Программа по философии с эпиграфами

Иван Лупандин
И.В.Лупандин, старший преподаватель кафедры философии МФТИ

Программа курса лекций по философии для студентов IV-V курсов МФТИ.


Лекция 1

“Atria turba tenet: veniunt leve vulgus euntque” (Толпа занимает передние; легкомысленный народ приходит и уходит).
Овидий. Метаморфозы.

Несколько вводных слов о том, что философия требует внимания и хорошей посещаемости.
Какими могут быть эти вводные слова? Например, можно сказать студентам о том, что их выбор посвятить себя физике также является философским решением.
Но главное, это показать связь посещаемость, вообще дисциплины, с академизмом. Рассказать, как было поставлено дело с дисциплиной в средневековых университетах.

Лекция 2

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»
Гомер. Илиада, кн. 1, ст. 1 (пер. Н. И. Гнедича).

Миф и философия. Поэма Гомера «Илиада» начинается с описания наказания, которое ниспосылает на греков Аполлон, мстя за своего верного жреца. Здесь сказать несколько слов об античном символизме. События настоящего - символы событий будущего. Цицерон в диалоге "О природе богов": Боги посылают знамения (signa), и если люди не умеют их правильно интерпретировать, это их вина, а не богов. Эпидемия в стане ахейцев - символ гнева Аполлона.   
Я в своей лекции от 14.02.03 говорил о том, что в мифе главное – это «намек», притча. «Сказка – ложь, да в ней намек…». Но и факт, напр. судьба Наполеона, может стать притчей.

Лекция 3

«Ведь в человеке не одна только физическая сторона; в нем и духовная сторона есть…»
Венедикт Ерофеев. Москва-Петушки.

Уникальность Греции и греческой философии. Язык Гомера и язык Евангелия. Кирилл и Мефодий, их миссия. Россия – наследница Византии. Основные философские понятия греков. Космос. Душа. Бессмертие. Фалес и Пифагор о бессмертии души. «Бессмертные боги» и «смертные люди» у Гомера. Переселение душ и вечное возвращение. «По кругу блуждают язычники». Чаадаев о необходимости «режима для души». Как понимается бессмертие души в христианской философии. Понятие личности.



Лекция 4

«Да, я лежу в земле, губами шевеля,
Но то, что я скажу, заучит каждый школьник:
На Красной площади всего круглей земля,
И скат ее твердеет добровольный»
О.Э. Мандельштам. Воронежские стихи.

Космологические воззрения досократиков. Аргументы в пользу шарообразности Земли у Пифагора, Платона и Аристотеля. Анаксагор и Перикл (по соч. Цицерона «Государство»): “Во время той величайшей войны, которую вели между собой афиняне и спартанцы, Перикл, стоявший во главе Афин, отличавшийся красноречием и благоразумием, когда наступила тьма вследствие солнечного затмения и души афинян объял величайший страх, учил граждан тому, что сам принял от своего учителя Анаксагора, а именно, что явление это происходит с необходимостью и в определенное время, когда луна целиком находится под орбитой солнца. Итак, хотя и не в каждое новолуние бывает солнечное затмение, но оно не может произойти иначе, как в новолуние. Когда он поведал это, убеждая и подкрепляя это доводами, то избавил народ от страха; ибо по тем временам это было новое и еще не известное объяснение, а именно, что солнце затмевается луной, и это мнение, как говорят, впервые высказал Фалес Милетский”.
Роль путешествий и путешественников. Образ Одиссея. Путешествия Фалеса. Фалес и женщина (можно ли познать звезды), включая размышления Платона по этому поводу в диалоге "Теэтет". Монолог Чацкого («А судьи кто?») из комедии Грибоедова «Горе от ума». «В науки он вперит ум, алчущий познаний…».

Лекция 5

«Что тебе как феномену присуще? Мне как феномену присущ самовозрастающий Логос».
Венедикт Ерофеев. Москва-Петушки.

Философия Гераклита Эфесского. Христианин до Христа? Учение о логосе у Филона Александрийского. Логос в Новом Завете. Самообогащающийся (самовозрастающий) логос как жизнь души. Душа питается логосами. Понятие о смерти души. Духовная смерть, но не уничтожение. Затруднения Фауста при переводе слова «логос» на немецкий язык.


Лекция 6

«Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить»
А.С.Пушкин. Движение.

