Гл. 4. Трагедия Есенина

Владимир Конюков
Гл.4. Трагедия Есенина.


     Опять  ПРИСТУП… горло…
«… Есенин попадает в больницу… горловая чахотка…»

     Размышления об аналогиях в свидетельствах.
«… я слышу стоны… тебя рвёт… у тебя идёт кровь горлом…
Кровь уже почти до краёв наполнила таз…
… приоткрытые глаза, молящие о помощи…, меня охватывает панический ужас…
-----
Врач… Мне объясняют, что у тебя в горле порвался сосуд, что теперь тебе больше нельзя пить…
Ты дышишь, ты жив…».                Марина Влади, «Владимир, или Прерванный полёт».

     Одесса, 80-е. Слух и молва, в Париже написана и печатается книга, жена о муже…, о Высоцком.
Далеко  до 1990-го, официального разрешённого тиража на русском, а в Одессе за много рублей появляется копия – «самиздат» в «изящном» одесском переводе.
Один экземпляр актёру Леониду Филатову, «по случаю» оказавшемуся в городе по срочным делам, как предупредил «без афиши». Сказал, что читал уже…
Короткое общение с пограничниками, я среди них. Профессиональный интерес, Погранвойска, заслон наркотикам.  Куча вопросов… от шокирующих строк жены Влади в самодеятельной книге о…  фразе,
«… ты прямо переходишь к морфию».
Мы Филатову,
«… Лечили  ли?
- Лечили теми способами, какими короли лечились… А он, Король!
Задумался… Тайна?...
- О ней знали, молчали. Мы делали запрос в Институт. Лечебная необходимость применения в лечении морфия. Ответ, врачебная практика…
… международная практика крайней степени болезни (алкоголизм, авт.), она ему быстро помогала.
Пользовался, злоупотреблял, но  СИСТЕМОЙ  не была! Сам опасался.
Наоборот, подавляла его бурную энергию».               
                Из моей книги «О Высоцком!  Замолвить слово!», 2013.

     ХVIII век, энциклопедии упоминают о лечении алкоголизма опиумом. Через столетие применение метода врачами повсеместно. Быстрое снятие похмельного синдрома.
Эффект омрачается непредсказуемыми побочными действиями, привыкание, не самое страшное.
Особенности организма больного и шоковая терапия опиумом может вызвать непоправимые быстротекущие  процессы, то есть, спровоцировать «букет» скоротечных заболеваний горла, сердца, желудка, печени.
Самолечение – напился,…  «отходняк». Алкоголики быстро узнавали, чем их лечат. Несоразмерная доза (передозировка), лопаются сосуды от повышенного давления. Закупорка сосудов, нарушается свёртываемость крови, наоборот, от низкого давления.
В ХХ веке практика лечения не афишировалась, но применялась, бывало и с успехом, часть  заканчивалась трагедией...

     Примечание экскурсом в прошлое по справочникам.
«В 1833 году профессор Спасский настоятельно рекомендовал «пьяниц горьких» пользовать от «белой горячки»,… опия в экстракте…, натираться…». Всё опиумом.
Историческое свидетельство.
«В 1804 году из опия был выделен в чистом виде морфин, который первоначально использовался как обезболивающее. Морфин считался «безопасным» лекарством не вызывающий привыкания. Им же пытались лечить опиоманию. Вот что писал по этому поводу журнал «Современная медицина» в 1866 году: «…Морфий всегда действует и не требует увеличения приема, то есть больные к нему не привыкают, как привыкают к опию».
В то время отмечались только отдельные случи привыкания…

     Отступление к Высоцкому.
Вниманию читателям, которые не верили фальсифицированным утверждениям разных мистификаторов биографии Высоцкого, что он наркоман. Не был!
Лечение морфием не вызывало привыкания, эффект – быстрое  снятие похмельного синдрома, как обезболивающее.
Привыкание к морфию… те, кто в конец с расстроенной психикой, он к таким не относился.
В спецлечебницах лечили опиумом, рецепт знал, сам лечился,
«Пользовался, злоупотреблял, но  СИСТЕМОЙ  не была! Сам опасался», по Филатову.
Другой вопрос, окружение барда… Подсовывали разные заменители… таблетки, ампулы с одной целью, чтобы ни в коем случае не пил, не напился, а гнал выступления, концерты, подсовывали «левые» выезды, зарабатывал и им деньги. Деньги, деньги, одни деньги… Не стало его, понаписывали «биографии»…, всё сам…, они не причём.
К чему – то и приучили, привязали…, искал и сам… лекарство против своей алкогольной зависимости. И только!

«Что ж это за волшебное лекарство такое? – не удержавшись, спросила Зоя Петровна.              (адм. г-цы г. Калининград)
Но в ответ услышала лишь негромкое:
– Жить, жить, жить надо, жить хочу…»
    
…«Айседора Дункан… “Эта женщина - миллион долларов!” - кричали о ней газеты всего мира…
Ее слабостями были: кокаин (включая “Соса-Соlа: в 1910 году в ее составе был чистый кокаин, в последствии замененный), морфий, марихуана. Без этих “добавок” Айседора не жила ни дня. Она тратила свое состояние на наркотические “добавки” к своим танцам. Это стимулировало ее физически, избавляло от усталости (за 50 лет танцевать на сцене трудно “толстушке” и с большим бюстом). Она не могла бросить сцены по своей воле. Сцена была самым “изнашивающим” наркотиком…
Она принималась в Белом Доме всеми Президентами США. Голливуд для нее - это родной дом. Всемирная слава ее равна и по сей день славе Анне Павловой и Нижинского. 
Сергей же, ее муж, это “мальчик из Сибири” и без “английского языка”. Он знаменит, но не более, чем “начинающий талант” из умирающей от гражданской войны и революций Российской Империи…»
                «Трагедия Сергея Есенина и Айседоры Дункан 1922-1925». Фрагмент.
Юри Мэттью Рюнтю.

