Легенды ГИСИ. Ю. Н. Бубнов...

Поль Иванов
   … в центре города Горького (ныне – Нижнего Новгорода), на углу улиц им. Воробьёва («Воробьёвка»,  ныне – Малая Покровская) и Гоголя (ныне – ул. Гоголя), возвышается здание.
   Простой девятиэтажный параллелепипед, облицованный голубой плиткой. С массивным красно-коричневым, выступающим первым этажом. Фасад украшен узкими полыми металлическими пилястрами на всю высоту.
   В центре – прямоугольная рама, поддерживающая широкую плиту главного входа. Высокое входное крыльцо.
   Здание пятого корпуса Горьковского инженерно-строительного института имени (почему то) В.П. Чкалова (ГИСИ), построено по проекту -- бывшего директора проектного института «Горьковгражданпрект», бывшего главного архитектора города, зав. кафедрой архитектурного проектирования, кандидата архитектуры, профессора Юрия Николаевича Бубнова.

   … поднявшись по крыльцу, вы попадаете в просторный вестибюль  с гардеробом. Дальше – подъём в три ступеньки. Справа и слева – лифты (редко работающие в начале 80-х годов). Прямо – широкая лестница.
   На девятом этаже – кафедра архитектурного проектирования.  По коридору  вяло разгуливают студенты-«архитекторы».  Интеллектуальная «богема» ГИСИ.
   Направо от лестницы, в самом конце коридора – мужской туалет с просторной «курилкой». Его проектировал лично Юрий Николаевич…

   … мужской туалет, это -- «прокопчёная» душа кафедры. Молчаливая хранительница многих тайн и легенд. Гениальных идей и пошлых анекдотов. Взлётов и падений.
   Здесь в спорах отстаивались взгляды на современную архитектуру. До хрипоты. Иногда – до мордобития. Братались кровью, закрепляя акт братания «креплёным». Плакались друг другу в жилетку по поводу пятого отчисления из общаги и третьего – из института. Играли в футбол – полиэтиленовой крышкой, отдыхая от утомительного вычерчивания дипломного проекта.
   Из окна этого сортира -- легендарный Олег Шаганов из 047 группы, после тщательных и упорных тренировок, «прицельным навесом», окатил-таки водой из помойного ведра не менее легендарного, в своих кругах, тов. Таб-на – комсомольского бога института, мирно шедшего «во всём парадном» на очередное заседание комитета ВЛКСМ…
 
   … стены туалета, как татуировкой, сплошь покрыты искусными рисунками, выполненными карандашом и шариковой ручкой. Тут и шедевральные идеи для курсовых проектов. И галерея тонких эскизов женских образов в стиле «ню». И более грубых – мужских образов.
    Различные надписи.
   Как грубовато-типовые, типа: «… как ты х_м не тряси – всё равно пойдёшь в ГИСИ…».
   Предупредительные -- в кабинках: «… если ты п__ал, зараза -- дёрни ручку унитаза…».
   И отчаянно кричащие: «… Кузя – с_ка…».
   Так и тонкого философского содержания. Под напечатанной записочкой, заботливо приклеенной измученной уборщицей: «… окурки в писсуар – не бросать…», --  каллиграфически выведено: «… ссаные бычки – хреново раскуривать…» …

   … дверь в мужской туалет с лёгким скрипом открывается.
   Из неё молча выползает десяток студентов. Кто -- держась за живот, кто -- зажимая рот. Они ползком достигают холла.
   Девятый этаж, вдруг, взрывается диким хохотом.
   Это может означать только одно. В недрах мужского туалета, на девятом этаже пятого корпуса ГИСИ, только что  родилась ещё одна легенда. Которую все последующие годы, будут передавать всё новые и новые поколения студентов-«архитекторов -- из уст в уста … 


                *       *       *

   … Юрия Николаевича, Серсаныч впервые увидел ещё осенью 1977. Перед самой армией. Когда работал техником-архитектором в ОКП-4 «Горьковгражданпроекта».
    Группа, в которой работал Серсаныч, занималась разработкой нового здания УВД на улице Горького.
    Надо сказать, что настоящей творческой работы для архитекторов, в то время было крайне мало. Спроектировать такое уникальное здание, как здание УВД, для архитектора того времени, это всё равно, что для нищего жирный кусок пирога с мясом -- в голодный год.
    Главным автором проекта – считался Ю.Н. Бубнов. А получила группа эту работу так.
    Был объявлен открытый архитектурный конкурс. В конкурсе выиграл проект, выполненный коллективом молодых, но  талантливых и харизматичных архитекторов. Василий Кочин, Александр Харитонов, Сергей Членов и другие (уже -- не помню).
    Руководил работой, для пущей весомости -- их бывший учитель и наставник -- Ю.Н. Бубнов.
    Когда результаты были объявлены, Юрий Николаевич, то ли побоялся дальше работать с молодыми и «непослушными» учениками, то ли ещё что.
   Передал материалы конкурса своему приятелю и ровеснику, мягкому и интеллигентному Владимиру Ильичу Ровнову. Для дальнейшей разработки.
   В.И. Ровнов работал главным архитектором проектов (ГАПом) в ОКП-4. Но в его подчинении находились тоже, тогда ещё, молодые и не менее честолюбивые архитекторы (практически, все архитекторы – честолюбивы)).
   Олег Т-в и Слава Ш-н, наотрез отказались разрабатывать «чужой» проект. Придумали – свой, вместе с Владимиром Ильичом.
   Юрий Николаевич приходил. Приносил какие-то свои варианты деталей. Они соглашались, дружно кивая головами. Потом закидывали эти варианты в «долгий ящик», до следующего прихода и продолжали «пилить» свой.
   Выяснилось всё – на Градосовете. Когда, вдруг, Ю.Н. Бубнов увидел совершенно незнакомый ему вариант.
   Ситуацию  спас тактичный Владимир Ильич. Отвёл в сторонку:
   --… ну, Юрий Николаевич, так уж получилось. Но работали же мы на основе Ваших материалов. И главным автором проекта, остаётесь – Вы…

