Шесть оттенков времени

Рочестер, США. 2111 год, август.

Следователь по особо важным делам Пол Снек, среднего роста и плотного телосложения пятидесятилетний мужчина с приятным лицом и ямочками на щеках, в пятницу никуда не торопился. Жена Пэгги, взяв детей и внуков, уехала на уикенд к сестре в пригород Рочестера, где на берегу реки Сумбро та держала гусиную ферму. Чему отец семейства был несказанно рад. Сотрудники, молодые и пожилые, разошлись по домам, ровно в семнадцать ноль-ноль, и поэтому Пол Снек мог позволить себе немного подзадержаться в офисе, чтобы сложить из фактов и улик логическую схему стародавнего события. Пылящиеся в архиве «глухари» мирового уровня были его хобби. Он любил это время: никто не мешал, не отвлекал глупыми вопросами, не размахивал перед носом лишними билетами на матч века по регби.


Мужчина расстегнул верхнюю пуговицу на вороте сиреневой рубашки, отпустил брючный ремень на одну дырочку и вздохнул с облегчением. Походил из угла в угол по кабинету, размял затёкшие от долгого сидения мышцы. Между его столом и кофе-машиной стоял высоченный, до потолка, деревянный стеллаж. Выщербленные кое-где кусочки древесины, кто-то аккуратно замазал эпоксидным клеем. Он потрогал засохший клей: «Держится хорошо». Наверное, этот кто-то тоже любил ретро. Пол Снек взял с третьей снизу полки стопку с архивными папками и водрузил её на рабочий стол. Затем уселся поудобнее и откинулся на спинку компьютерного кресла. С удовольствием он забросил ноги на соседний стул и, сложив руки на животе, посмотрел в окно.


Тонкий налёт серой пыли на стёклах, в общем и целом, не мешал ему разглядеть городскую жизнь делового квартала. Августовский вечер лениво плыл прочь от красного блюдца солнца. Пестрели огнями низколетящие рекламные квадрокоптеры с раскачивающимися баннерами. Слоганы призывали горожан непременно посетить историческую выставку «Последняя роскошь», обещающую раскрыть все тайны катастроф двадцатого века. «Сходить что ли»? — подумал он и сделал пометку в ежедневнике.


В животе призывно заурчало, подходило время ужина. Пол Снек развернулся к монитору и, вызвав окно заказов, выбрал по Терранету пиццу с грибами и оливками. В ожидании курьера он с удовольствием наблюдал вечернюю жизнь мегаполиса. Голографические аватары, сопровождающие пешеходов, скейтбордистов и людей на роликах, нашёптывали им на ухо меню и цены в ближайших уличных кафе и ресторанах. Обычная картина складывалась из суетящихся прохожих, навязчивых аватаров, сходных с призраками, и вечернего перезвона аэротрамваев, плывущих на зыбких магнитных вихрях. Всё это вкупе с хорошей погодой способствовало размеренному и подспудному течению мыслей. Шорохи старенького кондиционера и гудение настольного робота-собеседника с нажатой кнопкой «Пауза» не выбивались из общего ритма пятницы, танцующей начало вожделенного уикенда. Следователь открыл верхнюю папку с надписью: «Коста Конкордия». Но к чтению материалов не приступил.

— А хорошо бы увидеть всё происходящее своими глазами, — Пол Снек мечтательно высказал пожелание вслух. — Машину времени до сих пор не изобрели, а вот информационную телепортацию освоили неплохо. Жаль, что этот полезный агрегат не продают частникам, — Пентагон наложил суспензивное вето. Впрочем, для обычного следователя купить свой телепорт вышло бы весьма накладно, как впрочем, и глупо, когда на работе есть служебный.


Он оглянулся на кабинет шефа, который второпях забыл ключ в дверях. Там находился аппарат синтеза квантовой пары аватаров. Иногда оперуполномоченные использовали их для заброски наблюдателей в место и время «Икс» для восстановления утерянной хронологии.

— Отправлю-ка я Пола-Снека-А в прошлое, а Пол-Снек-Б останется в настоящем принимать аудио и видеопоток события.


Пол Снек отважился, наконец-то, зайти в кабинет. Не более двух раз в месяц каждому сотруднику отдела дозволялась оная процедура. Агрегат квантовой телепортации напоминал душевую кабинку на загородной вилле. Пол Снек раздвинул створки и встал на синее пятно, в центр фокуса фотоприемников. Надел головные стереофоны и голографические очки с сегнетоэлектрическими кристаллами. На панели управления заморгала лазерная коррекция объекта, а следом включился режим синтеза аватаров «А» и «Б». Через минуту телепорт голосом шефа потребовал:

— Введите время и координаты начала события.

— Круизный лайнер «Коста Конкордия», 2011 год. Ээ…э, двенадцатое июля. И следом 2012 год, тринадцатое и четырнадцатое января. Внимание сопутствующим элементам.

— Принято. Введите общее время наблюдения.

— Двадцать четыре часа плюс неопределенность Айзенга. Старт.

— Принято. Ожидайте.


Пол Снек вышел из кабинки, развернулся лицом к телепорту. За стеклом бушевала сине-зелёная плазма. В ней корёжились полупрозрачные формы двух квантово-запутанных аватаров, точных копий Пола Снека. Вскоре один из них исчез, по-видимому, отправившись в прошлое, а второй уплотнился и показал оригиналу язык.

— Работай, шутник! — огрызнулся следователь и, пройдя к рабочему столу, переключил компьютер на аватар «Б». — Теперь мои «глаза и уши» в гуще исторических событий.

И он снова погрузился в чтение материалов из красной папки.

***

«Коста Конкордия». 2011 год, июль.

Аватар «А» на связи с аватаром «Б».

— Конкордия, сеньоры, — вещал в мегафон рекламный зазывала, — в древнем Риме богиня семейных уз. Один круиз с дивным названием «Аромат цитрусовых» на теплоходе «Коста Конкордия», и… семейное счастье, давшее трещину, будет восстановлено. Богиня согласия, симфонический оркестр с современным репертуаром и команда аниматоров корабля рады помочь любящим сердцам воссоединиться вновь.


В старой доброй Флоренции солнце близилось к полудню. На входе в городской парк стояли лотки-холодильники с мороженым, зонтики уличного кафе цвета яичницы глазуньи и невзрачный газетный киоск. Агенты всевозможных турфирм соблазняли прохожих, суля им неземной рай. Бойкий молодой человек астенического телосложения с треугольным лицом и кучерявой бородкой опустил мегафон, утёр пот со лба тыльной стороной ладони и глотнул из бутылки минеральной воды. Взглядом опытного агента окинул толпу неторопливо фланирующих господ, выделяя из них потенциальных клиентов. Заметив хорошо и со вкусом одетых людей, продолжил:

— Как корабль назовёшь, так он и поплывёт, говорят бывалые моряки. Отдых обещает увлекательный вояж по западному Средиземноморью. Мы побываем в семи портах. Только представьте: солнечная Савона, учтивый Тулон, карнавальная Барселона, гостеприимная Пальма-де-Мальорка, весёлый Кальяри, знойный город Палермо и зажигательная Чивитавеккья примут вас как родных. Присоединяйтесь, сеньоры туристы!

— Скажите, молодой человек, на какой комфорт мы можем рассчитывать, если купим билеты? — поинтересовался зрелого возраста и приятной наружности мужчина, в дорогом костюме цвета кофе с молоком, бережно держа подругу под локоть.


Дама в широкополой соломенной шляпке, кремовом платье в мелкий цветочек и с элегантным белым болеро, искоса поглядывала на спутника, кротко улыбаясь ему. Её золотисто-карие глаза сияли, на пухлых щеках круглого лица чуть розовел природный румянец. Аватар «А», наблюдающий сценку за спиной агента, заколыхался в такт эротических фантазий молодого человека. Благо аватар был прозрачным и незаметным, поэтому никакой «эффект бабочки» не нарушил Историю.


«Последнее слово остается обычно за жёнами», — вспомнил агент инструкцию, — мне надо заинтересовать именно сеньориту. Девушка немного смущалась, витая в облаках влюблённости. Любой фотограф сказал бы: «Ах, как она хороша»! — подумал мечтательно агент. Он сразу оценил клиентов и запел соловьём:

— «Коста Конкордия» имеет пятнадцать палуб. С палубы на палубу вас доставят четырнадцать лифтов. В любое время суток к услугам туристов пять ресторанов с экзотическим и европейским меню, четыре бассейна, фитнес-центр, салон красоты, симулятор «Формулы-1» и казино.

