Гениальный безумец

Дмитрий Ромашевский
      В последние годы  Поль Верлен значительную часть своей жизни вынужден был проводить в больницах. Его мучили боли в суставах. Часто, перед сменой погоды  по ночам  они отнимали у него возможность писать, и он бродил по улицам. Когда боли особенно усиливались, он подыскивал себе клинику где-нибудь за городом или на окраине Парижа, где она не обходилась ему слишком дорого.
   Он был выходцем из семьи военного инженера, и у него не было буржуазных предрассудков. Общественной жизнью он не интересовался, казалось, он жил как-то вне окружающего его общества, смотря на жизнь и людей  несколько со стороны. «Он – зритель, одновременно и наивный, и умный», - говорил о нём Анатоль Франс.   
    Верлен знаменит  и беден. В одной из больниц врач прописал ему прежде всего творчество, и в его палату принесли бумагу, чернила и книги. Эта палата с тех пор стала называться Палатой декадентов.
  Обычно, когда он водворялся в больнице,  его начинали посещать знаменитые и влиятельные люди, художники, которые во время беседы с ним делали наброски его портретов, и, конечно,  поэты. Он остался на этих портретах то в бумажном колпаке, то сидящим на кровати, кутаясь в больничный халат.
  Приходили к нему и репортёры, задавали нелепые вопросы, чтобы подзаработать   за свои заметки.
  Да, он знаменит. Но счастлив ли? Сам он сказал однажды: «…. люди считают, что для меня, которого приветствуют, которого, осмелюсь сказать, любит вся литературная молодёжь, -  такое уж большое счастью влачить зрелые годы жизни среди приторного запаха йодоформа и фенола, в общении с совершенно чужими мне людьми, терпеть чуть насмешливую снисходительность врачей и практикантов, - словом пребывать в атмосфере отчаянного убожества –  у самой последней черты».
  В одной из больниц ему пришлось лечь на единственную свободную койку, только что освобождённую человеком, отправившимся в мир иной. Больные этой палаты испытывали к ней суеверный страх. Когда он вошёл в палату, на ней ещё лежал умерший – «предшественник», как он выразился.
   «Длинное, узкое тело, обёрнутое простынёю, с узелком у подбородка, без креста на груди, лежало прямо на матраце <…> Принесли носилки, так называемый «ящичек для домино». Через несколько минут, как носилки  с телом покойного унесли, поэт расположился на его койке. Увы, он был беден. «Подумайте только, - шутил он, - я заткнул за пояс лафонтеновского  пройдоху, который надел на себя сапоги человека, притворившегося мёртвым!»
  Но не стоит думать, что у него оставались только грустные воспоминания о больницах. Он находил  в этих «домах скорби»  приют и безопасность. «К этой жизни привыкаешь, она напоминает жизнь в монастыре», - говорил Поэт.
  Анатоль Франс пишет: «Поль Верлен принадлежит к числу тех, царствие которых не от мира сего; он из обширного семейства любовников нищеты».
  «Поговорим, - сказал Верлен однажды пришедшим его навестить, - здесь я у себя дома» и, оглянувшись, добавил: «У нас дома»*.
   «В этом грешнике, пишет А. Франс, - быстро обнаруживаешь его первооснову – человека с непорочной душой, а в его рассказах, зачастую совершенно несуразных и на редкость путанных, та или иная сценка вдруг напоминает своей набожной простотой какую-нибудь старинную легенду. <…> Он – верующий. Он чист сердцем».
   Поль Верлен написал небольшую книжку прозы «Мои больницы». В ней он правдив, как и в своих стихах.
   Он умер в возрасте 52-х лет.

 Деревьев тень в воде, под сумраком седым,
          Расходится как дым.
Тогда как в высоте, с действительных ветвей,
           Рыдает соловей.

И путник, заглянув к деревьям бледным, - там
         Бледнеет странно сам,
      А утонувшие надежды и мечты
           Рыдают с высоты.*


*(Перевод В.Брюсова)