Полонея Часть 7

Татьяна Трофимова 2
Как то у Полонеи выдался свободный денек и решила она прогуляться на торжище. На людей поглядеть, себя показать, да дела справить.
Пришли они с Чеславой обручь к Семиславу.
- Здава будь, уважаемая.- Поклонился ей торговец.
- Да и тебе не хворать, Семислав. Чего слышно? Что деется?- ответила ему поклоном гостья.
- Да в Вережах пожар случился.  Сумашедшая Соломатина невестка, что сыночков потеряла троих оспой унесенных ночи пожгла  хаты. Восемнадцать дворов лишились крова и скарба. Скотина задохлась. У кого что уцелело, но ….- развел руками хозяин.
- Что люди? Помогают погорельцам?- Полонея присела на лавку и внимательно смотрела на Семислава.
-  Да чем поможешь то.- вздохнул сердобольный.-  Кто что дал, а так вон два лета малоурожайные. Все, что было подвыели.
 
Посидели еще маленько  девушки у Семислава, угостились чем Бог послал, да распрощались с хозяевами.
- Пошли к старосте, Чеслава.- Потянула ту за руку подруга.
- На что нам к старосте? Ты ж не собиралась и...- заупрямилась девушка, которой хотелось повидаться с возлюбленным.
- Пусть часть денег, что у него храниться отдаст погорельцам. - решила Полонея.-  До зимы, моргнуть не успеешь как придет. 
Шли по улице, встречали людей, раскланивались.
   
     -    Здравы будьте, хозяева- Открывая дверь и заходя в добротную большую избу старосты сказала Полонея, втаскивачя скромницу Чеславу за собой.
Дети да жильцы старостиной избы бросились к гостье. Та раздала сласти ребятишками, что завсегда брала с собой.
- Ох, душа наша светлая- засуетилась хозяйка- Да ты присаживайся. И ты Чеславушка.- Пригласила девушку хозяйка.-  Пироги зараз из печи доставать буду. - Приговаривала жена старосты, смахивая тряпицей со стола не существующие крошки- Погляди, доченька невестку нашу.- Она посмотрела на знахарку.-  Слабая она, хворая. Кажись спину натрудила как на пашне были. Сделай милость.
- А чего ж ты, мать, не бережешь невестку младшую? - Вдруг спросила ее гостья.- Чего это она у тебя на пашне? Неужто работников мало? Что ж ты за Большуха такая, коль невестки тяжелые у тебя по пашням на работах? - Не унималась Полонея.
- Да как же.... - Покраснела Зоряна Ефимовна.- Как же, родимая. Кто удержит то эту дурочку. Все рвется делать.- Всплесныла она руками.-  И сколько мы ругали ее, а она …. Вон как послушаешь, что про невесток бабы гутарят , а эта.... Куда ни глянь везде ей дело есть.
- Показывай.- Встала из-за стола гостья и пошла за хозяйкой в соседнюю горницу, где лежала Бреслава. Поглядела Полонея на молодуху, осмотрела ее, огладила по животу, повернула к себе спиной.
 - А ты, матушка, ступай к своим пирогам, - предложила ей девушка- А мы тут потолкуем. Женщина вздохнула, но уходить не торопилась.
- Кабы не сгорели. - Полонея приподняла вопросительно брови и та вышла.
- А, ты, что же голубушка, скинуть хочешь? Чего лезешь, куда не просят?- спросила она Бреславу- бледную как простынь
- А ты почем знаешь?  - Спохватилась женщина и побледнела еще пуще  . - Не говори никому! Прошу тебя!- женщина схватила ведунью за ладонь, но потом спохватилась и отпустила.
- Давай, выкладывай что у тебя? - деловито приказала ей облизнув губы Полонея.
-  Боюсь. - заплакала молодуха- Мать моя, да и бабка родами померли. Боюсь. Жить я хочу!
- Дуреха!- Засмеялась ворожея.- Коль скинешь, может и спасать тяжелее будет. Кровью изойдешь и что тогда?- Она внимательно рассматривала беременную.
- Все равно боюсь! И тетка еще померла.- Слезы лились по щекам, заливая ворот рубахи.- Да вон сколь баб мрет... - еще горше плакала молодуха.
- Да с чего ты взяла, что и ты помрешь-то? Вон у сестер твоих уже по пять мальцов бегает.
- У них бегает, а я помру!- Упорствовала та.
- Ладно, голубушка. Давай так. - Предложила ей Полонея.- Я тебе спину нынче выправлю, а ты лежи, больше. Выходи только на двор. Седмицу полежишь. Я травы передам. Пить будешь.
- Помолись за меня, ведунья! - Упала на колени женщина, встав с постели.- Помолись! Тебя услышат боги-то! Ты же с ними как с родичами гутаришь!
- Да и помолюсь, голубушка. Помолюсь синичка, моя родимая- Приговаривала Полонея уложив ту обратно и выправляя ей спину- Да с чего ты взяла, горлица ясная, что меня они слышат  больше твоего?
- Да ты ж вон какая.- тихим шепотом проговорила женщина с восхищением.
- Вот что я тебе скажу, молодушка.- Та приподнялась с постели.-  Ляжь, я не закончила. Знахарка снова уложила ровно женщину.
Молодая женщина легла на спину и ворожея, положив руки на бедра стала растягивать их в разные стороны.
-Вдохни-ка, ясноокая. Женщина вздохнула и затаила дыхание.- Глубже.- Приказала Полонея.
Выдыхай потихонечку.....Так.
Медленный протяжный выдох наполнил горницу.
 - Ну так вот. Все мы дети богов. И всех нас слышат они одинаково. И все мы для чего им нужны.
- На что мы им нужны то? И вот я, на что им?- удивилась Бреслава.
- А кто их богов ведает,то … Да вот воздают они нам за дела наши, да за чувства разные. И все о чем мы думаем сбывается. Вот будешь ты, сердешная, бояться и станется все, чего боишься. А будешь в радости пребывать, то по радости твоей будет тебе. Ну ка, еще разок вздохни. Так. - Знахарка сделала несколько выверенных движений.
- А что же они матушку то мою не сберегли? - обидчиво произнесла больная.
- Да, по чем мне знать о твоей матушке то... - Ответила гостья.-  Я о тебе сейчас. Все опускай рубаху. Как встанешь через седмицу потихоньку ко мне с кем -нибудь приходи. Потолкуем еще. А то вон гляжу, свекровь твоя все сильнее горшками гремит- переживает.
И по осторожней. Живот у тебя низко....
- Не говори никому- испуганно прошептала  Бреслава.
- Да не трусь. Не скажу. - Поленея вышла из горницы, а стол уж ломиться от яств разных
- Ну что, Поленеюка? - бросилась к ней хозяйка- Что с невесткой то?
- Да все хорошо будет,   Зоряна Ефимовна, все хорошо.- Улыбнулась та.- Пришли завтра кого-нибудь — травки дам. Заварий о четыре раз на дню ей и пусть пьет. А через седьмицу — другую ко мне пусть кто приведет. Где супруг то твой  Ботко Боримирович ? - спросила гостья, присаживаясь на лавку, крытую шерстяными коврами.
- Да вон кобылу в конюшню повел.- ответила хозяйка.- Да ты, кушай, кушай родимая наша. Вот грибочки в печи жаренные, с лучком-  сметанкой.   Вот пироги с визигою, каша гречишная, огурчики солененькие, пироги с брусникой моченой, с яблочками, капустка.