Парадоксы Зенона. Принцип наименьшего действия. Квантование действия и физический смысл этой процедуры. Траектория или скачки. «Природа не делает скачков»? Античные представления о движении. Фома Аквинский: нечто движется в этом мире. Аристотель: движение есть действие существующего в возможности. Шахматный ход. Атом водорода. Шредингеровский кот. Непредставимое не значит несуществующее (Ф. Шид). Можно ли представить себе мыслящий дух? А мыслящий атом? Вечно жить не хочется, но и умирать не хочется. Ахиллес – у Гомера «быстроногий». Поэтому он, а не Одиссей, играет главную роль в парадоксе «Ахиллес и черепаха».

Лекция 7

«Я верю: то Бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!»
А. Блок. Поэты.

Философия стоицизма. Учение о судьбе. Amor fati у Йозефа Кнехта в романе Г. Гессе "Игра в бисер". «Золото испытывается огнем, а добродетельный муж – страданиями». Лермонтов. Герой нашего времени. Фаталист. «Не покорюсь!»
- Согрешил, брат Ефимыч, - сказал есаул, - так уж нечего делать, покорись!
- Не покорюсь! – отвечал казак.
- Побойся Бога! Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин. Ну, уж коли грех твой тебя попутал, нечего делать: своей судьбы не минуешь!  Бесстрастие: хорошо это или плохо? Марк Аврелий.

Лекция 8

«Взгляните на икающего безбожника: он рассредоточен и темнолик, он мучается и он безобразен»
Венедикт Ерофеев. Москва-Петушки.

Античный материализм: Демокрит, Эпикур, Лукреций. Маркс об Эпикуре. «Мнение толпы о богах». Парадоксы божественного провидения. Возобновление критики Гомера. Мир как текст или как нагромождение бессмысленных случайностей. Окончательного ответа нет. Марк Аврелий о двух возможных вариантах (либо есть провидение, либо все случайно). Эдгар По. «Золотой жук». Жюль Верн. «Дети капитана Гранта». Буквы мирового текста – элементарные частицы. Осмысленный текст может показаться случайным тому, кто не знает языка. Пример с женщиной, украсившей свое платье двумя японскими иероглифами (дешево и доступно).
 
Лекция 9

«Я знаю, что ничего не знаю»
Платон. Апология Сократа.

Сократ: личность и подвиг. Понятие о «майевтическом методе». Истина и метод. «Ум сильный, но больше порывистый и страстный, чем диалектический, он с строптивой нетерпеливостью хотел вынудить истину, и притом практическую, сейчас прилагаемую к жизни. Он не обращал внимания на то, что истина только дается методе, да и то остается неотъемлемой от нее; истина же как результат – битая фраза, общее место». (Герцен). «Sordet cognita veritas». В. Гамильтон. «Поиск – все, обретение – ничто». Деспотизм. «Пиры Валтасара». «Сокрушила она меня» (А.Н. Островский, «Гроза»). Верность Кириллу и Мефодию. Лев Пантелеев «Честное слово». Южнокорейский епископ о Мережковском. Университет в Маниле. Возможен ли Сократ в Карфагене? Касталия как уникальное государство. Флоренция, Афины, Александрия, Константинополь, Санкт-Петербург. Бенедиктинцы, доминиканцы, иезуиты.

Лекция 10

«Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Учение Платона об идеях и Демиурге. Притча о пещере. Диалог «Тимей». Влияние на В. Гейзенберга. Христианство и платонизм. Тело – темница души? Поэты, художники, музыканты – вестники из мира идей, побывавшие там. Что такое шизофрения? Владимир Натанович Порус, преподаватель философии в Высшей школе экономики, остроумно заметил: "Замечательно сказано у Булгакова. Воланд спрашивает у Берлиоза: Где вы планируете провести сегодняшний вечер? И т.п."

Лекция 11

«To be, or not to be, - that is the question…» (Быть или не быть: вот в чем вопрос).
Шекспир. Гамлет.

Проблема бытия как основная проблема «Метафизики» Аристотеля. «Почему есть что-то, когда вообще могло ничего не быть?» Сущее как наиболее общее понятие. Десять категорий. Четыре причины сущего. Необходимое и контингентное сущее.


Лекция 12.

«Бог и природа ничего не делают напрасно»
Аристотель. О небе.

Учение Аристотеля о четырех причинах. Сущее в статике. Материальная и формальная причины. Сущее в динамике. Производящая и целевая причины. Суарес об образцовой причине. Действует ли закон причинности в квантовой механике?


Лекция 13.

«…In hope to merit heaven by making earth a hell» (В надежде заслужить рай, делая землю адом)
Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда.

