Дед и баба

Олеандр Олеандров
В детстве я не мог понять - почему меня не сажали за общий стол?
В праздник, когда стол накрыт .. вокруг сидят гости ... звучат песни.

Сначала это не сильно печалило так как нас, детей, садили за отдельный стол в соседней комнате  - со сладким, фруктами, минералкой.  Даже с красным вином - когда мы  чуть подросли.
Его приносил мой дед - бывший учитель школы. Он был главный в квартире.
Ставил на стол, подмигивал и уходил обратно - в другую комнату, чуть пошатываясь.

Оттуда, из другой комнаты - слышался веселый хохот.
Там было интересно.
Кто-то вдруг начинал орать песню... и все подхватывали пьяными голосами. Потом слышался звук вилок, звон стаканов ...  снова хохот ... снова песня ...

Один раз я попытался перебежать к ним, туда - за взрослый стол.
Меня не сразу заметили  .. я увидел вокруг раскрасневшиеся лица, веселые глаза, заплетающиеся языки ... каждый рассказывал что-то свое .. но никто не слушал другого. Через каждую минуту - раздавался оглушительный хохот. А еще через  10 минут - кто-то запевал и все подхватывали ... Яркий свет люстры отражался в стёклах тарелок - и слепил глаза. А в углу комнаты - телевизор горланил на полную громкость. Делая из звуков в комнате - полную какофонию .... под которую кто-то танцевал посредине размахивая руками.
- Гоп! Гоп! Гоп!
Наконец меня заметили - кто-то показал на меня пальцем. И снова раздался оглушительный хохот ... вытирая глаза от выступивших слез - меня выпроводили назад к другим детям.

Я так ничего и не понял.
Почему они смеются?
О чем говорят?
Что поют?
И вообще, как называется этот праздник?

Когда я подрос и стал студентом - праздники продолжались, только  гостей за столом  поубавилось. Впрочем, на веселье это не отразилось. Мне объяснили что плевать если кому-то - врач запретил пить ... а кому-то  - есть. Даже были такие которым запретили  танцевать  ... до меня доносились разговоры про подагру ..  уколы  .. повышенное давление ...  и вскоре потом снова - хохот ... хохот .. хохот ...
Между которым гремели песни. И тот же старый телевизор - на полную громкость.
Как 10 лет назад.
Лишь только ... больше не было детской комнаты. Я сидел за общим столом, разглядывая гостей, пытаясь понять что тут в конце концов  происходит?
Если нельзя человеку пить - то почему он пьет?
Если нельзя танцевать - то почему он скачет как дурной?
Если нельзя кушать - то почему тот толстяк напротив - обожрался оливье и сейчас сидит с красным лицом - ему плохо?
Почему? Почему? Почему?
Лишь одно понял наконец - самым главным за столом - был мой дед. Это от него исходила инициатива.
- Наливай, бабка! - Раздается его зычный голос.
И как волна смеха и веселья - проносится над гостями снова..
 
Чувствуя что я не понимаю  происходящего и не вижу причины для веселья - я тихо пересел на диван.
Но никто даже этого не заметил.
Лишь хохот, звук тарелок,  песни ...
Телевизор.

Когда мне стукнуло 25-ть - за столом больше не было ни деда ни бабы.
Да и гостей тоже - стало меньше.
Место деда попыталась занять мама. Но больше времени она возилась на кухне - готовила.
И тогда - место деда попробовал занять я. Во первых - больше было некому. А во вторых - мне было любопытно .. как это? На его месте ....

В тот день, мы сидели за столом, с гостями и смотрели ... они на меня, а я на них. Только теперь я смог разглядеть их внимательнее.
У одного зубов нету .. другой от старости - согнулся, стал лысым ..... у третьего рука парализована ... у четвертого давление под двести двадцать - глаза вылазят из орбит и стали разного цвета.
Но все они - терпеливо сидят за столом. И смотрят на меня. 
Почему-то печально.
И даже тревожно.
Кажется, ждут чего-то ...
Я глядел на них .. и вдруг понял что праздники для них были - как глоток свежего воздуха.
В жизни - все просто ... кто-то увлекается коллекционированием марок. Это дает ему отдых, покой.
Кто-то другой - литературой. Это для него - отдушина от проблем.
Третий -  дачей и огородом.
Каждый человек должен иметь что-то - для души.
Иначе он погибнет - наделав глупостей от скуки.
Застолье - это и было их хобби. Дающим им глоток счастья в жизни.
Нет, они не спивались за столом.
Не деградировали.
Не становились хуже.
Они просто отдыхали таким образом .. набирались сил .. что-бы дальше жить.
 Это просто, было их  хобби. Увлечение.

