Из Григория Сковороды. Собака и кобыла

Александр Рюсс 2
 СОБАКА  И  КОБЫЛА.

Однажды  эдакое  было…
Как  уверяют  знатоки,
Диану – чванную  кобылу,
Её  природе  вопреки, 
Потехи  ради  приучили
Носить  поноску  вместо  пса,
А  пса  такие  чудеса
Не  то  сказать,  чтоб  огорчили,
Но  рассмешили…
                Выжлец*  с  ней
Не  мог  без  смеха  обходиться…
Она  ж – ну  лЮтовать,  ну  злиться,
И  что  ни  дале,  то  сильней.

Убить  желая,  воротилась
К  Меркурию   ( так  выжлец  зван)
Копытом  задним, 
                и  грозилась
Смертоубийственный  талан
На  нём  исполнить  полным  махом…

На  что  ей  пёс  спросил  со  страхом,
И  заикаясь,  и  дрожа:
«Чем  я  виновен,  госпожа,
Чем  неприятен  и  противен?
Ваш  гнев  невнятен  мне  и  дивен».

«Негодной! ..    стану  я  в  гостях
Носить  поноску,   ты  хохочешь,
При  всех  меня  унизить  хочешь,
Так  кто  ты  есть,  когда  не  враг?

Сын  суки!    Злобный  пустобрех…
Тебе  моя  наука  в  смех?!
Все  за  бока,  а  он  и  рад…
А  всё  туда…   чем  виноват?»

«Вот   в  чём  беда!... Прошу  простить…
Мой  грех  от  Вас  не  утаить,
Но  мне  доподлинно  смешно,
Когда  на  знАчимое  дело
Те  посягают  неумело,
Кому  природой  не  дано».

«Невежа!    Ты  передо  мной
Своею  фастаешь  природой?
Ты – беспородная  порода,
Ничтожный  выжлец,  пёс  срамной!

Ты  знаешь  ли,  что  для  престижа,
Чтоб  убежать  подобных  врак
Я  обучалася  в  Париже,
В  салоне  Сент  де-Бержерак?

Слыхал  ли  ты  учёных  слово:
«Ars  perficiti**  naturАm»?
Твоей  ли  морде  бестолковой
Порочить  столь  учёный  храм?

Вины  не  ведает…    А  сам-то
Учился  где  и  у  кого?
Какого  знания-таланта
Ты  понабрался  от  него?»

«Учил  Вас  Пификс***?...    Это  лестно!
А  что  касаемо  меня,
То  пастырь  мой – Отец  Небесный –
Моя  защита  и  броня.

Он  сродность  дал  моей  заботе,
Та  сродность  страсти  привнесла,
А  страсти – знанья 
                и  охоту
Их  делом  выявить  дала.

Усердье,  став  моей  привычкой,
Свлекло  характер  за  собой,
Который  сделался  отмычкой
К  тому,  что  названо  судьбой.

За  сим  тебе  являю  смело:
Твои  старанья  не  милЫ.
Не  смех моё  родное  дело,
А  труд  достойный  похвалы».

Диана,  не  стерпев  такое,
Встремила  задний  разворот.
А  пёс,  признав  как  нелегко  ей.
Ушёл  подале  от  ворот.

Есть  неудач  первопричина,
Которую  не  обойти:
Коль  по  природе  нет  зачина,
Так  нету,  стало,  и  пути.

Тому  летать  дано  уменье,
Иному – плавать  в  свой  черёд.
Предназначенье  не  соврёт
И  не  дозволит  раздвоенья.

Природа – матица  желаний,
Понуга  опытов  земных,
Дерзаний  преобразований,
Искусств  и  хитростей  иных.

Не  быть  иль  быть  решает  время.
Судьбы  никто  не  обойдёт.
Неразделимы  плод  и  семя,
Что  этот  плод  произведёт.

Живут  не  ведая  печали
Там,  где  единство  налицо.
Конец  кольца  в  его  начале,
Весь  мир – волшебное  кольцо.

Как  горница  без  основанья
Не  увенчается  венцом,
Так  в  логике  повествованья
Начало  вяжется  с  концом.

Несродность  выбора  влеченья
С  тем,  что  натурою  дано,
Увечно,  тайны  лишено,
Не  отвечает  назначенью
И  потому  обречено.

*Выжлец – сыскная  гончая  собака.
**Perficit - совершенство
***Пификс
 – слово  елинское,  означает  обезьяну   рода  и  роста  пребольшого.