Христианская патристика. Иоанн Кассиан о восьми главных страстях (гордость, тщеславие, гнев, блуд, жадность, чревоугодие, лень, уныние). Бесстрастие – хорошо это или плохо? Фома Аквинский о страстях как энергетике души. Христианский символизм. Чтение Апостола в лат. обряде на Пасху. Пасхальный агнец (Пасха) - Христос, а верующие - опресноки.

Лекция 14.

“Ein Teil von jener Kraft,
Die stets das Boese will und stets das Gute schafft”
(Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла)
Гете. Фауст.

Блаженный Августин. Учение о двух градах. Монотеизм или дуализм. Религия Зороастра. Символика шахматной игры. Манихейство. Дьявол – падший ангел? «Необходимый грех Адама». Полемика Августина и Иоанна Кассиана о предопределении. Августин и Кальвин.

Лекция 15

“Но позвольте вас спросить, как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?”
М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита.

Схоластическая философия Фомы Аквинского. Доказательства бытия Божия. Критика Фомой Аквинским онтологического доказательства Ансельма Кентерберийского. Роль разума в религии. Разум и вера.

Лекция 16

"Homo capax infiniti"
Дунс Скот.

Схоластическая философия Дунса Скота. Рационализм и волюнтаризм. Что первично: разум или воля? Способна ли воля влиять на разум? Вера – свойство воли или разума?

Лекция 17

«А для чего нужны стигматы святой Терезе? Они ведь ей тоже не нужны. Но они ей желанны»
Венедикт Ерофеев. Москва-Петушки.

Средневековый мистицизм. Франциск Ассизский. Фома Кемпийский. Три этапа духовного пути (Конфуций, Данте, Веласкес "Продавец воды"). Икона Андрея Рублева "Троица".

Лекция 18

"Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,
Где реют голуби в горячей синеве,
Что православные крюки поет черница:
Успенье нежное - Флоренция в Москве".
О. Мандельштам. "В разноголосице девического хора…"

Марсилио Фичино и его заслуга в воссоздании Платоновской Академии. Флоренция как новые Афины. Связь с Ферраро-Флорентийским собором. Растленна ли Византия? Роль Руси, оберегавшей "нежный цветок" флорентийского кватроченто. Франциск Скорина и Максим Грек. Роль книгопечатания.

Лекция 19

“In omni opere bono justus peccat” (Во всяком добром деле праведник грешит)
Один из тезисов Лютера, осужденный Папой Львом X

Философия Реформации. 

Лекция 20

“Homo creatus est, ut laudet Deum Dominum nostrum, ei reverentiam exhibeat, eique serviat, et per haec salvet animam suam” (Человек сотворен, чтобы хвалить Бога Господа нашего, являть Ему почтение и служить Ему и через это спасти свою душу).
Игнатий Лойола. Духовные упражнения.

Игнатий Лойола как философ. Метод в духовной жизни. Два флага. Невидимая брань. Различение духов. Слепое послушание. Роль папства. Безошибочность Папы как дар Св. Духа.

Лекция 21

«Allwissend bin ich nicht; doch viel ist mir bewust»
(Я не всеведущ, я лишь искушен).
Гете. Фауст.

Учение Л.Молины о возможных мирах и о божественном всеведении. Философия Лейбница. Наш мир - лучший из возможных? Метафизика таинства покаяния. Молинистская концепция истории у Дж. Б. Риччиоли в его "Реформированной хронографии".

Лекция 22

«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных…»
А.С.Пушкин. Фрагменты.

Эмпиризм Ф. Бэкона. Роджер Бэкон и Френсис Бэкон. Разрушающий и неразрушающий эксперимент. Призрак Чернобыля. Эксперименты над животными и людьми. Павлов и Тимофеев-Рессовский.

Лекция 23

Bene vixit, bene qui latuit (Хорошо прожил тот, кто хорошо скрылся)
Декарт. Уединенные размышления.

Рационализм Р. Декарта. Декарт и Суарес. Дихотомия Декарта и дихотомия Суареса.

Лекция 24

«Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?»
Ф.И. Тютчев. Певучесть есть в морских волнах…

Философия Б. Паскаля. Остроумие и геометрия. Критика иезуитов. Совесть по-иезуитски. Пробабилизм. Меморандум Паскаля. Паскаль и Флоренский. "Необходимость пари".

Лекция 25

«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Кант: четыре антиномии чистого разума. Философ или пошлый болтун. Сделать философию научной. Гипноз ньютонианства. Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Что есть звездное небо с точки зрения христианства (звезды - святые)? Нравственный императив. Отношение к человеку как к цели. А вдруг Бог есть?

