И никакая земля не удержит меня

Елена Владимировна Коновалова
Мир полон тех, кто боится Жизни. Боится рисковать, боится поступать так, как велит ему сердце. Боится чужого мнения, боится своих границ. Границ, которые он воздвигает сам и в которые верит всем сердцем. Мы боимся показать себя, боимся быть теми, кем являемся. За всю свою Жизнь я встретил сотни таких людей. У каждого из них глаза переливались огненными вспышками страха. И лишь один человек, которого я знал, был не такой.
О нем и будет эта история.

Впервые я столкнулся с ним в дверях университетской столовой. Рональд Магнуссон даже не взглянул на меня — просто пронёсся по коридору, что-то шепча себе под нос. Помню, меня поразил его вид — красный свитер грубой вязки с торчащей из него шерстью и короткие штаны цвета индиго. Я смотрел, как он стремительно удаляется по направлению к выходу в огромных ботинках и желтом берете на самом затылке, и задавался вопросом: "Как же ему не холодно разгуливать по городу безо всякого намёка на пальто?"
Вьюга за окном все усиливалась, но Рональду, казалось, было совсем не до неё: тяжелыми шагами он преодолевал площадь, ведущую от университета к одной из главных улиц города.
— Кто это? — указал я на незнакомца моему старому другу Конраду.
Конрад прильнул к заледеневшему стеклу и стал всматриваться в тонкую фигурку.
— А ты не знаешь? — удивлённо воскликнул он через миг. — Это же Магнуссон, тот самый Магнуссон!
— Какой ещё Магнуссон?
— Ну как же, неужели не помнишь? Джонатан с третьего курса рассказывал о нем на прошлой неделе. Будто он разгромил лавку старины Тода и украл какие-то важные детали.
— Детали? — переспросил я.
— Ну да! Говорят, он хочет построить генератор, или машину Времени, или что-то в этом духе.
В ответ я лишь прерывисто рассмеялся. Я не поверил в слова о машине Времени, но, так или иначе, образ таинственного Рональда Магнуссона не выходил из моей головы на протяжении всей следующей недели.

— Прости, не заметил тебя! — услышал я громкий голос над головой. Широкая шершавая рука потянулась ко мне, чтобы помочь подняться.
— Спасибо.
— Ты в порядке, друг? — на лице Рональда читалось искреннее беспокойство.
— Порядок.
— Меня зовут Рон, — он снова протянул мне руку. — А ты кем будешь?
— Пожалуй, я буду Эдвардом, — улыбнулся я и ответил на рукопожатие.
— Эй, Магнуссон, ты идёшь? — послышалось откуда-то с улицы. Рональд обернулся на крик и радостно помахал кому-то рукой.
— Был рад знакомству, Эд! — кинул он мне и исчез, точно его никогда тут и не было. А я так и остался стоять на том же месте, ещё не догадываясь, что эта встреча вскоре изменит всю мою Жизнь...


Рональд, казалось, жил в каком-то другом измерении. Он появлялся из ниоткуда и так же незаметно пропадал из виду. Он почти никогда не сидел на месте: не успевал я заметить, что он читает книгу, как он тут же срывался с места и начинал делать что-то ещё. Рон излучал энергию — такой силы, какой я ни разу ещё не встречал. Мне нравилось находиться рядом с ним, потому что я не мог предугадать, чего он может выкинуть в следующую минуту.

