В. В. Розанов о Пушкине

Елена Шувалова
     Те же мысли о Пушкине, что на протяжении всей своей жизни, - как мы отметили, - высказывал Алексей Николаевич Толстой, - те же мысли мы находим у представителя старшего поколения - писателя и философа Василия Васильевича Розанова.

   Именно Розанов - может быть, - единственный, - писал о Пушкине как о необходимом Домовом русского дома. Именно Розанов писал о Пушкине как Хранителе Русского очага.

  В 1912 году, в статье, посвящённой 75-летию гибели Поэта и озаглавленной "Возврат к Пушкину", Розанов высказал такие мысли:

 "Хочется, чтобы он вошёл другом в каждую русскую семью, стал дядькою-сказочником для русских детей, благородным другом-джентльменом молодых матерей, собеседником старцев. Всё это возможно. Для каждого возраста Пушкин имеет у себя нечто соответствующее, .."


 И - о Пушкине и Золотом веке, утраченном Рае:

  "Мы должны любить его, как люди "потерянного рая" любят и воображают о "возвращённом рае"...

  К Пушкину, господа! - к Пушкину снова!.. Он дохнул бы на нашу желчь, - и желчь превратилась бы в улыбки...".

   Мы не знаем, насколько эти идеи Розанова повлияли на А.Н. Толстого.
   Е.Д. Толстая в своей книге ("Ключи счастья") отмечает только, что они общались в предреволюционном Петербурге-Петрограде. 

  Но - возможно, - Пушкина и домашний очаг соединил в сознании Толстого именно Розанов.

  И вспомните - снова, - как гармонично "голова Пушкина" вписана в общую картину рождественского счастливого вечера в "Детстве Никиты". В этой книжке Пушкин действительно живёт и дышит рядом со всеми обитателями Дома. И совершенно неправильно - на наш взгляд - Е.Д. Толстая назвала эту живую жизнь "пушкинским фоном". Не фон, а живой пушкинский свет светит в этой толстовской повести. Потому она так тепла и светла; так душевна.

  Замечательные слова пишет Розанов о душе в связи с Пушкиным (какое счастье, что В.В. успел умереть в 1918, в своей постели!):

  "Ум Пушкина предохраняет от всего глупого, его благородство предохраняет от всего пошлого, разносторонность его души и занимавших его интересов предохраняет от того, что можно было бы назвать "раннею специализациею души":так, марксизм, которому лет восемь тому назад отданы были души всего учащегося юношества, совершенно немыслим в юношестве, знакомом с Пушкиным."


  Вот так. Марксизм и Пушкин, - по мнению Розанова, - немыслимы вместе.


  Через 25 лет их насильственно совместят. Совместят чисто механически. Физически. Материалистически. К тому времени уже каждый детсадовец будет знать, что никакой души нет, всё это - "поповские басни"...

  Правда, писателей объявят при этом "инженерами человеческих душ". (Кажется, Ю.К.Олеша).


  Боимся только, что Александр Сергеевич Пушкин инженером как раз не был. Он был в других отношениях с душами; и прежде всего, - с одной Душой.


   




Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/06/2029