Без родины гл. 21

Виталий Поршнев
                ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ.

    Уже  подойдя  к  общежитию, я замечаю, что на въезде в поселок стоит машина ГАИ.  Я никогда ее здесь не видел. Что дорожной инспекции у нас понадобилось, тем более, так поздно? Это связанно с вечеринкой у Евгении, где прокурор  за тамаду?  Ведь должен   кто-то доставить домой в стельку пьяного Сергея!

       Я хочу пожелать доброй ночи нашей, постоянно жующей вахтерше, однако она  отсутствует на рабочем месте.  Как необычно! Женщина  серьезно относится к своим обязанностям.  Я с недоумением прохожу мимо ее стола, но потом возвращаюсь: на столешнице, будто его случайно забыли,  лежит надкусанный кусочек хлеба.  Чтобы в нашем общежитии, вот так, оставили еду на самом виду?  Возможно  только одно объяснение: вахтерша   исчезла не  по своей воле.  Не потому ли, что сюда мои  земляки  пожаловали?

    В тревоге  я ищу   нож за подкладкой куртки,  но тут  в  спину упирается ствол пистолета, и слышится звук взводимого курка. От неожиданности меня прошибает холодный пот. Не передать, какое облегчение я испытываю, услышав на чистом русском языке:

 – Руки медленно за спину, и без шума по коридору до конца!

  Кто  приказывает?  Имеет ли он право угрожать оружием? Все выясняется быстро: это майор из районного отделения милиции. Он приводит  меня в помещение,  на двери которого висит перекошенная  табличка «народные дружинники». Здесь нас ждет  знакомый  сержант.  Милиционеры меня обыскивают, нож  радует их необычайно. Майор усаживается за стол, кладет его перед собой и говорит:

– Ну, теперь ты  все расскажешь! За  такой ножичек срок немалый! Откуда он у тебя?

  При каждом слове начальства сержант радостно хихикает. Морщась от  его смеха,  я сообщаю майору:

 – Отец с войны принес. Трофейный нож.  Мы его уменьшили до разрешенных размеров, на срок не потянет. А рассказывать, так это сколько угодно! И не только вам! Кроме вас,  желающих послушать,  полным – полно. Но я не знаю, о чем говорить! Надеюсь, вы не  оставите меня в неведении?

  Проигнорировав мой вопрос, майор  говорит:

–  У нас свидетели есть, что ты  угрожал  ножом сотруднику милиции. Они же  будут понятыми! – он зовет, и из смежной комнаты  к нам выходят … Валя и Ира! Причем в руках у Валентины тазик с моим бельем. А вот это фокус, так фокус!

  Глядя, как девушки усаживаются на стульях в углу, я квело говорю им:

–  А утверждали, что в техникуме учитесь!

– Да, – подтверждает  Ира, приветливо улыбаясь мне, как давнему знакомому, и разъясняет в лучших традициях «черного юмора»,  – в  юридическом.

  Я обескуражено качаю головой и любопытствую:

– Валентина, а брат знает, какие у вас  практические занятия?

– Знает! – с вызовом говорит Валентина и показывает глазами на сержанта. Я смотрю на него и думаю: как они внешне похожи! Какой я болван, что раньше не догадался! Впрочем, сейчас надо печалиться не об этом.

– Валентина, ты  за меня  замуж собралась! Почему от  тюрьмы не спасаешь? – с укоризной спрашиваю я.

– Увлеклась, с кем не бывает! Ничего,  исправится! – хохотнув, как  сама нечистая сила,  отвечает за подругу Ира.

    Валентина молчит, опустив глаза, и  перебирает  пальцами  бусы  на шее. Становится понятно, что увлеклась она сильно. Майор неодобрительно смотрит на нее, и переводит  пристальный взгляд на меня:

– Ладо, Россланов! Хватит, вокруг да около! Свобода в обмен на правду!

– Какую правду? – у меня от  начинающейся истерики дрожит голос, – какую правду вы хотите услышать от    телефонного инженера?

