Шлем с гусём - индо-иранский колахуд!

Николай Скулов
                Помню своё удивление и восторг открытия, когда первый раз, приехав в славный город Касимов, я вошел в Касимовский краеведческий музей и увидел то, чего давно искал – подтверждение связи названия реки Гусь и древней Гусской волости с образом священной для жителей Мещёры и не только (еще со времён раннего железного века), птицы гусь. В музейной витрине вместе с боевой кольчугой, щитом и оружием висел стальной воинский шлем, сфероконический формы с невысокой тульей, плавно переходящей в конус, на вершине которого красовалась голова гуся. При более внимательном рассмотрении, стало видно, что весь шлем - это гусь, защищающий голову воина своими крыльями!
        По бокам и сзади тульи шлема - рельефное изображение перьев, заполненных листьями и цветами. Эти изображения выполнены в технике резьбы, гравировки и насечки золотом. На передней части шлема – солнце с антропоморфными чертами лица и растительным орнаментом (на щите укреплены такие же рельефные солнца- «ярила»: одно в центре и четыре – по кругу.) На венце тульи шлема, по всей её окружности, имеются гравированные арабские письмена. По бокам на заклепках – трубочки для плюмажа из перьев, декорированные насечкой и гравировкой. К нижней части шлема прикреплена кольчужная  «бармица» из мелких стальных колец для защиты шеи и горла воина. 
      Из беседы с сотрудниками музея стало известно, что эти доспехи относятся к ранним музейным собраниям и попали в музей еще в 20-х годах ХХ века.
       У истоков создания музея стояли историки и краеведы: А.А. Мансуров, И.А. Китайцев, С.Х. Булатова, В.И. Кислов, А.А. Оленин и др. Некоторые из них попали под каток сталинских репрессий. В частности - историк И.А. Китайцев, из сохранившихся записок которого стало известно, что доспехи «Ногайского князя» были вывезены из родового имения князей Олениных в селе Салаур Касимовского уезда (ныне Шиловский район Рязанской области).
       Именно в этом поместье прошли детские годы Алексея Николаевича Оленина (09.12.1763-29.04.1843г.г.) - российского государственного деятеля, историка, археолога, художника.
        Именно благодаря исследованиям А.Н. Оленина было установлено, что знаменитый русский шлем, случайно найденный недалеко от Юрьев-Польского (Липецкое сражение 1216г), принадлежал Ярославу Всеволодовичу - отцу Александра Невского.
         Поэтому нет ничего удивительного, что и в своей усадьбе в селе Салаур  князь А.Н. Оленин собирал коллекцию древностей, среди которых были доспехи и шлем с гусём.
         В 1831г. Алексей Николаевич опубликовал книгу «Рязанские русские древности, или Известие о старинных и богатых велико-княжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань». Есть и другие описания древностей, найденных вдоль правого и левого берега Оки. Надеюсь скоро найти в записях князя данные о точном месте находки доспехов и шлема.
         Хотя, уже упомянутый историк - краевед И.А. Китайцев считал, что эти доспехи должны храниться в Касимове, недалеко от места их находки – устья реки Гусь! Известно так же, что в средневековье устье реки Гусь имело стратегическое значение, т.к. именно здесь находился осенний конный брод, где можно было переправить конницу на другой берег Оки. Здесь скрещивались военные, торговые и «ловчие» - тайные пути, здесь проходил печально знаменитый Петелинский шлях, по которому гнали русских невольников в ордынское рабство и по которому проезжал князь Александр Невский.
         О самом же шлеме и всех доспехах можно сказать следующее:  это произведение искусных оружейников стоило очень дорого и явно принадлежало знатному воину- полководцу , со статусом не ниже князя. Доспехи и шлем, скорее всего, были парадными и привезены были издалёка!
         По стилю и классификации старинных доспехов  можно сказать, что они индо-иранского (персидского) происхождения. Шлемы такой формы были впервые завезены  на Русь с Востока, где именовались «КОЛ-АХУД». В переводе это означает «круглая голова» (вспомните русскую сказку про колобка)… «Коло» – круг, «худ – куд» - то, что на голове (кудри, кудесник с кудом – бубном над головой).
         Впервые такие шлемы появились в Месопотамии во второй половине III тыс. до н.э., а затем распространились в сирийско-палестинском регионе. Шлемы отличались довольно невысокой, полусферической тульей, плавно переходящей в конус. С началом I тыс. до н.э. из Ассирии и Урарту они попадают в Западный Иран. Шлемы такой формы были лёгкими, но обладали значительными защитными свойствами: благодаря конструктивному решению удар фактически соскальзывал с головы.
         В Западную Европу они попали, после крестовых походов, но не использовались для защиты.

          На Русь «холахуды» пришли в замену тяжелым, кованым из отдельных крестообразных пластин , варяжским шлемам и  на протяжении всего средневековья  оставались наиболее распространенной разновидностью шлема, вплоть до XVI-XVII веков. К концу XVII века весь комплекс защитного вооружения той эпохи начал выходить из употребления  в связи с появлением огнестрельного оружия.
          Кроме гуся, распростёршего свои крылья, защищая воина, на шлеме удивляет главное украшение лобной части – ярило с человеческими чертами, солнце с длинными клинообразными лучами.
          Соседство гуся и солнца – неслучайно! Индо-иранской и индо-европейской культурам был свойственен культ солнца, а гусь, как символ и священный знак – всегда был воплощением солнца, еще со времен каменного века… То, что колахуды с гусём и с яриловым ликом изготавливались, как коллекционные и 18-19 веках свидетельствует о связи их с древним эпосом индо-европейцев, где повествуется, что, в начале всех времён,из яйца Матери-Гусыни вышло солнце.Птица гусь,мать-гусыня,была священным существом, участвующим в «Солнцевороте», в смене времен года, в таинстве «Рождения» и «Смерти»
          Главный художник Гусевского Хрустального завода им. Мальцовых, Заслуженный художник России, почетный член Академии Художеств России Владимир Иванович Касаткин, вдохновленный древностью шлема,легендами связанного с ним, вместе мастером гуты Е.В. Гусевым, изготовил солнечный шлем с гусём из хрусталя, сияющего своими гранями всеми цветами радуги и подарил его Городскому историко-художественному музею 23 июня 2018г. в честь Дня города.