Выброшенный в другой мир Главы 35-36

Геннадий Ищенко
                Глава 35


        Утром, перед завтраком, Альда подошла к беседующему с отцом Джолину и отдала ему несколько писем.
        – Извините, что вмешиваюсь в разговор, но вы после завтрака собираетесь уезжать. Передадите эти письма герцогине и барону Лишнею?
        – Конечно, баронесса, – улыбнулся ей Джолин, забирая конверты. – Они будут рады.
        Он уже получил рапорт о результатах обыска на постоялом дворе и больше не было причин задерживаться в замке, поэтому, как только поели, гости пошли седлать лошадей, и вскоре через распахнутые ворота замка Ксавье выехала карета в сопровождении тринадцати всадников. Альда стояла рядом с отцом, который проводил уезжавших задумчивым взглядом и сказал дочери:
        – Как бы нам не аукнулось это золото. У меня со вчерашнего дня плохое предчувствие. Решу с Альбертом вопросы и засяду в библиотеке. Хотя ключ от большинства тайн этого замка наверняка спрятан не там.
        – Что ты имеешь в виду, отец?
        – Хотя бы регулярные прогулки старого барона в подземелье. Рано или поздно мы что-нибудь найдём, только не уверен, что эта находка принесёт счастье. Не бери в голову, дочка. Все старики время от времени брюзжат.
        – Какой из тебя старик? Вот погоди, мы тебя ещё женим.
        – Иди заниматься своими делами, пока я не загрузил работой. Чем думаешь заняться?
        – С утра навещу кузнеца. Есть у меня к нему одно дело. А после него поеду к отшельнику.
        – Не передумала? Зря. В таком случае обязательно возьми охрану.
        – И охрану возьму, и Гала хочет поехать.
        Когда Алекса после сна приводили в должный вид, Альда сказала, что собирается к кузнецу и предложила взять с собой. Сын страдал от скуки и с радостью согласился. В эту поездку Альда не брала стражников, ей было достаточно общества подруги. Дорога не заняла много времени, и вскоре девушки привязали своих лошадей во дворе кузни под бдительным присмотром большого лохматого пса.
        – Не бойтесь моего кобеля, – сказал кузнец. – Он только с виду мрачный, а кусается редко. Привязывайте своих лошадок, и милости прошу в дом.
        – Может, сначала поговорим о деле? – предложила Альда.
        – Дело никуда не денется, а с холода надо попить горячего чаю и чего-нибудь пожевать. Наследник вон совсем замёрз.
        – Свен, мы только что из-за стола...
        – Разве я предлагал есть? – удивился кузнец. – В этом году собрали много орешков, и мёд у бортника Грая вкусный до невозможности. Стало быть, я вам и предлагаю пожевать орешков с мёдом. Для такого в человеке всегда найдётся место. А за едой и поговорим, какая у вас нужда к кузнечному делу.
        В горнице их встретила девушка лет шестнадцати с некрасивым лицом.
        – Это моя дочь Аниша, – представил её Свен.
        – Здравствуйте, – поклонилась девушка.
        – Выставляй, дочь, сладости и сообрази нам чай, а я пока поговорю о деле. Садитесь, гости дорогие, и говорите, в чём нужда.
        Пока Аниша накладывала в тарелки орехи и мёд и заваривала чай, Альда успела рассказать кузнецу о своей задумке.
        – Проволоку я тяну, – задумался Свен. – Кольчуг не делаю, муторное это дело, но в хозяйстве проволока пригодится. Нож можно обмотать или повесить чего. Только та проволока из мягкого железа и для вас негодна. Ежели я сделаю волочильную доску на нужный размер, то смогу тянуть и тонкую проволоку. Заготовка быстро остынет, и длина той проволоки будет невелика, но вам много и не надо. Но железо нужно другое. Если проволоку делать из моего, да ещё растянуть, она сама потянется и провиснет. И калить тоже не дело, потому что получится ломкая. Стало быть, надо искать хорошее железо. То, которое у меня есть, не годится.
        – И что же делать?
        – Не расстраивайтесь, госпожа. Я завтра уговорился с нашими идти в замок за железом, так мы можем поискать нужное среди того оружия, что уже негодно к делу. Там тоже мало хорошего железа, в большинстве дрянь, но нам нужно немного. Что-нибудь подберём. Вы кушайте эту сласть, если понравится, я завтра принесу. А то у вас там, небось, на все случаи дают одно мясо.
        В комнату заскочил юноша лет четырнадцати, очень похожий на отца. Даже фартук на нём был точно такой же, какой снял кузнец. Увидев девушек и Алекса, он растерянно замер на месте, не зная, что делать.
        – Сколько раз сказано, чтобы не волок грязное в горницу, – начал отчитывать сына Свен. – Что стоишь, раззявив рот, поклонись господам да поздоровайся.
        Тот совсем смутился, торопливо поклонился и, что-то скороговоркой пробормотав, выскочил вон.
        – Как умерла жена, так с ним нет сладу, – пожаловался Свен. – Хороший растёт кузнец, но неслух, а вы ввели его в смущение, так что и про вежество забыл.
        Посидев ещё немного и полакомившись действительно очень вкусными лесными орехами и ароматным мёдом, стали собираться домой. Простившись с дочерью кузнеца, отвязали лошадей и вывели их за калитку.
        – Просидели дольше, чем я собиралась, – сказала Альда. – Теперь, если поедем к отшельнику, можем не успеть до обеда.
        – А если пообедать, а ехать потом?
        – Он сказал, что мне нельзя наедаться. Ладно, давай поспешим, может быть, и успеем. И учти, Алекс, что в этот раз я тебя не возьму. Спрошу у хозяина, если разрешит, то второй раз съездим вместе. И не смотри на меня так! Ты же был вместе с нами и всё слышал. И потом кто назвал его страшным стариком? Зачем же тогда ехать?
        Оставив Алекса отцу, который был во дворе, девушки взяли с собой двух стражников и, торопя лошадей, поскакали к тракту. Выдернутые из тёплой караулки стражники ехали последними, бросая неприязненные взгляды в спину девицам, у которых шило в одном месте. Всякому умному человеку понятно, что в холод надо сидеть дома. Собрались бы на охоту, а то к колдуну. Тьфу!
        Добравшись до тракта, ехали по нему до места, где нужно было свернуть в лес.
        – Я помню направление и сколько времени ехать, – сказала Альда подруге, – Останетесь на той поляне, где нас дожидались стражники. Я спрошу, можно ли тебе приехать. В прошлый раз он велел прибыть одной.
        – Странник, живущий на вашей земле, указывает хозяевам – не слишком ли?
        – Это не тот случай, когда нужно ставить на место или кичиться своим происхождением. Когда ты его увидишь, поймёшь.
