42 глава. Музыкальный лекторий

Элла Лякишева
         

                Из наслаждений жизни
                Одной любви музыка уступает,
                Но и любовь – мелодия…
                А.С.Пушкин

      После уроков в пустой учительской, уютно устроившись с ногами на чёрном диване, Лина шуршала газетами и терзала подругу цитатами :
- Ну, оторвись на минутку, послушай! Пожалуйста!

  Римма размашистым быстрым почерком что-то  дописывает в журнале  и вежливо кивает:
- Я слушаю, ты говори, говори.

- Вот... в статье! «У девочек интеллектуальное развитие тесно связано с эмоциональным. Природа вложила в женщину  колоссальный запас материнской  любви, и она изливает её не только на детей, но и на окружающих. Эта любовь даёт ей душевную тонкость, нежность, отзывчивость». Ты согласна?

- В принципе, да, природа вкладывает, это точно. Но... все ли пользуются этим запасом? - Римма, перевернув страницу, задумчиво смотрит в окно. На её виске бьётся тоненькая жилка.- Даже среди учителей есть та-акие твёрдолобые, что не достучишься...

  Лина вздыхает:
- Но хоть кто-то…. Вот Соня! Сколько в ней душевности, а ведь она совсем девчонка, но как умно понимает жизнь!

- Ну-ну, - поддакивает Римма, - конечно, она умная девочка, а вот то, что её безответно любит  один мальчик, не замечает, не ценит, а он страдает.

-  Разве можно сердцу приказать любить кого-то? Любовь – это, по-моему, необъяснимо. Почему один нравится, а к другому равнодушна – тут  загадка. Как ты считаешь?

   Римма отрывается от бумаг:
- Ну да, загадка, хм, наверное, загадка, ты права. А что там,  в статье, о мальчиках?

- «Мальчики обычно эмоционально более сдержанны, их чувства легче находят выход во внешних действиях».
- Ну да, именно, что в действиях: начинают приставать с объятиями и поцелуями.
- «Они менее ранимы».
- Кто знает, кто знает…
- «В то же время кругозор у них шире, интересы обычно разнообразнее». Несправедливо по отношению к девчонкам!
- Не огорчайся, это, по-моему, очень индивидуально.

- «При неправильном развитии некоторые свойства психики мальчиков могут породить грубость, нравственную примитивность». Вот что мы и видим здесь каждый день.
-  А у девчонок разве этого нет? Та же примитивность и грубость.
- К счастью, не у всех.
- Ещё бы! Если бы у всех, и жить в этом аду  невозможно было бы. Ну, а наша задача какова, юный педагог-морализатор?

  Теперь, в свою очередь, вздыхает Лина:
- Бороться с этой грубостью, перевоспитывать. Но как? Словами? Бесполезно!
- Это ты верно сказала. А нужно дело придумать, чтобы увлечь! Я организую...  Лекторий о музыке! Пластинки есть - привезла! И даже ни одной не разбила! 

    В чёрных глазах Риммы словно огонёк разгорелся. Захлопнув журнал, она встаёт и, потянувшись, плюхается на диван, обнимая подругу за плечи.- Начнём с классики.
- Поймут ли? - сомневается Лина. Ей так уютно ощущать рядом тёплое плечо, слышать чуть картавящий милый голос.
- А вот и посмотрим! 

  Римма, загоревшись, никогда не откладывала исполнение. Уже назавтра в своём классе в конце урока озвучила новую идею:
- Друзья! Я предлагаю вам Музыкальный лекторий!
- У-у-у, опять лекции!- загудел недовольный, вечно насупленный Федька. - Опять остава-аться?
 
- Фёдор, конечно, я заставлять никого не буду. Из-под палки хорошему не научишься. Но...- В бархатистом голосе Риммы невидимые , но чётко слышимые убеждающие  аккорды. - Музыка – это душа мира. Понимаете, не еда, не одежда, даже не книги... Музыка - это то, что поможет вам понять ваше сердце. - И была такая сила вдохновения и убеждения, что все притихли. - Не блатные  песенки, не деревенские частушки с нецензурными словечками –  но великая КЛАССИЧЕСКАЯ  МУЗЫКА! – Римма выделили это слово особо. – Вот вы недавно смотрели в клубе старый фильм «Песнь о счастьи»…

- Ага, - как всегда, не удержался Генка Литовченко и, мастерски пародируя интонации, напомнил: - «Я ведь тоже артист, только по другой части».
 