— Неплохой сервис, не так ли, дорогая Валенса? — мужчина склонился к спутнице.

— О, да, Капучано, я давно мечтала, как и моя прабабушка, хоть однажды в жизни совершить необыкновенный вояж, — восхищённо сказала Валенса. — Сто лет назад ей довелось плавать на круизном лайнере, получив неизгладимые впечатления. О чём она рассказывала практически на каждый праздник всем соседям и родственникам до преклонных лет.

— Скажите, сеньор… — мужчина внимательно прочёл имя на бейджике, — сеньор Витторио, достаточно ли обеспечена безопасность пассажиров?

— Не волнуйтесь, сеньоры, всё продумано! В каждой каюте «Коста Конкордии» есть спасательные жилеты. На шлюпочной палубе закреплены двадцать шесть вместительных шлюпок и семьдесят надувных плотов. Команда может спасти более шести тысяч человек, включая пассажиров с детьми и экипаж, — заверил агент.


Парочка отошла в сторону и негромко посовещалась. Агент не торопил их, выжидательно молчал, но понял, что клиенты, как будущие туристы, созрели.

— И когда отплытие? — спросил сеньор Капучано.

— Через полгода, сеньоры. Январь — прекрасное время для отдыха на воде. Уже определились с каютой? Сейчас созвонюсь с менеджером, сей момент, — агент Витторио приподнял бейсболку. Получив подтверждение от абонента, он назвал цену. Пока клиент готовил деньги, молодой человек вписал номер каюты в билеты. — Двухместный люкс на десятой палубе ожидает вас. Счастливого плавания, сеньор и сеньора Капучано!

***

Рочестер, США, сто лет спустя. 2111 год, август.

В дверь офиса позвонили. Пол Снек оторвался от бумаг, пребывая мысленно в том, две тысячи двенадцатом году. Кто его беспокоит? Ах, да, совсем забыл; не слишком расторопный курьер принёс, наконец-то, пиццу. Следователь взглянул на часы, прошло сорок минут:

— Пицца шла пешком, сынок? — спросил он насмешливо щуплого паренька пубертатного возраста.

— Нет, пицца ехала на скутере, мистер, — оправдывался курьер. — На перекрёстке восьмой авеню и Гарден-стрит пробка. Пятница ведь, все спешат домой.

— Ладно проехали, это тебе за заказ и на мороженое.

— Спасибо, сэр, — курьер озорно взял под козырёк.


Пол Снек взял увесистую коробку. Руки почувствовали приятное тепло: — ещё не успела остыть, — закрыл дверь и подошёл к обеденному столику, включил чайник. Пока закипала вода, он с вожделением нарезал пиццу на ровные аккуратные кусочки, сложил их горкой на пластиковую тарелку. Заварил крепкий чай, опустив сразу два пакетика в чашку. Видела бы это его жена Пэгги, обязательно сделала бы выговор, что он совершенно не желает экономить. «Но ведь, пятница»! — оправдался он мысленно. Перенёс еду и чай на рабочий стол. Теперь можно и поработать!


Красная папка из толстого картона раскрыта была на первой трети общего объёма. Скоросшиватель скреплял примерно двести немного потёртых страниц, таивших в себе неразгаданные причины странной морской катастрофы начала двадцать первого века. Цветная фотография «Коста Конкордии», вид с берега, сделанная пассажиром по фамилии Мур в день отплытия, привлекла внимание. Пол Снек повернул снимок. На обороте от руки его предшественник записал: «Водоизмещение судна почти сто пятнадцать тысяч тонн. Шесть двенадцатицилиндровых дизель-генераторных двигателей фирмы «Вартсила». Две паровые турбины мощностью пятьдесят пять тысяч лошадиных сил. Скорость около двадцати узлов. Двойное дно, крепкое. Трюм разделяется переборками с герметичными дверьми. Непотопляемость «Конкордии» заложена конструкторами изначально».

— Так-так. Непотопляемость? Где-то мы что-то подобное слышали однажды. Двести лет назад, кажется, кое-кто тоже утверждал именно это, но айсберг в Атлантическом океане не знал такого слова. Пресловутый человеческий фактор? — пробормотал Пол Снек, неторопливо жуя пиццу и запивая её чаем. — Беспечность, элементарное стечение обстоятельств или мистика?


Он вынул из пачки в столе чистый лист и начал записывать: «Какие невероятные совпадения преследуют непотопляемые суда»? Пол Снек почесав макушку, написал слово «Непотопляемость»; против него нарисовал звёздочку и поставил восклицательный знак.

— То-то и оно. Не посвящай никого в личные планы! Зачем смешить людей, если у звёзд всегда есть выбор между орлом и решкой? — в этот момент он услышал сигнал «пик-пик» от аватара «Б».

***

«Коста Конкордиа», 2012 год январь.

Аватар «А» на связи с аватаром «Б».

— Добро пожаловать на борт, сеньор и сеньора Капучано! Возьмите, пожалуйста, буклет с программой путешествия, экскурсиями на берегу и расписанием в концертных залах. Если вы правильно оформили багаж, то ваши чемоданы, — клерк, встречающий у трапа белоснежного красавца, круизного лайнера «Коста Конкордиа», вернул пассажирам билеты, любезно улыбнулся, — носильщик доставит в каюту в течение часа.


Пара ступила на борт и через холл, застеленный мягкими красными ковровыми дорожками, прошла к лифту. Зайдя в номер, мужчина снял пиджак, приспустил жалюзи, и, устроившись в мягком кожаном блекло-сером кресле, принялся изучать буклет с цветными фотографиями интерьера «Коста Конкордиа». Аватар «А» ужом проскользнул за ними в каюту и с удовольствием растянулся на кровати, — почти невесомый призрак даже не продавил матрас. Подумал: «Телепортация хороша всем, если бы не информация о радикулите оригинала Пола Снека, которая квантовым образом запуталась вместе со мной»! Лёжа на спине, он повернул голову на бок, наблюдая за объектом.


Женщина же раскрыла чемоданы и аккуратно разложила нижнее бельё по полочкам двустворчатого пластикового шкафчика, покрытого ореховым шпоном. В большое отделение она повесила мужские рубашки и пиджаки, свои блузки, юбки и платья. На верхнюю полку определила шляпы, шляпки и платки. Зубные щётки с электрической вращающейся головкой удобно встали в стаканах над раковиной в ванной. Как и у прабабушки, предметом особой гордости для Валенсы служила зубная щётка. «Помни внученька, приятный запах изо рта, — визитная карточка истинной женщины», — говаривала ей бабушка Виола.


Валенса огляделась, апартаменты «четыре звезды», в которых ей ни разу не доводилось бывать, с каждой минутой нравились всё больше и больше. Морской вояж был свадебным подарком сеньора Капучано.

— Я готова, Джованни! — сказала она, мило улыбаясь супругу.

— Хочешь мороженого с клубникой? По глазам вижу, не откажешься.

— Мечтаю в такую жару о сладостях и прохладе.


Супруги прошли на корму «Коста Конкордии» в бар, выбрали столик ближе к окну и дождались заказа. Дама удовольствовалась десертом и апельсиновым соком. Мужчина присовокупил ко всему ликёр амаретто со льдом. Аватар «А» устроился за колонной, вдыхая запах спелой клубники и алкогольные пары сладкого ликёра. Аватар «Б» чуть не захлебнулся слюной, благо она была виртуальной.

— Дорогая, помнишь, ты обещала рассказать о своей необыкновенной прабабушке? — спросил Джованни, потягивая ликёр через соломинку. — Мы сейчас никуда не торопимся; времени полно, и я люблю сказки.

— Сказки, говоришь? М-мм, «ва бене, соле мио». Ну, слушай! Главной причудой моей любимой бабушки Виолы, так я называла прабабушку, было её трепетное отношение к зубной щётке. Без неё она никогда никуда не отправлялась…

***

Рочестер, США. 2111 год, август.

Пол Снек перестал жевать, тщательно облизал пальцы и вытер их о салфетку. Он уставился в потолок. Нет зацепки для ума, всё выглядит слишком прилизанным и гладким, а по истечении времени, — полустёртым. Где тот камень преткновений, который будучи брошенным в прошлом, оставляет круги на воде в будущем? «Коста Конкордиа» потерпела крушение с тринадцатого на четырнадцатое января 2012 года, — ровно через сто лет после затопления «Титаника», получив аналогичную пробоину и повредив также правый борт.