     Из разрозненных современных интернет публикаций и моё виденье в комментариях…

Есенинское,  «Как рощу в сентябре, осыпает мозги алкоголь»

     «Сергей Есенин стал жертвой такой современной вещи, как имидж. Имидж гуляки и хулигана к концу жизни поэта полностью подчинил себе его волю и стал главной причиной ранней смерти».
Справка. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. ...
Имидж (от англ. image [;;m;d;] — «образ», «изображение», «отражение»)  — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении.
Родился в селе Константиново Рязанского уезда, предназначение своё почувствовал быть в гуще народной, в столицах. Приехал в Москву, Петербург и предстал столичной публике в образе деревенского простого паренька. Пресса делает ему рекламу - визитку на стихотворении  «Хулиган», и он становится столичным поэтом, пиар по – современному. Обеспечен темой цикла разбитного дебошира - гуляки из нескольких стихов,  с окончанием «Исповедь хулигана».
Образ соловья – разбойника на своих выступлениях, сценировал виртуозным деревенским свистом в два пальца или заходился свирелью, умело «жестикулируя» ртом.
Сопровождая матом (эпатаж), языком русской глубинки со сцены, публика визжала и ревела…
Матерился публично, кто – то возмущался, шум толпы и заканчивалось дракой, где был первым,  наделён силушкой от деда и отца, охотно встревал в любые разборки.
     Столица не завлекла сразу во все тяжкие… Характер и  стародеревенское воспитание на старой вере, долго удерживали от соблазнов большого города. Не пил, но выпивал.
Играл роль, притворялся пьяным, имидж «озорного гуляки» со сцены в повседневную жизнь.
Денег было много…, познав бедность, их не ценил. Поил нищих, бездомных, раздавал на еду.
Одевался во франта, во всё модное на то время. Вошёл в роль богатого успешного артиста, поэта – любимца. С тросточкой прогуливался, как Пушкин.
… Затащили, завлекли, научили пить… окружение. Льстецы, завистники… поэты и писатели той поры послереволюционной, разношёрстной.

     Г. Бениславская. Воспоминания, дневники.
«… С. А. по существу был хорошим, но его романтизм, его вера в то, что он считал добром, разбивались о бесконечные подлости окружавших и присосавшихся к его славе проходимцев, пройдох и паразитов.
… На доводы, что С. А. нельзя пить, он отмалчивался или, в буквальном смысле, отмахивался, (по возвращению из – за границы, постоянным активным собутыльником был С. Борисов-Шерн, бывший сотрудник «Красной нивы» и, кажется, «Известий», Г.Б.),
вместе с тем упорно спаивал С. А., старался затащить его в какой-нибудь кабак или «к девочкам». Как и все, он знал установившийся порядок: если втянуть С. А. в компанию, то все оплачивает он, вино, извозчики и даже «девочки» — все за его счет.
… Но приятелям было важно, чтобы С. А. был в компании лишь для того, чтобы он расплачивался».

     Пили до одурения, не просыхали  сутками… Милиция, больницы и там… поклонение. Удивительно, годы «всегда выпимши» и им написанное самое лучшее. Пьянство превратилось в болезнь, осталось тайной, количество раз принудительного лечения.
Шоковая терапия лечения от алкоголизма, опиумные лекарства.
Вот время было!
Официальные рекомендации врачей, для успокоения грудных детей давать опиум. Его жевали повсеместно, рекламировали поэтам для…  просветления…
Лечили алкоголиков, успешно «за раз» выводили из запоя.
И никто никогда не объяснял, что могут полопаться сосуды…, а то и сердце внезапно остановиться.
Нюхать «коку» было модным занятием, НЭП процветал, побоку условности, НЭП был объявлен разрешённым и назван государственной политикой.
Экономика экономикой, а отдых, развлечения и деньги от разрешённого предпринимательства надо было куда – то девать. Новые буржуи быстро появились, расплодилось сопутствующее… распутство.

     Сергей Александрович Есенин жил в эпоху НЭПа, в самый его расцвет. Обожание «новыми» русскими прелестями жизни и …за его  ПОЭЗИЮ, стихи навзрыд. 
Есенинский клич: «Я – Есенин, я русский поэт!» и тащили «новые русские буржуины» на разрыв, на пьянку.
Запой, лечение… Срыв, запой, лечение…, похудел, воспалённые глаза. Был чистюлей, перестал следить даже за причёской,  соломенные волосы стали серыми…
«… мой конец близок ли, далек ли -
 Были синие глаза, а теперь поблекли».

Сорвал сердце, болит горло, порвал нервы, психика ни «к чёрту»…

     Свидетельство современника.
«Во время рассказа возбуждение Есенина достигло крайних пределов. В один из моментов наиболее сильного напряжения, Есенин схватил стакан, покрыв его широкой ладонью, и изо всей мочи грохнул им по столу. И только, может быть потому, что стакан был хрустальный, Есенин не перерезал себе вены. Стакан разлетелся в пыль…».                Г.Ф. Устинов.

«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен...»


Конец 4 главы.

Продолжение следует.