Однажды мы сидели в гараже его деда: Магнуссон увлечённо работал над каким-то новым проектом. Я расположился на стуле близ него и пытался понять, что же он делает. Рональд прервал молчание, начинавшее белыми каплями стекать с потолка.
— Мой дед однажды сказал, что по-настоящему подчинить себе Жизнь может лишь тот, кто владеет каждой секундой. Быть занятым в каждый миг времени и тратить его только на то, что действительно важно — вот способ стать владельцем собственной Жизни. Мне нравятся его слова, я нахожу их правдивыми. А ты что думаешь, Эд?
— Тебе не кажется, что постоянно находиться в движении — это уж слишком? — спросил я и покосился на него.
— Дело не только в движении. Но также в пользе, которую мы несём окружающим. Только представь: сколько всего можно было бы сделать, если бы люди всегда концентрировались на важном!
— И что же важно, Рон?
На секунду он даже остановился.
— То, что помогает людям.
— А если людям не нужна помощь, что тогда?
Он посмотрел на меня так, словно я только что выбрался из болота и был весь в тине.
— Нам всем нужна помощь. Каждому человеку на планете в разные периоды времени. Если бы я только мог помочь сразу всем, Эд, я действительно гордился бы собой!
Я смотрел на него, пытаясь разгадать тайный план, который Рон давно вынашивал в голове.
— Уж не собираешься ли ты стать героем, и спасти весь мир? — в шутку спросил я.
— Миру не нужны герои. Ему нужны обычные люди, в чьих сердцах горит нетушимый огонь.
— Это тоже сказал тебе дедушка?
— Нет, это я понял сам.


— Скорей, скорей! — шептал мне Рон, когда мы молнией неслись по улице, прячась от старого Тода.
— Зачем тебе все это? — указал я на детали, которые только что помог ему украсть.
— Никому не расскажешь? — он вонзил в меня свои призрачно-серые глаза.
— Никому, — кивнул я.
— Я делаю машину, которая поможет каждому человеку на планете.
— И что это за машина?
— Та, что сможет останавливать время и создавать в нем промежутки, в которых можно будет находиться хоть до скончания веков.
— Зачем? — не уловил я.
— Чтобы у людей была возможность побыть с теми, кого уже нет рядом.
Я кивнул, хотя ещё не до конца понимал, куда он клонит.
— Я уже почти у цели, Эд. Осталось совсем немного, и человечество вздохнёт с облегчением, — в глазах Рона яркими бликами переливалось северное сияние.
«Надо же, — подумал я, — в Мире ещё существуют те, кому не безразличен каждый живущий человек в отдельности».
— В библиотеке есть древние архивы, которые нужно достать. Ты поможешь мне? — в голосе Магнуссона играла надежда.
— Хорошо, — согласился я. — Но обещай, что нам больше не придётся никуда вламываться.
— Этого не гарантирую, — улыбнулся он и потянул меня за руку. — Пойдем, человечество уже заждалось.


Стук дождя заставил меня проснуться. Я нехотя открыл глаза: рядом со мной, обложившись книгами, прямо на холодных досках пола сидел Рон. Я смотрел, как он с невероятным рвением перелистывает ветхие страницы в надежде обнаружить то, что так давно искал. Никогда прежде я не видел такого стремления добиться желаемого результата.
— Ещё немного,— говорил он мне. — И мы сделаем Жизнь лучше!
В ответ я кивал головой, наблюдая, как он заканчивает разработку машины. Оставалось всего несколько дней до запуска. За те дни произошло много событий — больше, чем за всю мою Жизнь.

Я отчётливо помню тот субботний вечер, когда мы сидели у окна его гостиной и смотрели, как по ту сторону стен дождь настойчиво омывает Мир.
— Знаешь, Эд, — сказал мне Рон, — когда-нибудь наше изобретение станет легендой. И это будет означать, что мы справились. Мы помогли.
— Ты так уверен в успехе? — спросил его я. — Мы ведь ещё даже не знаем, сработает она или нет.
— Я знаю, в этот раз может не получиться. И я буду работать до тех пор, пока она не оживёт. Что было бы с человечеством, друг, если бы каждый сдавался после первой сотни промахов?
Его глаза излучали Жизнь, и я не переставал ему удивляться. Казалось, Рональду все по плечу, и весь Мир — на его стороне.