        По лесу двигались медленно, но ехать было недалеко, и вскоре они уже были на памятной по прошлому посещению поляне.
        – Ждите, – сказала Альда, – Если смогу, постараюсь не задерживаться.
        Бри никто не остановил, и девушка доехала верхом до самого дома отшельника. Она спешилась и хотела привязать кобылу к дереву.
        – Не надо привязывать, – раздался знакомый голос. – Ваша лошадь не уйдёт с этой поляны, и здесь её не тронут.
        Альда обернулась и увидела отшельника.
        – Вы всё-таки решились, – сказал он. – Что же, прошу в дом. А спутников взяли напрасно: дело у нас с вами не быстрое, а им там мёрзнуть зря.
        – Может быть... – начала Альда.
        – Ваша подруга будет мешать. Пусть уж ждут, раз приехали, ничего с ними не случится. А она может приехать в другой раз, если не уймёт любопытства. Проходите быстрее, не будем терять время.
        Альда сняла в сенях меховую куртку и прошла в небольшую полутёмную комнату, где ей было предложено сесть на низкий мягкий стул, очень похожий на те, какие она видела во дворце герцога. Сам отшельник сел напротив.
        – Попробуем заглянуть в ваше будущее. Я буду вам помогать и увижу то, что увидят ваши глаза. Сидите спокойно и слушайте внимательно. Я буду задавать ритм, а вы должны следовать ему своим дыханием. Постепенно ритм ускорится. При этом вы должны смотреть не отрываясь мне в глаза, остальное я сделаю сам. Я начинаю, будьте внимательны. Вздох по удару и сразу резкий выдох.
        Он взял в руки небольшой бубен и начал одной рукой слегка ударять по нему с одинаковой частотой. Альда послушно делала вдох при глухом вибрирующем звуке и сразу же выдыхала воздух. Постепенно частота ударов стала возрастать. Для девушки исчезло всё, лишь звуки ударов и внимательные глаза напротив, которые, казалось, закрыли собой всё видимое пространство. Грудь Альды ходила ходуном, на лице выступил обильный пот, капли которого, стекая, намочили ворот рубашки. У неё начала кружиться голова, а глаза уже не видели ничего, кроме вспыхивающих в такт ударам разноцветных кругов. Внезапно всё исчезло. Альда словно нырнула во что-то большое и мягкое. Было тепло, тихо и спокойно. Хотелось лежать так целую вечность, ни о чём не думая. Внезапно всё вокруг начало меняться. Она снова обрела вес и обнаружила себя стоящей в большом зале под руку с каким-то мужчиной. Картина налилась красками, поле зрения скачком расширилось, и Альда увидела два десятка пар, которые кружились в танце в центре зала. В отдалении стояла толпа богато одетых мужчин и женщин. Она хотела повернуться, чтобы рассмотреть своего кавалера, но не смогла этого сделать: тело не подчинялось. Стояние на месте закончилось, когда спутник повёл её куда-то, и она послушно за ним последовала. Они подошли к высокому резному стулу, на котором сидел красивый юноша в малиновом бархатном костюме. Подойдя ближе, она заметила у него на голове золотой обод короны. Рядом с ним на более низких стульях сидели молодая красивая девушка в белом, шитом золотом платье и женщина лет сорока в синем шёлковом платье с жемчужным ожерельем. Голову девушки тоже венчала корона меньших размеров, чем у мужчины, а волосы женщины были собраны в замысловатую причёску и украшены жемчугом. Мужчина в центре встал с трона и с восхищением посмотрел ей в глаза. Он что-то говорил, но она не слышала звуков. Альда повернула голову к сопровождавшему её мужчине, который оказался герцогом Аликсаном. Серг немного подрос и возмужал. Красивый, богато отделанный костюм, золотая герцогская цепь на шее и бледное решительное, обращённое к ней лицо. Он что-то сказал и больно сжал её руку. Внезапно всё исчезло, и Альда обнаружила себя сидящей в доме отшельника. Одежда промокла от пота, и во всём теле ощущалась страшная слабость.
        – Что это было? – сделав над собой усилие, спросила она.
        – Королевский дворец, – ответил отшельник. – Вопросы зададите потом, а сейчас я дам во что переодеться, а сам выйду. Ваша одежда промокла насквозь. Если в таком виде выйдете на холод, никакого будущего у вас не будет. Потом всё развесите в соседней комнате на крючках. Пока будем беседовать, одежда высохнет. А я заварю вам чай.
        Он вышел во вторую комнату и тотчас вернулся, неся в руках халат.
        – Он великоват, но запахнитесь поплотнее и обвяжитесь поясом. Двигайтесь быстрее, если хотите, чтобы ваши спутники не околели от холода, а я пойду готовить чай.
        Альда сняла костюм, косясь на прикрытую дверь, потом стянула мокрую нижнюю рубашку, быстро надела халат и с облегчением завязала пояс. Только она закончила, как открылась дверь, и в комнату вошёл отшельник, неся в руках две чашки с чаем.
        – Могли бы и спросить, перед тем как входить, – сердито сказала девушка.
        – Зачем? Я и так знал, что вы уже оделись. Идите развешивать одежду. Крючки возле печки, увидите.
        Альда собрала свои вещи и прошла во вторую комнату, где находилась жарко натопленная печь. У одной из стен стояла застеленная кровать, а возле окна – небольшой стол. Найдя крючки, она развесила одежду, поместив рубашку ближе к печке.
        – Задавайте свои вопросы, – сказал отшельник, когда она взяла у него из рук чашку с чаем.
        – Прежде всего скажите, как вас называть. Неудобно беседовать с человеком, не зная его имени.
        – Можете звать меня Заром.
        – Вы видели всё, что видела я?
        – Я видел намного больше. Когда сливаются сознания двух людей, они могут многое узнать друг о друге. Вы не умеете этого делать.
        – Хотите сказать, что многое обо мне узнали?
        – Я знаю о вас всё, Альда, даже многое из того, о чём вы уже забыли. Но вас не должно это тревожить: меня интересуете только вы, а не ваши тайны.
        – Но как же так можно, Зар? – беспомощно спросила она. – Зачем вам это? Зачем вам мои мечты и сомнения? Это не просто плохо – вот так залезть человеку в душу, это отвратительно!
        – Успокойтесь и выслушайте меня внимательно. Вы были бы абсолютно правы, если бы подобное проделал кто-нибудь из ваших знакомых или просто посторонний человек.
        – А вы уже не посторонний? С каких это пор?
        – С тех пор, как частица вашей личности поселилась здесь, – Зар постучал себя в грудь. – Поверьте, что я мало кого сюда пускаю. За последние сто лет таких было трое, вы – четвёртая.
        – Пусть так. И что это мне даёт?
