Золотые руки

Людмила Межиньш
“Золотые  руки”

       Отец Алексий давно искал кровельщика.  Нужно было починить церковные купола. А купола те были когда-то великолепны! Кровля их состояла из мельчайших, мелких, средних и крупных медных ромбиков. Ромбики были искусно подогнаны и держались именно на подгонке, соприкасаясь друг с другом как в мозаике. Со временем ромбы стали выпадать. Впечатление от искусности мастерства  ещё оставалось, хотя всё чаще горестное. Даже туристы качали головами: «Такое чудо запустить…»
       Словом, нужно было  срочно чинить купола. Сам отец Алексий очень болел за это дело.  Нашлись и материалы, и разрешение, и деньги. Не было только кровельщика. То есть, дело не в том, что уж совсем мир пуст мастеровыми людьми,  а хотелось найти особенного. Такого, чтобы тоже душой светился, как, наверняка, тот мастер, который давным-давно покрыл купола ещё новой церкви.
       И вот настал долгожданный день, когда дьяк Серафим  привёл к батюшке кровельщика, который за небольшую  оплату  согласился полностью  перекрыть «луковички» церкви. Дьяк гордо подтвердил, что мастера он нашёл на все руки, а руки те золотые. Обещал также со своей стороны  оказывать «золотым рукам»  всяческую помощь.
       Отец Алексий возблагодарил небо и благословил мастера  на святое  дело. Дело и правда пошло споро.  Уже на другой день все ромбики с куполов были сняты и сложены  во дворе у  забора в кучу. Дьяк Серафим, как обещал, был правой рукой  мастера «Золотые руки» и лихо выполнял его распоряжения: «поднести, поддержать, положить…». Старался дьяк, надо сказать, не совсем бескорыстно. «Золотые руки» обещал честно разделить с ним трапезу на извлечённый из церковной казны аванс.
       Дьяк был человеком принципиальным и пил только церковное вино под названием «Кагор». Видимо,  полагая, что  и количество выпитого церковного вина подчёркивает его религиозный патриотизм.
       Через неделю после выдачи аванса отец Алексий зашёл навестить трудящихся. Ранее их не беспокоил.  Да и сейчас зашёл на церковные задворки просто  поговорить с мастерами, порасспросить, не надо ли чем помочь. Картину застал следующую: на вершине горы из медных ромбиков возлежало
могучее тело дьяка Серафима, из гортани которого вырывался  рокот тракторного мотора. В ногах его сенокосилкой похлипывал мастер «Золотые руки».
       Отец Алексий с пониманием и болью поглядел на уставших работников и, приподняв полы рясы, тихонько удалился,  решив зайти попозже. Попозже работники явились сами. Вид у них был несколько помятый, ну да не на молитву ходили, физическим трудом занимались, а запахов батюшка с детства не ощущал.
       Отец Алексий принял мастеров радушно, обласкал беседой,  понимающе кивал,  когда  «Золотые руки» жаловался на сложность работы. На робкий намёк выписать ещё аванс , незамедлительно согласился. Правда, вежливо поинтересовался, как много времени, хотя бы приблизительно,  уйдёт на перекрытие куполов, так как прихожане спрашивают, когда откроется храм.
    - Нечто я не понимаю, батюшка, что в таком деле торопливость               
нужна. Я, батюшка, Бога никогда не забываю. Ан ведь как попало тоже нельзя,  потому недельки две потерпи, а там могишь и в колокола звонить. – Дьяк сидел смирно и в знак согласия кивал головой.
       Отец Алексий вполне удовлетворился обстоятельным ответом «Золотых рук». Обещал не мешать, а если нужно, оказать помощь. На том и расстались, довольные друг другом на две недели.
       Чувство такта отец Алексий имел врождённое, но был аккуратен и со временем. Поэтому через две недели опять зашёл на церковный двор. Картину увидел уже знакомую, и на слух – тот же мотор трактора и похлипывание сенокосилки. Нет, сомнений в честности «Золотых рук»  и своего дьяка батюшка по-прежнему не имел, но решился всё-таки подойти поближе, и даже
осмелился разбудить работников. Очень уж хотелось расспросить, как дела, что осталось сделать. Не пора ли писать объявление о скором открытии храма.
