А. С. Пушкин - О прозе

Виктор Постников
...
Что сказать о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснять просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениям и вялыми метафорами?  Эти люди никогда не скажут *дружба* - не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и т.д. Должно бы сказать: рано поутру - а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба  - ах как это все ново и свежо, разве что потому что только длиннее.
 Читаю отчет какого-нибудь любителя театра: сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Апол... боже мой, да поставь: это молодая хорошая актриса - и продолжай - будь уверен, что никто не заметит твоих выражений. никто спасибо не скажет.
   "Презренный зоил, коего неусыпная зависть изливает усыпительный свой яд на лавры русского Парнаса, коего утомительная тупость может только сравниться с неутолимою злостию... боже мой, зачем просто не сказать *лошадь*, не короче ли,  г-н издатель?
...
Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое (впрочем в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о прошедшей юности наша литература дальше не продвинется).


1822


[Пушкин верно подметил странную любовь у русских к витиеватости слога. Откуда она у них ? Возможно от Византии?  - ВП]