Вошел староста. Поклонился гостье.
- Здрава будь, гостья дорогая. По делу, аль так погостить?
- По делу, Ботко Боримирович. - Поклонилась она в ответ.- По делу. - Хозяин вымыл руки и сел во главе стола.
Супруга засуетилась, подавая ему ложку.
- Чем полезен то могу тебя быть, Полонеюшка?- Он засучил рукава рубахи и взял ложкой грибочков.
- А ты, Ботко Боримирович , возьми из монет моих  триста штук, да пошли в Вережи. Пошли, да не сказывай, что я дала. Пущай думают, что от тебя, а лучше скажи, что люди собрали.
- Да ты, смеешься, душа моя.- Улыбнулся хозяин избы.-  Откель у людей то добро такое.  Да и меня. Вон иные последний хрен с солью доедают. Слава богам, что лето на дворе, гляшь и урожайным выдастся.
- Выдастся, Ботко Боримирович , выдастся.- Уверила его Полонея.-  Да токмо никто не должен знать, что я им те золотые прислала. Да и какая им разница. Да вон хоть с капища передали. А я уж с Любочадом потолкую.
- И то правда твоя, Полонеюшка. И то правда. - Согласился хозяин, поднося ко рту кружку с квасом.
- Ты еще вот что, Ботко Боримирович. - Полонея потянулась за пирожком.- Пришли ко мне телегу. Передам скарбу всякого. Мне без надобности, а людям впрок. Цыплят , да гусят возьмешь. -Знаю,что раздашь по справедливости. А что невестка, то Соломатина?
- Дак, в огонь бросилась. -
вздохнул староста.-  Они там сами не свои. Сидят в общинной избе. Народ то на них чуть не набросился. Всё дух вышибить собирались. Да и нынче еще злы.
- А защити их, голубчик. - Попросила гостья, глотая квас.- У нее, покойницы, дочка больно смышленая. Свезу ее к Водогоре. Пусть там обретается. А то люди не спустят. За материны грехи девке придется расплачиваться. Вот как невестку свою вести будешь и девочку приведи.
  -  Все устрою, душенька, все устрою.- Пообещал Ботко Боримирович. И ладно, что девочку заберешь. Не будет ей теперяча жития тут. Сгубят сердешную.