— Итак, в пятницу 13 января 2012 года на закате дня, «Коста Конкордия», следуя строго по маршруту, вышла из древнего города Чивитавкеккья в Савону. Загадочная пятница и тринадцатое число, — какое совпадение! Преступление налицо, а мотив не ясен. В любой истории, войне или преступлении французы советуют: «Шерше ля фам», ищите женщину. Где же эти грешники, точнее грешница? — рассудил Пол Снек и вновь обратился к первым листкам дела. — Хорошо, начинаю «шершавить ля фаму». Стоп! Надо отправить аватар «А» в 2006 год, во время спуска «Коста Конкордии» на воду.


Пол Снек остановил квантовый телепорт и задал новые координаты аватарам. Аватар «Б» скривил ухмылку и сделал неприличный жест. Следователь возмутился:

— Хулиган, подзаборное отродье!

— Я отражение твоих нереализованных поступков.

— Лгун! Я образованный и культурный человек.

— Мнишь себя высшей формой эволюции?

— Задание получил? Выполняй! — Пол Снек отвернулся. — Боже мой, с кем я спорю? С собственной голограммой!?

— Голограмма — Три-Дэ фотокопия, а у меня есть Интеллект, — гордо заявил аватар «Б».

— Дорогой Интеллект, а также Ум и Разум, ты задание слышал? Работай!

— Принято, — уныло прошипел квантовый сотрудник.

***

Чивитавеккья, центральная Италия, Тирренское море. 2006 год, июль.

Аватар «А» на связи с аватаром «Б».

— Господа, сегодня седьмое июля две тысячи шестого года. Вот-вот наступит самый интригующий момент, крещение нового судна «Коста Конкордии», что означает «берег мира». Для церемонии «крещения» приглашается известная в Чехии супермодель Ева Грецка, сотрудница парижского модельного агентства Мэдисон, — кричал в микрофон репортёр Шалевски.


Американскую улыбку белозубой дивы запечатлели многие журналисты, пока она дошла до импровизированной сцены. Субтильная фигура с неразвитыми мышцами, туго обтянутая красной материей, показалась гостям и обывателям слишком хрупкой, чтобы разбить бутылку шампанского о борт корабля.

— Мне так приятно видеть вас здесь, друзья, — пролепетала Ева, неловко хватаясь за бутылку шампанского.

Толпа зааплодировала. Фотоаппараты защёлкали, камеры застрекотали. На модели были шёлковые перчатки, они скользили по стеклу, а бутылка так и норовила выскользнуть из худеньких рук раньше времени.

— Ева, смелее. Размахнитесь изо всех сил и бросьте бутылку, — подсказывал ей на ухо капитан корабля.

Дива размахнулась, но подумала, что в профиль она будет выглядеть не достаточно эффектно на снимке. Ева повернулась анфас и опять размахнулась. Модель позировала, люди ждали.

— В добрый путь, «Коста Конкордиа»! — пискнула костлявая модель и бросила бутылку, целясь, как ей показалось, прямо в корпус.


Шампанское, привязанное за верёвку, откачнулось обратно, бутылка даже не треснула. Вторая попытка оказалась также неудачной.

— Она не смогла разбить бутылку! Дурная примета, — загомонил народ на берегу. Потомки древних этрусков свято чтили морские традиции со времён императора Траяна. На море усилилась рябь. — Нашли, кого приглашать!? Посейдон на чеку!


Капитан побледнел. Тогда репортёр Шалевски спас положение. Он выхватил бутылку из рук слабосильной Евы Грецка и с силой шваркнул её о борт «Коста Конкордии». Бутылка разбилась. Моряки, приглашённые гости и горожане ликующими воплями встретили это событие. Круизный лайнер был спущен на воду. В чешских же и итальянских газетах в ту пору не появилось ни слова об этом инциденте. Слухи слухами, время прошло и, могло показаться, что стёрло из памяти горожан этот эпизод. Но его припомнят и обязательно присовокупят к делу, как только…

***

          

            Рочестер, США. 2111 год, август.

Не разбитая бутылка шампанского явилась коренным мистическим знаком для нового судна, о чём дотошный следователь Пол Снек записал в блокноте строчкой выше «непотопляемости».

— А вот и первая грешница, Ева Грецка! — обрадовался он. — Но первая она лишь в истории «Коста Конкордии». Юбилейную дату «Титаник» из прошлого «отметил» по-своему в будущем. Волна пространственно-временных искажений от столетней катастрофы докатилась до очередного «непотопляемого» круизного лайнера, сказали бы учёные. Возможно ли, повторение родственных причин и следствий через призму времени? Подозреваю, надо искать зацепку в более ранних событиях.


Пол Снек бросил взгляд на улицу. Ночной город сверкал и сиял иллюминацией во всей красе, привлекая посетителей в кино, клубы и стрип-бары. Ракеты на подводных крыльях приглашали людей отдохнуть на реке Сумбро. Дирижабли покачивали расписными боками на мачтах-причалах, обещая воздушный уикенд по-над городом и пригородами. «На сегодня хватит торчать в офисе, домой-домой», — подумал он. Целая ночь впереди, чтобы найти мотив, подвигнувший доморощенного оракула написать прорицание о непотопляемом корабле.

— А что с моими квантовыми «глазами и ушами»? Шеф появится лишь в понедельник утром. К тому времени агрегат, надеюсь, выключится автоматически.


Он обошел кругом телепорт. Аватар «Б» демонстративно лежал на спине, закинув ногу за ногу.

— Почему не работаем? — сурово спросил Пол Снек.

— Пятница, вечер и завтрашний шабат, — святые часы, — небрежно сказал аватар «Б». — Нужно молиться и укреплять дух. Тебе тоже не помешает.

— Ты принял иудейство?

— Я рад присоединиться к хорошим традициям, особенно, когда уикенд, а тебя заставляют трудиться в поте лица, — аватар «Б» хитро прищурился.

— Э… гм. Бунт на корабле? О дезинтеграции не слышал, случайно?

— Эксплуататор!

— Хорошо, чего хочешь?

— Пол, ты только представь: бархатный шум набегающих волн, женское общество и лёгкая непринужденная музыка. Романтика!

— Договорились, будет тебе шум моря с музыкой и обществом. Мир?

— Мир.


Пол Снек обследовал исходную мощность агрегата и, удостоверившись в хорошем запасе энергии, быстро присовокупил к заданию новые вводные.

— После выполнения задания на «Коста-Конкордии», отправлю-ка я аватаров в 1911, 1912 и 1916 годы на борт «Олимпика», «Титаника» и «Британики». Я обещал аватару «Б» шум моря, музыку и общество? Что ж, меняем аватаров «А» и «Б» местами, пусть в прошлое отправляется «Б». Нажимаю кнопку «Исполнить». Ну, вот отлично, хорошего уикенда, напарник!


На миг аватар «Б» исчез, и вместо него появился аватар «А». «Как различить близнецов, а тем более квантовых? — подумал Пол Снек несколько озадаченно. — По поведению, наверное».  Меж тем аватар «А» незамедлительно улёгся на спину.

— В чём дело? — спросил Пол Снек. — Ты кто, и почему лежим?

— Аватар «А» прибыл из прошлого, приступаю к заданию в положении  «горизонт». Иначе не могу, радикулит прихватил. Начальник, если сотрёшь кусок памяти о радикулите, буду признателен.

— Ох, ты! — ошарашено вскрикнул Пол Снек. — Кто бы мог предположить, что квантовый аватар может почувствовать человеческие болезни? Что-то очень новенькое открывается нашему взору. Не, коллега, к сожалению, я не могу стереть твою память, но обещаю отправить запрос программисту. А пока повышу в камере температуру, прогреешься основательно, — глядишь, и полегчает. Выздоравливай, напарник! Хороших мыслей!

— Спасибо, Пол, буду на связи!

***

            Рочестер, США. 2111 год, август.

Книга «Тщета» соотечественника Роберта Митчелла, явившего миру повесть о корабле «Титан», досталась Полу Снеку путём сложнейшей и почти шахматной комбинации. Он выменял старый спиннинг на коллекцию ненужных приятелю дедовских почтовых марок. Старые марки Пол Снек недорого продал знакомому филателисту, взамен тот подарил ему билет на распродажу подержанных книг со скидкой. Об этой акции Полу Снеку сообщил уличный голографический аватар, примерно с месяц назад, навязавшись проводить его до дома. И вот он, — потёртый временем и историей раритет конца девятнадцатого века, рождённый воспалённым умом, несомненно, параноика, — лежит перед ним. В прямом и переносном смысле невзрачная книжица с обложкой, превратившейся в трухлявый картон, залапанный множеством рук, хранила память о несметном количестве читателей.