        – Между нами образовалась связь. Я всегда смогу с большой точностью определить ваше местонахождение и почувствую, когда вам будет угрожать опасность. И если буду близко, смогу помочь советом и делом.
        – Зачем это вам – человеку, ушедшему от мира?
        – Невозможно жить в мире и быть от него свободным. Я разменял уже третью сотню лет и до сих пор не разочаровался в жизни. Многие считают меня колдуном, но это глупости. В каждом человеке заложены громадные возможности, надо лишь познать самого себя, а через себя – и весь окружающий мир. Но большинству людей это недоступно из-за раздирающих их страстей. Такое познание – удел очень немногих. Мы не ушли от жизни, мы научились управлять другими с единственной целью – остаться людьми, став при этом по-настоящему свободными. Развитие не имеет конца, и я до сих пор ищу знания, но уже не внутри себя, а в окружающем мире. Главная ценность любого обитаемого мира – это люди.
        – Любого мира?
        – Да, миров великое множество. Они могут быть очень похожи, а могут разительно отличаться. Я был уверен в том, что проникнуть в чужой мир можно только силой мысли, пока не увидел нашего герцога.
        – А что не так с герцогом?
        – Он не принадлежит нашему миру. Не знаю, как это удалось, но он перешагнул границы миров в своём теле. Я не всё время сижу в этом домишке, иногда делаю вылазки. Новый герцог меня заинтересовал, как и вы.
        – И вы его тоже прочли?
        – Ну что вы! Я всё-таки не бог. Хотя не скрою, что при возможности сделал бы это с удовольствием. Очень незаурядная личность, и много новых знаний.
        – А что означают мои видения?
        – Они означают, что судьба, скорее всего, вновь сведёт вас с герцогом, и вас пригласят на бал к королю.
        – Только это?
        – Не совсем. Обычно человек видит не просто картину возможного будущего. Боги или наше подсознание показывают знаковые моменты, от которых зависит судьба.
        – Значит, от моего поведения на том балу будет зависеть моя жизнь?
        – От вашего или от поведения других. Может случиться так, что вы не сможете ни на что повлиять.
        – Тогда к чему всё?
        – Вы можете и не поехать на бал. Сейчас это знание для вас бесполезно, но когда будете близки к показанному моменту, многое может измениться.
        – Вы видели, как смотрел король?
        – Трудно было не заметить. Очень многие придворные дамы отдали бы всё за такой взгляд, ведь король холост. Хотите стать королевой? Нет? Тогда вам лучше не показываться на том балу и вообще держаться подальше от его величества. Такое восхищение вашей внешностью в сочетании с вашими талантами и душевными качествами... У короля просто не будет шансов. А вот герцогу его реакция на вас не понравилась.
        – Да, он побледнел. Но я не хочу становиться ни женой герцога, ни королевой!
        – Хотите совет? Вам, Альда, надо немного подрасти и разобраться со своими желаниями. Только это будет не так просто сделать.
        – Почему?
        – Есть много причин. Например, вы сделали большую ошибку, когда отдали золото на хранение герцогу. Это может повлечь за собой очень неприятные последствия.
        – Вы знаете, откуда оно могло взяться?
        – Есть догадка, но я пока воздержусь её высказывать. Наверняка ваш отец сам во всём разберётся, а если нет, тогда приходите.
        – Так что же мне делать?
        – У вас удивительная судьба, Альда. Природа оказалась к вам необычно щедра, одарив не только ослепительной внешностью, но и острым умом, а ваше окружение помогло развить другие качества, так высоко ценимые людьми. Для мужчин вы чистая отрава. Сами того не желая, вы разобьёте немало сердец. В вас будут влюбляться многие, вы осчастливите только одного. Да и осчастливите ли? Имеющий такую жену получит много врагов и завистников. Если вашим мужем станет простой шевалье, его просто убьют. Вот герцог или король смогут вас защитить. Хотя если на вас будет претендовать король, то и герцогу придётся трудно. Когда человека захватывает любовь, теряют силу семейные и дружеские связи.
        – Это ужасно!
        – Такова жизнь, и чем скорее вы это поймёте, тем будет лучше. Браки по расчёту часто бывают счастливее браков по любви. Ревность, которая разъедает сердца и души, страх за любимого, уносящий годы жизни, и горе от его потери, мешающее человеку жить... Поверьте, что получать удовольствие от общения с мужчиной и родить ему детей можно без всякой любви, достаточно взаимного уважения.
        – Вы говорите страшные вещи...
        – Наверное, потому что в своё время сам испытал всё то, о чём сейчас говорю, и имею возможность сравнить. Вы только не подумайте, что я отговариваю от любви и хочу видеть в вас расчётливую стерву. Любите, ради всех богов, но вы должны знать, что могут быть моменты, когда ваша любовь станет гибельной для вас или для тех, кого вы любите. И надо найти в себе силы выбрать правильное решение, не отдаваясь на волю чувств. Альда, ваши вещи уже высохли.
        – О боги! Они же там замёрзли! Гала меня убьёт.
        – Не стоит так беспокоиться. Наверняка стражники развели костёр, возле которого сейчас и греются. Они вам ничего не сделают, а взгляд в спину – это не арбалетный болт. А подруге скажете, чтобы приходила. Она – это не вы, но тоже девушка интересная и с характером. Я не собираюсь её читать, немного вправлю мозги для её же пользы.
        Альда поспешила переодеться и оставила халат хозяина на кровати.
        – Спасибо, Зар, – поблагодарила она отшельника. – Я подумаю над вашими словами.
        Подъезжая к поляне, Альда издали почувствовала запах дыма, а поблизости уже были слышны треск костра и обрывки разговора.
        – У тебя есть совесть? – ожидаемо встретила её появление Гала. – Подруга, называется! А если бы мы здесь околели?
        – Извини, но я не могла приехать раньше. От меня ничего не зависело. Дома расскажу. Поедем или вы будете греться?
        – Она ещё спрашивает! Мы из-за тебя опоздали на обед!
        – Ничего страшного, Стин прибережёт наши порции. Тушите костёр, и едем.
        Как и предполагала Альда, повар оставил для припозднившихся достаточно снеди, чтобы проголодавшаяся на холоде и свежем воздухе компания смогла плотно набить животы. Только за едой пришлось идти на кухню.
        – Выдай им по чарке вина, – сказала Альда о стражниках. – Люди намёрзлись, а так быстрее отогреются. А мы с Галой поедим здесь, неохота никуда идти.
        Довольные стражники выпили вино и, забрав с собой еду, удалились в караулку.
        – Ну и что могла так долго делать молодая девушка в компании подозрительного мужчины? – работая челюстями, спросила подруга. – Когда расскажешь?
