Звезда первой величины

Людмила Межиньш
ЗВЕЗДА ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ

     Есть поэты-звёзды, есть планеты, отражающие свет звёзд, поэты-кометы, яркой вспышкой пронесшиеся               
в воспалённых небесах. И все эти необыкновенные явления в простой людской жизни имеют  настолько яркую значимость не только для прогресса обобщённой цивилизации планеты Земля, а в особенности, и именно это важнее всего, для касания и развития души человеческой, что выделить кого-либо из такого ослепительного сгустка талантливых поэтов было бы если и возможно, то несправедливо. Какая чаша весов должна перевесить? С чем?
     Но БЛОК!!! Но Александр Александрович Блок, как бы его не старались втиснуть хоть в какие-нибудь распирающиеся рамки, - никогда не укладывался в грани никаких безусловно принятых величин.
     Безусловно, именно Блок – величайший русский поэт двадцатого века. Не начала, не середины, а всего столетия.
Именно Блок вобрал в своё литературное творчество и то, что было до Него, и то, что было вокруг Него и… Не заглянул, а всмотрелся и узрел будущее. Увидел так, как можно было – только, глядя с небес. Его перо, «магический кристалл», который сжимала рука чудотворного поэта, остался недосягаемым никому.
     Глыба Мировой Души, Мировой Гармонии – Александр Александрович Блок!
     АНДРЕЙ Белый величал его «Челом Века», Анна Ахматова – «трагическим тенором эпохи», а Марина Цветаева, самая натянута\ струнка в симфоническом оркестре Поэзии  начала ХХ века, - удивлялась тому, как природа вообще допустила такое явление, как Блок. Настолько это было потрясающим явлением!
     И вот, в начале века ХХ!-го, пытаясь как-то постичь то, что накоплено историей русской литературы («лицом к лицу лица не увидать»), - изумляешься именно чуткому изумлению Цветаевой, которая поставила вопрос, на который нет настоящего объемлющего ответа и сегодня.
     Потому что Александр Александрович Блок – Звезда Первой Величины на небосклоне русской  (и не только русской, но сейчас не об этом) поэзии ХХ века. Чудо… Космос… Философское «объять необъятное»… Но почему же думается, что Ему удалось? И верится, что Он постиг тайну тайн, которая «велика есть»?
     Тончайшая музыкальность, зрелость творчества, извечные поиски идеалов во всём, чего бы ни касалось Его гениальное перо. На всю жизнь Блок остался верен идеалу Прекрасной Дамы, будь то образ Незнакомки, Коломбины, Снежной Девы… Идеал Вечной Женственности, видоизменяясь  с годами, не меняет своей сути. Это не просто Свет Любви. Здесь и женщина уже – Россия («О Русь моя, жена моя…»), и Богоматерь.
     Искал и находил. Находил, постигал и шёл искать дальше. Цельно, не сворачивая со своего тернистого Млечного пути, шёл и шёл среди звёзд. Не хочется говорить – летел… Шёл, медленно, пробуя шаг, как альпинист по крутой ледяной скале. Срывался, - да, но не разбился, а дошёл до самой непостижимой вершины. А уж тогда – взлетел, и уже тогда, в 1921-м, стал Двойной Звездой… На Земле, где поэзию А.Блока боготворят все поэты и люди, знающие толк в поэзии (таких, к сожалению сегодня немного) и – в небе… На небосводе Божественного Рая. В вечном царстве Ирий.
     Блок уже при своей земной жизни в материальном теле жил в том измерении, ко всё, происходящее в земных моряхо

торое учёные обозначили – Время.
Александр Александрович говорил, что всё, что им написано – это «дневник его жизни». А получилось – жизни целой эпохи. Он свидетельствовал нам обо всём, что творилось в России, шагая своим «путём среди революций». Понял, что творилась новая история. Принял неизбежность и бесповоротность случившегося. Встал в центр народной массы и
Воспел Этот народ, Эту страну, Эту эпоху. Не был сторонним наблюдателем никогда. Не мог им быть. Да, рана народная всегда кровоточит через сердце поэта. Никогда не может быть иначе. Если не кровоточит, будьте спокойны,
Перед вами не поэт.
     А скольким звёздам Он высветил дорогу! Кто первым на Земле сказал о Сергее Александровиче Есенине «Стихи свежие, чистые, голосистые»? И тем самым подарил крылья юному русскому национальному талантищу, сполна оправдавшему надежды своего Учителя!
     Перечитывая заново страницы биографии А.А.Блока, составленные в разное время разными авторами, я натолкнулась на труды З.Г.Минца, и обрадовалась созвучию этого литературоведа с моим восприятием Поэта. (См. Биографический словарь «Русские писатели», 1800-1917, изд. «Сов.энциклопедия», М., 1989). Объективно отнесясь к гениальной личности А.Блока, З.Г.Минц по-своему аналитично и тонко определил творчество Блока, как «представление о том, что всё, происходящее в земных «морях», - отображение случившегося в «мирах иных».
     Да, конечно же, да! Годятся ли для Блока иные категории, нежели космические? Не пора ли по-новому взглянуть, вглядеться и  рассмотреть поэзию и неразрывно связанную с ней биографию личности А.Блока? По-прежнему, конечно, не отрываясь от эпохи, от революций, вершимых в начале ХХ века, но … как бы глядя через закопчёное стёклышко на затмение солнца? Может быть, сумеем разглядеть хотя бы корону, обрамляющую гениальную поэтическую Свет-Главу?