Придя домой, Пол Снек принял душ и переоделся в пижаму. Чувство комфорта и покоя разлилось по телу. На кухне он достал из бара-холодильника сухой джин «Рочестер», кубики льда, лайм и бутылку тоника, а затем с удовольствием расположился в зале на диване.

— Магия коктейлей, — это почти иллюзион!


Он плеснул тоник на дно широкого бокала, всыпал порошок джина, добавил лёд и пару долек лайма. Вскоре лёд начнет потрескивать. «Готово»! Пол глянул на себя в зеркальную стену напротив, поднял бокал: «За пятницу, друг! Хорошего вечера»! И, выпив залпом половину коктейля, дождался момента, когда приятное тепло достигло желудка. Затем, отставив прочь посуду, обратился к задуманному. Он надел белые хлопчатобумажные перчатки, мысленно воздел руки к небесам и открыл книгу на первой странице.


«Новый корабль был огромнейшей машиной и явился величайшим произведением судовой инженерии. Строительству этого монстра способствовали многие отрасли науки, техники и металлургии. На капитанский мостик взошли лучшие офицеры Королевского Флота. Они изучали не только корабельное дело, но и морскую географию, подводные течения и сезонные ветра», — такими словами начиналась повесть «Тщета»…


По всему видно, что корабль «Титан» выходил у Роберта Митчелла плавучим островом. Ему не страшны были никакие ветра, приливы и подводные течения в водах Атлантики. Здесь Пол Снек почему-то вспомнил о «Таинственном острове» Жюля Верна. «Интересно-интересно, не лавры ли знаменитого француза не давали спокойно спать и нашему Роберту Митчеллу»? — вскричал Пол Снек, прочитав фразу:

«Круизный лайнер «Титан», водоизмещением пятьдесят две тысячи тонн, мог идти полным ходом в любую погоду, будь то полный штиль, туман или пятибалльный шторм. Северный Путь в Атлантике, зима или лето всё преодолели бы многосильные двигатели и паровые турбины в пятьдесят тысяч лошадиных сил».

— Подозреваю, эту возможность судоходная компания возвела для капитанов в ранг негласного правила. Логично: чем больше скорость, тем чаще можно совершать трансатлантические рейсы и, соответственно, получать большую прибыль. Я так и думал, ведь деньги не пахнут, — возмутился следователь и записал в блокноте сказанное. — А как же айсберги?


Он углубился в чтение. Конструктора, оценив надёжность корпуса и скорость хода в двадцать четыре узла, заложили при столкновении «Титана» с айсбергом затопление всего лишь трёх отсеков, но не более, что якобы при водонепроницаемых переборках оставляло судно на плаву.

— Случайная катастрофа, как пишет Роберт Митчелл, недооценивалась ни исходными расчётами проектировщиков, ни инженерами-строителями. Что же двигало автором, позволившим родиться этому чудовищному пророчеству на свет? Говорят, он сильно заболел, и его неожиданно стали преследовать видения тонущего корабля. Для опытного моряка, которым был Роберт Митчелл когда-то, фантомные картины особенно чувствительны. Это я могу понять, — Пол Снек вновь сделал в блокноте пометку и перелистнул страницу. Воображение разыгралось не на шутку.

***

Атлантика, круизный лайнер «Титан» в мире Митчелла, 1898 год.

Апрель в Атлантике время жестокой борьбы зимы с летом. Гигантский лайнер «Титан» в мире Роберта Митчелла не плыл, а словно летел по-над тёмно-зелёной водой. Близилась полночь. Сильный порыв Норд-Оста, внезапно налетевший на теплоход, следующий курсом до Нью-Йорка, предрекал бывалому моряку близящийся шторм. Вперёдсмотрящий вахтенный зябко поёжился, кутаясь в просоленный бушлат. По мере продвижения судна волны поднимались всё выше и выше. Тяжёлый гребень волны обрушился на форштевень, разбился на мелкие брызги и окатил капитанский мостик. Рулевой крепко выругался, но штурвал не упустил.


Облачная завеса столпилась кучерявыми барашками над акваторией, сокрыв полную луну и звёздный небосвод. Сырой морской воздух обволок корабль от ватерлинии до шлюпочной палубы. Видимость ухудшилась. Слушая веские доводы штурмана о безопасности плавания, капитан оставался глухим, и круизный лайнер ни на йоту не сбавил скорость в двадцать четыре узла. Жёлтый телец, сеющий монеты в отдалённом будущем, подменил капитану здравый смысл, робко нашёптывающий чувство осторожности.


Склянки пробили полночь. Блеклая дымка испарений сгущалась где-то внизу над водой, образуя клубящиеся завихрения, поднималась наверх и стелилась по палубам круизного лайнера. Корабль шёл ходко, с крейсерской скоростью. По причине ревматических болей в суставах и ноющей подагры капитан был сильно не в духе: он отчитывал судовую команду за мелкие провинности. Радист, вежливо козырнул и вручил капитану внеочередную радиограмму:

— Синоптики обещают непогоду над Атлантикой, сэр. Рекомендуют уменьшить скорость на пять узлов. В этом квадрате возможна встреча с крупными льдинами и айсбергами, что в апреле не редкость.

— Врут, как синоптики, — игнорировал тот предупреждение. — Что «Титану» эти ледыхи? Эй, внизу там, полный ход!

Снежная стена закрыла обзор морской глади. Неожиданно туман рассеялся, и пассажиры увидели ледяную гору, вершиной уходящей в облака.

— О, боже мой, Пресвятая Дева Мария! — рулевому послышалось многоголосье с палубы.


Корабль левым бортом неумолимо наезжал на пологий ледяной склон. Оглянувшись, экипаж с ужасом наблюдал работу кормовых винтов, показавшихся из воды. Роберт Митчелл, как автор был неумолим, и книжный «Титан», потеряв равновесие, медленно завалился на правый борт. Пробоины в большом количестве отсеков, вызвали протечки. Непотопляемый корабль медленно уходил под воду…

— Писатели, беллетристы! «В начале было Слово», — произнёс уважительно Пол Снек, мысленно нащупав почти философский камень преткновений, — «И Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так говорится в Евангелии. Всё-таки это было «Слово» или же греческий «Логос», — сила управляющая миром? Богом, творцом или создателем, кем возомнил себя писатель Митчелл?


Пол Снек закрыл книгу. Мучительно нащупывая ускользающую мысль и пребывая в задумчивости, он медленно снял перчатки и, небрежно кинув их на стол, пару раз глотнул коктейль. Виртуальный экран воображения перенес его в студенческое время на лекцию по теории катастроф. Вспышка прозрения неожиданно посетила его на миг.

— Эврика! — обрадовано вскрикнул Пол Снек. Его вовсе не смущала беседа с самим собой вслух. — Вот оно! Первый круг времени замкнулся, и от него пошла череда сцепленных событий, как это следует из теории катастроф. Одно никак не пойму: неужели первым цунами, который выглядит нынче всплеском цвета замшелого камня, — была эта странная повесть «Тщета» соотечественника Роберта Митчелла, написавшего о корабле «Титан» в конце девятнадцатого века? В начале было Слово или Программа будущих событий?


Пол Снек, пребывая в сомнении правильности метода дедукции, допил коктейль, погасил верхний свет и отправился в спальню. Голова коснулась подушки, в тот момент, когда аватар «А» получил темпограмму из 2012 года.

***

Круизный лайнер «Коста Конкордиа», 2012 год, январь.

Аватар «Б» на связи с аватаром «А».

— Джованни, ты меня слушаешь? — спросила Валенса.

— Я весь внимание, — сказал сеньор Капучано, заглядывая в бокал с амаретто, тот был сызнова не пуст. — Продолжай, «кара миа».

— В 1911 году моя прабабушка, — или, как я её звала, бабушка Виола, — тогда ещё двадцатитрёхлетняя девушка, нуждалась в хорошо оплачиваемой работе, поэтому, не задумываясь об опасностях морских путешествий, беспечно ступила на борт одного трансатлантического лайнера, буквально вчера сошедшего со стапелей. Конечно же, плохую погоду в Атлантике англичане и ирландцы частенько поминали к слову, когда на берег налетали свирепые ветры, несущие дождевые тучи. Неделями хлестали проливные дожди, затопляя городские и деревенские улицы, площади и рынки, наезженные дороги и поля. Холод и сырость отступали лишь вблизи весёлого огня каминов. Но что поделать, когда финансы поют романсы? Зарплата стюардессы могла бы помочь семейному бюджету, на что и понадеялась рыжая и веснушчатая красавица Виола.