  Парни захохотали. Пробасил Коля Аникеев – фразу из фильма:
- Способный парень, но шалый. А на флейте он хорошо играл.
- Коля у нас самоучник,- поддержал Володя, - народный виртуоз, ему бы в консерватории музыке учиться.
- Почему бы и нет? А я приглашаю на лекторий. Вначале, возможно, классическая музыка покажется вам сложной, непонятной. Простые песни понять и полюбить легче. Классику поймут  умные, и то не сразу.
   
  На первый  лекторий пришли старшие - не все, конечно. Михаила тоже не было.
   Римма волновалась. 
   Поворчав, утихомирились(тем более, что им дали перспективу -  стать  умными!),  слушали рассказ о романтическом Шопене. Слушали музыку. Римма поясняла:

- Мечтательная душа композитора вся в этих звуках! Гимн неумирающей вечной жизни –  «Фантазия-экспромт». Вслушайтесь!  Словно  сама жизнь, её  этапы, ступени, каскады: вот быстрая, жадная до наслаждений юность, вот – задумчивая, умудрённая испытаниями зрелость. Каждый возраст чувствует своё.

   Люба и Соня сидели рядом, склонив друг к другу головы – светлую и тёмную. Волны  проникающей в самое сердце музыки с таинственной  силой  приподнимали их  над  холодной  землёй, над обидами и огорчениями, уносили в бесконечный космос Вселенной…

 - Расставаясь с гостями Парижского салона,  Шопен любил говорить: «Друзья мои, не стоит грустить, потому что в этом мире есть любовь и искусство».
- «Любовь и искусство», - глядя на подругу, повторила Соня.

    Сорок минут пролетели быстро. Римма не хотела с первого же занятия утомлять непривычных к такой музыке слушателей.Когда все уже разошлись, девочки подошли к столу.

- Спасибо, Римма Иосифовна!
- Как вы думаете, понравилось? Поняли что-нибудь? Почувствовали?
- Конечно! Даже Генка притих.
- А мы ещё раз будем слушать? –  Витя Шадрин заглядывает в класс.
- После праздников.
   
       А тем временем в коридоре, где  Римма Иосифовна не могла услышать,  Лагунов, оглянувшись на всякий случай, спрашивает одноклассницу:
- Тебе чо, правда, интересно?
- Да, интересно! – гордо говорит  Валя.

   Петя смотрит ей вслед, скорчив недовольную мину, и пожимает плечами. На его красивом лице – скука и недоумение: как может кому-то понравиться такая тягомотина?

  Через неделю на следующий лекторий о Бетховене слушателей было больше. И Михаил пришёл, и Коля Аникеев, и  даже из восьмого класса девочки.  Витя Шадрин, любитель музыки,  – за первой партой. И Лина Сергеевна, конечно, здесь, и новенькая биологиня. Другим учителям, наверно, некогда, ну что ж…

  Проигрыватель готов. Пластинки рядом. Римма Иосифовна серьёзна.  Как
 рассказать о трагической судьбе, чтобы поняли не только музыкального гения, но и человека?

   - 16 декабря 1770 года в Бонне, в семье потомственных музыкантов рождается мальчик. С детства его окружает музыка, и в 6 лет он свободно играет на клавесине, скрипке, в 8 – даёт первый сольный концерт.

- А Сапун тоже может дать сольный концерт – на баяне! – голос с задней парты. Римма  подхватывает реплику:
- Разве кто-нибудь говорил, что среди вас нет талантов? Только надо обязательно развивать свои способности, совершенствоваться.

  Витя Сапунов улыбается застенчиво:
- А вы рассказывайте, Римма Иосифовна, не слушайте их.
 
  Она благодарно кивает головой:
- Хорошо. Бонн был тихим провинциальным городком. Людвигу, как и вам, наверное,  хотелось свободы, независимости, и он отправляется в путь. Отвага, настойчивость преодолевают всё. Для любой профессии важны эти качества, а в творчестве - особенно! - Римма смотрит на Витю: глаза юноши задумчивы, сосредоточенны.