    - А, эт-ты, батюшка? Вишь, притомились мы с Серафимом. С восхода солнышка уж тута за работой. Слышь, Серафим, проснись, батюшка пришли.
       Серафим забуксовал и снова завёл мотор. Батюшка попросил не будить дьяка:
    - Нет, нет, пусть отдыхает. Мы с вами  побеседуем тихонечко.
    - Небось, ты хошь спросить, когда храм открывать? Не сумливайся, батюшка, откроешь в срок. Осталась-то самая малость. Вишь, все ромбы нарезаты, а присобачить – плёво дело. Серафим подержить, я присобачу – в один день.
    - А не мало ли  будет одного дня?  Всё же три купола.  Ты уж не торопись, сын мой, сделай, как лучше. Пусть в три дня, но чтобы уж накрепко.
    - Да, чего уж, ладно.  Пусть в три. Эх, жисть.
    - Что ты, сын мой, воздыхаешь?
    -  Жисть, говорю. Жена у меня, батюшка, змеище, а не баба. 
Одно слово, неверующая, нехристь. Обобрала меня вчерася, пока спал, до копеечки. Срамно сказать, пообедать не на что.
    - Что же ты, сын мой, ранее не сказывал?
    - Да скромен, батюшка. А брюхо так и сводить, так и сводить, - найдя в отце Алексие неподдельное сочувствие, жаловался «Золотые руки».
    - Ты вот что. Как закончите  работу, зайди ко мне. А пока возьми вот десять рублей, с собой у меня более нет.
    - Спасибо на добром слове, зайду.
    Три дня подряд отец Алексий не сводил глаз с  куполов. На четвёртый пошёл к мастерам, расспросить, что помешало им завершить работу.
       То, что увидел отец Алексий, ступив на церковный двор, глубоко ранило его доброе сердце.
       На траве возле забора, рядом с кучей разбросанных кровельных кусочков меди,  сидели двое: один, сняв с шеи крест, поддевал им пробку очередной бутыли  церковного вина,  другой, - стоя на четвереньках, разгребал медную кучу. Видно было, что  делом этим  «Золотые руки» был занят давно, ибо когда-то более-менее сложенная горка меди раздалась вширь, и по всем углам двора беспорядочно валялись измятые медные ромбики, мелкие и крупные.
       Заплакал отец Алексий не в голос, а безмолвно. В голос он не умел. По щекам скатывались быстрые ручьи, и он вытирал их широким рукавом, горестно осев возле того же забора,  рядом с мастерами.  Его, наконец, заметили. Двое юрко переглянулись и замерли.  Неловко всё же – батюшка сидит под забором и плачет. И ничего не спрашивает. Дьяк Серафим, быстренько утопив крест под рубаху, прикрыл бутыль листком меди и был таков.  Задом-задом, и в дырочку в заборе. То есть, в дырищу, им  самим же проделанную для удобства выхода напрямую к винному магазину. Две широких доски на одном гвоздике так и захлопнулись за ним, зажав пучок бороды, которую он ловко выдернул уже с безопасной стороны  забора.      
    «Золотые руки» ласково глянул на плачущего батюшку:
    - Ну, батюшка, так негоже. Ты ж смотри, чего делаю: ромбик к ромбику по величине подыскиваю. Подыщу рядками и каждый в свой  рядок. Оно, конечно, времечко ещё нужно.  Не подумал я сперва, не то время тебе назвал, не рассчитал малость. Ты сам посуди, разве можно такую работу в три дня сварганить? Тебе и так бы быстрее мово никто не сделал. А я уж и нарезал всё, осталась чепуха…
    - Ах, сын мой, разве можно, чтобы питьём заниматься. Ах, как это нехорошо. Да крестом бутыль поддевать.
    - Да, батюшка, помощничек у меня не того. Выгони ты его к лешему. Заладил одно: дай на выпивку. Все деньги, что ты мне выписал, повытягал, мот. Что ж мне теперь из-за его, босым ходить? Ты уж дай мне в последний раз аванец. Жить-то надо. Я-то из непьющих, рази мне с ним, дьяволом-дьяком сладить?
