Полонея Часть 12

Татьяна Трофимова 2
Среди ночи вошла Полонея в лазарет. Оглядела Твердислава. Пахом поднялся с соседней лежанки, но прилег снова успокоенный взмахом ее руки.
Хозяйка достала новую свечу, зажгла от догорающей и стала вливать отвар окопника в рот князю, подперев повыше его голову подушкой.
Пахом смотрел как она ловко управляется с больным.
- Все ладно, Пахом. Все ладно. Поутру проснется твой князь, будем давать ему настои да взвары. Быстро поправиться. Она уж было собралась пожелать ему спокойной ночи...
- А ведь узнал я тебя, Радица. Ты невеста моя. Я вспомнил.... - Князь протянул руку и взял ее за ладонь. - Усмехнулся- Это ж надо такому быть- Первое, что взял после болезни- твоя рука.- Ты моя невеста, дочь покойного воеводы Владияра. Это тебя нарекла Ведогора Полонеей, когда забирала к себе в скит.  Это тебе оставил отец мой все книги в детинце. Велел отвезти в лес к ведунье. И велел чтоб непременно сам я отвез. Вот же старый хрыч. Знал, что ты тут. 

 Тонкая, едва наметившаяся кожа на ладошках стала покалывать от его прикосновения. Вроде  и слабо держал он, да только ей казалось, что сильнее и быть не может.
- Я гляжу, князь, ты совсем уж здоров. - Ласково сказала Полонея.
- Да. - Слово повисло в воздухе. Да.
- Ну вот и ладушки- тихо сказала Полонея, собираясь уйти.
- Радица! Не уходи! Не уходи, Радица! - скрипнула закрываемая за Пахомом дверь.
Полонея села на соседнюю с князем лавку.
- Радица. - произнесла она свое имя. Ее, почитай , так никто уже кроме отца и не звал с самого обряда Заплетания кос.   Она уже и забыла, что  отец нарек  ее Радицей. - Радица- еще раз тихо произнесла она.
- Простишь ли ты меня, Радица? - спросил Твердислав.
- За что? За то, что ни разу не навестил меня с скиту? За то, что взял себе другую девушку в жены? Или за то, что мой отец сложил за тебя голову, а ты так и не удосужился приехать ко мне и рассказать об этом?
- Не простишь, значит.
- Да простила я тебя, Твердислав уж давно. Еще когда покойный Радомысл тут был простила. Просто не ожидала, что явишься сюда. Думала, что больше и не свидимся.
-А вот и свиделись.
- Через три седмицы ты сможешь уехать, Твердислав, и снова разойдутся наши пути- дорожки.
- Я не хочу что бы снова, Радица! Я хочу чтобы ты была рядом! Стань моей женой, стань моей княгиней!
- Не бывать этому, князь! - Лицо ее вспыхнуло.-  Как ни разу не бывало, чтобы женщины в моем роду шли второй женой.
- Я разведусь с Малицей! Отправлю ее к отцу, как неплодную. - Решительно произнес мужчина.
- И тем самым развяжешь ему руки взять твои земли?  Ох. Ничегошеньки, ты не понял, Твердиславушка, ничегошеньки. Не построишь счастья на костях. Вот разведешься ты со своей женой, а дальше что?
- Да постылая она мне! Злая и постылая.- в сердцах бросил Твердислав.
- А ты все о себе думаешь, князь. А кто думать будет о том, сколько ты положишь голов молодецких за такой развод? Сколько своих людей и чужих ты готов положить за счастье избавиться от постылой жены? Сколько сел, да деревень сгорит в зиму и сколько людишек придашь ты гладу и хладу. Нет Твердислав. Я не пойду за тебя. Поздно. Милица не холопка, чтобы так просто избавиться от нее. Она дочь князя. А за ним сила. А ты, Твердислав , сколь уже соратников потерял, пока на ложе валялся, аки трава?
- Да уж много.... Вон уже ее родни понаехало. Ждут не дождутся когда земли мои к рукам приберут.
