Двоюродный брат Фёдор Васильевич Черняев

Тамара Белова
   МОЙ ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ ФЁДОР.
       Двоюродные (сродные) — дети братьев и сестёр родителей по отношению друг к другу.
     Счастье, что у наших родителей были большие семьи: у папы было два брата и пять сестёр. У мамы тоже - пять братьев и сестра. И у каждого дяди и тётушек семьи тоже были большие. Я рада, что начала искать наши корни, начала писать книгу. Теперь перезнакомилась со всеми ныне живущими двоюродными братьями и сёстрами.

    Фёдор - сын младшего брата папы - Василия. Слава Богу, что теперь у меня много родственников. Вот я и езжу с визитами по родственникам. Добралась и до Тамани, где в посёлке Сенной живёт –Фёдор. В 2012 году на Дальнем Востоке в городе Облучье навестила его сестёр Валентину, Галину и ещё был жив брат Саша. Вот уж по истине, когда много родственников, то друг друга найдём и найти поможем. Не ждано - не гадано, после знакомства с Виктором Михайловичем Жилиным, познакомилась и с Фёдором Васильевичем. Спасибо Виктору, который любезно предложил сопроводить нас с Мариной (двоюродной сестрой по маме) в Сенной к Фёдору. Несколько дней он нас возил по Ялте за свой счёт, показывая нам музеи. Потом предложил поехать к нему в Зеленогорье. В Зеленогорье у Виктора большой уютный дом –гостиница на восемь комнат есть и камин. Однажды мы предались воспоминаниям вечерком у камина. Я сказала, что теперь  знакома со всеми ныне живущими родственниками, кроме Фёдора Васильевича. Вот тут Виктор и предложил свои услуги, хотя у него каждый день пребывания в России был рассчитан по дням.
   
    Было сказано так просто:
-Нет проблем, просыпайтесь утром в 4 часа и поедем в Сенной».
На следующий год меня в Анапу пригласила племянница Алёна. Я у неё прожила почти месяц. Она одна из многочисленных племянников, что заинтересовалась моей книгой. Ей захотелось познакомиться с родственниками, которые живут в этих краях. Алёна с Алексеем взяли машину на прокат и мы съездили в Сенной. Познакомила племянницу Алёну Борисовну с Фёдором, и с его сыном Виктором Фёдоровичем. Позже познакомились и с внуком Фёдора Виктором Викторовичем, который приезжал к отцу в гости.
Теперь же дважды Алёна вместе с мужем Алексеем и Захаром свозили меня на своей машине в Сенной. Алёна удивлена тем, что так много родственников я представила в книге родословной.

- Тётя Тамара, какая у вас память!
А для меня не составило особого труда написать о тех, с кем была знакома с раннего детства, ведь к родителям приезжали в гости папины и мамины братья и сёстры. Позже я сама ездила к ним. Связь родственников поддерживалась свято. В книге я призывала, чтобы родственные узы поддерживались. Правда, не каждый, получивший мою книгу, к этому стремится. От некоторых я услышала: «А зачем»? Но это дело каждого. Потеряна связь даже с более ближними родственниками. Я же последняя из рода Черняевых, кто может «перечислить всех по головам» и оставить память для будущего поколения о предках, кому это будет интересно.
             
                Итак, о Фёдоре Васильевиче.

    Мне было лет пять, когда наши семьи разъехались. Дядя Вася увёз свою семью, по какой – то причине на Дальний восток, а папа, будучи геологоразведчиком, перевёз нас на рудник Спокойный. Это был последний рудник, что папа открыл. С тех пор, я не встречала Фёдора, хотя в 1958 году ездила в Облучье в гости. Фёдора не встретила, так как он уж уехал в южные края. Фёдора припоминаю по детской памяти так: среднего роста крепкого телосложения. Волос тёмный и прямой. Чертами лица больше походил на мать. А может быть, я это запомнила по фотографиям. Теперь же передо мной был старый человек, практически без зубов и нет уж той тёмной шевелюры. Да и годочки его подходят к девятому десятку. Однако, с юмором у него всё в порядке. Приятно было с ним общаться. В сентябре 2016 года в Анапу приехал брат Алёны Михаил с семьёй с Урала на машине, и мы всей компанией съездили в Сенной. Михаил тоже решил расширить знакомство с родственниками. Знакомство было  взаимно приятным. За чаем я попросила Фёдора рассказать о себе, ведь мы, практически ничего не знаем друг о друге.

- Фёдор, расскажи о себе, о своём детстве. Вы же дружили с моими старшими братьями. Детство у вас проходило вместе.
Рассказ Фёдора я записала на видео.
Как могу, перескажу его повесть.

     До начала войны подростками были мой старший брат Георгий, Иван Он старше Фёдора. А вот Фёдор и мой старший брат Владимир, были погодки. Они больше тянулись кдруг другу. К слову, припомню, Владимир жил в Бузулуке, сильно болел. Я его навещала три раза. В последнюю нашу встречу мы долго сидели, вспоминали, припоминали, перечисляли всех наших родственников. И тут брат сказал: «Как бы хотелось вот перед смертью повидаться с Фёдором. Ведь мы с ним почти одногодки, наше детство было весёлое беззаботное.

     - Как хорошо и весело мы жили до начала войны. Всей ватагой на рыбалку на Большой остров, что был посреди Онона или в ночное куда – нибудь. Были хороши летние игры и вылазки в лес за грибами, ягодами. Но больше всего мы любили кататься зимой на санках по реке. Ветром нас уносило ниже по течению в соседнее село Ононское, откуда потом приходилось тащить санки на себе.
Много чего интересно помнил Фёдор Васильевич.
Но закончилось это беззаботное детство: объявлена война с Германией. Георгий ушёл добровольцем на фронт, не успел сдать экзамены за десятый класс. Вернётся он домой только в 1947 году. Он был направлен с Западного на Восточный фронт, где назревала война с Японией.
 
    Фёдору пришлось пойти учеником к отцу на паровоз. Школу не бросил, продолжал учиться. Позже пришлось встать к станку учеником слесаря. Итак, почти всю войну днём в школу в шестой класс, а ночью к станку снаряды точить для фронта. Росту не хватало, так мастер смастерил для него специальную подставку под ноги. Засыпал на уроках. Ругали учителя, но Фёдор не мог бросить станок, так как некому было его заменить. С работы не отпускали.
Наконец, пришла долгожданная Победа над Германией. Фёдора пригласили 6 июня 1945 г на торжественный вечер и торжественно вручили награду за его труд в тылу «Медаль за Победу над Германией»

   Вот они «Дети войны», что стояли у станков вместо своих старших братьев и отцов, ушедших на фронт. Теперь же его не забывают и награждают памятными медалям. Все награды Фёдора Васильевича я сфотографировала.
Надеюсь, что встреча наша ещё повторится, тем более, что Алёна скоро должна приехать и мы с ней вновь навестим двоюродного брата Фёдора. Алёну с сыном Захаром в Сенном полюбила и жена Фёдора Бронислава. Моя племянница там желанный гость. У Алёны больше возможности навещать Фёдора, так как она с Захаром живёт весь летний сезон в Анапе.

 
Слева на право Алексей – муж Алёны, их сын Захар, Фёдор и я Тамара.