которая появилась против воли, и он внутренне расслабился и перестал себя излишне контролировать. — Конечно, мне можно было кататься на такси, но в последние несколько раз мне настолько не везло с водителями, что я решила пока отказаться от такси…
— Про такси соглашусь, ещё когда у меня не было машины, то и сам обжигался пару раз, хоть такие случаи и приходились один на тысячу, но всё же… А по поводу дороги, то когда живёшь в городе, то как-то не думаешь о таких проблемах. В том смысле, что всегда есть разные способы построить маршруты.
— Только вот в часы пик все эти маршруты стоят в пробках, — ироничным тоном заметила Рита.
— Это точно, — согласился со вздохом Паша. — Когда стоит весь город, то уже никуда не уедешь.
— Я потому и переехала из города, — поделилась Рита, и Паша заметил, что уже как пару минут играет The Cranberries — Bosnia. — В городе очень душно, в том смысле, что кругом постоянно какое-то движение и нет ни минуты покоя, чтобы остановиться и подумать. В пригороде с этим намного проще, а уж, если говорить про мой посёлок, то и с экологией там лучше. Деревьев больше и ты не дышишь всякой пылью…
Тут Паша вспомнил, что его дом находится как раз возле теплоэлектростанции, на которой жгут старый добрый уголь. Вид поднимающегося чёрного пепла стал так привычен для него, что он уже практически не мог без этого. Массивный силуэт станции вызывал у него почти эстетическое наслаждение, хотя Паша для себя признавал, что это было странно, и внутренне согласился с тем, что в пригороде с экологией дела обстоят лучше. Если честно, он сам для себя подумывал несколько раз переехать куда-нибудь не далеко от города, потому что, чем старше он становился, тем чаще ему хотелось покоя, о котором только что говорила девушка, которую он подобрал на дороге. Но все эти мысли о переезде откладывались до так называемых «лучших времён», которые на самом деле были сейчас, но ты не осознавал их и думал, что дальше будет только лучше, но дальше не становилось лучше. Дальше было точно так же, как и сейчас и ожидание превращалось в самообман.
— Ну, вот мы уже и на месте. Почти, — со вздохом произнёс Паша, заворачивая на З. переулок. В его голове только что пронёсся ворох самых разных мыслей. Ему бы хотелось, чтобы эта поездка длилась чуть дольше, но увы. — Где лучше тебя высадить?
— Да вот, у того магазина, видишь? — Рита указала рукой туда, куда её нужно и заиграла песня Кино — Пачка сигарет. Рита показала на магазин Невзаимные подарки, который торговал дизайнерскими вещами. Паша стал замечать их в городе в последние несколько месяцев, но пока не заходил туда, хоть и видел очень активную рекламу в социальных сетях. Да и некому ему было дарить подарки сейчас, честно говоря…
Водитель остановился прямо напротив магазина и Рита, выходя из машины, поблагодарила Пашу за то, что он подвёз её, одарив напоследок его лучезарной улыбкой. А тот, вцепившись левой ладонью в руль до хруста, попытался опять придать своему голосу как можно более непринуждённый тон, но в этот раз он перестарался, и получилось так холодно, что он говорил, как будто бы был роботом.
— Если хочешь, то можешь записать мой номер. Я живу тут недалеко. Мог бы помочь, если будет совсем засада с транспортом, — на слове засада он запнулся самым досадным для себя образом.
— Да, давай… — подумав пару секунд, согласилась Рита, и за эти пару секунд на её лице появилось странное выражение лица, которое, впрочем, тут же пропало. — Я запишу, — и она достала свой телефон, а Паша продиктовал ей свой номер.
Под Depeche Mode — Dream on он ехал домой и вспоминал ту улыбку, которую подарила ему девушка на прощание. Паша приехал домой, когда тёмные тучи уже почти исчезли и на небе светлые облака перемежались с полосами чистого неба. Он старался не думать о том, чем закончилась эта поездка на З. переулок и как глупо, должно быть, выглядело со стороны то, что он дал ей свой номер телефона, но чем больше он старался не думать об этом, то тем больше думал.
Покормив кота и сев пить чай, Паша всё думал об этом. Он глядел на то, как топорщится пушистый хвост мурлыки, а его мысли всё возвращались к той последней улыбки Риты и он пытался понять, что же она могла значить. Наконец, он решил, что этот жест был не более чем обыкновенная вежливость и даже то, что она записала номер его телефона, абсолютно ничего не значил. Потому что это выглядело бы очень по-идиотски, если бы она не стала этого делать. Ровно так же по-идиотски, как и то, что он сам предложил свой номер телефона. Паша тихо злился на себя, что он решился на этот шаг, но всё же он решил, что история исчерпала себя и не стоит думать об этом.
И в этот самый момент, когда он решил, что, скорее всего, он не увидит Риту больше никогда, у него зазвонил телефон.