- В Вене, музыкальной столице той эпохи, юноша встречается с самим Моцартом, играет ему, и тот поражён его необычайной манерой исполнения, бурной, страстной, темпераментной, и предсказывает ему великое будущее. И это предсказание сбылось.   Вот послушайте  часть сонаты №8, её называют «Патетическая».
    
   Резкие  аккорды наполняют класс, как будто свирепствует неистовая буря. Коля Шуньков даже уши закрыл руками. Кажется, вся школа наполнилась этими мощными звуками!

- Музыка  словно говорит: «Ты сможешь, ты сильный, ты всё преодолеешь!»
 
    Миша, вначале  словно придавленный тяжёлыми аккордами, опустил голову, но слова учительницы… Ему кажется, они обращены к нему. Он поднимает глаза, быть может, ища сочувствия и поддержки. Мучительно хотелось оглянуться, чтобы встретить другой взгляд… Но аккорды смолкают.
 
      Новая пластинка. И новая мелодия - совершенно другая!
- В сердце композитора - не только страсть, но и нежность. Вот детская песенка «Сурок» на слова Гёте. История бездомного маленького шарманщика. Он бродит со своим другом, ручным сурком, по сёлам и городам, выпрашивая на пропитание, а старая шарманка выводит незамысловатый мотив.
 
  Трогательная музыка и детский  тонкий, жалобный голосок:

                Подайте грошик мне, друзья…
                И мой сурок со мною.

    Миша  вновь опускает голову. Никогда и никому не сказал бы он о том, что переполняет его сердце, словно невидимый камертон уловил созвучия чувств: тоску и смятение. Он всё-таки не выдержал: оглядывается...

    Наискосок, у окна, он видит склонённый профиль, тонкие пальцы у губ…
     Словно услышав молчаньем кричащую просьбу, Лина подняла голову, карие глаза распахнулись навстречу, наполненные грустным сочувствием. Их взгляды встречаются...

      А Римма продолжает:
- Трагедия настигла великого музыканта в зените славы, он стал терять слух. Потом полная глухота. Представьте его отчаяние.  Хоть на мгновение представьте себя на его месте: музыкант - он ничего НЕ СЛЫШИТ!  И, несмотря ни на что, продолжает работать! Не слышат уши, но - слышит страдающее  СЕРДЦЕ.  Вы смогли бы так?!

   Римма обводит притихших слушателей  долгим взглядом. Переводит дыхание.

  Задумчив взгляд Вали… Яша грустно улыбается. Машенька опустила голову.  Михаил  смотрит в окно. Отвернулся Иванов, Коля Шуньков чешет в затылке. Надо продолжать.

- Несмотря ни на что, Бетховен всего себя посвятил музыке.
- Что, он и не влюблялся, что ли, вообще? –  вопрос  Генки.
- Почему же? – учительница пожимает плечами, - Он тоже человек, а человеку свойственно влюбляться. Об этом романтический цикл песен «К далёкой возлюбленной», но до сих пор точно не знают  её имя.

- А вы… а у вас..
 - Хотите спросить, что мне особенно нравится?  «Лунная соната». В ней столько нежности!

    Пластинка. Шипенье… Потом – класс заполняется музыкой...
    Она как крылья бабочки, как дуновенье ветерка, как вздохи сожаленья... И на душе вдруг  тягостно: жалость и сомнения – всё вместе…
    Но вдруг – гроза, раскаты бури...

    Сердце Мишки словно падает  в бесконечную пропасть…

    Новые аккорды, нежные, ласкающие, – они как надежда на спасенье. Сердце сжимается от боли и радости: сбудется ли, сбудется ли?..

   В глазах у Риммы слёзы, она отворачивается к окну. Сколько раз слушает - и не может оставаться спокойной!
 
    Вертлявый Генка Литовченко, сощурив и без того узкие глазки, тоже, словно случайно, отводит их в сторону.

    …Выдержат ли до конца? Поймут ли? Уже второй урок давно начался...

   Прозвучали последние аккорды, Римма не стала  комментировать, молча сняла пластинку, спрятала в футляр. Видела слёзы в глазах Любы и Сони, задумчивую грусть на лицах Яши, Коли, Вити Сапунова…

    Лина прячет повлажневшие глаза… вспоминает тяжёлый Мишкин взгляд…

   Ну почему… нет, не надо даже думать об этом… И всё же думает, даже тогда, когда в порыве благодарности целует Римму и помогает  складывать пластинки.

              Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/07/05/574