Дядя Хасан

Аркадий Шакшин
   Его привели   в тот момент, когда все пятеро постояльцев  нашей палаты  лежали под капельницами. Наверно я не стал бы интересоваться,  новым больным, кто  он и откуда, но к нему сразу потянулась вереница родных и близких людей, среди которых были и мне знакомые люди. Каждый из посетителей, пришедшие к новому соседу по палате, нес  что-то поесть, подолгу сидел возле него , разговаривал,  стремился  его поддержать, поднять ему настроение. Он же всегда улыбался, стараясь не показывать своё состояние и обещал всем приходящим обязательно поправиться.  Но наступал момент, когда новый больной оставался один. 

 Однажды , когда зашел в палату после процедур,  сосед по палате сидел один на кровати,    склонив голову,   смотря в одну точку, задумавшись, и  тяжело дышал. Казалось, что какой-то тяжелый груз давит на его плечи.

- Здравствуйте, - тихо произнес я, обращаясь к соседу.
- Как вас зовут?
- Хасан,- как–то не весило ответил он мне.
-Очень приятно, - а меня Алексей и  протянул ему руку, что бы поздороваться.   
Дядя Хасан, разглядев меня, тоже протянул руку и слегка улыбнулся.
-Это вы, Алексей, знаю я вас, помню, вы были на нашем празднике организованном в деревне.
 
Я посмотрел   в глаза  дяди Хасана,  и увидел в них и грусть,  и печаль, а может даже  и растерянность от ситуации, в которой он оказался.
-Что дядя Хасан, приболели? – спросил я  его, подбадривая. 
-Да вот, случилось, со мной не понятно что.  Куда-то только не возили, кто только не смотрел, никто не может определить, что со мной, какая болезнь ко мне привязалась.

-А что с вами произошло, дядя Хасан,- спросил я его, заинтересовавшись его проблемой.
-Да что-то в последнее время дышать стало трудновато, - как то с болью в сердце, ответил дядя Хасан.  Еще раз внимательнее посмотрев ему в глаза, я заметил в них сильно выраженную    растерянность от неясности его положения.
   С трудом выдержав, его взгляд, молящий о помощи, который буквально пронизывал  мою душу и сердце я подумал:
-Неужели, дядя Хасан, еще одна жертва  страшной болезни, такой как рак. Чтобы не думать о плохом и не показывать ему о своих догадка, я направился к своей  тумбочке, чтобы достать из неё телефон.
Дядя Хасан привстал и приоткрыл дверь  палаты, чтобы впустить немного свежего воздуха с коридора.
-Что-то дышать тяжеловато, - произнес он.     Немного постояв и подышав у двери он так же также не торопясь присел опять  на свою кровать, понуро свесив   голову.

  Дядя Хасан, жил в соседней деревне. По его внешнему виду, особенно по большим, покрытым мозолями рукам было видно, что он всю жизнь проработал в родном колхозе. Судя по посетителям, у него была   большая семья, да и родных  было не мало. После выхода на пенсию,   подумал я, у нового соседа, как и у многих бывших колхозников его возраста,    при его  доме есть большое приусадебное хозяйство,   огород, не меньше   сорока соток, где он выращивал картофель и  свеклу для скотины,   да и в сарае, наверняка было полно живности, за которым нужен был присмотр. Одним словом, дядя Хасан, был настоящим тружеником села, на которых зиждется деревня.

-И давно вам стало тяжело дышать, - спросил я его, заинтересовавшись  историей болезни.
-Да года полтора,- как-то не нехотя ответил, дядя Хасан.
-  В республиканской больнице   то были? - спросил я его.
-Да был, даже в онкологии пролежал.
- Ну и что, какое заключение дали в онкологической больнице?
-Да не знаю, прошел обследование, а потом выписали, а что написали, в   заключении не знаю, жена забирала,   мне не говорит.

  Услышав, о его обследовании в онкологической больнице, я сразу понял, что дядя Хасан, болен раком легких, поэтому он тяжело дышал. Жена, узнав о страшном диагнозе,  не сказала ему о его болезни, запретив родным говорить ему о диагнозе врачей, чтобы не расстраивать мужа,  так, что о своей болезни он наверняка по началу только догадывался, и до конца не был уверен. И это было главным и основным фактором, для человека оказавшегося в подобной ситуации. Это же вселяла надежду больному   на выздоровление.

Как  -то мне рассказывали  о раке легких, что если болезнь запущена, до четвертой стадии, то лучше  не стоит оперировать больного. Если сделать операцию в этот период, человек уйдет  жизни раньше, чем, если оставить всё как есть. Здесь зависит все от его состояния здоровья и крепости сердца.

 Болезнь же дяди Хасана, стала следствием  сложившейся экологической обстановки в их деревни. Дело в том, что она расположено в зоне ветров, которые смещают все выбросы из нефтеперерабатывающих и химических заводов на её территорию. Хотя по прямой от деревни до городских заводов около пятидесяти километров, все вредные примеси, как раз начинают оседать именно над ней, поэтому случаев больных раком легких, здесь бывает не мало.