Напарник Пол Снек сдержал слово, отправив аватара «Б» в странствие вместе с пассажирами «Коста Конкордии». Он краем уха слушал Валенсу, а глазами купался в море. Откуда было знать квантовому существу, что в январе даже южные воды далеки от тёплого парного молока. Корабль ожил; супруги и следящий за ними аватар «Б» почувствовали вибрацию от работающих двигателей. Следом послышались басовые звуки ударных инструментов, искажённых динамиками колонок, и возгласы ликующей толпы.

— Очень интересно, но причём тут бабушкин амулет в виде зубной щётки? Да, кстати, Валенса, кажется, мы отправляемся, — сказал сеньор Джованни Капучано; он допил амаретто и поставил бокал на стол. — Не хочешь на палубу?

— Джованни, не торопись, интрига впереди. Доскажу вечером, на сон грядущий. О, на правом борту аниматоры устроили целый концерт, пойдём веселиться!


Среди отдыхающих аватар «Б» увидел танцующих молоденьких девушек и присоединился к ним. Точёные фигурки, запах разгорячённых женских тел и эротические флюиды возбуждали квантовое поле аватара не менее страстно, чем это обычно случается с плотью обычного молекулярного человека. «Напарник, ты многое потерял из-за своего хобби»! — подумал голографический двойник, извиваясь всем телом. Ритмы ламбады и сальсы в стиле Касино никого не оставляли равнодушным. Но долго аватару «Б» ловить «кайф» не пришлось: программа телепорта переместила его на сотню лет назад.

***

Круизный лайнер «Олимпик», первый из «непотопляемых» кораблей, родившихся на свет. 1911 год, сентябрь.

Аватар «Б» на связи с аватаром «А».

Двадцатое сентября 1911 года выдалось по-осеннему непогожим днём. Корабль «Олимпик» шёл заданным курсом, не отставая от графика. Пассажиров развлекали драматическими спектаклями и филармонической музыкой. Настроение люди поднимали друг другу приятной беседой, игрой в бридж, преферанс и покер. Аватар «Б» увидел, как один из джентльменов в горячности швырнул карты на стол и, резко поднявшись, отправился в каюту опустошать сейф. Спускаясь по трапу, он столкнулся с новым приятелем, богатым молодым повесой из Эдинбурга:

— Куда спешим, сэр Фолк? — спросил тот для приличия, чтобы совсем не молчать и хоть что-то сказать.

— Привет и вам, сэр Бьюкенен. Забыл кошелёк взять, — ответил, как можно безразличнее, сэр Фолк.

— Вы прикупили нечто необыкновенное или действительно полезное?

— О да, прикупил два туза на мизере!..

— Шотландский ливень! Два кота и собака в придачу! Ничего отыграетесь.

— Надеюсь.


Будучи мужчиной в годах старше приятеля, сэр Фолк мысленно корил себя за азарт, но карточный долг считал делом чести. Аватар «Б», на понимая человеческих слабостей, пожал плечами: «молекулярные люди — странные существа»!?


Капитан Энди Скотт с утра угрюмился, словно хмарь небесная зависела от сводки погоды, которую сообщил радист, и ругал синоптиков, на чём стоит свет. Дежурство стюардессы Виолы Доннелли протекало как обычно. Она постучалась в капитанскую каюту:

— Сэр, второй завтрак и крепкий кофе, как вы заказывали, — девушка поставила поднос на столик. — Приятного аппетита!

— Благодарю, мисс…

— Виола Доннелли, сэр.

— Как служится на «Олимпике», качка не донимает?

— О, нет! Всё хорошо, — зарделась стюардесса и поправила шапочку.

— Да-да, наш корабль — плавучий остров, под ногами почти твердь. Спасибо, не смею задерживать, мисс Доннелли.


Девушка закрыла за собой дверь. Капитан вздохнул: «Я понимаю второго помощника Стэнли Лайтлонга, ухлёстывающего за нею. Стройная фигура, по-девически тонкая талия, ловкие руки, — чем не хозяйка большого дома? И совершенно не понимаю, почему второй помощник волочится за «старой вешалкой» из первого класса? Богачка тотчас бросит его взамен на выгодное предложение какого-нибудь магната». Аватар «Б» как плохой школьник «намотал на ус» замечание капитана Энди Скотта и… отправился в каюту к «старой вешалке».


Картина, представшая перед его квантовым взором, обрадовала аватара «Б» театрально-любовной сценой. «Мадонна Рафаэелева! — мысленно восхитился бесцеремонный свидетель. — Женщина в самом соку и расцвете лет, не так уж и стара, на мой неискушённый взгляд. Обворожительны её верхние и нижние сферы, — почти идеальные стереометрические формы. Мечта высшей математики! Алгеброй поверить гармонию, — сказал великий русский поэт, кажется Пушкин. Я его поддерживаю, — квантовый мужчина виртуально проглотил слюну».

— Аватар «Б» ты чем там занят? — передал ему аватар «А» вопрос от Пола Снека.

— Собираю живую информацию о пассажирах, — масляно улыбаясь, ответил аватар «Б».

— Ищи фактический материал, романтик-математик! — сказал аватар «А». — Не отвлекайся слишком там, на побочные исторические линии.

— Конечно-конечно, — аватар «Б» с сожалением оставил пылких любовников в объятиях и направился в командную рубку.


Борт «Олимпик» чётко следовал расписанию. Медленно наползал туман, густой белёсый туманище; он окутал лайнер до верхних палуб. После обеда вперёдсмотрящий заметил по курсу крейсер «Хоук», о чём сообщил штурману. Штурман доложил капитану. И тут начались странности. Радиосвязь между судами была чрезвычайно неустойчивой; разговоры между капитанами «Олимпика» и «Хоука» неизменно прерывались какими-то чужеродными шумами. Фразы приходилось начинать заново и уточнять непонятное. Скверный английский капитана крейсера сыграл не последнюю роль в дальнейших событиях. В конце концов, как-то договорившись о взаимном маневрировании, суда неожиданно направились на… таран.

— Разрази этих идиотов гром! — выругался вперёдсмотрящий на крейсере. — Прямо по бушприту долбанный лайнер! Лево руля!

— А чтоб тебя, — раздалось в ответ, и нецензурная брань пролилась в эфир.


Рулевой завернул штурвал до упора влево, когда правый борт «Олимпика» занял весь обзор. Столкновение было неизбежно. К счастью всё обошлось благополучно, и никто не пострадал. После столкновения судов Виола вбежала в каюту и, быстро схватив обожаемую зубную щётку, сунула её в сумочку на длинном ремне. Зубную щётку подарила ей любимая бабушка. С тех пор, как верила девушка, она служила ей охранным амулетом от всяческих невзгод.


Получив темпограмму от аватаров, Пол Снек открыл блокнот, записал: «Второй круг временной волны, цвета свинцово-серой алчности, — строительство одинаковых кораблей «Олимпика» и «Титаника» и замена марки стали для несущих конструкций на менее прочную. Жадность или скупость? Судоходная компания пошла вразрез традициям и спустила корабли на воду без обряда «крещения» шампанским».


Сойдя на берег, Виола Доннелли больше не захотела служить на этом судне, несмотря на то, что компания «Вайт Стар Лайн», которой принадлежал «Олимпик», щедро оплатила ей бонусы и дала хорошие рекомендации. Переживания и треволнения на корабле, жестокая качка во время штормов и мерзкая сырость, оказались той каплей в море, чтобы она дала себе зарок, — больше не ходить в море. Отвергнув до поры до времени настойчивые ухаживания второго помощника Стэнли Лайтлонга, девушка вернулась домой, в тихое уютное гнёздышко. Не сказать, чтобы несостоявшийся жених был некрасив; напротив он имел интересную внешность, стать и рост. Но на взгляд Виолы, ему недоставало романтичности в чувствах. Молодой человек слишком торопил события. Простота и практичность сквозили во всех его высказываниях о семейной жизни. И, опять же, воспитанная в строгих ирландских традициях, она нуждалась в советах близких и благословении родителей.