 Посидели у старосты, угостились. И подруги пошли глядеть как конопатят избу для Чеславы с  Твердятой. Там и встретили Яробора. Раскланялись.
- Ох, щедра ты, ворожея, щедра. Благодарствую, что невестушку нам такую справную даешь. Век богов за тебя молить будем!- Тот довольный работой и привалившим богатством, поглаживал большой живот.
- И тебе на добром слове спасибо, Яробор Кресомыслович. - Благостно произнесла девушка.- Уж в надежде я, что сестрицу мою забижать не станете.
- Ох, не станем. Ты ж знаешь, голубушка.- Увещевательно произнес мужчина.- Ну кто посмеет ее обидеть, коли она у тебя на поруках - Он отошел дать распоряжения плотникам.
- Да, уж — тихонько проговорила Полонея.  - Обидеть Полонею может всякий, да не всякий убежать. - Подруги засмеялись и поспешили домой.

По приходу увидали, что у ворот стоят люди князя.
- Чего вам, соколики? - обратилась к ним хозяйка.
- Да мы вот гостинцы тебе, хозяюшка от князя нашего Родомысла привезли.
- Ну привезли так несите в избу.  - Сказала девушка распахивая перед гостями створки ворот и направляясь к избе. 
Мужики внесли тяжелый сундук,  окованный железными полосами. С грохотом  опустили его на пол.  Чеслава угостила их с дороги и те уехали.
Полонея в нетерпении подошла к сундуку, а за ней и Чеслава, что проводив гостей вернулась в дом.
       -  Ой, батюшки святы! Чеслава! Ты только погляди, что князь передал! Сколько книг! Сколько книг! Боги, родные! Гляди. Эти на греческом, эти  наши с резами. Гляди! Геродот трактат «История». - Полонея хлопнула в ладоши и заулыбалась от счастья.
Чеслава взяла одну толстенную книгу, открыла ее на первой попавшейся странице и бросила.
- Ах ты, ж батюшки! Срам то какой! - Вся покраснела и удивленно глядит на Полонею.
- Да какой срам-то? Это Кама-Сутра! Наука о любви. Такая же у Ведагоры есть.
- А все же срам, Полонеюшка. Не гоже девицам срамные картинки глядеть. А уж тебе то и подавно!
- А чего это ты за меня решаешь куда мне глядеть?  Что я деревянная что ли? Да ну тебя. - Махнула рукой в сторону Чеславы Полонея. -Не гоже не гляди. Ступай вон корову доить. Коль срам тебе.
 Девчонка выскочила стрелой  из избы, красная как рак. Потом вернулась и скрылась за занавеской своей.
-А что там пишут, то в этой твоей Кама-Сутре? послышался из-за занавески голосок Чеславы.
- А тебе на что?- Усмехнулась Полонея.-  Ты девка скромная. Вот муж тебя и научит, как чего в ложнице делать.
- А коли не научит?  - Затянула Чеслава.- Что тогда?   
- Так темной и состаришься. - Засмеялась Полонея.
- Не хочу я темной старится.- Закричала та.-  Почитаешь, Полонеюшка? - попросила ласково девушка.
- Почитаю, но потом. Вон тут трактат по медицине, самого Дживага. О нем сказывали, что почитай, что две тыщи лет жил в Индостане.

- Кто сказывал то?
 - Да ходоки, что приходили к волхвицам моим.


Полонея зажгла четыре свечи положила несколько толстенных фолиантов на стол и стала читать, выписывая на листы бумаги пометки.  Чеслава подходила спросить будет ли та кушать, но ворожея лишь отмахнулась. Девушка еще поперекладывала свои пожитки да приданное и пошла спать, оставив рядом с подругой жбан взвара и миску с пирожками.


В конце лета, как сжали хлеба пришло известие, что старый князь упал с лошади во время охоты и разбился на смерть.
Молодого князя в Полоцке не было- ходил на Ладогу с походом.
Приходили вести, что молодая княгиня разогнала всех женщин, что обретались милостью Родомысла при детинце, лишила пропитания вдов, да сирот, чинит притеснения людям служивым, да ратникам княжиим.
Сослала куда-то молодую вдову Родомысла с двумя сыночками.
Люди сказывали, что уж больно обижены ею. 
А молодой князь все не вертается, дабы  угомонить да приструнить разошедшуюся   бабу.
Да еще сказывают, что понаехало ее родичей тьма-тьмущая. И никто не ведает, что теперь станется.