    - Да, да. Я поговорю с Серафимом. Ах, как это нехорошо.
    - Аванец, батюшка, не забудь, Христа ради.
       Беспокойство овладело батюшкиным сердцем. Конечно, людям надо верить… Но всё же с этого дня отец Алексий зачастил на церковный двор.  Всякий раз,  как только он появлялся в воротах, в дырищу, прикрытую двумя досками, выскальзывало медузообразное тело дьяка Серафима, а мастер «Золотые руки» виновато  опускал глаза:
    - Уж гоню его,  батюшка, ан никак. Да уж простил бы ты его, кается-то, смотреть больно. О вине иначе как без слезы, вспомнить не может, всё винится, просит, чтоб я у тебя за него прощенье вымолил. 
     - Ах, как это хорошо, что ты говоришь. Как ты добр, однако, сын мой. Скажи ему, пусть придёт.
    - Да я уж скажу. Да кто мне помогать полезить  акромя дьяка. Ты ж, батюшка, чай не полезешь.
    - Стар я, болен. Да и неловко. Как я прихожанам  в глаза взгляну. Совестно. А ты уж поспеши, сын мой. Расстарайся, в долгу не останусь.
    -  А я что ж, дурака валяю? Вон уж все ромбы собраны. Дел-то с гулькин нос осталось. Да ты не ходи кажный день-то. Чего ноги утруждать. Завершу, сам приду. Аль нончи за авансом зайтить к тебе, батюшка? Как ты считаешь?
    - Ну что ж, зайди.  Но уж поспеши с кровлей-то. Зима скоро.
    - Моё слово – закон. Жена Нюрка это знает. И ты не сумлевайся.
       Всю зиму купола церкви отца Алексия сиротливо серели на фоне едва более серого неба. «Работать нельзя, зима ранняя, склизко, - это и коню понятно, - резонно рассудил «Золотые руки»…
       Что делал всю зиму отец Алексий, ни «Золотые руки» ,  ни дьяк Серафим не знали, так как дьяк, повторив своё недостойное поведение, был изгнан добрейшим отцом Алексием, а «Золотые руки»  «умыл руки» сам, потому что аванса отцу Алексию стало дать не из чего. Человеком он был хорошим, и прежде чем пришёл конец его терпению, пришёл конец его кошельку.  Из фондов прихода лишних денег  батюшка никогда не брал. А когда иссяк лимит на кровлю куполов,  исчезнувший в  бездонных желудках «Золотых рук» и Серафима, батюшка какое-то время финансировал  их из своего кармана.  Но обнаружив, что уже не так далеко и до сумы, перестал.  И попросил «Золотые руки»  сначала довершить дело, впервые проявив упорство.  Это было даже не упорство, а, увы,  необходимость. Прожив на свете пятьдесят с лишним лет, отец Алексий никем не был обманут. По крайней мере, был глубоко убеждён в этом.  И, столкнувшись с мастером «Золотые руки», впервые озадачился. Способствовал тому ещё нечаянно услышанный им разговор работников:
    - Серафим, да ведь энти ромбы друг к дружке никогда не подогнать. Это ж понять надо, никогда не подогнать, чего понятнее-то. Пока что дальше делать, не скажу, думать буду.
       Кровельщика отец Алексий больше не искал, платить ему стало нечем. Через год, однако, двое прихожан покрыли церковь листовым железом, собрав подаяния с верующих. Службы возобновились. Но красоты своей церковь лишилась навсегда. Вскоре  по каким-то неизвестным горожанам причинам её и вовсе снесли.  Отец Алексий получил другой приход, а затем состарился и умер.
       Сейчас редко кто вспомнит, что в городе Р. на улице Л-ша  лет  этак сорок назад находилась церковь с  изумительными мозаичными куполами. Может быть, и сейчас она радовала бы людей изяществом своих куполов, найдись в своё время настоящий мастер «Золотые руки». Неужели уж таковых совсем не осталось?