Праздник Ивана Купалы мы празднуем 7 июля. Однако, далеко не всегда было так, подлинный языческий Купала начинал праздноваться в день летнего солнцеворота, в самую короткую ночь в году -21-22 июня, а заканчивался 25 июня. В эти три дня солнце как бы стоит на месте, и только после 25 день становится короче.
Купала – древний языческий бог, культ которого отмечался славянами еще в доисторические времена. Это календарный обрядовый праздник, посвященный летнему солнцестоянию. В этот праздник чествовались две стихии: вода и огонь. В основе купальских обрядов лежит близнечный миф. Близнечные мифы существуют у всех народов мира, и отражают философскую идею единства и борьбы противоположностей – воды и огня, добра и зла, света и тьмы, Ян и Инь.
В славянском мифе Купала и Кострома – брат и сестра близнецы, которые были разлучены в раннем детстве и не знали о существовании друг друга. Купала вырос вдали от родной земли, а когда вернулся, полюбил Кострому и женился на ней. Этому предшествовало обрядовое сватовство. Традиционно, самая короткая ночь в году почиталась у язычников как ночь любви. Вспомните эпизод «Праздник» из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Там язычники празднуют Купалу, и везде царит любовь, ибо этот праздник связан с плодородием. Без солнца и без воды не может быть урожая, без единения мужчины и женщины не могут родиться дети.
Но вернемся к мифу. В древней Руси в купальскую ночь девушки пускали по воде венки из цветов. Если юноша поймал такой венок и надел на свою голову, это означало сватовство. Так вот Купала, увидел девичий венок и надел на себя, а венок тот был сплетен Костромой. Так они и стали супругами. Но любовь заканчивается трагически. Узнав, что они родные брат и сестра, Кострома от ужаса бросилась в огонь, а Купала в воду. Инцест еще в первобытные времена считался одним из самых страшных грехов, за который жестоко наказывали боги. Поэтому в купальной обрядности принято в конце праздника сжигать соломенное чучело Костромы и пускать по реке чучело Купалы.
Солнцеворот знаменует и другой купальский обряд – огненные колеса. Колесо – древний символ Солнца. Бог солнечного диска у славян - Хорс. Коло-хоро- означало круг, отсюда хоровод, коловорот, колесо. Кстати, в купальские дни девушки на берегу реки водили ритуальные хороводы, причем хоровод должен был двигаться только по ходу движения солнца. Колесо обмазывалось дегтем и поджигалось, затем горящее колесо спускалось с крутого берега в реку, где вода гасила огонь. Символика горящего колеса вполне прозрачна: солнце поворачивает к зиме, день укорачивается, а ночь удлиняется.
Еще один обязательный элемент купальской обрядности – прыжки через костер. Знаменитая Снегурочка из сказки Островского, по мотивам которой Римский – Корсаков написал свою широко известную оперу, растаяла как раз во время такого прыжка, когда солнце, у Островского Ярило, было на пике своей силы. Ярило тоже солнечный бог. Но это бог ярого весеннего солнца, пробуждающего природу. От его имени в русском языке возникли такие слова, как яркий, ярость, ярка (молодая овца), яровые и т. д.
Но вернёмся к Купальской обрядности. Ритуальный прыжок через костёр взявшихся за руки молодых людей проверял их любовь на прочность. Если перепрыгнули не расцепив рук, и не обожглись, то значит, любовь крепкая, верная, и совместная жизнь будет долгой и счастливой. Если обожглись и обгорели, но руки не расцепили, то по характеру ожогов предсказывали, какие трудности ждут семью в будущем. Если расцепили руки, то любовь непрочная, скоро угаснет, стоит подумать, нужно ли вступать в брак. Купальский костер тоже был непростым. Он выкладывался в форме женской фигуры. Устройством такого костра занимались замужние женщины, уже имеющие детей и знающие соответствующие наговоры. Такая форма костра не была случайной, поскольку священный огонь не только проверял любовь на прочность, но и символизировал плодородие, как бы благословлял молодую пару на многодетность.