- Вот, Твердиславушка. - Заключила она.-  Так что тебе нынче не о женщинах печалиться надобно, а о державе своей печься.
- Дождешься ли ты меня, пока я разберусь со всем этим?- Он с надеждой смотрел в ее бирюзовые глаза.
- Да, не встану я поперек жены и мужа, Твердислав!- Строго произнесла Полонея. - Не стану. Не гоже мне ждать для другой женщины боли, дабы счастье свое устроить. Завтра начнем с тобой дышать, как велю, чтобы силы прибавлялись. На четвертый день, как дадут боги и вставать помаленьку начнешь.
- Неужто ты меня совсем забыла, Радица?
- Да как же тебя забудешь, соколик мой. Вон ты у меня тут. - невесело засмеялась девушка. Поднесла к губам плошку с отваром- На - ка выпей.  И спи. Боли где чувствуешь?
- Не чувствую. Вроде тело чужое. Вроде тянет то здесь, то там. Но не чувствую, Радица.- Он словно смаковал ее имя на вкус.
- Не называй меня так больше. Не надо.Ее лицо помрачнело.-  Не шуруди былое. Пусть все пройдет, как годы прошли.   
- Пахом! - громко позвала Полонея. Тот тут же показался на пороге.
- Я здесь!
- Приглядывай за ним. Утром займусь и тобой.
- Благодарствую, Полонея. - Мужчина стал устраиваться на ложе.
- Да ни к чему это все. Служба у меня такая. Служба. Кому мечом махать, а кому травы собирать.

- Да что ты пичкаешь в меня  этот творог, Пахом. Я  и мальцом то его не ел- Услышала Полонея входя поутру в лазарет.
- Ты мне это брось, князь. Творог да сыворотку тебе теперь есть да пить долго, пока кости не восстановятся. - Она поставила на стол дымящийся взвар из коровьего колена. - На, Пахом, пусть выпьет.  Князь отпил глоток крепкого взвара.
- У тебя, что соли в доме нет? - Поморщился он от невкусного напитка.- Так вели моим людям привезут сколь хочешь мешков.
- Соли у меня вдосталь, князь. - со вздохом сказала девушка.- Да только тебе пока без  нее придется обходиться, соколик. Пока не разрешу ни крупинки в рот не бери.  - Он насупился и посмотрел на Пахома.- А ты, коли ослушаешься меня,- обернулась она на его побратима.- Будешь сам его поднимать с лавки.
- Да я ни ни.- Сказал улыбающийся Пахом.
- Пей, князь, давай и начнем дышать как я тебе скажу.
- Ну ты хватила, красавица. Думаешь, пока ты меня тут пользовала, я дышать разучился? Девушка усмехнулась.
- Я не думаю, соколик. Ты обещал слушаться меня во всем. - Она внимательно глядела на князя.- Вот и делай, что велю. А умничать потом у себя в детинце будешь. С девками хоромными. Вряд ли они тебе перечить станут, соколик мой.
Дышать мы с тобой будем так как ты не дышал раньше. Нужно чтоб все тело твое надышалось. Чтоб каждая частичка вибрировала, дрожала, чтоб кровь повсюду приливала.  Несите его Пахом на двор.- Она не отрывала взора от его глаз серых как пасмурное небо. -  Пусть положат на завалинку. Я скоро.
Она вышла из лазарета.
- Ты бы, брат, не упорствовал. Она вон как постаралась для тебя. Даже руки все сожгла. Теперь поди шрамы останутся.
- Руки? То я гляжу. Чего они у нее тряпицами завернуты. Как сожгла то?  -Нахмурился князь.
- А почем знаю как. Мы в ту ночь вернулись. Ты бездыханный, а у нее на ладонях и клочка кожи нет.
Твердислав вздохнул. - Ладно. Несите меня уже на ту завалинку.

