Раз-ду-дух для металлургов

Виталий Борисович Иванов
Па-де-де; (фр. pas de deux], дословно — «шаг обоих») — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды. (Википедия)

Эту историю я поневоле вспоминаю каждый раз, когда слышу удивительную музыку, написанную Петром Ильичом Чайковским к балету «Щелкунчик». Ну, а если доводится видеть сам спектакль, перед глазами сразу встает Дворец культуры Норильска, где проходил концерт мастеров искусств, посвященный Дню металлурга.
А дело было так. По традиции в профессиональный праздник руководители Норильского горно-металлургического комбината имени А.П. Завенягина, крупнейшего отечественного предприятия по производству цветных металлов, пригласили в заполярный город знаменитых певцов, танцоров и сатириков.
Вести концерт доверили паре популярных ведущих отечественного телевидения. И если ОН доброжелательно общался с северянами, давал автографы, фотографировался со всеми желающими, то ОНА была неприступна и надменна. Полагаю, что многим знакомо подобное поведение людей, которых «показывают по телевизору». На самом деле она еще ничего собой не представляла: как ведущая информационных выпусков гостья Заполярья появилась на экране года за три до описываемого случая. Там она читала тексты, написанные другими, и только… Этакая «говорящая голова». Да, мордашка у нее была приятной. А вот рот ей открывать не следовало. Молча она очень походила на умного человека.
Из аэропорта гостей привезли в городскую гостиницу, разместили, покормили завтраком и предложили экскурсию по городу и предприятиям. Кто-то поехал, кто-то отказался, сославшись на усталость. Теледива отправилась спать, и спала основательно. На репетиции ее никто не видел. Во Дворце культуры она появилась часа за полтора до концерта, взяла у режиссера текст и отправилась в отведенную гримерку. Что уж она там делала, сказать сложно. Но за десять минут до начала концерта дама появилась за кулисами, перекинулась несколькими фразами с коллегой, а дальше просто крутилась перед зеркалом.
Начались выступления точно по расписанию. И все шло нормально, пока ей не выпала высокая честь объявить очередной номер программы. А теперь представьте: полностью темная сцена (в это время менялся задник), в луче прожектора стоит монументальная ведущая и голосом, которым обычно читали заявления ТАСС, объявляет:
- Петр Ильич Чайковский. Раз-ду-дух из балета «Щелкунчик». Исполняют…
Кто исполняет, уже никто не услышал. Потому что сначала в абсолютной тишине зале раздался старческий голос: «Дурочка, па-де-де, а не раз-ду-дух». А затем зал взорвался смехом. Металлурги тоже знали, чем раз-ду-дух отличается от па-де-де. Весело было наблюдать и за танцорами. Балетная пара не скрывала своего отношения к услышанному: исполняя па-де-де, ребята не могли скрыть улыбку. Очень может быть, что это непрофессионально, но на фоне работы ведущей…
К слову, дальше концерт вел уже только ОН. Хорошо, что конфуз произошел за три или четыре номера до финала.
Вот такой был РАЗ-ДУ-ДУХ в Норильске много лет назад. Это вам не Красноярский край с Краснодарским путать. С географией можно просто оговориться, а в балете еще и понимать что-то надо.

Виталий ИВАНОВ
г. Норильск,
2013 г.