        – Я сильно устала. Сил нет ни на что, хочется лечь и уснуть. Давай я тебе расскажу в другой раз?
        – Ну что с тобой делать, придётся на время умерить любопытство. Знаешь, как это для меня трудно?
        – Догадываюсь, – улыбнулась Альда. – Уже поела? Тогда пошли, а то у меня глаза сами закрываются. Не люблю спать днём, но придётся. Будь лапочкой, забери Алекса, а то он не даст уснуть.
        У дверей спальни её перехватил отец и завёл в свою комнату.
        – Рассказывай, – потребовал он. – Не обидел тебя этот варнак?
        – Ну какой он варнак, папа? Никакой обиды не было.
        – А почему так осунулась?
        – Давай я тебе расскажу позже, а то страшно хочется спать, – зевая, ответила дочь. – Сейчас Гала заберёт Алекса, чтобы не мешал, и я лягу.
        Отец несколько мгновений подержал её за плечи, с тревогой вглядываясь в засыпающую на ходу девушку, покачал головой и подтолкнул к выходу.
        – Иди уж, соня. Отоспишься – расскажешь.
        На остатках сил Альда добралась до кровати и как была в костюме, так и легла, сбросив на пол меховую куртку и сапожки. Через минуту она уже крепко спала и не видела, как в спальню заглянул отец, укрыл одеялом с кровати Алекса и положил куртку в шкаф.
        Проснулась ещё дотемна. Сна не было ни в одном газу, как не было и обычных для неё неприятных последствий дневного отдыха. Усталость исчезла, сменившись бодростью и приливом сил. Хотелось немедленно куда-то бежать и что-то делать.
        – Ничего себе! Называется, отдохнула. Как же я буду спать ночью?
        Словно почувствовав, что дочь уже не спит, в спальню заглянул отец.
        – Ты как? – с тревогой спросил он. – В порядке?
        – Всё хорошо, папа! – она встала с кровати, обула тапочки и вернула одеяло на кровать сына. – Где будем говорить, здесь или у тебя?
        – Давай пойдём ко мне, там будут меньше мешать.
        Секретов между дочерью и отцом не было, и Альда подробно рассказала ему о посещении Зара.
        – Вот, значит, как, – озабоченно пробормотал старший Буше. – Слышал я о таких, как он, но не думал сам увидеть. Редкие это люди. Сомнение у меня: не из тех ли он, кто может внушать всё, что вздумается? Может, не было никаких видений, просто тебя заставили в них поверить, а заодно рассказать о себе и забыть о своей откровенности? Такие умельцы встречаются чаще.
        – Нет, отец, – подумав, сказала она, – вряд ли твои умельцы могут остановить лошадей за леру от дома, отвадить хищных зверей и исцелять людей.
        – Это да, – согласился он, – не водится за ними таких способностей. Ладно, будем считать, что всё правда и он хочет тебе только добра. Хотя плохо, что он узнал о золоте.
        – Да не нужно ему наше золото!
        – Дело в том, дочка, что оно не наше.
        – Ты что-то нашёл?
        – Я понял, какую книгу мог читать старый барон. Это родовая книга баронов Ксавье. Не слышала о такой? В старых родах сохранился обычай заводить книгу, сходную с той, которую вы видели. В этих книгах нет ничего, кроме записей, которые из поколения в поколение делают владельцы имения. Обычно она находится у старшего в роду, который передаёт её новому барону.
        – Выходит, что Креон Ксавье не отдал сыну книгу вместе с имением?
        – Правильно мыслишь. За время твоего отсутствия я перерыл не только библиотеку, но и другие комнаты старого барона, простучал стены и полы в поисках тайника и ничего не нашёл.
        – А если подежурить ночью и проследить за призраком? Указал же он нам дорогу к золоту, может, так же найдём и книгу?
        – Этой ночью я спал вполглаза и постоянно наведывался в коридор. Не было его и уже вряд ли будет. То ли так хорошо постарался жрец, то ли просто кончилось его время, но о призраке можно забыть.
        – Так что же делать?
        – Всё не занятое поисками время я читал.
        – Читал?
        – Чему ты так удивляешься? В библиотеке нет сочинений о любви или забавных историй, только описание битв и походов, но иногда и от таких книг может быть польза. Я искал, откуда в королевство могло попасть столько монет имперской чеканки. Обычно имперские купцы расплачиваются серебром или золотом по весу. Видимо, у них не приветствуется вывоз динариев за пролив. Но так было не всегда. Лет триста назад, когда великий основатель нынешней королевской династии Арнаст Первый только утвердился на троне созданного им Сандора, живущие от побережья на севере до гор на юге народы сходились друг с другом в кровопролитных войнах. Возникали и рушились королевства, появлялись и уходили в небытие королевские династии. Временами этот вал достигал и границ империи. В хорошую погоду залив можно одолеть даже на вёслах, и тех, кому удавалось это сделать, ждала завидная добыча. В горах много рудников, в которых добывали золото и медь, а в долинах богатые города. В них не было укреплений, да и легионы стояли на границе со степью, откуда нападали кочевники. В то время, о котором я рассказываю, был большой набег. Воспользовавшись этим, короли Аодзары и Нардании, занимавших тогда часть территории Сотхема, решили совершить набег на северных соседей. Они отставили на время разногласия, собрали большую армию и после переправы через залив и утомительного, но недолгого похода скатились с гор, сметая небольшие отряды легионеров. В то время в империи было очень много золота. Временами там даже ограничивали его добычу, чтобы не допустить обесценивания. Не имея возможности из-за войны с кочевниками самостоятельно справиться с вторжением южных варваров, император решил купить помощь. Выбор пал на нашего Арнаста, и к нему отправили послов. Король принял предложение. Ему заплатили много золота и обещали поддержку имперских легионов, если ударит захватчикам в спину. После окончания войны должны были заплатить ещё столько же. Арнаст собрал большую армию и перевёз её через залив, используя купеческие корабли. Его воины одолели горы и ударили по рассыпавшимся по равнине воинам Аодзары и Нардании. Поначалу всё шло хорошо, но противники быстро опомнились и собрали силы в кулак. Обещанные легионы не пришли, и превосходившие числом враги разбили армию Сандора. Сами, правда, потеряли так много своих, что были вынуждены уйти из империи. С остатками армии король прошёл горы и смог как-то пробраться в своё королевство. Никто не знает, что случилось дальше, но в столицу он не прибыл, и трон наследовал старший сын. Золото империи бесследно исчезло. Император, конечно, не выплатил обещанный остаток наследнику. Вот такая история.
        – И ты думаешь...