– И. о. главного телефонного инженера! Подписан приказ о твоем назначении! –  задрав палец вверх, майор говорит  так,  словно это имеет  значение и придает происходящему  особый смысл.

  Я намереваюсь послать его подальше, и, что для меня редкость, матом.  Но едва я сочиняю   витиеватую фразу,  майор  красноречиво моргает  стоящему за моей спиной сержанту, и   от милицейского удара по затылку я  теряю сознание.

    По мере того, как я прихожу в себя,  становится понятно, что я лежу на полу, а руки у меня скованны наручниками. Сквозь щелочку между веками  я вижу  прокурора и майора. Ира куда-то исчезла, а Валентина сидит там же, где и сидела, и с сочувствием  смотрит на меня. Создается такое впечатление, будто она  хочет броситься  и облегчить мое состояние. Но если Валентина не сделала этого до сих пор, думаю я, она никогда это не сделает.

  Майор и прокурор спорят между собой. Стараясь побороть  головную  боль, я слушаю, о чем:

– Сергей Николаевич,  дело не ваше, его ведем мы! – говорит майор.

– Кто – мы?– спрашивает прокурор.

– Мы – это мы! – после столь странного утверждения  майор достает удостоверение,  отнюдь не милицейское.

– Не надо! Не надо! –  прокурор машет рукой так, словно  разгоняет дым перед глазами, – про ваше удостоверение я все знаю,  мне положено. Я не знаю, кому вы подчиняетесь,  какие вам даны полномочия. Покажите  приказ, командировочное удостоверение, неважно, что, но покажите!

– Я перед каждым прокурором не обязан отчитываться! – со злобою произносит  майор.

– Да, маленькая у меня должность!  За пределами района, я – никто, –  говоря   вкрадчиво,  соглашается Сергей Николаевич,  но потом его голос приобретает стальные оттенки, – однако в этом районе, я – закон! Без моего разрешения здесь комары не плодятся! И ничьи звонки  не помогут, пока мое начальство имеет в этом деле интерес! Понятно?

– Ну, хорошо! – сбавляет обороты  майор, при этом  его глаза  остаются лисьими, – в конце концов,  работаем на общий результат, и какая разница, кому достанутся лавры. Никакой! Главное, чтобы они были, эти лавры! А где они? Крутим – вертим не первый месяц, Мовлади с Удугом и у вас в прокуратуре были, и у нас в милиции! Агентов к ним подсылали,  и что? А ни–че–го! Что мы выяснили? Что курьера случайно убила Панкова. Что он вез? Где оно? Ведь если  это было у них, они давно уехали бы! А они  Россланова ищут. Может быть, он взял? Валентина, ты нашла что-нибудь?

  Валентина отрицательно машет головой, при этом избегая смотреть в мою сторону.

– Да, результатов нет. –  Нехотя  соглашается прокурор.

–  Вечно  обкуренные  чурки  не знали, что охранять им нужно  не курьера, а  посылку, которую он  перевозил. Побежали мстить Панковой, желая хоть как-то оправдаться  перед своими. А теперь молятся, чтобы Панкова выздоровела!

– Да, показаний медсестры нам  не хватает, – признает прокурор, –  возможно, все–таки Россланов взял?

– Не знаю! Надо устроить  Россланову очную ставку с чурками. Путь голубчики расскажут, как у них там все происходило.  Курьер  носил  вещь при себе, ни на секунду не расставался. Значит, забрал  кто-то из тех, кто там был на момент  драки. – Уверенно говорит майор.

– А может,  в кустах  валяется, обронили  в кутерьме? Вы хорошо искали?  Собаку,  обнюхать местность, вызывали? А вдруг  еще найдем по весне?  –  не выдержав,  я поднимаю голову в надежде, что сделаю  толковое предположение. Видимо,  вмешиваюсь напрасно: майор и прокурор, переглянувшись,   прекращают разговор, поднимаются из-за стола и выходят из помещения.
 