И вот, сейчас, они с тоской смотрят на меня как будто ждут чего-то ..
Поняв половину из того что происходило - я не смог понять другую половину загадки - чего они ждут от меня?

И это что-то ...  было очень важное. Без него - они угасали прямо на моих глазах .. с каждым новым застольем их лица становились серее, печальнее, а их тела - дряхлее и немощнее. Они угасали.
А я никак не мог понять - чего они ждут от меня?
Почему приходят ко мне снова?
Я честно пытался восстановить всё как было при деде - приглашал их на праздник, садил за стол,  включал телевизор на полную громкость. И как было раньше -  наливал во все рюмки, не принимая отказа.  И заставляя - пить до дна, при каждом тосте.
Попробовал шутить даже (рассказывал  фельетоны из юмористического журнала), и попытался спеть песню (из репертуара "Машина времени") но в ответ - всё тот же тусклый печальный взгляд ...
Значит - было напрасно.
Так как было раньше - больше не возвращалось
Оно ушло с дедом и бабой.

И вот пришел момент, когда гости пришли в последний раз. Сели за стол и смотрят на меня ...
 Опять чего-то ждут ... только чего?

Я так и не нашел ответа. И больше ко мне - никто не приходил. Ни через год .. ни через два ....
Праздники стали серыми, скучными. Зато  теперь понятные для меня и правильные.
Я мог пойти в горы, поехать в экскурсию на байдарках, или посидеть в библиотеке.
Наслаждаться вечерним закатом, ароматом воздуха.
Все было прекрасно!
Только иногда, я встречал их на улице . ..здоровался. И видел  - огромную тоску в глазах.  И еще ... они почему-то внимательно рассматривали меня .. как будто ожидая увидеть во мне что-то новое.
Но что?

Через несколько лет у меня появились дети.
Вот тогда и случилось вторая непонятная вещь,  те кто уже почти не замечали меня и здоровались на улице едва кивнув головой - в день крестин, вдруг пришли в мой дом снова ..  все те кто был за столом когда-то ... теперь они стояли и с интересом смотрели в детские коляски. А их глаза - светились каким-то странным огнем.
- Что происходит? - Не понял я.
Но ответа не услышал.
Они лишь смотрели и смотрели на детские коляски, улыбаясь почему-то ...

Прошло 5 лет .. 10... 20 ...
Они пристально следили за мной теперь - я стал замечать их у подъезда чуть ли не каждый день, они звонили, приходили по любому поводу, и все время спрашивали - Как они, дети? Не надо ли чего им? Только скажи ...

Я ничего не понимал, лишь вежливо отвечал что все нормально.
И вот, когда они выросли - я все понял.

Это случилось месяц назад, когда был выходной день и кажется - какой-то праздник. Я как обычно провел день в библиотеке и вернувшись домой вдруг увидел как сияют окна в моей квартире .. как гремит телевизор .. как звучат песни, хохот.
Зашел, и увидел гостей .. хоть и постаревших  зато снова - счастливых и радостных..
Как будто время для них - вернулось снова.

- Ваши дети .. они так похожих на Ваших деда и бабу! - Кто-то шепнул мне на ухо. Я не понял кто именно да и какая разница.
Главное другое ... я вдруг понял - чего они ждали. Почему ходили за мной. Внимательно разглядывая ....

И вот я снова - сижу за столом .. гляжу на их счастливые полупьяные лица .. слушаю разговоры, в которых не понимаю ни слова. Шутки, которые меня не смешат. Песни - которых я не знаю ...

Вижу своих детей - сидящих на тех стульях что были деда и бабы.

Пересаживаюсь на диван - и меня снова никто не замечает.
Всё как раньше .. было когда-то.
Гости - вдруг бросают костыли, таблетки в сторону ... начинают плясать. Как здоровые.
- Ну и ладно - думаю про себя. - Главное , что они довольны...

Только не понимаю - почему они знали  ... что дед и баба - вернутся снова?
Откуда?
Каким образом?
Это же невероятно просто!

Но ответа - у меня нету. Лишь чувствую - я не понимаю ничего, что связано - с этой компанией.
Которая называет себя  - моими родственниками.
И пляшет от радости сейчас в моей комнате.