********

Я сидел в коридоре и не мог унять дрожь, распространявшуюся по всему телу. Ждать, когда же произнесут мое имя, было невыносимо. В конце концов, медсестра, быстрой ланью выбежавшая из палаты, подозвала меня.
— Он только очнулся, — шепнула она мне. — Не утомляйте его.
Я рассеянно кивнул и ворвался в палату. Рон лежал неподвижно, словно упавшая на землю статуя. Я осторожно подошёл к нему.
— Здравствуй, — прошептал я.
Он повернул ко мне голову, и смутная улыбка озарила его лицо. Мы оба молчали, не зная, что сказать в своё оправдание. Наконец, Рон произнёс:
— Я ждал тебя. Почему ты не приходил?
Я не мог смотреть в его глаза.
— Прости... — лишь отозвался я.
Он протянул мне руку, и я взял ее.
— Это ещё не конец, — улыбнулся он.
Я не мог сдержать слез. Я все ещё видел в нем Рона, полного сил и энергии, а не того, кто лежал сейчас предо мной.
— Что говорят врачи? — с трудом выговорил я.
— Только то, что я хочу услышать. И никто — настоящую правду. А ведь Миру она так нужна! — в его глазах я видел разочарование.
— Но не все потеряно, — сказал я. — Ты поправишься и сделаешь ещё одну машину.
Он прикрыл глаза и несколько минут мы провели в полном молчании.
—И никая земля не удержит меня... — произнёс он наконец.
Я не понял его и переспросил.
— Так говорил мой дедушка, — ответил Рон. — Это строчка из его любимой песни. Он всегда воспринимал ее немного иначе. Говорил, это значит, что никакая сила не сломит его, пока он жив.
— Не удержать, значит? — с улыбкой отозвался я.
— Именно, — и Рон рассмеялся так, словно в Мире не существовало ни грусти, ни скорби...

********


Много времени прошло с тех пор, как я в последний раз видел Рона. Уже давно я покинул городок и перебрался в место более тихое и уединенное. Но иногда, по ночам, я видел его — снова бодрого и излучающего свет. И тогда мне казалось, что я тоже способен изменять этот Мир и творить свою Судьбу.

В один из майских дней я вернулся в родной городок, чтобы побыть наедине с собой.
Я гулял по улицам, и память тонкой кистью рисовала перед моим взором события давно минувших лет. Но вот, чей-то знакомый голос окликнул меня. Я обернулся, и сердце забилось чаще.
— Конрад! — воскликнул я.
Мы обнялись и проговорили до самых сумерек. От старого друга я узнал много подробностей из жизни городка за последнее время.
Когда мы проходили мимо дома Магнуссона, я невольно остановился. Конрад стоял вместе со мной, но я знал, что он не испытывает тех же чувств, что и я.
— Когда ты уехал, многое изменилось, — сказал он, когда мы продолжили прогулку. — Но есть кое-что, что я должен был передать тебе ещё очень давно.
Мы остановились у его дома, и он вынес мне увесистый свёрток. Я ничего не спросил про него. В глубине души я знал, кто был его отправителем.

********

Я осторожно развернул свёрток, подписанный Его рукой. На миг мое сердце судорожно сжалось и перестало подавать какие-либо признаки жизни. В моих руках оказалась толстая папка с листами бумаги. Я открыл ее посередине и увидел чертежи — той самой машины, что так занимала мой ум десятки лет назад.
Я просмотрел их все и в самом конце обнаружил небольшой листок, сложенный пополам. От его содержания на моем лице проступили сверкающие слезы памяти.
«Я знаю, ты никогда особо не верил в мои проекты.
Не понимал моих целей.
Но я прошу поверить мне сейчас.
Перед тобой — главная работа всей моей жизни.
Не позволь ей умереть вместе со мной.
Дай человечеству то, чего оно заслуживает.
Все, что понадобится, ты найдёшь в моем гараже».


Я вышел на улицу и поднял взгляд к звёздам. На миг я снова увидел тонкую фигурку в красном шерстяном свитере — точь в точь как в тот морозный день. Сердце билось часто-часто, а тишина окутывала  мягким одеялом из грёз. Спустя какое-то время я все же поднялся по ступеням крыльца. Уже открыл, было, дверь, но на секунду остановился. Обернулся и снова встретился глазами с небом — таким чистым, таким спокойным.
— И никакая земля не удержит меня, — прошептал я.
И в миг, когда миллиарды звёзд ярко вспыхнули в ответ, я исчез за дверью.