Гипореальность Эпштейна

Аркадий Костерин
Привожу здесь небольшую дискуссию, которая состоялась у меня в ФБ с Михаилом Наумовичем Эпштейном по поводу одного интересного его исследования. Оказалось, что мы по-разному оцениваем качественное содержание открытого Эпштейном понятия «гипореальность».

Михаил Эпштейн:
Из раздела "Бытие. Реальность"
РЕАЛИТЕТ (realdom; reality as a principle and institution; образовано посредством суффикса –итет по аналогии с авторитет, приоритет, суверенитет). Реальность как господствующий принцип и институция, возникшие в западной цивилизации. Реалитет — это не просто реальность, но система научных, эпистемологических, юридических, политических, этических теорий и практик, призванных обосновывать реальность как высшую ценность и защищать ее от всяческих подделок и искажений. Этой цели служат научные, юридические, политические методы верификации, доказательства, свидетельства, установления фактов, экспериментальной проверки, состязательности сторон в суде, равного представительства граждан в учреждениях власти т.д. Каждый элемент реальности: субъекты, объекты, их права, обязанности, отношения, факты, артефакты, — регулируется и охраняется конституцией, системой норм и законов, правами собственности, научным статусом знания, поиском объективной истины. Хотя реалитет не выделяется в качестве самостоятельной институции, его поддержке и укреплению служат многие другие правовые, научные, образовательные институты Запада.
Есть и такие цивилизации, где реальность не является приоритетной ценностью, и ее место занимают мифы, верования, идеи, традиции, коллективное сознание или бессознательное, этничество единство, мощь государства. Пониженный статус реальности в обществе приводит к ослаблению роли науки и права (см. *Гипореальность).
*Реал, Гипер-, Гипореальность, Как бы, Минус-система
ГИПОРЕАЛЬНОСТЬ (hyporeality; от греч. hypo, под, ниже, меньше). Тип реальности со слабо выраженными признаками ее отличия от нереальности, ирреальности. Характерные свойства гипореальности: размытость объектов, слабо отделенных от окружающей среды; размытость субъектов, слабо выделенных из массы, из коллектива; аморфность цивилизации и ее артефактов, не выделенных четко из природы или быстро ветшающих и готовых к распаду.
Гипореальность противостоит *реалитету, когнитивно-правовому статусу реальности как высшей ценности в западной цивилизации. Вместе с тем гипореальность отличается от гиперреальности (см. *Гипер-), под которой понимается избыток реальности, усиленная ее симуляция, прежде всего, средствами массовой коммуникации. Гипореальность — это, напротив, "слабая", недопроявленная, пустотная реальность, которая может содержать в себе потенциал чего-то большего, надежду, призыв, обещание, а может оставаться самодостаточной именно на уровне "гипо".
Гипореальность — свойство некоторых культур балансировать на грани бытия и небытия. Бытие не обладает самостоятельной ценностью, не ограждается надежно от распада, хаоса, смерти, но полурастворяется в небытии. Не развита система научных, юридических средств и гарантий для защиты реальности от фикций, мифов, предрассудков. К числу определяющих свойств реальности можно отнести четкость базовых культурных границ, отделяющих: знание — от мнения и верования, подлинник — от подделки, факт — от вымысла, энергию — от энтропии, право — от бесправия, свое — от чужого, личное — от общего, форму — от хаоса, труд — от праздности, и т.п.. Гипореальность упраздняет или ослабляет эту систему различий, размывая научные, правовые, моральные критерии истины, собственности, должного, ценного. Факты смешиваются с мифами. Идеология подчиняет себе науку и искусство и огранивает свободу исследования и творчества. Продукты труда выглядят недостаточно завершенными и отделанными. Артефакты производятся наспех, небрежно и не слишком контрастно выделяются на фоне окружающей среды (блеклость, хрупкость, ветхость). Субъекты не достигают полноты самосознания и самоопределения, не становятся свободными и ответственными гражданами. Гражданское общество не формируется как самостоятельная сила, независимая от государства. В условиях гипореальности не складывается твердых понятий о собственности, о правде, о свободе, об индивидуальности, о гражданском долге, о человеческом достоинстве. Все эти черты реальности расплываются в смутном и абстрактном представлении о пространстве, лишенном ясных форм и открытом любым превращениям и превратностям.
Гипореальность не только обладает определенными структурными свойствами, но и внешне узнаваема и обычно характеризуется такими эпитетами, как бедный, неброский, неяркий, неприметный, неприютный, пустынный, рассеянный, разбросанный. Бедность в данном случае — это не социально-экономическая, а онтологическая категория, нехватка по признаку не "иметь", а "быть".
В лирическом образе России у Гоголя преобладает именно мотив гипореальности: "Русь! Русь!... бедно, разбросанно и неприютно в тебе… открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?... Что пророчит сей необъятный простор?" ("Мертвые души"). Одна из главных исторических проблем России — "нехватка реальности" и вместе с тем попытка ее "гиперкомпенсации", построения искусственной реальности сверхубедительного симулякра. Это превращение "гипо" в "гипер" легло в основу советского проекта, который в конце концов продемонстрировал свою иллюзорную природу.
Если "бедная реальность", гипо-, вызывает чувства умиления, смирения, сострадания, подлинности, то "сверхреальность", гипер-, связана с состоянием гордости, величия и вместе с тем вызывает чувство фальши, обмана, страха, опасности, неестественности. Этот мгновенный переход от гипо к гипер совершается в дальнейших строках Гоголя, представляющих Россию "гиперпространством": "Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи…" В России "гипо-" и "гипер-" впрямую стыкуются и подстегивают друг друга. Реальность не выступает "в норме", ее отчаянно не хватает (бедность, слабость, ветхость, разбросанность) и ее слишком много (широта, беспредельность, богатырство, грозная мощь).
Разные аспекты российской "недобытийности" и "сверхбытийности" отразились в лирике Пушкина, сочетающей соответственно гипопатриотические и гиперпатриотические мотивы (ср. "Румяный критик мой…" и "Клеветникам России"), Некрасова, Блока, Есенина… А. Платонов — непревзойденный мастер изображения бедной, скучной, разреженной, опустошенной, томливой, изможденной реальности, которая еле проявлена из небытия и вот-вот может в него опять погрузиться.
Не следует отождествлять гипо- и недо- ("недострой", "недодел", "недостача"). Недо- обусловлено специфическим сочетанием "гипо" и "гипер" в условиях российской цивилизации, когда бедность реальности ведет в попыткам ее гиперкомпенсации и заранее предсказуемому краху симулятивной сверхактивности, обнажающей свою фиктивность.


