Церковь Николы Рыбного. Утраченная

Гайдамака Светлана
Стоит ли говорить, сколь особое место занимают в нашей жизни храмы, церкви соборы, монастыри. Их строили уже на заре времен, защищали ценой собственной жизни, шли, когда надежды уже не было и с радостью тоже шли. Они неотъемлемая часть нашей жизни. Но сейчас не о вере. Давайте поговорим о храмах, как о памятниках архитектуры, памятниках зодческого искусства.
У каждого храма своя судьба своя история. Одни храмы радуют нас и сегодня, пройдя сквозь века, другим дан еще один шанс – их реставрируют, есть и такие, которые утрачены навеки. Об одном из таких утраченных храмов я и хочу рассказать сегодня. Речь пойдет о церкви Николы Рыбного. Деревянная церковь известна ещё с XVII века. Считается, что это одна из старейших церквей деревянного Орла. Располагалась она в Малом остроге в Никольском  переулке, сегодня на этом месте расположено здание «Маяка» вблизи центрального рынка. Пожарная эпидемия тех лет доставляла массу неприятностей городу – горели дома, горели лавки, и церкви неприятность стороной не обошла. Никольская церковь горела  два раза, но была восстановлена.  В те времена при церкви, было свое небольшое кладбище для прихожан, которое после городских пожаров и разорений в ходе военных конфликтов, неизменно восстанавливалось, как и сама церковь. Традиция хоронить возле церквей сохранялась до самой Екатерины. И лишь, когда места совсем не стало и приходилось хоронить по несколько людей в одной могиле, царица приказала отводить под кладбища специальные пустынные площади; где тоже частенько вырастали вскоре кладбищенские церкви.
В 1797 году на смену деревянной церкви пришла каменная трехпрестольная церковь в стиле барокко, ставшая одним из лучших образцов этого стиля в Орле. Главный престол церкви был освящен во имя Святого Николая Чудотворца, а приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Особый интерес представлял ансамбль иконостасов. Опуская подробности, сложные для восприятия светского обывателя, можно сказать следующее. В церкви было четыре иконостаса: один главный и три иконостаса в приделах храма. Главный иконостас «Николы Рыбного» в течение века существенно не менялся. Он имел четыре яруса. Иконостасы в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна имели северные и южные двери  и два иконных яруса. Местоположение этих иконостасов не определено, возможно, они занимали пространство по обе стороны главного и служили его композиционным продолжением. В Казанском приделе трапезной «Николы Рыбного» иконостас был двусторонним, асимметричным и так же  двухъярусным. В оформлении иконостасов использовались колонны, резьба столярные сооружения, «чеканная серебряная работа»  позолота использовалась в основном для главного иконостаса. В придельных иконостасах позолотой были украшены лишь колонны и резьба.
 Кладбища возле каменной церкви уже не было, вокруг располагался рынок с купеческими лавками и лотками, где торговали разнообразными, в основном съестными товарами. Из-за близости рыбных лавок церковь в  народе стали  называть – Никола Рыбный, или говорить в Николы-в-рыбных рядах. Торговые ряды, однако, никак не отражались на жизни церкви. Уже в 1755 году у Николы Рыбного было 220 дворов прихода и три священника и дальше хуже не стало. Церковь не раз перестраивалась. Пятиглавый четверик с декором в стиле «провинциального классицизма», с лепниной, напоминающей барокканские вензеля. Красиво, не правда ли? Но вышло так, что вензеля не только украшали церковь, но и пугали людей, боявшихся, как бы один из них не приземлился им на голову. Пришлось генерал-губернатору князю Репнину повелеть колокольню разобрать, «не ожидая, что она сама собой развалится со вредом, которого опасаться есть правильная причина». Приказ исполнили, колокольню разобрали, но прошло совсем немного времени, и уже новая колокольня радовала прихожан колокольным звоном.
В двадцатый век храм вошёл еще краше прежнего. Очень любили прихожане свою церковь. Однажды даже случай представился доказать это. История случилась  в 1922 году, когда безверие и охота на храмы была на пике своего развития. Идеи «коммунистического христианства» современного человека повергают в шок. Отмена монашества и едва ли не самого Бога. Как справедливо сказала бы моя бабушка – не нами век начался не нами и закончится. Зачем лезть в то, чего нам не дано постичь. Да и права человека и меньшинств. Где они? Но это отступление. В те годы две трети из 30 тысяч храмов по всей России было захвачено такими обновленцами. В Орле они заняли Троицкую, Покровскую, Богоявленскую, другие церкви. А вот с Николой Рыбным ничего не вышло. Люди, видя, вошедших в храм захватчиков, толпой кинулись следом и буквально с кулаками выставили их вон. Церковь была спасена на радость своим прихожанам. Напрашивается библейская аналогия. В Библии Христос изгоняет торговцев из храма, тут торговцы во имя Христово изгнали из храма бесовских подвижников. В жизни всяко бывает.
Но как говорится, беда не приходит в одиночку. Вернулась беда и в Николу Рыбного. В тридцатом году горсовет издал постановление «О прекращении колокольного звона». Смешно? А тогда было совсем не до смеха: колокола снимали, церкви закрывали. Закрыли и Николу Рыбного.
Дальнейшая судьба храма предмет ожесточенных споров краеведов. Кто-то свидетельствует, что в Николе службы длились до тридцать второго и был разрушен лишь перед войной. Другие доказывают, что остов храма стоял и в войну. В пользу этой версии приводится аэрофотоснимок. Третьи говорят, что часовня Николы Рыбного дожила до шестидесятого. Кто прав, кто нет, история умалчивает.