        – Король не дурак  и не стал брать золото в поход. Часть его он, несомненно, потратил, а остальное, скорее всего, спрятал где-то на побережье. А когда прибыл туда с немногими оставшимися людьми, забрал припрятанное и поехал в столицу. Думаю, что он на свою беду воспользовался гостеприимством первого из баронов Ксавье. Это объясняет наличие динариев и их количество.
        – Но, отец, это же...
        – Да, дочь, это коронное преступление, за которое весь род вырезают до последнего человека. И оно не имеет срока давности. А если узнают, что был убит легендарный Арнаст...
        – Не отдам! Какое отношение имеет Алекс к тому, что сотворил кто-то из его предков?
        – Ты не всё знаешь, – невесело усмехнулся отец. – По закону такую же ответственность несут и опекуны наследника проклятого рода.
        – Мы будем молчать.
        – Ты думаешь, что я один такой догадливый? Единственная возможность – это поговорить с герцогом после его возвращения из похода. Золото придётся отдать, а делиться или нет с королём – пусть решает сам. А нам надо разобраться с подземельем. Думаю, что я разгадал одну из его тайн. С королём вряд ли было меньше десяти человек. Убить их было нетрудно, а вот вынести из замка и захоронить столько тел, чтобы никто ничего не заметил и не заподозрил, уже очень рискованно. В ту пору в замке было гораздо больше народа. Так что их, наверное, никто и не выносил. Сложили где-нибудь в подвале и замуровали проход. И это место надо найти.


                Глава 36


        Когда Альда вышла от отца, в душе зародилась надежда, что герцог найдёт выход из положения. Не должно быть такого, чтобы за грехи трёхсотлетней давности заставили отвечать семилетнего мальчика. Вместе с тем она понимала, что найдётся немало людей, которые будут руководствоваться не здравым смыслом, а буквой закона. И для таких единственными аргументами являются сила и власть. Своя судьба беспокоила в последнюю очередь.
        Желание быть с сыном захватило Альду с такой силой, что она едва не бегом направилась на его поиски, расспрашивая о мальчике каждого встречного. Скоро пропажа отыскалась. Подруга отвела Алекса к каретной, и сейчас он пытался стрелять из детского лука в нарисованную углём на стене мишень. Две стрелы уже торчали в некотором отдалении от перечёркнутого крест-накрест круга.
        – Какие вы молодцы! – похвалила она начинающего лучника и его учительницу. – Надо было самой догадаться и сделать тебе лук. Этот откуда?
        – Взяли у сына одного из слуг с отдачей, – ответила Гала. – Паршивый, но на первый случай сойдёт.
        – Ничего, сделаем лучше. А я ещё научу метать ножи. Это умение может пригодиться.  Лучше заниматься мужским делом, чем маяться от безделья.
        – Мама, покажи, как ты мечешь!
        – Ну если ты так хочешь, – Альда вынула из ножен на поясе кинжал и без размаха всадила его с десяти шагов в центр мишени.
        – Здорово! – с завистью сказала подруга под восторженные вопли Алекса. – Я так не умею.
        – Я и тебя научу, – пообещала Альда, – а ты начнёшь учить меня работать с мечом. А теперь верните лук и пойдём домой. К ночи стало холодать, а Алекс легко одет. И не надо на меня сверкать глазами, а то сегодня не будет сказки.
        – Сказка! – закричал сын. – Сегодня будет сказка! Только не забудь, ты обещала!
        – Я тебе ничего не обещала, только сказала, что будет сказка. Это ты мне расскажешь одну из тех сказок, которыми тебя потчевала тётя Лани. Ты мне это обещал.
        – Что ещё за тётя? – спросила Гала.
        – Сестра герцога.
        – Офигеть! – искренне сказала девушка. – Мне бы в детстве таких тёть!
        – Она сама почти ребёнок. Ей скучно в замке брата, вот и возилась с сыном время от времени.
        – Неправда! – закричал обидевшийся Алекс. – Она очень хорошая и меня любила! Она сама сказала! И ты ей тоже очень нравилась. Она мне сказала, что у неё никогда не было такой подруги, как ты! И когда вы поссорились, она плакала, вот!
        – Хорошая, хорошая, – согласилась Альда, у которой почему-то защипало в глазах. – Разве я сказала, что плохая? И нам она очень помогла.
        Алекс убежал отдавать лук, а подруги, чтобы не стоять на месте, медленно пошли в сторону ближайшего входа в замок.
        – Так ты скажешь, наконец, что узнала у этого отшельника?
        – Сказал, что если не хочу стать королевой, то надо держаться подальше от его величества.
        – Врёшь!
        – Почему вру?
        – Значит, он врёт.
        – Гала, я сама видела. Думаешь, почему я так долго отсутствовала.
        – Знаешь, что? Никуда я от тебя не уеду, если сама не прогонишь. Что у меня там за жизнь? Не жизнь, а скука смертная. А здесь сплошные короли да герцоги.
        – И не стыдно тебе такое говорить? Я буду только рада, если ты с нами останешься. Заканчиваем эти разговоры: Алекс бежит.
        Оставшееся до сна время Альда провела с сыном, слушая его сказки и рассказывая свои. Напоследок, когда мальчик уже лежал в кровати, она прижала его к себе и застыла так на несколько мгновений.
        – Что случилось, мама? – спросил он, видимо, почувствовав её волнение.
        – Ничего, солнышко. Всё в порядке, спи.
        «Никому не отдам, – думала она, лёжа в кровати. – Убежим втроём в Барни или ещё куда, но сына у меня никто не отберёт. Иначе зачем жить? Золота у нас много, и остались деньги, вырученные за алмазы. Этого хватит, чтобы устроиться на новом месте, а на жизнь мы с отцом заработаем, без дела сидеть не будем. Жаль, что те алмазы остались у герцога. Надо попросить Джока, чтобы при случае передали».
        Утром, после завтрака, отец сообщил, что сегодня думает начать работу с подвалом.
        – Не могу заниматься ничем другим, – признался он. – Надо быстрее вскрыть этот гнойник.
        – С утра должен прийти кузнец с деревенскими за железом.
        – Значит, подождём, пока они уйдут, и начнём.
        Свен не заставил себя ждать. Едва успели разойтись после завтрака, как он явился в сопровождении здоровенных мужиков из тех, кто пальцами гнёт подковы, и пустого воза, запряжённого четвёркой лошадей.
        Альберт сходил за ключом, а кто-то из слуг принёс лампы. Вместе с приехавшими мужиками вниз спустились управляющий с отцом и трое стражников. Они недолго отсутствовали и вскоре появились со своей ношей. Первым поднялся отец с зажжённой лампой в руках, а за ним гуськом, согнувшись под тяжестью цепи, кряхтя и ругаясь, выбрались остальные. Последним вышел Альберт с лампой, который запер подвал. Цепь вывалили в телегу со звоном и грохотом, заставив лошадей вскинуться и испуганно заржать.