Празднику Купалы предшествовала русальная неделя, в которую чествовались вилы – русалки, славянские нимфы природы. Если спросить любого читателя как он внешне представляет себе русалку, то сто процентов ответит, что в виде девушки с рыбьим хвостом. Тогда возникает закономерный вопрос, почему же у Пушкина «Русалка на ветвях сидит?» Как же она, бедная, с рыбьим хвостом туда забралась? Известно, что Пушкин был очень точен в словах и характеристиках, и если у него русалка сидит на ветвях, то, скорее всего, у нее не было рыбьего хвоста, иначе она сидела бы где-нибудь у ручья.
Как же представляли себе Вилу-русалку древние славяне? Нынешний образ русалки пришел к нам из знаменитой сказки Г.Х.Андерсена, которая на языке оригинала называется «Ундина». Ундина – морская нимфа, западноевропейская мифология действительно представляет ее в виде полудевы – полурыбы. Андерсен был впервые переведен на русский язык спустя два года после смерти Пушкина, поэтому у Александра Сергеевича и сохранилось русское представление о русалке, которая виделась древним русам в образе птицы с лицом девушки. А птице, как известно, лучше всего сидеть на ветвях.
Русалки-вилы были нимфами природы. Их было 7, по одним верованиям, и 12 по другим. Каждая имела свои конкретные обязанности. Одна отвечала за лес, другая за поле, третья за реки, четвертая за животных и так далее. Всех русалок чествовали за неделю до Купалы. В сказках русалки часто похожи на голубиц или горлиц. «Прилетели 12 голубиц, ударились оземь и превратились в красных девушек».
Ну, а теперь разберемся, как Купала стал Иваном, и почему этот праздник отмечается сейчас 7 июля. Все очень просто. С принятием христианства на Руси языческие боги и обряды стали жестоко преследоваться церковью. Божества природы объявлялись злыми духами, бесами, чертями. Но сложившиеся веками обычаи невозможно отменить или запретить, они передаются из поколения в поколение и продолжают жить среди людей, приспосабливаясь к новым условиям. Так произошло и с Купалой. 25 июня по старому стилю церковь праздновала день рождения Иоанна Крестителя. Как известно, Иоанн Предтеча крестил людей водой в реке Иордан, а самого Христа крестил водой и святым духом. То есть евангельский Иоанн (Иван), как и языческий Купала, связан со стихией воды. Поэтому языческий бог Купала получил дополнительное христианское имя Иван. Произошло отождествление языческого бога и христианского святого. В таком виде он и дошел до наших дней, соединив уже даже в самом названии и языческое, и христианское начала. Кстати, единение язычества и христианства очень характерно для русского православия.
Многие языческие праздники, как и Купала, слились с христианством, только несколько сдвинулись во времени, как, например, Масленица, которая праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, но Великий пост сдвинул этот древний праздник.
Радоница, в языческие времена – Родоница от имени славянского бога-создателя Рода. От его имени произошли слова: родители, родственники, родовичи, родовитость, родня и т.д. Род чествовался весной, и в этот день было принято поминать умерших. Обычай сохранился, но теперь мы поминаем умерших на девятый день после Пасхи, а не в праздник языческого Рода. Многие языческие боги стали отождествляться с христианскими святыми: Перун с Ильей Пророком, Велес со святым Власием и.т.д.
Когда в связи с реформой календаря, чтобы он совпал с календарем Западной Европы, в России время передвинули на две недели, передвинулись и православные праздники. Рождество с 25-декабря перешло на 7-января, зато возник еще один праздник - Старый Новый год. Точно так же день рождения Иоанна Крестителя переместили с 25-июня на 7-июля, а вместе с ним переместился и праздник Купалы, который уже много веков называют Иваном Купалой.