    Сразу входят  сержант и Павел. С изуверскими улыбками поглядывая на меня, достают из ящика в столе веревку  и  на ее конце мастерят  петлю. Наблюдая на их слаженными действиями,  я от страха хочу заорать  и   разбудить все общежитие. Но тут ситуация резко меняется: стоящие в коридоре майор и прокурор,  кому-то, кто только что вошел в здание,  кричат, чтобы он подошел к ним  и предъявил документы. В ответ слышится хлопок, похожий на  выстрел из пистолета с глушителем.  Павел и сержант трясущимися руками достают  оружие из кобур,  и, следуя за начальством, убегают  куда-то.

  В помещении остаемся только Валя и я.
 
– Помоги, Валя! Меня здесь  покалечат или убьют! – тихо прошу  я. Но она молчит. Я с кряхтением   поднимаюсь, подхожу к письменному столу,   где   в канцелярском наборе  ищу скрепку. Хочу открыть замок  наручников.

– Нет! Нет! – восклицает  Валентина и сжимает спинку стула, на котором сидит, так, что у нее  пальцы  белеют.

  Через пару минут,  не найдя скрепки,  я неловко,  с треском,  открываю  окно, заклеенное по периметру бумагой. Забравшись на подоконник, спрыгиваю  с первого этажа в сугроб.  Ноги уходят в снег по колено.  Выпрямившись,  я  спрашиваю у Вали:

– Ты со мной?

– Нет! Нет! – опять отвечает Валентина.  По ее лицу ручьем  текут слезы, которые она не замечает.

     Я вздыхаю  и бегу  по улице из нескольких тускло освещенных многоэтажек,  пока не останавливаюсь на окраине поселка,  на опушке глухого леса.  Шумный боковой ветер метет  из темноты, заметая мои следы, а   мороз обжигает щеки.  Где-то в поселке слышны то ли выстрелы, то ли звуки взрыва паров бензина в глушителе автомобиля.  У мусорных баков начинают громко лаять и выть бродячие собаки, давно озверевшие от голода и холода. Интересно, куда  я направляюсь? Ведь пешком тут  передвигаться невозможно!  Неужели придется идти обратно, в общежитие? Ни за что!   Постучатся  к Евгении? Нет,  она меня тотчас  сдаст Сергею Николаевичу. А мне  будет  очень обидно, что это сделала именно она.

    Неожиданно я вспоминаю, что у меня есть еще  один знакомый в поселке, к которому я неоднократно  обращался за помощью  – врач Головань. Несмотря на то, что  семья у него, мягко говоря, странная, и  в ночное время беспокоить их неудобно,  другого выхода, похоже, нет.

  Озираясь и вздрагивая от каждого звука, я пробираюсь до дома Голованя, поднимаюсь по лестнице на его этаж  и тихо скребусь в дверь.  Не сразу, но врач открывает. Смотрит на меня, потом на  часы, и, широко зевая,  говорит:

– Что случилось? Приступ? Не должен быть, я  тебе лекарство хорошее выписал!

– Нет, –  шёпотом говорю я,   вваливаясь в  прихожую, – сбежал от девушки, которая мечтает выйти  за меня замуж.

– А   на руках  у тебя что? – удивленно спрашивает он, заметив  наручники.

–    Жених   девушки постарался. Ревнует, –   шучу я, хотя мне не до смеха.

–  Ясно… –  глубокомысленно   произносит Головань,  и лезет на антресоль за ножовкой.

  После того, как он освобождает меня, я узнаю от доктора, что  мне несказанно повезло: его семья уехала к бабушке  в деревню, и  я могу провести остаток ночи в  квартире. Я говорю «спасибо» и тут же,  сидя в стареньком кресле, засыпаю.  Мне снятся прокурор, майор, их  подручные – палачи   и мои «невесты».  Все они  мечтают  свести со мною счеты.