Князя вынесли и уложили на широкую завалинку. Рядом на табуретке присела Полонея и стала говорить как нужно дышать, чтобы быстрее члены набирались силы, да крепости.
- Ты, князь, не филонь!- Поговаривала девушка.- Сказала грудь и живот разом на вдохе поднимать, так поднимай. Он смотрел на нее и улыбался.
- Чего ты улыбаешься то?- Она не смогла сдержать улыбки.-  Давай дыши! Выше поднимай говорю! Набирай полную грудь воздуха.
- Да я уж взмок весь, милая. И есть хочется.
- Это хорошо, что хочется. Как закончим, Чеславушка тебе кролика даст с травками.
- Что в мясо будешь свои травы пихать?
- И в мясо, соколик буду.- Ласково сказала она.-  Ничего не поделаешь. Травы они весьма тебе помогут.
- А в мясо то что положили. Вкусно ли будет?
-А чего ж не вкусно. -Ее ладони лежали на его груди и животе.-  Конечно вкусно. Богородичная трава суставы восстановит, силушку членам даст, а мясу аромат приятный. Пажитник сердцу поможет, да кровушке даст быстрее бежать. От того и раны быстрее заживут твои и тоже силушки придаст. Перец тоже кровушку разгонит, базилик... Да ты дыши, князь. Чего ты не дышишь?
- Красивая ты. -Его взгляд тонул в ее очах.-  Вот сколько я баб навидался, а ты почитай самая красивая. И красота твоя словно не только снаружи, а изнутри тоже. И вот говоришь, и словно ручеек весенний.
- С лица воду не пить - оборвала его повествование Полонея и улыбка сбежала с ее лица.
- Так я тебе не только про лицо -то. - Обиделся Твердислав.
- Ты мне это брось, Твердислав. - Резко сказала девушка.-  Нечего меня смущать речами своими. Она сдвинула сердито брови, демонстрируя всем   своим видом недовольство. А на душе стало так томно. "Вот дура, то. Уши распустила" - злилась на себя Полонея. Но как же хотелось, чтобы он продолжал.
- Что, ты и в мясо велела соли не класть? - Мягко спросил мужчина.
- И в мясо. - Подтвердила Полонея и улыбнулась. 
Две годины подышали, пока  князь совсем не выбился из сил.
- Ни в жизть бы не подумал, что дышать может быть так тяжело.- Сказал он, когда Полонея обтирала его лицо смоченным в воде рушником.
- Привыкнешь, князь. Дело наживное.- Она прошлась мягкой тканью по груди.  - Сейчас велю тебя в избу нести да обед подавать.
- Чем потчевать то будешь, хозяйка, акромя кролика?
- Да вон, твой парень принес из деревни визиги. Отловили судачка да выварили рыбьих костей.  Вот такой обед  у тебя, князь нынче.
- Мне бы мяса, красавица моя, да кровью чтоб было. Вели не уваривать кролика то.- Уговаривал девушку Твердислав.
- И мясо будет, тебе и мясо, но попозжа, родимый. Пока токмо ушица, да сыворотка с творогом, да кролик. - Ее ладонь замерла на его груди.-  Нужно чтоб кости твои крепче были.- Ласковый взгляд тонул в нем.-   Как поспишь после обеда, продолжай дышать.
- А ты, что не зайдешь  ко мне?
- Зайду. Зайду. Завтра снова банька у тебя с припарочками  для примочками. Схожу в лес за травами. Пахом- Обратилась она к мужчине, ладившему невдалеке стрелы.
Несите- ка его в лазарет. Чеслава принесет туда ему обед.
- Как рученьки, твои, любушка моя? - Князь взял ее за обернутую тканью ладонь.
Она посмотрела долгим взглядом ему в глаза. Долго... Словно вся перетекая внутрь него. Воздух стал густым. Он тонул в бирюзовых озерных глубинах.
Она первая оторвала от него глаза и пошла прочь.
Твердислав тяжело вздохнул.
И все смотрел ей вслед, пока его уносили  в лазарет.