Грубый просмотр!

Алексей Ратушный
Иногда шахматист совершает совершенно необъяснимые просмотры и зевки.
И ладно мы – простые смертные.
Но таким же точно образом грубо ошибаются самые сильные шахматисты мира.
Но сегодня не будет о них.
Посмотрим на дела наших рук.
В выигранной по сути позиции, когда у партнёра падал флаг, я просто расслабился.
И вместо того, чтобы забрать слона ладьёй, что вело к тяжёлым последствиям для моего партнёра, тупо взял слона ферзём!
При этом мой соперник не только с комфортом схватил прорвавшуюся было пешку, но и объявил по сути смертельный шах!
По инерции я доиграл до форсированного мата, но мог бы сдаться и сразу!
Какова природа такого просмотра?
Я мог бы сослаться на усталость, но в данном случае это совершенно некорректно.
Некоторые вещи я вижу в любом состоянии.
А уж шах после взятия пешки я вижу и с закрытыми глазами на любом расстоянии в произвольное время суток.
В нашем случае мы имеем дело именно с чисто «шахматным» просмотром.
С грубейшей ошибкой мозга «обдумывающего житьё».
Я брал слона по инерции – не думая ни секундочки.
Этот тип шахматной ошибки я называю «бросил вёсла».
Это такое состояние, когда гребёшь-гребёшь и в двух шагах от берега просто бросаешь вёсла, понимая, что лодка по инерции сама пристанет к берегу.
Видя, что «дело сделано» я просто перестал и смотреть и играть.
Это грубая ошибка совершенно иная, чем просмотр в ситуации, когда у тебя цейтнот – острая нехватка времени.
Это ошибка в ситуации прямо противоположной – когда острейший цейтнот у партнёра и ты подсознательно ждёшь «падения флага».
Опаснейшее заблуждение.
Один из типичных видов «недоработки», «недожима».