Очерки о художниках и картинах. Суриков

Залман Спектор
Утро стрелецкой казни. 1881 Холст, масло. 218 ; 379 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Surikov/pic/glrx-414840698

Василий Иванович Суриков родился и вырос в Красноярске, в семье, принадлежащей к старинным казачьим родам, которые ещё с Ермаком покоряли Сибирь. В тех суровых краях рос он среди привыкших полагаться только на самих себя людей, где всяческая посторонняя власть воспринималась, как насилие.  Где ещё сохранились старинные обычаи и старообрядческие каноны. Врождённая способность к постоянной борьбе отразилась на колорите и на выборе сюжетов его картин.
После окончания Петербургской Академии он переехал в Москву, где получил выгодный заказ на участие в оформлении храма Христа Спасителя. 
Его воспоминания: «… Но больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями. Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое. Как только начинало темнеть, я... отправлялся бродить, по Москве и все больше к кремлевским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки… И  вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина".

Он приступил к работе над картиной в 1878 году, а 1 марта 1881 года она была представлена  на выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Эта картина о смене эпох.
Эта картина знакома многим ещё со школьных дней, и мы все знаем, что художник показал в ней противопоставление стрельцов и Царя. Всё так. Но картина намного глубже, чем кажется на первый взгляд.
Суриков показал нам Россию на историческом этапе её разлома и самыми главными действующими персонажами стали не стрельцы и не Пётр, а девочка с красным платком на голове и сидящая старушка, тёмная одежда которой определяет трагический колорит всей картины. В образе девочки Суриков изобразил образ новой, зарождающейся в крови Страны, а скорбящая старушка – это образ Руси уходящей. И эти главные героини нашли своё развитие в многочисленных персонажах, представленных в картине. Так продолжение развития образа молодой России – Пётр со своими сподвижниками и остроконечные башни Кремля. А развитие образа былой России – уходящие в небытие стрельцы. Обе эти России разнообразны и величественны как церкви храма Василия Блаженного. Мы видим, как одна рука девочки от внутреннего своего бессилия стиснута в слабый кулачок, а пальчики другой руки касаются плеча сидящей женщины (Руси уходящей) стопы, которой (символ перепутья) расставлены в разные стороны.
Об этом произведении написано много изысканий, и я хочу только добавить, что эта картина о противостоянии власти к вольнице, льда к пламени, холодной государевой силы к мятежным душам (образ зажженных свечей).
В толпе, среди наблюдающего народа, толпящегося на ступенях Лобного места, Суриков запечатлел и свой образ. В этом портрете себя он определяет, скорее всего, как нейтрального к событиям бытописателя. Жалость его на стороне стрельцов и уходящей старины, но в картине нет и порицания устанавливающейся новой Страны.

Используемые материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Утро_стрелецкой_казни
http://artsurikov.ru/biography4.php


Меншиков в Березове. 1883Холст, масло, 169 x 204 Государственная Третьяковская галерея