Лекция 26

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
И.С. Тургенев. Отцы и дети.

Эпоха Просвещения: Вольтер.

Лекция 27

«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Библия. Книга Бытия.

Эпоха Просвещения: Руссо. Перекличка с гуманистами (Макиавелли о подражании природе). Руссо и Л. Толстой. Анархизм или тоталитаризм?

Лекция 28

«Философия Гегеля – алгебра революции».
А.И. Герцен. Былое и думы.

Три закона диалектики Гегеля.

Лекция 29

«Не мой материализма тонким мылом диалектики, – кроме пены, ничего не выйдет».
Вл. Соловьев. Письмo к Н.Н. Страхову.

Маркс и Энгельс: диалектический материализм. Диалектика природы.

Лекция 30

«Верхи не могут, а низы не хотят. Что это предвещает, знатоки истинной философии истории?»
Венедикт Ерофеев. Москва-Петушки.

Маркс и Энгельс: исторический материализм. Энгельс "О положении рабочего класса в Англии". Книга "Маркс и Аристотель". Биография Ленина.

Лекция 31.

«Und Fluch vor allen der Geduld!»
(Но более всего и прежде
Кляну терпение глупца).
Гете. Фауст.

Философия Ницше. Подражание Евангелию. Полемика с христианством. Влияние Дарвина. Ницше как реакция на протестантизм. Влияние Ницше. Ницше и Аверинцев (Рождение мифа из духа греческой диалектики).

Лекция 32

«Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения».
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Зигмунд Фрейд – создатель психоанализа. Музей Фрейда в Вене. Ганнибал - герой Фрейда-подростка. Фрейд о смысле жизни. Легко ли быть христианином? Фрейд и Маркс: объяснение личности из чего-то низшего.

Лекция 33

«Ах! если любит кто кого.
Зачем ума искать и ездить так далеко?»
А.С. Грибоедов. Горе от ума.

Русская философия первой половины XIX века. Западники и славянофилы. Предтечи русской философии. Феодосий Печерский. Третий Рим. Аввакум. Симеон Полоцкий. Ломоносов. Роль Киево-Могилянской академии.

Лекция 34

«If there were no God, there would have been no atheists» (Если бы не было Бога, то не было бы и атеистов).
Г.К.Честертон.

Английская философия XIX века. В.Гамильтон и Д.Г. Ньюмен.

Лекция 35

«И будущей прославленной России
Я видел лик. Из крови и огня
Она восстанет. Смысл ее угадан…»
С.М. Соловьев. Троица Рублева.

Эсхатология Вл. С. Соловьева. «Три разговора».





Лекция 36

«Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса».
Ф.И. Тютчев. <А.В. Плетневой>

О. Павел Флоренский. “Столп и утверждение истины”.

Лекция 37

“Соборы вечные Софии и Петра,
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра
И риги Нового Завета”.
О.Э.Мандельштам. Люблю под сводами седыя тишины…

Философия всеединства от Вл. Соловьева до о.Сергия Булгакова.

Лекция 38

“L’oeil regardait Cain” (Око взирало на Каина)
В. Набоков. Дар.

Этика Л. Толстого и этика иезуитов. Правополушарное (образное) и левополушарное (аналитическое) восприятие поступка. Анализ и синтез в этике.

Лекция 39

“Через четверть часа Рюхин, в полном одиночестве, сидел, скорчившись, над рыбцом, пил рюмку за рюмкой, понимая и признавая, что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть”.
М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита.

Конец истории. Философия после Освенцима, или постмодернизм.

Лекция 40

“…Profani, procul ite,
Hic amoris locus sacer est”
(Прочь, непосвященные,
Сие место любви священно).
А. Блок. Благовещение.

Современные философы в поисках жанра.




Программа семинарских занятий по философии науки с аспирантами 1 года МФТИ

Цель занятий: пробудить у аспирантов интерес к гуманитарной культуре, мировоззренческим проблемам, философским проблемам науки, в т.ч. этическим, познакомить их с основами философской терминологии.

Занятие 1
«Procul este, profani»
(Прочь, непосвященные)
Вергилий. Энеида VI, 1

Отличие обыденного знания от научного.

Занятие 2

«С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? Никто не знает ныне».
Ф.И. Тютчев

Пределы научного познания.

Занятие 3

«Сознание – это зажженные фары впереди идущего паровоза.
Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа».
Борис Пастернак. Доктор Живаго

Человек как рефлексирующее существо.