        Всё ещё тяжело дыша, Свен забрал что-то у возчика и подошёл к стоящей во дворе Альде.
        – Вот привёз, – сказал кузнец, показывая ей небольшой мешок и сумку с чем-то тяжёлым. – В мешке орехи, а в сумке баклага с мёдом. Орехи не колоты. Можно отдать слугам очистить, а можно вот этим... – Он достал из-за пояса железную штуковину, составленную из двух раздвигающихся половин. – У нас все такими колют. В углубление кладётся орех, а потом сдавливаете ручки. Сильно жать не надо, а то раздавите орех. Можно и зубами, но уж больно у них в этом году толстая кожура. Это к холодной зиме.
        Альда подозвала одного из слуг, и он унёс подарки на кухню.
        – С цепью справятся без меня, – продолжил Свен. – Староста обещал помочь с разгрузкой. А мы с вами, если не передумали, пойдём в арсенал искать пригодное для вашей затеи железо. А не найдём, так вы не печальтесь. Есть у меня мысль сделать ваши струны из бронзы. С бронзой даже удобней работать. Нить получится ровнее, и не будет так ржаветь. А если найдём хорошее железо, попробуем и так и эдак.
        – Альберт, – остановила Альда управляющего, – нам надо посмотреть в арсенале негодное к делу оружие. Нужно найти материал для моих струн.
        – Если обещаете, что не оставите защитников замка совсем без оружия, то почему бы и нет? Сейчас я освобожусь и пройду вместе с вами.
        Арсеналом было большое помещение на первом этаже замка. Вдоль стен стояли копья и алебарды, а на вделанных в стены крюках висело остальное оружие: мечи, луки, арбалеты и кистени. Отдельно лежали увязанные в пучки стрелы, а у входной двери стоял большой короб с арбалетными болтами. Доспехов почему-то не было. В самом дальнем углу свалили поломанное и не годное к бою оружие.
        – Вам туда, – кивнул на неё Альберт Свену. – Только вряд ли там можно найти что-нибудь хорошее. Надо потом пересмотреть, что можно тебе отдать.
        Порывшись в ломе, Свен согласиться с Альбертом:
        – Железо – дрянь. В дело взять можно, но для вас оно не годится.
        – А, может, взять что-нибудь из годного? – предложила Альда. – Нам нужен кусочек.
        – Посмотрите, – разрешил управляющий.
        Кузнец долго ходил, рассматривая оружие, пока не нашёл небольшой мешочек с наконечниками для стрел, которые признал годными.
       – Старая работа, – сказал он, любовно рассматривая небольшие листовидные наконечники. – Рудное железо, и выделка отличная. Привозное железо хуже, а из болотного замучаешься делать что путёвое.
        Как только Свен удалился, пообещав сегодня же заняться заказом, отец приказал открыть подвал и принести инструменты и факелы. Только этим занялись, как стражник на башне прокричал, что к замку приближаются всадники.
        – Всё уберите назад, – сказал барон слугам. – Сначала разберёмся, кто приехал.
        Как оказалось, прибыли стражники и кучер с каретой, которых одалживали Джолину, а вместе с ними Джок в сопровождении семи всадников своей службы.
        Спешившись, он подошёл к барону и поприветствовал его.
        – Я прибыл специально чтобы с вами поговорить. Альда в замке? Очень хорошо. Распорядитесь, чтобы позаботились о моих людях.
        – Ваш визит связан с нашим подарком герцогу?
        – С каким подарком? – не понял Джок.
        – Ну как же? Мы же просили уважаемого Джолина передать в казну герцога довольно много золота. Неужели не выполнил?
        – Умно, – признал Джок. – Уже раскопали источник находки?
        – А вы как догадались?
        – Не я, – криво усмехнулся Джок. – Я не увлекался историческими хрониками. Догадался секретарь герцога Рашт. Но не будем говорить об этом во дворе. Давайте найдём место получше, да и Альде неплохо при этом присутствовать.
       Барон распорядился накормить и устроить охрану Джока и повёл гостя к себе.
        – Снимайте куртку и располагайтесь. Гостевую комнату для вас сейчас готовят. Вина не предлагаю, знаю, что при деле не пьёте. Подождите малость, я сейчас позову дочь.
        Альда не вошла, а вбежала в комнату отца.
        – Вы! О боги, Джок! Если бы вы знали, как я рада вас видеть!
        – Девочка моя, не надо плакать, я сделаю всё, чтобы не случилось ничего плохого, – говорил Лишней, одной рукой обнимая прижавшуюся к нему, всхлипывающую девушку, а другой ласково поглаживая её волосы.
        – А я недавно о вас думала. Вы ведь приехали сюда из-за золота?
        – Сюда я приехал из-за того, что люблю вас, как дочь, и очень уважаю вашего отца, иначе прислал бы стражу. Вы сделали глупость, передав с Джолином золото для хранения герцогу. Видимо, на тот момент не разобрались, откуда оно появилось в баронстве Ксавье. Ваш отец внёс одно уточнение, которое может поправить дело. Он сказал, что золото передано в пользование нашему герцогу. По счастью, в эту историю посвящено только несколько человек, но вы всё равно можете попасть под удар. Ответьте откровенно, что ещё найдено вместе с этим золотом?
        – Только такое же золото в виде побрякушек, – ответил барон, открыл денежный ящик и достал из него сумку с украшениями. – Но это, скорее всего, военная добыча одного из первых баронов Ксавье, о которой здесь до сих пор болтают. Просто всё золото хранили вместе. Вряд ли император стал бы ими расплачиваться.
        – Да, действительно. Можете это убрать. Больше ничего не было?
        – Вы, Джок, говорили бы прямо, что имеете в виду, – сказала Альда, – а то, может быть, вас интересует сундук, в котором лежали находки.
        – Сундук меня не интересует. Я имею в виду королевские регалии и именное оружие.
        – Ничего такого не было, – ответил барон, – нашли только золото. Но мысли по поводу остального имеются. Наверное, останки тел, а может, и всё, что при них было, замурованы где-то в подвалах замка.
        – Так в чём дело? Не искали?
        На этот раз криво усмехнулся отец.
        – Дело в том, что у владельцев этого имения была не очень понятная слабость к земляным работам. Они несколько поколений рылись под своим замком и понастроили там столько всего, что разбор требует времени.
        – Для чего это нужно? – удивился Джок.
        – Это вы меня спрашиваете? Я ведь не наследник этого имения. Да и прежнему барону его отец, похоже, не всё передал. Родовую книгу, из которой можно было бы что-то узнать, он оставил себе.
        – Вы её нашли?
        – Не нашли, хотя искали с усердием.
        – Тогда откуда известно, что она вообще должна быть?