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Surikov/pic/glrx-859155273

 Полная коллизий судьба Александра Меньшикова никак не могла обойти стороной творчество Сурикова. Во-первых, Меньшиков был наиболее влиятельной и деятельной фигурой во времена Петровских реформ. Во-вторых, его жизнь - невероятное возвышение до неограниченной власти при царствовании Екатерины I и трагический закат при Петре II, в - третьих – картина об этом человеке могла бы далее развить тему второго русского перелома и стать послесловием к «Утру стрелецкой казни»
В результате дворцовых интриг в июле 1728 года семья Меньшикова была выслана далёко на север, «… где жизнь была цепью лишений и страданий, — Березов, остяцкое селение, заброшенное в глубину тундр, близ устья Оби, на реке Сосве, в тысяче верстах к северу за Тобольском... Местом ссылки Меншикова была пустыня, где земля оттаивает летом только на четверть аршина и морозы зимой доходят до 40 градусов, весны нет, лето продолжается месяц, а ночь в течение семи месяцев тянется до девятнадцати часов, заменяя солнце северным сиянием» (Н. Полевой. Падение и кончина Меншикова)».
Его жена умерла в дороге. В 1729 году, заболев оспой. В Берёзове скончался он сам и его старшая дочь Мария. Более благосклонна судьба была к другим его детям.  Они были прощены, и сын Александр стал храбрым солдатом, участвовал во многих баталиях и впоследствии дослужился до чина генерал-аншеф, а младшая дочка Александра вышла замуж за младшего брата Эрнста Иогана Бирона – Густава Бирона.
 Картина, созданная художником, получилась самой глубокой, самой разработанной в образах во всём его творчестве. В ней нашли отражения не только биографические особенности из жизни каждого члена семьи, но и размышления художника о судьбе отдельной личности и общества.
 В картине Суриков использовал конфликтную ситуацию между двумя композиционными центрами. Первый и основной центр — это горящая лампадка перед образами. Второй – потухшая свеча на столе, вокруг которого расположилась семья. Он расположил, сидящих не под, а в противоположной от образов стороне. В этом расположении фигур раскрывается замысел художника: всё, что приключилось с Меньшиковым это расплата за непомерную гордыню, за перелопаченный старинный уклад, за противопоставление себя Высшей Силе.  Ещё один интересный символ, распластанная на полу, как символ народа, с которого спустили семь шкур, шкура белого медведя, и теперь, эта шкура и древние иконки на стене, сохранившиеся с давних времён, бывшие свидетелями ещё первого перелома, обогревают присутствующих. Стол разделяет персонажей на две группки. Меньшиков, а также старшая дочь - Мария должны уйти. Младшим детям – Александру и Александре предстоит жить. Сейчас они коротают время за чтением Евангелия. Александра читает, а Александр более углублён в свои мысли, чем слушает. Но для того, чтобы выйти из заточения, они должны искупить грехи своего отца: открыть и изучить библию, лежащую на столике с парчовой вышивкой (справа), зажигать свечу перед образами и постоянно читать покаянную молитву.
Используемые материалы:
http://artsurikov.ru/pikuleva23.php



Боярыня Морозова. 1884 1887 Холст, масло. 304 ; 587,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Surikov/pic/glrx-261224365

 Работая над картиной „Меньшиков в Берёзове “, Суриков прикоснулся к теме первого разлома общества в России, который возник после церковных реформ патриарха Никона. С «житием» мучеников старообрядческого движения он ознакомился ещё в юные годы, когда жил в доме своей крёстной матери, Ольги Матвеевны Дурандиной и учился в красноярском уездном училище. Эти предания хранились в его памяти и теперь он решил вернуться к ним.
 В 1884 году Суриков начал работать над картиной.  Для того чтобы зритель смог наиболее полно погрузиться в атмосферу происходящего, размер полотна составил пять метров по ширине и три метра по высоте. И 1887 году картина была завершена.
  Согласно текстам, верховная дворцовая боярыня Феодо;сия Проко;фьевна Моро;зова (Одна из сподвижниц русского старообрядчества. За свою приверженность к  «старой вере» была сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где погибла от голода), поравнявшись с Чудовым монастырём «…сложила длань в двуперстие и высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше…». Этот эпизод послужил мотивом при написании картины.
  Картина построена на молчаливом диалоге между боярыней и иконой бога матери. Взор богоматери, с прильнувшим к ней младенцем - печальный и всепрощающий. Эти двое являются  её детьми и обе фигуры жертвенны. Но в отличие от младенца Христа, смирившимся перед Высшей Волей, Морозова предстаёт, отшатнувшейся от образа, и утверждая свою правоту, поднявшую в небо знак. Не покаявшуюся, разделившую колеёй народ на две части, сани увозят её в глубь России.
  Все остальные фигуры – статисты, призванные разнообразить и обогатить картину. Раскрыта многообразная гамма чувств от сострадания до откровенной радости, но хотелось бы остановиться на трёх фигурах, размещённых у правого края, под иконой. Это, с одной стороны, в образе странника изображён сам художник, склонивший голову перед «отчаянной попыткой отстоять старую веру». А с другой – лицо саркастически улыбающегося татарина, как бы свои видом напоминающим, что кроме течений в одной вере, есть ещё совсем иные конфессии. И наконец, в образе юродивого – народ, провожающий боярыню таким же ответным знаком и несущий за этот раскол тяжкий крест.
 