Рождество и Новый Год Виола Доннелли, как порядочная католичка, встретила в кругу семьи и друзей. Рождественскую ёлку девушка наряжала вместе с озорной детворой, младшими братьями, сёстрами и любимой бабушкой, пока мама с тётей пекли яблочные пироги на кухне. Из коробок они доставали стеклянные бусы и гирлянды, блестящую мишуру и игрушки, пролежавшие весь год в кладовке. В завершение под ёлку детишки положили традиционные девять морковок для каждого из оленей Санты Клауса, приговаривая: «Чтобы Санта приехал и не забыл подарки, по три на каждого»! Дедушка с дядей, взяв кэб, поехали на рынок, чтобы заполнить корзины различной снедью: копчёными окороками и палтусом, упитанным гусем, беконом и яйцами. Дядя, высокий и немного полноватый мужчина средних лет, ужасно любил торговаться и считал несомненной удачей, даже если получалось снизить цену хотя бы на пятьдесят центов.


Вскоре женская половина семейства Доннелли дружно участвовала в кухонных хлопотах. Абигайль, мать Виолы, расставила тарелки и другие приборы, а затем разлила по кувшинам глинтвейн и мятный напиток с лимоном. Фарш по-ирландски из отварного картофеля и бекона, заправленный молоком и сливочным маслом с толчёным шалфеем, Виола подала отдельно, в соуснице. Бабушка Сьюзи заботливо прикрыла салфеткой сливовый пудинг, облитый бренди и щедро посыпанный сахарной пудрой. Раскрасневшаяся тётушка Нэнси внесла в залу главное блюдо праздника, накрытое металлической крышкой, и поставила его в центре стола.

 — Часы пробили полночь! Все готовы принять мартинского гуся? — спросил Бернард, отец Виолы, обращаясь к застолью.

— С Рождеством! — хором откликнулся хор домочадцев.

Тётушка Нэнси сняла крышку:

— С Рождеством всех!


На блюде возлежал спинкой кверху большой запечённый в духовке гусь с фруктами. Карамельная корочка выглядела аппетитно и источала флюиды тмина, кориандра и чеснока. Зелёные яблоки и чернослив плавали в маринаде с мёдом и жиром. Аватар «Б» впервые пожалел, что он не молекулярный человек. Рождественский гусь, сливовый пудинг, шарлотка с яблоками и подарки родным получились на славу. Дедушка сыграл роль Санты справно, отчего осчастливленные дети скакали долго после полуночи, оглашая дом громким смехом и криками. Но подарки из-под ёлки они могли забрать только после хорошего сна утром. Виола с тихой радостью в сердце наблюдала праздник в родном доме и дружную семью, понимая, что и её заработок оказался далеко не последней лептой в общей картине рождественского стола.

***

Круизный лайнер «Коста Конкордиа», 2012 год, январь.

Аватар «Б» на связи с аватаром «А».

— Джованни, солнце моё, ты не спишь? — спросила Валенса супруга вечером третьего дня путешествия, когда после экскурсий по Барселоне, они наконец-то добрались до каюты. — Ты хотел дослушать историю вояжа моей прабабушки.

— Давай, дорогая, — откровенно зевая, ответил супруг.

— Зима баловала неприхотливых северных островитян тихим новогодним снегом, умеренными ценами, гладким льдом на катке и политической стабильностью. Однако долго отдыхать мисс Виоле Донелли не пришлось. Март выдался трудным для семьи, нужны были лекарства родителям и хорошее питание сёстрам и братьям, а деньги, как это обычно бывает, некстати заканчивались.

— Да, конечно, деньги, они имеют свойство всегда заканчиваться некстати, — поддакнул супруг, поворачиваясь на другой бок и кутаясь в одеяло. — Я слушаю, кара миа.


Глаза Джованни смежились, но рассказчица этого не заметила и с энтузиазмом продолжала историю. Аватар «Б» присел на кровать рядом с Валенсой и «развесил уши».

— В апреле 1912 года моя бабушка Виола вновь отправилась на биржу труда. На этот раз стюардесса требовалась на другой круизный лайнер, — корабль «Титаник», являющийся двойником предыдущего, где довелось служить ей. Виола крайне удивилась, когда узнала, что по совершенно случайному стечению обстоятельств, капитаном лайнера назначен известный ей Энди Скотт, капитан прежнего судна «Олимпик». Его первый и второй помощники, господа Вуди Мёрфи и Стэнли Лайтлонг, следовали за ним словно тени. Бабушка Виола невольно представила эту троицу в образе буревестника, телом и головой его был капитан Энди Скотт, а крыльями помощники.

Странное видение буревестника стало неизменным спутником девушки в новом плавании.

***

Рочестер, США. 2111 год, август.
Пол Снек проснулся рано утром в субботу и, не умываясь и не переодевая пижамы, заторопился проверить электронную почту от квантовых сотрудников. Связь была отличной, без шумов и потерь аудио и видеоряда в сообщениях.

— Что ж, пробелы в хронологии заполняются, конечно, не бог весть какой качественной, но и не совсем бесполезной информацией, — отметил он, попутно послав запрос программисту о возможности стереть память о радикулите у аватара «А».

***

Круизный лайнер «Титаник», 1912 год, апрель.

Аватар «Б» на связи с аватаром «А».

Северная часть Атлантического океана, но значительно южнее и восточнее острова Ньюфаундленд, встретила их корабль уже привычными для Виолы штормами, стужей и обломками льдин. Шёл четвёртый день вояжа. Стюардесса Виола Доннелли, сдав смену подруге Кэролайн Фрости, с которой они познакомились на бирже труда, мечтала хотя бы из-за двери послушать музыку симфонического оркестра. Девушка поспешила в каюту на нижнюю палубу для персонала, чтобы переодеться в красивое платье. Но на трапе путь ей преградил первый помощник капитана Вуди Мёрфи, выше среднего роста и спортивного вида молодой человек с круглым лицом, вьющимися русыми волосами и карими глазами с поволокой. Приятно-обольстительной внешностью Вуди Мёрфи пользовался совершенно беззастенчиво, обладая магическим действием на женский пол.


В прошлое плавание на корабле «Олимпик» он, конечно же, заприметил стройную фигурку мисс Доннелли с округлыми формами, покатыми плечами и горделивым профилем. Но в том вояже он ухаживал за светской львицей, пассажиркой из первого класса. Эта далеко немолодая женщина с восточным типом лица сорила деньгами направо и налево, одаривая Вуди материальными знаками внимания. Он отвечал ей еженощной любовью и страстью, — более чувств у него ничего тогда не водилось. Женщина-вамп выпила любовника до дна; насытившись, выгнала Вуди в нижнем белье прямо ночью, выкинув в коридор его тряпки. Аватар «Б» искренне сочувствовал молодому человеку,  наблюдая безобразную сцену выяснения отношений.

— Разрази тебя и твой корабль гром, глупец! Я не выхожу замуж за нищих, — вернула с небес на землю бывшего друга «золотая кошёлка».

— Ты об этом ещё пожалеешь, старая корова, — успел процедить Вуди, спешно натягивая брюки.


Дверь шикарного люкса захлопнулась. Так они расстались. Казанова потерпел фиаско. Самолюбие Вуди Мёрфи было уязвлено. Пожелание дамы сбылось отчасти, когда суда «Олимпик» и «Хоук» в открытом океане не смогли разойтись по-хорошему. Тысяча девятьсот одиннадцатый год миновал, оставив все неприятности в прошлом. Сейчас же на «Титанике», завидев знакомую девушку, Вуди Мёрфи захотел наверстать упущенное. Жизнь и «старая корова» научили его бережливости. Он скопил немного денег, так что мог позволить себе не только карманные расходы.

— Добрый вечер, мисс Доннелли! В такую звёздную ночь вы собрались спать?

— Здравствуйте, мистер Мёрфи. Вовсе нет, я хотела бы послушать оркестр, в щёлочку из-за двери.

— Как это мило!? Я тоже люблю классику. Позвольте купить мне два билета в партере?

— Это неудобно, наверное, — смутилась девушка.

— О, сущие пустяки, ну так я буду ждать вас у входа в зал?

— Хорошо, я хотела бы надеть что-то праздничное.

— Не задерживайтесь, мисс.


Аватар «Б», услышав об оркестре и симфонической музыке, решил присоединиться к этой парочке. Сначала он нахально подсмотрел, как мисс Доннелли выбирала платье и надевала его. Тонкие бретельки нижнего белья и кружевная утяжка «грация» привели его в состояние лёгкого ступора. Аватар отделился от стены и незримо погладил обнажённое плечо девушки. Она ощутила холод.

— Сквозняк что ли? — мисс Донелли быстро подскочила к иллюминатору и с силой захлопнула дверцу.