        – Её показал старый барон, – ответила Альда и в ответ на недоуменный взгляд пояснила: – Точнее, его призрак, который читал ночью в библиотеке.
        – Вы шутите?
        – Нам сейчас не до шуток. Он показал нам и путь к тайнику с золотом.
        – У вас здесь всё, как в тех книгах, которые запоем читает герцогиня: призраки, тайники и подземелья.
        – Добавьте колдуна и старую башню с привидением на болоте, – усмехнулся барон, – а так же, как выразился уважаемый Джолин, кучу шпионов Мехала.
        – Да, весело живёте, – согласился Джок. – О болоте сказали правду?
        – Да кто его знает. Стоит на болоте древняя полуразрушенная башня, и из неё кто-то время от времени орёт жутким голосом. А насчёт весело, это да. Точно то же недавно сказала подруга моей дочери. У нас, мол, скучно, зато у вас тут...
        – Ладно. Что собираетесь делать с подвалами?
        – Перед вашим приездом хотел спуститься со слугами и разломать пару перегородок в коридорах. Это для начала.
        – Давайте и я поучаствую со своими людьми. Они не будут болтать о находках.
        – Это даже лучше, а то слуг нужно гнать силой. Один из них пропал в подвале, теперь остальные боятся.
        – Неужели так и не нашли?
        – Не нашли. Может, найдём сейчас.
        – Таинственное место – этот замок.
        – Мне эти тайны уже вот где сидят! – провёл рукой по горлу Рон. – Если бы не Алекс, уехали бы отсюда без сожалений.
        – Может, ещё придётся уехать. Я вас прикрою, да и герцог постарается не дать в обиду, но всякое может случиться. Мой вам совет в таком случае: забрать мальчика и ценности и уехать из королевства как можно быстрее. Вот ваши алмазы, Альда, пусть они лучше будут у вас.
        – Положи в денежный ящик, отец, – Альда передала барону мешочек с камнями. – Джок, вашим людям нужен отдых?
        – Мы сделали небольшой привал, так что обойдутся. Работа в вашем подвале будет для них вроде разминки. Давайте не будем откладывать.
        – А зачем вам это? – спросила Альда. – Я понимаю желание отца разобраться с подземельем и похоронить останки как положено. Ну найдём мы регалии, дальше-то что? На золоте не написано, откуда оно. Пока это только догадки, а если мы найдём корону основателя, тогда не останется никаких сомнений. Нам же хуже.
        – Арнаст не брал в поход корону, – сказал Джок. – Она осталась в столице. При нём был походный знак короля – золотой диск с изображением солнца, который надевался на шею. Находку золота и регалий можно обставить по-разному. Может быть, его величество наградит вас за услугу короне.
        – Не надо мне его наград, – сказала девушка, сразу вспомнив сцену в королевском дворце. – Лишь бы никто не тронул Алекса. Ладно, хватит об этом. Ваши люди сейчас обедают, может, поедите и вы?
        – Спасибо за заботу, но пока не хочется.
        – Тогда давайте начнём работать со слугами, а ваши люди сменят их позднее. Там много работы, а находки не обязательно кому-то показывать.
        – Дело говоришь, дочка, – одобрил отец. – Не будем терять время.

        – Давайте ломать в этом коридоре, – выбрал отец. – Здесь старая кладка, да и проход пошире, так что легче работать. Положите пока кирки и для начала вбейте в щели клинья. Пусть один светит факелом, а двое работают. – Он отошёл в сторону, чтобы не мешать.
        Один из слуг встал возле перегородки и поднял факел почти к самому потолку. Он горел неровно и чадил, а на низком потолке начало быстро образовываться большое пятно копоти. Второй слуга вставлял в щели кладки железные клинья, придерживая их рукой, пока третий сильными ударами молота вгонял их в перегородку один за другим.
        – Достаточно, – остановил их отец, когда были вбиты шесть клиньев. – Бейте молотом. Кладка ослаблена, так что должно получиться.
        Третий удар молота отбил большой кусок перегородки.
        – Подождите! – отец протиснулся ближе, взял у слуги факел и просунул его в образовавшуюся дыру. – Слишком много пыли и дыма от факела, из-за этого ничего не видно. Нужно ломать дальше.
        Были выбиты ещё три куска кладки, прежде чем в ней образовалось отверстие, в которое смог пролезть взрослый мужчина.
        Альда, которую отец не пустил в подвал, пританцовывала возле его входа от холода и нетерпения.
        – Что там? – бросилась она к поднимавшемуся по ступеням Альберту.
        – Пока ничего, – ответил управляющий и украдкой сплюнул в сторону коричневую от пыли слюну. – Пробили перегородку, а она отгораживает эту часть подземелья от той, вход в которую идёт из библиотеки. Правильно отец вас туда не пустил. Пыль страшная и вонь от факелов. Потом полдня отмывались бы.
        – А почему никто не выходит?
        – Рабочие собирают клинья и сейчас выйдут, а барон Лишней и ваш отец осматривают остальные перегородки и решают, с какой начать работу в другой раз.
        Он ушёл приводить себя в порядок, а к разочарованной Альде подошла гулявшая с Алексом Гала.
        – Что ты здесь караулишь? – спросила она. – И кто этот пожилой мужчина, который к вам приехал? Это человек герцога?
        – Это барон Лишней. Он обещал мне выбрать время и навестить. Кроме обещания, у него дела к отцу.
        – Тот самый? – сделала круглые глаза подруга. – Мясник?
        –  Какой ещё мясник? – не поняла Альда. – Ты это о ком?
        – О бароне Лишнее, который правит у герцога сыском. Его между собой зовут мясником. Говорят, что он загубил людей без счёта.
        – Ах, говорят, – улыбнулась Альда. – А ты сама хоть о ком-то знаешь или только сплетни?
        – Люди не будут говорить просто так, – неуверенно ответила Гала. – А что это все полезли в подвал?
        – Ловим призраков, – таинственным шёпотом сообщила Альда и, увидев вспыхнувшие нешуточным азартом глаза подруги, не выдержала и расхохоталась.
        – Издеваешься? – обиделась Гала.
        – Шучу. Вы давно гуляете? Значит, пора уже к себе. Вот-вот должны ударить к обеду.
        Из входа в подвал выбрались грязные слуги. Отплёвываясь, они понесли инструмент в каретную. Следом за ними вышли такие же грязные отец с Джоком. Отец на ходу снял с себя куртку и энергично встряхнул, подняв столб рыжей пыли. Джок последовал его примеру.
        – Разрешите, барон, представить вам мою подругу леди Галу Хелл, – церемонно сказала Альда подошедшему Джоку. – Гала, это барон Лишней, один из ближних людей нашего герцога.