Аркадий Костерин:
 Очень интересное исследование! Очень важны черты незатверделости гипореальности и её многообразия, податливости. По-моему, такая гипореальность закономерно проявляет себя, как проективная* при столкноновении с затверделой, самодостаточной и самодовольной "реалитет".
 
Михаил Эпштейн:
 Чтобы проектировать, нужно опираться на реальность, а когда такой опоры нет и всюду сплошные химеры, то проектирование вырождается в пропаганду, безумие или пьяный бред. 

Аркадий Костерин:
 Рисков (в гипореальности) больше, но и в поиск уйти легче. Гипореальность гораздо ближе к многомирию. Реалитет - это моно-реальность, линейная, каузальная, словом, затверделая. По-моему, она исчерпывает свою жизнеспособность...


Аркадий Костерин:
 Хотя, отчасти, Вы и правы. Наша проективность - и положительная и отрицательная проявляется в столкновении с реалитет.


Михаил Эпштейн:
 Не только в столкновении с, но и в опоре на. Человек, одурманеннный пропагандой или алкоголем, ничего не может проектировать. Проектируют Б. Гейтс или И. Маск, которые ясно видят то, что есть, и поэтому могут создавать то, чего нет.

Тут к нам присоединилась ещё одна читательница.
Mara Litvak:
 Часто, у каждого свой реалитет.
 

Аркадий Костерин:
У меня - гипореальность. У большинства женщин - действительно, реалитет...


 Аркадий Костерин:
Михаил Наумович, я думаю, Вы согласитесь, что проективные идеи далеко не всегда логически и причинно согласованы с "реалитет"? Увязка и закрепление их на фундаменте - это уже второй этап созидания. Это декогеренция. "Реалитет" - это декогерированная реальность, в ней всё разделено и обосновано. И люди разделены самосознанием. Гипореальность гораздо ближе к непроявленной суперпозиции. У неё гораздо больший ресурс вариантов бытия в бессознательной сфере. И, в этом смысле, она плодороднее. Так что, полагаю, что гипореальность - тоже очень важная и нужная часть планетарной цивилизации...

Михаил Эпштейн:
 Судя по историческому вкладу в цивилизацию (науку, технологию, философию, искусство), реалитет работает лучше, и наше время это подтверждает.


--Пусть читатель нас рассудит!



*Проективная идея – это перспективная идея, росток нового видения реальности. Это производное понятие от введённого и обоснованного М.Н. Эпштейном  термина «проективное мышление», которое я тоже комментировал (http://www.proza.ru/2014/03/18/1082).


Июль 2017