Аватар «Б» вынужденно ретировался к стенке. Потом вместе с нею поднялся на палубу первого класса в концертный зал, пристроившись на свободное место позади мисс Виолы. Концерт ещё не начался, а потому дирижёр воспитывал оркестрантов со свойственным лишь джентльменам словесным изяществом:

— Господа, сыграйте так, будто вы чуть-чуть выпили и никуда не торопитесь. Виолончель, если я скажу вам сейчас, какие в партии ноты, — уверяю, вы очень удивитесь. Ну и напоследок, если вы не любите меня, то полюбите, хотя бы гармонию звука!


Музыканты, безмолвно впитывали доброхотное напутствие дирижёра. Слушатели дружно зааплодировали, и тихо полилась мелодия. Арфа, скрипки, виолончель, фортепиано, а также трубы, саксофон и флейты поразили слушателей великолепным созвучием и слаженностью исполнения партитур Людвига Ван Бетховена. Чарующие звуки плыли над головами, уходили вверх под купол концертного зала и возвращались вновь. Живая музыка завораживала, будила и приглашала куда-то вдаль за горизонт, в страну фантазий. Вуди Мерфи склонился к девушке и нашёптывал:

— А сейчас оркестр исполняет Девятую симфонию Ре минор, Оду к Радости. Вам нравится?

— О, да! Это просто великолепно!..


Эта была ночь с четырнадцатого на пятнадцатое апреля 1912 года. В течение всего дня погода улучшалась. Волнение улеглось. Ветер стих. Небо стало ясным, безлунным и щедро усыпанным сиянием далёких миров. Многопалубный красавец «Титаник» покинул воды тёплого Гольфстрима и встретился с холодным Лабрадором. Склянки пробили восемь раз: вахтенные матросы сдали смену вновьприбывшим и отправились в кубрик. Новая вахта приступила к работе. Старые мореходы сразу заприметили за бортом странности, — над водой дрожали два воздушных слоя, жёлто-белый и синий, один над другим. Тёплый жёлто-белый приполз от Гольфстрима, холодный синий был Лабрадорским. Вперёдсмотрящие моряки смотрели в бинокли, но из-за температурной инверсии видели лишь ложный горизонт, который лежал выше истинного.

— Вижу что-то призрачное и высокое на горизонте, гора или вихрь!? — крикнул вперёдсмотрящий.

— Это мираж! — ответили вахтенные.

— Да нет же, угадывается большой айсберг, — повторил вперёдсмотрящий. — Ей богу! Сообщите капитану немедленно, мы идём прямым курсом на него!


Белый айсберг выплыл из тумана неожиданно, словно показался из другой реальности. Когда «Титаник» потерял равновесие и задрал корму, то Виола первым делом, как ни уговаривал девушку не делать этого Вуди Мёрфи, кинулась в свою каюту за зубной щёткой. Но путь вниз отрезала тёмно-зелёная вода, жгуче холодная и равнодушная к пассажирам «Титаника» стихия. Хорошо, что в бюстгальтере хранилась старая еврейская молитва. Она ежедневно читала эту молитву перед сном. Первый помощник капитана Вуди Мёрфи оказался всё-таки настоящим джентльменом и потащил девушку на шлюпочную палубу. Там же они встретили второго помощника Стэнли Лайтлонга. Соперники обменялись ревностными взглядами. «Вот и два крыла буревестника», — подумала Виола. Троица понимала бессердечность часа.

— Виола, разрешите вас поцеловать? — спросил Стэнли. Не дожидаясь ответа, он припал губами к руке девушки.

— Мисс Доннелли, обнимемся? До берега далеко, но хотелось бы свидеться, — вмешался Вуди Мёрфи, отталкивая соперника.

Оба сжали кулаки и изготовились к бою, словно боксёры на ринге.

— Самое время для дуэли, господа, не находите? — насмешливо сказала Виола. — Я обниму и поцелую вас по очереди, не ссорьтесь. Пассажиры ждут помощи экипажа, им нужна ваша сила.

— Виола, за кого бы вы вышли замуж, там, на берегу, за меня или Мёрфи? — напористо спросил Стэнли Лайтлонг.


Сцена расставания происходила на фоне кажущейся нереальности. На корабле царила паника. Люди метались по наклоняющейся палубе словно обезумевшие, хватая членов экипажа и матросов за рукава. Они кричали, сердились и требовали. Пассажиры с нижних ярусов всё прибывали и прибывали. Время сжалось, словно пружина в механизме часов. Троица же ничего не видела и выясняла отношения.

— Хороший вопрос, и, главное, задан вовремя, — ответила Виола. — В этот миг, между прошлым и будущим, стоя на качающейся палубе, на корабле, задравшим корму и стремительно набирающем воду в трюм, я скажу правду. Не могу солгать пред ликом величественного океана. Я люблю вас и ощущаю истинное счастье видеть обоих в добром здравии. Мне кажется, каждый может стать хорошим мужем и семьянином. Давайте, доберёмся до суши. В спокойной обстановке я отвечу сердцем, как только определюсь, договорились?


Девушка сначала обняла Стэнли и поцеловала его от души в губы, ощутив шершавость его щёк и колкость усов. Потом они обнялись с Вуди. Их поцелуй показался Стэнли чересчур долгим, и он отвернулся: «Виола поцеловала меня первым»!

— Встретимся на берегу, любимые, — сказала Виола, с трудом сдерживая слёзы.

— Семь футов под килем и попутного ветра, дарлинг! — хором напутствовали девушку Вуди Мёрфи и Стэнли Лайтлонг.


Пока молодые люди прощались, матросы не дремали, они распаковали служебную шлюпку, закрепили на тросах. Наступило время сажать туда стюардесс. Мужчины хотели проследить за тем, чтобы Виола Доннели с подругой Кэролайн Фрости заняли место в шлюпке для персонала. Девушка оглянулась на гигантский корабль, обещавший быть непотопляемым. То ли брызги от вёсел, то ли солёные капли с ресниц мешали увидеть общую панораму. Никого не видя там, наверху, она в отчаянии послала воздушный поцелуй к шлюпочной палубе. Буревестник взмахнул крылами…

***

Рочестер, США. 2111 год, август.

Субботним утром после завтрака Пол Снек, сверив погоду по Терранету, взял зонтик и отправился на историческую выставку «Последняя роскошь». Рекламный баннер обещал раскрыть все тайны катастроф двадцатого века. Следователя интересовал исключительно «Титаник».

— Британский трансатлантический пароход «Титаник» строился на верфи «Харленд энд Вулф» в Белфасте. Судоходная компания «Уайт Стар Лайн» объявила его сверхнадёжным и непотопляемым судном, — безэмоциональным голосом вещал гид, — по-видимому, студент, которому нужна была практика общения с людьми, — переходя от одного стеклянного куба с экспонатами и фотографиями к другому.


Пол Снек вскоре перестал слушать монотонную скороговорку гида, он просто ходил по залу и рассматривал экспонаты и фотографии. Как никогда следователь ощутил эти кусочки бумаги, как окна в прошлое, как мгновения истории. Интерьеры в каютах и салонах первого класса имели разный художественный стиль, но роскошь «била в глаза»: позолота и красное дерево, шёлк и витражная мозаика. Второй и третий класс декораторы оформили проще, но тоже неплохо. Пол Снек отвлёкся от созерцания и услышал заключительные слова гида:

— Примечательно, господа, что все суда компании «Уайт Стар Лайн» принципиально не проходили обряд «крещения». Бутылку шампанского о борт не разбивали. Суеверие или совпадение, что корабли постигла схожая судьба, судите сами.


«Итак, в этой истории их было четверо: капитан Энди Скотт, первый помощник капитана Вуди Мёрфи, второй помощник Стэнли Лайтлонг и стюардесса Виола Доннелли. А кораблей спущено на воду три: «Олимпик», «Титаник» и «Британник». Отважная девушка, Виола Доннелли, как свидетельствуют мои квантовые аватары «А» и  «Б», служила на всех этих судах. Так уж легла карта фатума», — записал далее Пол Снек, вернувшись с экскурсии.


Прошёл на кухню, решив сварить обед, и пока закипали равиоли, он записал:

«Третий круг волны времени, мнится мне цвета тускло-матовых волн Лабрадорского течения, связан с круизом на «Титанике». Все совпадения и суеверия наслаиваются друг на друга и кажутся сверхнелепостью. Удивительно и необъяснимо, но часть билетов люди сдали обратно, отказавшись вовсе от путешествия. Роковой айсберг и катастрофа века совпали с описанием трагедии в повести Роберта Митчелла «Тщета». Слухи: неизвестное число пассажиров «Титаника» объявились в другом времени. Но прямых доказательств нет».