Используемые материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Боярыня_Морозова


Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве.
1888 г. Холст, масло, 135x80. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Surikov/pic/glrx-824960327

Портрет своей старшей дочери Ольги Суриков писал зимой 1887 – 1888г.г. Портрет писался в тот момент, когда семья проживала в доме Кузьмина на Смоленском бульваре. 1887 год был последний год, когда семья была вместе. В 1988 году его жена Елизавета Августовна Шаре умерла. К этому времени Ольге исполнилось десять лет.
«По семейным воспоминаниям, портрет писался при следующих обстоятельствах… Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью...» (http://nearyou ru/surikov/. t88konch. htm l)
В этом портрете Суриков хотел воссоздать уют, царящий в доме, и кафельная печка наилучшим образом способствовала решению этой задачи. Мы легко можем себе представить, что это даже не просто печка, а теплая, домашняя атмосфера, которая поддерживалась в семье. В образе печной заслонки, надёжно сохраняющей тепло, Суриков подразумевал себя.
 В немецком языке есть понятие unterst;tzen, это когда родители стоят стеной за спиной ребёнка. И в картине, облицованная кафелем печь, играет роль родительской стены. Через руку родительское тепло передаётся девочке. Девочка одета в красное платьице – вероятно, это будет выспренно звучать, но это уже не просто тепло, а жар и та любовь, которая бушует в сердцах родителей, и которые готовы предохранять от невзгод своё дитя точно так же, как девочка любимую куклу. Девочка, стоящая, на металлической деке, сооружённой отцом, выставила вперёд ножку для шага в неизведанный мир и, чувствуя надежную опору, она без страха, доверчиво смотрит на нас.
Мне кажется, что этот портрет дочери, написанный Суриковым, является одним из самых умных и самых лучших портретов, созданных в России за всю её культурную историю.
 
Используемые материалы:
http://nearyou.ru/surikov/t88konch.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Суриков,_Василий_Иванович


Посещение царевной женского монастыря. 1912. Холст, масло. 144х202
Русский музей, Санкт-Петербург.

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Surikov/pic/glrx-314974975

С 1908 года по 1912 год  Суриков работает над картиной «Посещение царевной женского монастыря». После смерти своей жены он более углубился в духовный мир, ища успокоения в религии. Недавно окончились кровавые события первой российской революции, и воздух еще был пропитан взаимной ненавистью, разрушающей страну. Тревога и размышления о дальнейшей судьбе Родины послужило поводом для создания последней его исторической работы - завещания. Формально  эта картина о судьбах царских дочерей, которые вели затворную жизнь среди мамок и нянек  и часто становились монахинями, так как имели право выйти замуж только за представителей царского рода. И в самой картине мы наблюдаем момент знакомства одной из таких « христовых невест» с местом своего будущего обитания. По положению изображённых фигур, по их лицам, мы легко прочитываем разыгрываемую мизансцену.
Эта тема дала возможность Сурикову представить в образе юной царевны – Россию, которая, оторвавшись от сопровождающей её свиты, не обращая внимания на встречающих монахинь, не идёт, а гордо ступает навстречу своей судьбе. (Простите за пафос).
 Как всегда, Суриков символичен в деталях: красная дорожка – кровавая революция, подсвечник с одной свечой, со склонившемся перед иконостасом пламенем - символ смирения.  А  в большом подсвечнике, со многими горящими свечами, заключается его завещание - только за счёт духовного единения Россия приобретёт благодать. И как в подтверждение этого не случайно подобран иконостасный ряд. Начинает этот ряд, расположенная в арочной нише, настенная роспись « Богоматерь «Знамение» в окружение архангелов Михаила и Гавриила - «Благая Заступница ненавидимых и гонимых…».  Далее расположены: икона « Спас нерукотворный», как необходимость для каждого прийти к пониманию Бога, икона святых апостолов Петра и Павла (напоминание, что вера объединяет людей разных сословий), и икона Пресвятой Богородицы – покровительница России. Завершает этот ряд ближняя к нам икона «Боголюбская», « избавительница от скорбей и печали, войска защитница, от лютой смерти избавляющая».

Используемые материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki /Суриков,_Василий_Иванович
http://narodinfo.ru/articles/43034.html