  В семь утра нас будит звонок в дверь. Головань, не открывая, спрашивает, кто беспокоит.   Неизвестный нам голос  задает вопрос, есть ли в квартире  посторонние. Доктор смотрит в  глазок, колеблется, что сказать, но потом, вняв моим отчаянным гримасам, отвечает «нет». Когда на лестничной площадке становится тихо, Головань спрашивает:

– Ты расскажешь, что случилось? На любовные игры  уже не похоже! Милиция ведь приходила!

  Я вынуждено откровенничаю:

–    Я  попал  в криминальную историю. Перед тем, как меня  выгнали из больницы, я  отправился на прогулку и случайно  встретил медсестру Настю. Она попросила подвезти, я согласился. Но на месте  выяснилось,  что Настя  приехала вымогать деньги  у лиц восточной национальности. Они стали бить ее,  я вмешался. В драке, от руки Насти,  погиб один из нападавших. Потом, когда  ей  отомстили, и она стала недееспособной,   в оперативную разработку к органам попал я. Меня хотят  обвинить в преступлении, которое я не совершал: таким способом   оказывают давление.  Предположительно, Настя    украла важную вещь, которая  очень интересует следствие.  Пока эту вещь не найдут, я  буду на «крючке».

    Головань долго молчит, пытаясь понять  мою ситуацию, но затем, видимо,  решает не напрягать голову, и без того заполненную проблемами.

– Что думаешь делать? Маша скоро должна вернуться,  а мне в больницу  пора! Я не могу тебя долго прятать! –  извиняющимся тоном  говорит он.

–  Даже  не знаю! Когда  мигрировал, по  наивности думал, что  моя жизнь здесь будет если не лучше, то, по крайней мере, не хуже, чем на родине.  А теперь получилось  так, что   я  устал быть русским  в России. Я деморализован.

– Запомни, Григорий Алексеевич, русские  – это особая  нация, мы рождаемся  для  преодоления трудностей и совершения подвигов!  В этом смысл нашего исторического существования. –  С вдохновенным выражением лица  произносит  доктор.  –   Больше чувствуй сердцем,   что ты – русский! Сразу перестанешь киснуть и будешь искать выход из любой  ситуации! –   желая  укрепить  меня и показать дружеское расположение,  он   протягивает  мне  свой любимый бутерброд с творогом, и, за неимением чая, кипяток в металлической кружке.

 –    Наверное, нужно  попасть к Насте, и попытаться  выяснить  правду.  Если она что-то взяла, забрать у нее и  сдать  в прокуратуру.  Причем,   с  соблюдением всех формальностей. Мне кажется,  что лишь  так я поставлю точку в этой истории.  –  Немного  поразмышляв и ободрившись после завтрака,  говорю я. 

– Настя в реанимации Обнинска. Вход охраняется,  без специального пропуска  не войдешь. Но даже если ты и проскользнешь мимо охранника, то с Настей вряд ли поговоришь, она в коме. При возможности, это давно сделали бы. К ней, кто только из наших врачей, не приходил! – объясняет  мне   доктор.

– А сколько  она будет  в таком положении? Не симулирует? – спрашиваю я.

 – Такое нельзя  долго симулировать!  Что касается вопроса, сколько …  может, очнется сегодня. А может, через год. С ее диагнозом, наверняка  никто не скажет.

– Но увидеть ее  –   единственный шанс что-либо узнать! –  упавшим голосом говорю я.

– Хорошо! – соглашается Головань, и, с  участием глядя на меня, предлагает, –  тогда такой план: я вызову скорую, и тебя с приступом астмы отвезу в Обнинск. Там, по моей просьбе,  тебя ненадолго  положат в реанимационное отделение. А дальше,  действуй по обстоятельствам. Более  посодействовать ничем не могу!

– А ты не наживешь  неприятностей?