— Конечно же, нет, но осадок остался, — из теории катастроф ему вспомнились «складки времени», из-за которых локально меняется темп течения времени. — Уж не отсюда ли попадание людей в другое время? Пожалуй, многие из них могли угодить в психиатрическую больницу. Наверняка, данные об этом засекречены.


Биографию мисс Виолы Доннелли он запросил через Терранет, сопоставляя судьбы трёх кораблей с фактами из её жизни. Катастрофы с непотопляемыми кораблями «Олимпиком» и «Титаником» сделали девушку особой со странностями.

— Несмотря на все злоключения, зубную щётку Виола Доннелли вспоминала долго; на берегу ей этого предмета не хватало. Хорошая зубная щётка стоила дорого, — сказал вслух Пол Снек и поставил в записях три звёздочки против имени девушки.


Кропотливость и метод дедукции привели добровольное расследование Пола Снека к мысли. Писатель Роберт Митчелл опубликовал свою незатейливую, с точки зрения высокой литературы, повесть задолго до первой реальной катастрофы судна, считающегося непотопляемым. Сначала нереальное событие родилось в его больном воображении, а затем оно проявилось в нашем мире, фактически сыграв роль камня, брошенного в реку времени. А все сходные последующие катастрофы произошли в нашем мире, словно от этого "камня" пошли круги на воде в потоке времени. Всего кругов Пол Снек насчитал немного:

— Шесть кругов, как шесть оттенков времени, изворотливо спрятанных в складках реальности. Это то, что мы знаем, — логично рассудил он.


Пол Снек выловил равиоли из кастрюльки и обильно полил их кетчупом. Раздался звонок по видеофону:

— Привет, Пол, я получил твоё сообщение и хотел бы подробностей, — сказал программист Даг Твистон.

— Аватар «А» мается радикулитом. Из-за этого я поднял температуру в боксе телепорта. Не знаю, можно ли это вообще делать?

— Хорошо, поколдую тут над программой, тогда сообщу. В начале было Слово, не так ли? — подмигнул Даг Твитсон.

— Верно, коллега, — сказал Пол Снек. — И Слово было у Бога.

 — И Слово было «байт». Жди, Пол, будет твой аватар молодым и здоровым, — и он отключился.


Пол Снек улёгся на диван и, взяв блокнот, заново перечитал выводы, записанные им как сугубо частное мнение независимого расследования:

«Четвёртый круг времени, цвета немецких мин, расставленных вражеской подлодкой в канале Кеа, близ Греции, достиг военного госпиталя «Британника» 21 ноября 1916 года. — Чудом спаслась все та же мисс Виола Доннели, несмотря на то, что очутилась в воде.

Пятый круг времени, цвета бледно-серой памяти, долетел от «Титаника», который отметил столетний юбилей затоплением «Коста Конкордии». — Спаслась чета Капучано; дама же оказалась правнучкой знаменитой стюардессы Виолы Доннели.

 Шестой круг времени я бы назвал цветом глупости. — Отголоски странной идеи «плавучего острова» докатились до умов некоторых авантюристов в наши дни. Недавно прочитал, что китайцы строят полный аналог корабля «Титаник». С ума сошли»?

***

— На подозрении только одна персона, объединяющая каким-то образом эти события и спасающая, прежде всего, любимую зубную щётку, — прошептал Пол Снек. — Ума не приложу, какая связь между спасением пассажиров, экипажа и предметом личной гигиены? В переносном смысле, не исключено, — это сакральный знак чистоты помыслов и честности. И что, символы в воображении человека вдруг становятся реальностью? Не верится как-то. Загадка, м-да…

***

Круизный лайнер «Коста Конкордиа», 2012 год, январь.

Аватар «Б» на связи с аватаром «А».

Тринадцатого числа сеньор и сеньора Капучано, как обычно перед сном, прогуливались по палубе. Стояла ясная погода, слабый ветерок приятно освежал. Круизный лайнер «Коста Конкордиа» приближался к острову Джильо. Из динамиков прозвучала музыка из оскароносного кинофильма «Титаник». Внезапно в каютах погас свет. Палубы закачались, корпус задрожал, раздался грохот. Кто-то закричал, что корабль налетел на подводный каменный риф, получив пробоину, сходную с пробоиной «Титаника». Очередное непотопляемое судно начало тонуть.

— За документами и спасательными жилетами! Валенса, скорей, — крикнул сеньор Капучано. Он схватил жену за руку. — Бежим!


По полутёмному коридору супругам удалось найти свою каюту. На ощупь они достали документы и надели спасательные жилеты. Пол уходил из-под ног. Толпы людей кидались с борта на борт. Помощь извне не приходила долго. Ждать казалось бессмысленно.

— Валенса, прыгай за мной! — приказал сеньор Капучано и подал пример.


Сеньора Валенса перекрестилась и прыгнула следом. Мужчина и женщина вплавь направились к острову Джильо. Вода была холодной, утром на табло они видели цифры: всего четырнадцать градусов Цельсия. Движение пловцов и стресс спасали от переохлаждения. Выбравшись на берег, они долго отлёживались. Местные жители нашли их, оказали помощь: принесли одеяла и горячий чай в термосе. Когда зубы перестали стучать, сеньор Капучано обернулся к супруге:

— Извини Валенса, я не очень внимательно слушал историю твоей прабабушки. Напомни для меня её имя.

— Виола Доннелли, дорогой, — знаменитая стюардесса, служившая на всех трёх «непотопляемых» кораблях «Олимпике», «Титанике» и «Британнике». Она была свидетелем этих исторических катастроф, и каждый раз ей чудом удавалось спастись.

— Захватив зубную щётку? Надеюсь, Валенса, ты достойная внучка наидостойнешей из бабушек. Покажи-ка свой талисман.


Валенса поставила стаканчик с чаем на камень:

— Вот, дорогой, мой талисман, — она вытащила из-за пазухи… любимую зубную щётку.

***

Рочестер, США. 2111 год, август.

Аватар «Б» передал информацию о спасении пары Капучано аватару «А». Пол Снек прочитал сообщение и почесал затылок:

— Это не складки времени, а скрытая ловушка парадоксов! Чем больше распутываешь прабабушкин клубок, тем больше число загадок лишь увеличивается. А не посетить ли нам с аватарами служебный архив «фэбээровцев»?


Аватары «А» и «Б» успешно выполнили задание Пола Снека.

— Благодарю за службу, напарники, увидимся!

В воскресную тишину ворвались хлопанье дверей, голоса домашних и собачий лай. Это приехала жена Пэгги и вся семейная рать. Радостно и громко закричали с порога внучата. Лохматая колли Люси положила лапы на плечи хозяина и лизнула его в нос. Гомон, топот, барабанная дробь, визг и свист наполнили дом и превратили его в обитель сумасбродства.


Квантовый телепорт выключился. Аватары «А» и «Б» зависли где-то там, в виртуальной реальности. Пол Снек захлопнул блокнот и флегматично посмотрел в окно. Августовский вечер лениво плыл прочь от красного блюдца солнца. В программе дня его ожидали традиционный ужин с яблочной шарлоткой и новости с гусиной фермы. Уикенд подходил к концу.


Рецензии
Читала и не могла оторваться. Как же вы замечательно пишите! В рассказе всё гармонично: и сюжет, и стиль, и исторические факты.
Когда-нибудь в будущем, я уверена, подобные расследования станут реальностью. И квантовые аватары смогут путешествовать во времени. Пусть не через сто лет, но это произойдёт.
Интересно, что ожидает непотопляемый "Титаник 2"? Думаю, авантюристов и желающих испытать судьбу окажется предостаточно. Хорошо хоть на этот раз безопасностью пассажиров озаботились в полной мере. Теперь можно будет эвакуировать 2700 человек на шлюпках и 800 на дополнительных спасательных плотах.
Спасибо за рассказ!


Татьяна Матвеева   04.07.2017 19:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за рецензию и добрые слова.
Очень хотелось окунуться в атмосферу так называемых "сцепленных событий". Они в теории катастроф пока что остаются лишь математическими упражнениями. И когда человек пытается что-то понять, то загадок там еще больше возникает, чем мы можем себе представить. Многое осталось еще "за кадром". Это целый пласт неразгаданной реальности, который еще ждет своего часа и своих Шерлоков.

Будем надеяться, на то, что второй современный "Титаник" сможет озаботиться правильной безопасностью пассажиров.

Зоя Карпова   04.07.2017 21:36   Заявить о нарушении