Дедуля

Светлана Вино Виноградова
Сегодня, разворачивая конфету, "чернослив в шоколаде", вспомнилось в бабушкином саду дерево чернослива, т.е. поздней синей сливы или торна, посаженое им, дедушкой.

Он всегда находил и высаживал самые невероятные фрукты, овощи и ягоды: топинамбур, виноград, жёлтая малина, сливы и смородина всех цветов, барбарис, яблони и, конечно, моя любимая вишня....)

На самом деле, он даже не настоящий мой дедушка, именно потому, что для моей бабушки Ираиды Афанасьевны Виноградовой он был вторым мужем. Она так и продолжала любить первого Владимира Константиновича (от которого и родила моего папу) и всегда повторяла, что муж у неё только один, тот самый, первый, несмотря на то, что он трагически погиб в свои сорок с небольшим лет, и не смотря на то, что со вторым она прожила гораздо больше времени.

А ещё, она любила повторять, что самый счастливый человек это тот, который смог испытать настоящую любовь, и что таких людей очень мало…

Бабуля говорила, что «самое страшное это одиночество вдвоём», и если честно, то мне тогда казалось это очень обидным, именно потому, что второй и единственный в моей памяти дедушка, которого, по иронии судьбы звали Юрий Михайлович, очень её любил. Он влюбился в неё ещё в школе, и как только она овдовела, женился на ней.

Дедушка был руководителем мостостроительной организации, и когда ушёл от своей первой жены, то оставил всё что было, и жил какое-то время в своём кабинете на работе.

Он был высоким и светловолосым (бабуля говорила что вышла замуж за него только потому, что он стал «седой а не сивый, как в молодости»), с вселяющим доверие лицом. Он всегда смотрел на меня как на дочку, стараясь говорить «правильно» и вежливо. Думаю, это давалось ему с большим трудом, то что он умеет говорить и по-другому я узнала когда подросла, хотя руководить строительством мостов в России, вероятно, невозможно без нашего национального колоритного диалекта.

Он родился в Киргизии и помню, как однажды, оттуда прислали к нам в Самару вкуснейшие дыни, а учился в Ленинграде в военном училище.

Он всегда дарил бабуле цветы, таких невероятных букетов, с чёрной рябиной и дикорастущими цветами, сделанных им собственноручно, я больше никогда не видела.

Его нет уже много лет, но именно его слова, тогда, когда я была маленькой, худенькой девочкой, с еле слышным тоненьким голоском и разлетающимися белыми волосами типа одуванчик, вспоминаю чаще, чем многие другие.

Он всегда смотрел на меня и говорил: «Света, голос надо командный вырабатывать!».

Почему-то кажется, если бы он узнал, что впоследствии, судьба забросила меня управлять мебельной фабрикой и взрослыми мужчинами, иногда применяя и «командный голос», то, вероятно, гордился бы мной…))

Спасибо тебе, дедуля, светлая тебе память.



P.S. На фото, сирень, моя любимая. Единственная веточка на большом кусте, распустившаяся, во второй раз, по не объяснимым причинам, в самом конце августа, в Москве, недалеко от Арбата, рядом с памятником Пушкина.