Прохожий

Александра Саливанова
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупно знаком.
Может, я это, только моложе…
Не всегда мы себя узнаём.

                Н.Добронравов


    Вы, наверное, не представляете, какую огромную роль играет для вас «незнакомый прохожий», обычный мимо прошедший человек, человек, ехавший с вами в одном трамвае или автобусе, кассир в магазине обуви или промоутер, раздающий листовки у метро. Да, это всё прохожие люди.
    «Проходить мимо» - вот, скорее всего, верная этимология этого слова. Если смотреть со стороны физики, проходить мимо – это только кажущееся явления. Всё движение – это действие, совершаемое относительно каких-либо предметов. Человек может мерно расхаживать у метро, приговаривая слова рекламы, совершая несколько шагов в минуту, но перед вашим взглядом пролететь пулей из-за вашей спешки на электричку. В этом случае, вы сами проходите мимо незнакомца, но вам кажется, что прохожий – это промоутер у метро.
    Но какое дело нам, независимым людям, до этого человека? Дело… Дело большое и важное. Человек – животное общественное, несущее себя в массы даже, а, может быть, в особенности, в нестройной толпе больших городов. Почему же нам так важно причесаться, почистить обувь перед выходом на улицу? Нам важно мнение окружающих. Но для каждого человека нужно особенное внимание.
     Одним хочется, чтобы их никто не заметил, чтобы никто не сказал плохого слова. Таких людей часто называют серой массой, но на самом деле это уникальные люди, каждый в своей области, и большинство из них выделяется не одеждой, а поступками, душевным складом, способностями.
     Другим же важно внимание общественности. Как Людмиле, героине Ирины Муравьёвой, в фильме «Москва слезам не верит». Она в метро делала вид, будто читает книгу, потому что было модно читать в транспорте, особенно, читать Ремарка. И она-таки привлекла внимание мужчин. Именно по причине выделиться, показаться не таким, как все, некоторые люди одеваются вызывающе или ярко.
      Но не только роль рефери дана толпе, и не только обвиняемый – наш прохожий. В наш век люди часто проходят мимо друг друга не то по стеснению, не то по глупой мысли: «Кто-нибудь же обязательно поможет», не то по странной спешке, которая никуда в конце концов не ведёт. Я видела равнодушие, мы все его видим, но иногда считаем правильным – не заметить. Общество – это своего рода проверка на прочность нравственной сути человека: сможете вы, незнакомец, пройти мимо, не осудив себя, без ноющей боли в совести. Есть люди, которым совестно за такие проступки, как: не подержать дверь женщине с коляской в супермаркете. Казалось бы, мелочь, но и на это у людей есть оправдания: темп жизни, нехватка времени, другой век. Но люди чувствуют щемящее расстройство в груди при непомощи прохожему, а значит их души живут. А пока «сердца для чести живы» прохожие будут влиять на наши поступки.
     Но не только на наш внешний вид и на поведение влияют незнакомцы. Ведь наши друзья, возлюбленные тоже когда-то были прохожими и прошли бы мимо, если бы не какой-то случай, курьёз или общий знакомый. Иногда эти встречи предопределяют нашу дальнейшую жизнь. Не зря в сети появились группы знакомств, поисков, где, выложив описание и фотографию девушки или парня, можно найти объект своей симпатии, с которым виделись в метро или автобусе и не подошли взять номер или договориться о встрече. Но иногда ритуально-случайные свидания (каждодневные встречи на улице или в транспорте) оказываются уж и не такими случайными. Как в фильме «Где найти нофелет?», где главный герой, каждый день видя в автобусе девушку, влюбляется в неё, знакомится и оказывается симпатичен ей.
    Но есть люди, с которыми вы не можете завязать каких-то отношений, дружбу и чего-то подобного из-за границы, барьера, но они делают незабываемым путешествие или поездку. Например, в одной стране, в одном аэропорту я встретила девочку лет трёх с родителями и сестрой, старшей её года на два. Эта девочка смуглая с вьющимися тёмными волосами хотела поиграть, похулиганить и, сидя на руках отца, стала давать мне руку со стёршимся разноцветным маникюром. Потом слезла с его рук, стала легонько бить меня по ладони, подбрасывая её вверх, даже хотела было отпустить мать, но та не дала ей этого сделать, сказав что-то дочери на незнакомом мне языке, что-то вроде: «Ты с девочкой пойдёшь?» И они обе засмеялись. Как на зло у меня не было даже конфеты в кармане, чтобы ей подарить, была только карточка московского метро, уже без поездок. Я подарила карточку девочке и скрылась. Вроде прохожий, а вроде и неизгладимый спутник воспоминаний об этом путешествии.