Занятие 4

«Для меня признание того, что люди не равны в leur valeur intrinseque, все равно, что для математика признать, что единицы не равны».
Лев Толстой. Дневники. Запись от 9 марта 1891 г.

Этические проблемы науки.

Занятие 5

«Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
С.Я. Маршак. Шалтай-Болтай


Проблема необратимости и термодинамическая стрела времени.


Занятие 6

«Finis coronat opus».
(Конец венчает дело).
Латинская поговорка

Философские проблемы квантовой механики: эффект туннелирования и роль целевых причин.


Занятие 7

“Mediis tempestatibus placidus”.
(Спокойный среди бурь).
Латинское крылатое выражение

Инварианты и логический закон тождества до и после Гегеля.


Занятие 8

«Я глубоко верю, что если нет бессмертия, то его рано или поздно изобретет великий человеческий ум».
А.П. Чехов. Палата № 6

Возможен ли прогресс в науке, и во что он обойдется человечеству?


Занятие 9

«Жуя и прихлебывая, он снова раскрыл «8x8» и тихо стал наслаждаться этюдом, в котором немногочисленные фигуры белых как бы висели над пропастью, а все-таки добивались своего».
Владимир Набоков. Дар

Философия нелинейности и новое видение мира.

Занятие 10

«В Европе все тогда было одушевлено животворным началом единства».
П.Я. Чаадаев. Философические письма. Письмо первое

Возникновение европейской науки.


Занятие 11

«Когда дело завершено, человек должен устраниться. В этом закон небесного Дао».
Лао-цзы. Дао дэ цзин

Судьбы гениев.


Занятие 12

«Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далёко развеять,
Из глубокой печали восстать».
О.Э. Мандельштам

Дискретность и непрерывность до и после Гегеля.


Занятие 13

«He tore the book open and flicked the pages and felt them as if he were blind, he picked at the shape of the individual letters, not blinking» (Он резким движением открыл книгу, разгладил страницы и ощупал их, как если бы он был слепым, он попытался, не мигая, зафиксировать свой взгляд на форме отдельных букв).
R. Bradbury. Fahrenheit 451

Судьба ученого в современном мире: между синхрофазотроном и детской коляской.


Занятие 14

«Думал: поразительно ограбление земли у нас в Херсонской, Самарской губернии и др. И великолепие Москвы, арки для встречи Государя и иллюминация. Или в Чикаго выставка и обезлесение, омерщвление земли. И все это нам поправит наука искусственным дождем, производимым электричеством. Ужасно! Истребят 98% и восстановят 2».
Лев Толстой. Дневники. Запись от 15 мая 1893 г.

Наука и экология.

Занятие 15

«Искать вдохновения всегда казалось мне смешной и нелепой причудою: вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта».
А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум

Проблемы научного творчества.

Занятие 16

«Dieu d’Abraham, Dieu d’Isaac, Dieu de Jacob non des philosophes et des savants» (Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых).
Б. Паскаль. Мемориал

Роль постулатов. Вера в жизни и творчестве ученого.


Занятие 17

«Испуская последний вздох, я все-таки буду верить, что наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви».
А.П. Чехов. Скучная история

Понятие о научном сообществе.


Занятие 18

«Бесконечны, безобразны
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре».
А.С. Пушкин. Бесы

Красота научной теории.


Занятие 19

«Videtur quod Deus non sit» (Кажется, что Бога нет)
Фома Аквинский. Сумма теологии


Возможна ли теология как наука?


Занятие 20

«Для веселия
Планета наша
Мало оборудована».
В. Маяковский. Сергею Есенину

Будущее науки и человечества: пенициллин или Чернобыль?


Занятие 21

«La conduit de Dieu, qui dispose toutes choses avec douceur, est de metre la religion dans l’esprit par les raisons, et dans le coeur par la grace» (Бог, Который располагает все вещи с кротостью, помещает религию в ум через аргументы и в сердце через благодать).
Б. Паскаль. Мысли

Философские проблемы теории относительности Эйнштейна.


Занятие 22
 
«Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен».
А. Блок. Возмездие

Закон противоречия до и после Гегеля.


Занятие 23

«Ищитати беги небесныя любят погибающии, понеже любви истинныя не прияша, воеже спастися им».
Житие протопопа Аввакума

Наука и религия.


Занятие 24

«Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправой к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен».
Борис Пастернак. Доктор Живаго

Роль философии в жизни и творчестве ученого.