Опубликовано в газете Молодой дальневосточник! 27

Андрей Крикливый
ЧТО ОСТАВИМ ПОТОМКАМ?

Предыстория

Предлогом для написания этого материала послужило письмо-исповедь молодого человека Павла Горелова, опубликованное в «МД» №17. Переосмысливая свою прежнюю, до 27 лет жизнь, он, на основе своего опыта приходит к заключению, что нынешняя российская молодёжь не имеет твёрдых нравственных, моральных и жизненных позиций. Это признание объясняет многое… Объясняет и то, почему подростки, 15-16-17 лет выходят на митинги в поддержку какого-то, совершенно незнакомого им, Навального.

Что у них в душе и сердце – вернее, в голове?

А в голове у них то, что вложило окружение, среда. Я уже, как-то писал: «воспитанный в китайской среде – будет китайцем…воспитанный в стаде обезьян – останется на всю жизнь обезьяной». Нынешняя российская молодёжь воспитывается в условиях среды настолько с неоднозначными моральными, нравственными, поведенческими принципами, что определиться в ней может не каждый взрослый, даже с неплохим образованием и воспитанием. А уж не сформировавшейся душе, это вообще не по силам. Поэтому, так легко управлять поведением и поступками молодых, особенно, толпой. Дело в том, что управлять отдельным человеком труднее, чем управлять толпой – в этом случае действует «Закон стаи». А человек, по своей природе, это существо стадное – именно поэтому, человек и выжил в условиях многих природных катаклизмов. Опытные психологи могут направить толпу, под какими угодно лозунгами: «громи богатых» (поджигай автомобили, бей витрины магазинов, грабь…), «бей эксплуататоров», «ватников», «колорадов», «расово неполноценных» или  «борьбы с коррупцией». Сформировать определённую психологию можно за одно поколение. Пример Германии – за одно поколение людей европейской культуры превратили в существа, способные на самые бесчеловечные деяния. Лозунги можно придумать любые, особенно в России. Несправедливость же, она налицо – расслоение общества по возможностям, по уровню обеспеченности модными вещами, уровню жилья, возможности отдыха и времяпровождения…ужасающая.  Виновник несправедливости всегда один – люди. Подросткам, не имеющих твёрдых знаний и убеждений, виновников можно указать любых: сегодня – одних, завтра несправедливость будет в лице других или, как в случае с Навальным – в  коррупции власти вообще. Хотя, многим из них, вряд ли известно, в чём она проявляется. Но среда требует борьбы… Проблемы нынешнего времени, а именно они и формируют мировоззрение и знания нынешних молодых душ, в страшной путанице определённостей существования общества и государства. Нет сегодня однозначного понимания, что такое хорошо, что такое плохо, что нравственно, а что неприемлемо… Как нет и определения справедливости и несправедливости. Что видят дети на экране телевизора, в кинотеатре? Фильмы о жизни миллионеров, разводы, деление нажитого «не посильным трудом», криминальные разборки… Если бы молодые люди понимали, что во власть сегодня идут, в подавляющем большинстве, прежде всего для решения личных дел, разве они пошли бы на митинг в поддержку какого-то Навального?   По большому счёту – преступника, использующего несовершеннолетних в патологическом желании власти. Да, не просто ему власти хочется, а руководить государством! Но, откуда подросткам знать, что руководить чем-либо, тем более государством, нужны вполне определённые, качества характера, большие знания и опыт… У авантюриста, жаждущего власти, нет опыта руководства не только государством, но и вообще не руководившего даже производственной бригадой или производственным коллективом. Мне, имеющего кое-какой производственный опыт, прошедшего все ступеньки цеховой заводской службы – от рабочего до начальника крупного цеха, трудно представить, чтобы бы в советское время руководителем производственного цеха (например, по строительству самолётов) назначили бы «человека с улицы», не имеющего соответствующего образования и опыта работы. Только став руководителем,   на своей шкуре испытал, что значит недостаток нужных знаний и опыта.  Сегодня, к  несчастью, далеко не редкость, когда производствами, предприятиями, даже отраслями, руководят, вернее, возглавляют люди не имеющие ни первого, ни второго. Разбирать причины этого явления – пустая трата времени. В общем же, причина одна: после разрушения Советского Союза в России принялись слепо копировать американский образ жизни. Желание жить, «как американцы» без понимания сути, это, басня И. Крылова «Обезьяна и очки».   Но не вина молодёжи, что она «заводится», а это беда нашего общества. «Воспитанный в джунглях, будет маугли». Определяющую роль в формировании граждан России играет школа, образование. Она для того и существует, чтобы образовывать – формировать образ человека. Сегодня школа тоже формирует образ… Но, какой? Торговца, ловчилы, приспособленца, потребителя? Кем хотели бы стать наши дети, показывают опросы выпускников школы. Среди предпочитаемых профессий на первом месте банковские работники, дизайнеры, стоматологи, работники гостиничного сервиса бухгалтера, юристы, правоохранительная деятельность вообще…   Нет желающих что-то производить на заводе, фабрике, на полях… Страна сегодня живет одним днём – «здесь и сейчас». Сейчас деньги, «крутая» машина, не «пыльная» работа, отдых за границей… Для Правительства, чтобы рос ВВП… Неважно, за счёт чего – главное, чтобы рос… А, что будет завтра? Как будут жить ваши дети, внуки? Не совершенствовать нужно ЕГЭ, как заявляет министр Ольга Васильева, а нужна новая направленность образования. Не натаскивание на угадывание ответов, а глубокое знание Истории, своего прошлого и, на этой основе, понимание будущего Мира, человечества, Страны, своей семьи… Не с задач: «…из одной трубы вытекает, а со второй вливается…» нужно начинать образование… Образование должно сформировать психологию человека, который бы понимал, что ожидает его детей и внуков… Математику, если кому-то потребуется, он изучит и впоследствии, а психология, сформированная в детстве, останется на всю жизнь: «воспитанный в китайской среде, на всю жизнь останется китайцем». Мир за последнее столетие кардинально изменился. Численность населения Земли подошла к критической точке – то, что может выдержать биосфера, бешеными темпами уничтожаются природные ресурсы, ухудшается экология… И поведение людей должно быть не таким, как было 20-30-50 лет назад – оно должно быть со взглядом в будущее. Страна «качает» за границу природные ресурсы, словно поставив цель – как можно быстрее выкачать нашу нефть, наш газ, уничтожить лес… Что останется потомкам в нашем суровом климате? Россия смогла закрепиться на нынешней территории только благодаря огромным природным ресурсам. Африканцы, заполонившие Европу, если закончится газ, уедут  в Африку, а куда поедем мы? Понимание может дать только школа. Изучать, образовывать человека нужно с первого класса на основе истории, сопоставляя с  реальностью, и проектированием будущего. Хабаровский край традиционно считается территорией с неограниченными запасами леса. Недавно узнал от жителя района Полины Осипенко, что леса почти не осталось – его нещадно выкашивают с помощью гастарбайтеров из Западной Украины и, даже…из Эстонии и гонят, в виде бревна за границу.   Дети нынешних детей увидят пустыню, заросшую пожароопасной травой – вейником. Мне, например, довелось видеть на просторах Амура сотни тысяч диких уток – сегодня уже за каждым выводком гоняются на скоростной моторной лодке «хомо» с ружьём». Знакомый рыбак сказал, что за две недели до официального открытия весенней охоты ездил на рыбалку – на Амурских протоках уже идёт пальба. Увидят ли внуки нынешних школьников хоть одну пару крякв – большой вопрос?

Андрей КРИКЛИВЫЙ