Полет над гнездом Анны Козловой

Ritase
Кредо  критика Кузьменкова  состоит в том, что современная российская литература представляет из себя что угодно, кроме литературы, и адекватным  инструментарием  для ее исследования может служить  лишь  каленое железо. Его  разбор “Пролетая над гнездом Аннушки”, посвященный лауреату последнего “Нацбеста”,  книге Анны Козловой “F20”  выдержан в стиле   ковровой  бомбардировки. Бедной Анне ставится в виду полное незнание клинических проявлений шизофрении и способов ее лечения, трешевый натурализм и женская проза.
             Несомненно, F20 – женская проза. Продемонстрировав это, Кузьменков считает свою задачу законченной.  Но вопрос состоит в том, плоха ли женская проза априори, а, в более широком смысле, в чем вообще отличие женской прозы от мужской. И в частном случае F20,  настолько ли плох роман, хоть он и получил премию.
             Естественно, в качестве более или менее адекватного описания внутреннего мира и будней  поврежденного умом, сочинение, мягко говоря,  сомнительно – для того, чтобы обосновать тезис уважаемый критик мог бы избавить себя от труда обращаться за экспертизой к специалисту и проверять по справочнику Машковского  побочные эффекты лития. Очевидно, однако, что вопрос, который надо задавать в таких случаях – имелось ли в виду всерьез описывать шизофреника, либо психическое заболевание – просто метафора. И ответ на этот вопрос на мой взгляд тоже очевиден: Козловой абсолютно неинтересно исследовать мир душевнобольных.  То, что она исследует  -это положение женщины в современной России. И оно, это положение, представляется ей совершенно шизофреническим.
          Героиням  Козловой  хочется по сути очень простых вещей:  секса, еды, вина,  удовольствий, мужчин для  секса и денег, и денег для еды, вина  и удовольствий. Им также хочется чувствовать себя ценными и хорошими.  Тем не менее, мир жестоко обламывает женские грезы: секс скоротечен,    мужчины жмоты, козлы и уходят к другим,  денег не хватает, а  работа и учеба, которыми деньги добываются, скучны и   отвратительны. Впридачу, мужчины кончаются беременностью, еда -  целлюлитом, а алкоголь — белочкой и циррозом печени. А отрыжки недолгих периодов приятной жизни  – угрызениями совести.  Так что бедной женщине остается лишь время от времени резать себе вены и глотать что попало от тяжести существования.   
           Треш Козловой – просто легкое сгущение красок:  так сказать, добавить контраста и  насыщенности в фотошопе – не более того.    К примеру, критик Кузьменков очень сердится, что героиня Анны потеряла невинность в тринадцать. Такое впечатление, что он живет не в России, а в Саудовской Аравии:  “ Согласно последним статистическим данным, полученным специалистами за 2014 год, 41% представительниц прекрасного пола теряют девственность в возрасте 15 лет. При этом 8% жительниц России начинают жить половой жизнью еще раньше – в 13 лет. Об этом сообщили специалисты из Научного центра здоровья детей после того, как провели специальный всероссийский социологический опрос среди учащихся школ подросткового возраста. ” Учитывая, что часть девочек скрывает подобные факты даже в анонимных опросах, девственница после пятнадцати в современной России – скорее исключение, чем правило.  Повальный алкоголизм, искалеченные семьи, заброшенные дети – для того, чтобы увидеть все это,  вовсе  не надо микроскопа. 
           Так что F20 на мой взгляд – это не столько дешевый эпатаж, сколько  вполне адекватное описание тупиков тщательно насаждаемой последние 30 лет  парадигмы потребления, под знаком которой автор, родившись в 1981 году, провела всю свою сознательную жизнь. Как из этих тупиков выбираться – автор, похоже, не имеет понятия. Но в конце концов выписывать рецепты – и не ее дело. Она ведь не доктор...  И не мужчина...