  Осознав положение, в котором оказался дядя Хасан, поняв, что он обречен, и неизвестно, сколько ему еще отведено, чтобы как-то подержать его, я стал советовать ему, все народные средства, которые когда-то советовали и мне, мои знакомые, узнав о моей болезни. В первую очередь, главным моментом, для любого больного необходимо поддержать его в этой ситуации, и вселить надежду, в его сознании,  на выздоровление. Как говорят в таких ситуациях : «Чем черт не шутит".

-Дядя Хасан, -обратился я к нему, вы знаете, а я ведь тоже пролежал в  онкологической больнице. Мне сделали операцию. Скоро будет два года, как я живу после обнаружения болезни. Все эти два года я борюсь с этим недугом. Так что не сдавайтесь. У вас все будет хорошо и вы вылечитесь, тем более окончательный  диагноз вам еще не поставлен.   
-Конечно, конечно, повеселел он, слушая меня, - я верю, что я выздоровею.
-Я вот недавно слышал, что при многих болезнях, особенно онкологических необходимо есть лимон, особенно цедру от лимона, поэтому я сейчас, постоянно ем лимон-, начал делиться я своими знаниями при лечении онкологической болезни.
Услышав про лимон, Дядя Хасан заинтересовался моим предложением. После этого я понял, что новый сосед, хорошо знает о своём диагнозе, только никому не показывает.
-И что? -  произнес он, проявляя любопытство, - помогает?
-Ну как видишь, прошло два года и я пока живу. Лимон, говорят, усиливает иммунитет. Еще мне бабки рассказывали о полыни и грибах мухоморе, настоянных на спирту. При онкологических болезнях необходимо пить эти настойки по определенной схеме, в небольших количествах. Начиная по капле на стакан воды, доводя, до сорока капель   каждый день, Затем в обратном порядке. Сорок, тридцать девять, тридцать восемь и так далее, постепенно убавляя. Говорят, что эти настои тоже  усиливают  иммунитет организма.

Наш разговор, был уже откровенным как человек с человеком, один из которых  прошел через онкологию, другой был в неведение, но догадывался о ней.

 Дядя Хасан внимательно слушая меня. Во время нашей беседы,  я заметил, что он изменился в лице.  На нём даже появилась, легкая улыбка, а в глазах заблестела искорка надежды.
-Да,- вдруг громко произнес я,      вспомнив о спиртовом настое болиголова.
- У меня же дома   есть настойка болиголова. Его как раз пьют при онкологических заболеваниях, для усиления иммунитета,   по такой же схеме пьют каждый день от одно капли до сорока и обратно от сорока до одной капли разбавляя в стакане воды .

-Как ты сказал называется эта трава, - еще сильней заинтересовавшись, спросил меня дядя Хасан.
-Болиголов, так вроде бы,- подтвердил я.
-Алексей, а ты не смог бы мне написать название травы на листочке бумаге, придет жена, я попрошу поискать эту траву.
 - Зачем искать? - возразил я, -настойка болиголова есть у меня дома. Я сейчас отпрошусь у врачей и сбегаю домой, за настойкой.
Увидев, как у дяди Хасана загорелись глаза, я тут же сорвался с места, сказав ему:
-Я сей час мигом, тут не далеко,- и выскочил из палаты.
Конечно, я не стал отпрашиваться у врачей, я сам поспешил, до дома, благо он находился в пяти минутах быстрой ходьбы от больницы.

 Пока я шел до него, моё сердце покрылось не вероятным, чувством сострадания к дяде Хасану. Мне казалось, что я нашел способ, как спасти его от страшной болезни.
-А вдруг, именно эта настойка ему не только продлит его жизнь, а может и поможет излечиться, - думал я. Это мысль даже вдохновила меня. И тут я вспомнил  и о самом себе.
-Обязательно после лечения, придя домой, надо провести курс приема настойки болиголова. Как же я мог забыть о ней. Именно она помогла, продлить жизнь моему преподавателю, больной раком груди, пусть ненадолго, но она прожила еще более двух лет, не смотря на то, что у неё была четвертая стадия раковой болезни.

-Да как мы бываем порой опрометчивы к себе,-размышлял я,- не посещаем поликлиники, не проходим во время плановое  обследование.  Начинаем думать о своем здоровье, только тогда, когда болезнь, открыто,  подает свои признаки. Онкологические болезни излечимы, особенно на ранней стадии.В этом я убедился пройдя курс лечения в онкологической больнице. Наши врачи, способны излечить эту болезнь, для  этого есть    и оборудование для диагностики раковых болезней, открыты  новые технологии,   для её лечения, в крайнем случае, хотя бы  продления человеческой жизни.

Пока я шел до дома, я вспомнил вновь о том, что мне пришлось пережить до операции   по удалению раковой опухоли, и послеоперационный период. О людях, которые мне помогли пережить этот трудный период, и которым я был благодарен сегодня. Но сейчас мои думы были только о дяде Хасане, которому требовалась     помощь.  На память пришли в этот момент и молитвы, не раз прочитанные мной глубокими ночами, по совету знакомой бабушки.
-Надо будет обязательно их прихватить с собой, - подумал я. Дяде Хасану, просто необходимо их начать читать   самому и вслух. Как я понял по своему опыту, обращение к Богу, в трудный момент нашей жизни, это тоже один из путей исцеления.
- А кто его знает, -  подумал я,открывая дверь квартиры, вспоминая  о Боге, - не зря же говорят в народе:  "На всё воля божья".