   … Юрий Николаевич Бубнов служил главным архитектором города в самые тревожные для архитектуры годы. Годы «отказа от архитектурных излишеств». При этом он всё же смог завершить формирование одной из главных площадей города – площади Горького.
   Все дома, построенные им, отличаются красотой и уравновешенностью. В них чувствуется только ему присущий стиль. Что называется – «рука Мастера».
   А по количеству построек, он уступает лишь другой архитектурной легенде нашего города – Дмитрию Павловичу Сильванову. С которым у него всегда были, хоть и дружеские, но какие-то ревностные отношения…

   … Юрий Николаевич страдал хроническим кашлем. Он достался ему, в качестве «трофея» -- с фронта. Было простреляно лёгкое. Он боролся с приступами кашля своим методом. Выведенным им -- эмпирическим путём. Лекарство называлось – «портвейн красный N72», в подогретом виде (причём никто и никогда не видел Ю.Н. Бубнова, что называется -- «подшофе». А может быть, это было его естественное, привычное, т.с., состояние)).
    Об этом Серсанычу поведал Паша Аскет.
   Паша, до поступления в институт, работал на кафедре архитектурного проектирования – лаборантом. Он, по просьбе Юрия Николаевича, бегал за лекарством в «Кирилловский» магазин. И грел его на батарейке.
   Во время работы, Паша приобщился к бесшабашной студенческой жизни. Решил поступать на «Архфак». Хотя был не уверен в своих возможностях.
   Он стал советоваться с «шефом» (Ю.Н.Б.), что бы ему сделать…
   --… ничего страшного, Пал Юрьич,-- сказал «шеф»,-- не тушуйся.
Сейчас майору Мерзлякову, с военной кафедры, срочно нужен в духовой оркестр – кларнетист.
Напиши в анкете абитуриента, что ты умеешь играть на кларнете…
   --… т-так я ж н-не умею  играть на к-к-кларнете,-- заикнулся было аскет…
   --… ну и тут тоже -- ничего страшного, зато поступишь,-- наверняка. А там, как-нибудь, – рассосётся. Майор Мерзляков – он добрый и отходчивый…
   … так и случилось…

   … Ю.Н. Бубнов – вёл лекции по типологии зданий и сооружений. Лекции были – изумительные. С шутками и прибаутками. С обязательным «дефиле» красивых студенток «по подиуму»:
   --… вот этот шарфик, цвета «морской волны», Вам, Светлана,  чрезвычайно идёт. Он сочетается с цветом Ваших глаз и туфель. А вот у Вас -- Серсаныч, цвет рубашки и ботинок, совершенно не сочетаются. Это – не эстетично. Выбросьте или то, или – другое…

   … основное значение в лекциях уделялось двум вещам. Незадымляемым лестницам и туалетам.
Про лестницы и туалеты -- Юрий Николаевич знал, казалось бы все тонкости на свете. Однако, во время лекций, он постоянно отвлекался на совершенно, казалось бы, посторонние вещи.

   … Борисыч, учился курсом младше Серсаныча  (легенда от Боисыча)…

   Профессор в этот день был особенно на подъёме.
   Он рассказывал…
   Рассказывал и рассказывал… Взахлёб.
   О моде и дизайне. О кино и театре… Про живопись и высокую архитектуру – «мать нашу» (...е_ть ё в ср_ку...).
   У него вырастали крылья… О современных технологиях. Про детство и юность… Он летал.
   Сначала стул… О том, как играл в теннис с сыном архитектора Мельникова.
   Потом стол… Он парил, как серебристый орёл над Сахарой…

   --…Юрий Николаевич, а какова минимальная ширина дверного проёма в туалетах для людей с ограниченными возможностями?...,-- неожиданно, вдруг, спросил Борисыч…
   Прервав полёт…
   Подрезав крылья…

   … восемьдесят пар удивлённых глаз. Тишина.
   Только холодный декабрьский ветер за окном.
   Истошно воет, заблудившись  в полых металлических пилястрах  фасада пятого корпуса ГИСИ…

   … Заведующий кафедрой архитектурного факультета застыл…
   … Стоя на столе.
   … С распростёртыми кверху руками…
      
                *       *       *

   …  дверь в мужской туалет с лёгким скрипом открывается.
   Из неё молча выползает десяток студентов. Кто -- держась за живот, кто -- зажимая рот. Они ползком достигают холла.
   Девятый этаж, вдруг, взрывается диким хохотом…

   … а случилось – вот что.
   Большой пересменок между «парами». В курилке – полно народу. Каждый занят своим делом.
   Некий нерадивый студент, дёргая подряд все ручки, пытался найти свободную кабинку.
   Наконец, счастье ему улыбнулось (позднее, свидетели происшествия рассказывали, что шпингалет в последней кабинке – был неисправен).
   Дверца распахнулась. Там, восседая «в позе орла», справлял свои естественные надобности заведующий кафедрой архитектурного проектирования, профессор Юрий Николаевич Бубнов.
   Реакция Юрия Николаевича была понятной. Он инстинктивно протянул руку, судорожно пытаясь прикрыть дверь.
   Студент же, понял этот жест по-своему. И, ответив на «рукопожатие», громко и весело приветствовал:
   --… добрый день, Юрий Николаевич!...





   ...на фотографии -- дипломники на крыльце пятого корпуса ГИСИ ...
     (фото Павла Юрьевича Грошева)