– Нет, конечно! Ты у нас лежал, история болезни  сохранилась. Отчего бывает приступ астмы, науке  неизвестно. Меня могут обвинить только в том, что я перестраховался и потащил тебя в Обнинск. Но ведь ты, как я слышал, теперь у нас начальство. Следовательно,   лечить тебя нужно  по высшему разряду! А это у нас только в Обнинске.  К тому же нашему главврачу домой  позарез телефон необходим, он ради  него любую бумагу подмахнет! – говорит Головань, и  с довольной улыбкой  подходит  к новенькому   телефону, который  я   недавно ему  установил.

– Что ж! – соглашаюсь я, – вызывай скорую!

– Ну, спасибо! – иронизирует доктор, – разрешил!

    Скорая не заставляет себя долго ждать. Я так натурально изображаю приступ, что уже и сам не знаю, показной он,  или настоящий.  Головань и водитель скорой помощи помогают мне спуститься по лестнице и сесть в машину. При этом я, как могу, прячу лицо от любопытных прохожих.

    Когда мы едем в Обнинск,  я все жду, что нас остановит ГАИ. Но, хотя милицейские патрули по пути встречаются,   на нас не обращают внимания. Мне очень хочется узнать, чем закончилась ночные события, однако прямо спросить у водителя, который  на дежурстве со вчерашнего дня, и наверняка в курсе,  я не решаюсь.  На мое счастье, он  оказывается болтливым, и сам начинает рассказывать  районные новости. Слушая его,  я узнаю, что под утро  в колхозной гостинице обнаружены   трупы   «восточных».   И  что прокурор  поймал шальную пулю  на охоте.

  Ага,  вот почему милиция приходила искать меня лишь на рассвете:  им было не до моей персоны. А я  подозревал, что майор хитрит,  устраивает мне  очередную инсценировку. Преследует  цель если не мытьем, так катаньем вытащить из меня  хоть что-нибудь.   Однако  игру хитроумного майора, похоже,  нарушил случай.

    Впрочем,  не важно,  что  произошло в действительности.    Мне  лучше  сосредоточиться на том, что означает  насильственная смерть  земляков. Ни майору, ни, тем паче, прокурору,  громкое преступление невыгодно. Они  могут не только крупно потерять в авторитете, но и оборвать все ниточки. Определенно, убийства  совершила третья сторона, и она этой ночью  проявила себя в поселке   загадочным стрелком. Но для чего он приходил? Убить меня? Что это даст?  Или  кто-то решил, что, если нельзя вернуть пропажу,  тогда нужно уничтожить всех, кто ею может обладать?  Действует по принципу:  «если  не достанется  мне, пусть не достанется никому!». Очень даже вероятно. Но  я опять исхожу  из предположений и домыслов…

     В Обнинске, по требованию медперсонала,  я отдаю   верхнюю одежду Голованю.  Затем шепотом спрашиваю у него, как  мне отсюда выбраться.

– Позвать дежурного врача и сказать ему, что я уже выздоровел?

–  На выписку уйдет много времени. Легче  сбежать по  пожарной лестнице. На нее можно вылезти из окна туалета, что в правом крыле  здания. Мы, когда  проходили  здесь ординатуру, так за пивом  лазали. –   Говорит он.

– Тогда, будь другом, позвони к Сашке на работу, скажи, чтобы он подъехал сюда через  час. Мне  этого  хватит. Если ничего не выясню, значит, не судьба!

  Головань кивает головой,  показывая, что все понял. Он и водитель скорой, кряхтя,  тащат носилки, на которых я лежу,  к грузовому лифту. Я переживаю, что они могут меня уронить, и  покрикиваю на них, особенно в  поворотах. В лифте, переложив меня на каталку, Головань вытирает пот со лба и язвительно говорит:

– В следующий раз для  транспортировки, ваше телефонное величество,  потрудитесь вызвать  монтеров!

– Я не могу  доверить им такую деликатную работу, у них организмы истощенны от бесконечного пьянства! – с искренним сожалением говорю я.