        – Очень приятно, – поклонился Джок, ища, куда бы сплюнуть. – Вы, баронесса, никак не можете быть в окружении обычных девушек, всё норовите окружить себя красавицами. А госпожа Гала, как мне кажется, не понаслышке знакома с мечом.
        – Да, она мастер и обещала научить меня. Отец, проводи гостя умыться, а служанки помогут почистить одежду. Не тяните, сейчас должны объявить обед.
        Во время обеда о делах не говорили, а после него опять собрались в комнате отца.
        – С вашими подвалами долго возиться, – сказал Джок, – а я не могу задерживаться. Сделаем так. Я оставлю двух своих людей, а сам с остальными скоро уеду. В этих местах появилась разбойничья ватага, так что желательно успеть дотемна.
        – Дать в помощь моих людей? – предложил отец.
        – Не стоит. Ватага небольшая, а люди у меня опытные. Когда приеду, натравлю на них какой-нибудь из крестьянских отрядов. Альда, возьмите письмо. Лани принесла его перед отъездом. Прикипела она к вам и очень скучает. Сейчас вам не до того, а позже выбрали бы время и нас навестили. Вам многие будут рады.
        – Как только со всем раскрутимся, непременно приедем.
        – Буду с нетерпением ждать. А сейчас пойду готовить людей к отъезду. Надо проинструктировать тех двоих, которые остаются у вас.
        На сборы не ушло много времени, и вскоре гости уже седлали своих коней.
        – Это Сур Лаграх, – представил Джок невысокого, но крепкого парня. – Он дворянин, но на моей службе старается об этом не вспоминать. По натуре авантюрист, но человек безусловно умный и способный сдерживать свои склонности. Для вашего дела лучшего не найти. В помощь ему оставляю Арнэ Хорта. Это вон тот невысокий усач. Выбирал в основном из-за малого роста. В ваших подвалах такие низкие коридоры, что я исцарапал себе голову. Но физически он очень силён. Оба надёжны и лично мне преданы. Вот вроде и всё. Прощайте.
        Джок взметнулся в седло и погнал коня в ворота. Охранники тут же догнали и рассредоточились, чтобы прикрыть его со всех сторон.
        – Ты чем-то расстроена? – спросила Альду Гала.
        – Грустно, когда уезжают друзья.
        – А кто из друзей уехал?
        – Ну как кто? Барон Лишней уехал, ты же видела.
        – И это друг?
        – Гала, он прекрасный человек и надёжный друг. Поверь, что большинство слухов, которые о нём распускают недоброжелатели, – это обыкновенные сплетни.
        – Большинство, но ведь не все же?
        – Джок защищает интересы герцога, а это иногда требует укорачивать на голову его врагов, но это не доставляет ему удовольствия. И он не мясник. А эти слухи... Я спрашивала, а он смеётся. Говорит, что для службы лучше, чтобы его боялись. Давай сейчас начнём тренировки. После приезда Джолина привели в порядок много помещений. Выберем себе одно побольше. Слуги вынесут всю мебель и застелют какой-нибудь старый ковёр. Мой меч подойдёт?
        – С ума сошла? Кто же учит таких неумех, как ты, боевым оружием? Я привезла пару тренировочных мечей из дуба, так даже они затуплены. Но до них дело дойдёт не скоро. Декаду тебе придётся тренировать нужные мышцы и учиться правильно двигаться, а только потом займёмся отдельными приёмами и связками. Рассчитывай, что для среднего уровня нужно заниматься с полгода. У нас свой стиль боя. Женщина не сравняется с мужчиной в силе, наше единственное преимущество – быстрота. Никогда не парируй удары прямо, иначе тебя вколотят в землю. Нужно уклонятся и отводить их в сторону. Твоё тело само должно знать, когда и что делать. Станешь думать – проиграешь. Я шла к своему уровню два года.
        Они нашли управляющего, и работа закипела. Для тренировочного зала выбрали самую большую из комнат, откуда недовольные барскими причудами слуги убрали всю мебель.
        – Нет у меня для вас большого ковра, – сказал Альберт, – а вот несколько маленьких найду. Правда, сильно потёртые, но вам на них не лежать.
        – Кому-то придётся поваляться, – отозвалась Гала. – Ладно, пусть несут то, что есть. В этом замке можно найти часы?
        – Небольшие были в комнатах Ленара. Когда готовились к вашему приезду, я их оттуда убрал. Принести?
        – Давайте, – сказала Гала. – Тренироваться с часами удобнее, чем считать в уме, сколько всего сделал.
        Принесённые слугами песочные часы были установлены у стены на небольшом столике.
        – Только тридцать частей,* – осталась недовольной Гала. – У нас было больше. Но и это лучше, чем ничего.
        (* небольшие интервалы времени измерялись в частях. Часть – это время, в течение которого сердце совершает сто ударов, то есть примерно полторы минуты. На стеклянные колбы часов наносились деления через одну или несколько частей.)
        Гала сбегала к себе и принесла тренировочные мечи, по виду очень похожие на настоящие.
        – Тяжёлые, – взмахнув одним из них, сказала Альда.
        – Они должны весить столько же, сколько весит боевое оружие. С дури и деревом можно перерубить кость.
        Первое занятие было ознакомительным. Они немного помахали мечами, при этом Гала смогла убедиться в том, что её подопечная не умеет даже держать меч.
        – Ладно, серьёзные занятия начнём с завтрашнего дня. А меч тебе лучше пока не носить, а то можешь случайно зарезаться. Подарили тебе лук, вот его и носи.
        Придя в свою комнату, Альда хотела почитать письмо Лани, но соскучившийся за день Алекс требовал внимания, и пришлось его укладывать и рассказывать сказку. После того как сын заснул, она перенесла лампу на столик у кровати и развернула лист бумаги. Содержание этого письма мало отличалось от того, которое привёз Джолин. Альда обратила внимание на расплывшиеся чернила.
        «Лани плакала! – догадалась девушка. – Бедная, она же ещё совсем девчонка! Потерять всю семью и жить с Сергом, не видя его месяцами. Сидеть одной во дворце, где нет ни родных, ни друзей, кроме Леоры. Может, поэтому её ко мне так потянуло?»
         Альда тоже по ней соскучилась. Непосредственная, склонная к фантазиям, искренняя и преданная друзьям девчонка как-то незаметно перестала быть для неё чужой.
        «Она ведь тогда из-за меня поссорилась с братом. Может, это была их первая ссора за всё время знакомства. И с Леорой у неё что-то было, после того как та перестала со мной общаться. Ведь нормально дружили до моего приезда, а потом я уже не видела у них той теплоты в отношениях, что была раньше. Обязательно нужно съездить повидаться и взять с собой Галу».

     Главы  37-38   http://www.proza.ru/2017/07/05/1542