  Развеселить Голованя не удается. Наверное,  к лучшему:  появляется миловидная женщина, врач отделения интенсивной терапии,  его сокурсница. Она  слушает, насколько тяжко я болен,  с сильно выраженным сомнением.  Уступает  Володе только потому, что он  обещает зайти и осмотреть   ее престарелую  маму, проживающую  в нашем райцентре.

  Мне  выделяют железную койку в коридоре, на самом проходе.  Я мысленно возмущаюсь  –   разве  так лечат   по «высшему разряду»?  Головань помогает мне занять характерную для  астматика сидячую  позу, и с чувством выполненного долга уходит, пожелав удачи. Докторица, которой он меня передал, вызывает медсестру. Вдвоем они  шустро  ставят мне  капельницу. Я хочу  улучшить момент и спросить, где находится Панкова, но  их вызывают  к действительно больному человеку.

  Коридор хорошо просматривается, по нему постоянно кто-то ходит, и я оказываюсь в тупиковой ситуации. Вот так, просто встать и пойти искать Настю, не получится. Головань у нее лично не был, лишь  приблизительно сказал, где она лежит. Но разве мне позволят беспрепятственно шататься по женским палатам? Да и узнаю ли я, в коматозной больной, Настю? Разве что, кто пальцем покажет!

  Я озираюсь  в надежде, что в голову придет толковая мысль, однако  она  не появляется. К тому же  от лекарств становится томно. А учитывая, что ночь была не из легких, я вдруг понимаю, что сейчас засну, и как минимум, до вечера. И без того слабое,   стремление бороться  с обстоятельствами пропадает. Появляются воспоминания  о Валентине, которая вкусно готовит.

    Дрема отступает, как только  ко мне подходит  медсестра и вытаскивает иглу из вены. Я  вижу, что возле нее  крутится техничка Марина. Меня с ней познакомил Коля, когда я захотел принять ванну в  больнице.  Встретить  техничку здесь – огромное везение! Даже не верится, что такое возможно!

– Марина, Марина! – тихо зову я, как только медсестра отправляется восвояси, – ты меня помнишь? Я в райцентре лежал!

Марина близоруко рассматривает мое лицо. По ней заметно, что не узнала. Однако она говорит:

– Узнаю! А это, что надо?

– А ты как в Обнинске? – интересуюсь я.

– А я, это, днем здесь, ночью на пол – ставки в райцентре!  Говори, что надо!  Я, это, занята!

– Панкова где лежит? – спрашиваю я.

– В пятой палате. Я, это,  ухаживаю! – говорит она и застенчиво сморкается в платочек.

  Я использую все обаяние, что у меня имеется, и через несколько минут техничка подводит меня  к кровати, на которой лежит Настя. Кроме нее, в палате еще три женщины. Они на одно лицо,  бледные, исхудалые, неподвижные. Понятно, почему здесь  так удивлялись, когда меня  привезли: на их обычного  « клиента» я  не похож.  Я стучу костяшками пальцев по тумбочке, у Настиной головы.

– Это, сильнее! А, без толку! – говорит, махнув рукой, Марина.

– Настя, Настя! – зову я,  стараясь быть  ласковее. Я  уже  Панкову и ненавидел, и проклинал, а теперь, видя, что с ней стало, жалею. Но  она продолжает лежать неподвижно. Я понимаю, что контакт, на который я  надеялся, не состоится.

    На тумбочке  стоит ваза  с сухими цветами  и фотография в рамке. Я  беру  в руки фотографию. Возле свежесрубленной избы стоят трое: Варвара, Коля, Настя.  Молодые, красивые, счастливые, вся жизнь впереди. Сколько  лет тому назад это было?  Полюбовавшись  ими,  я  ставлю фото  обратно и тяжело вздыхаю. Что мне еще остается? Обыскать избу Насти? Возможно, найду, если не  столь желаемую всеми вещь, то  хотя бы намек, где  ее дальше искать!.