Тёмные аллеи жизни

"Только в старости, когда жизнь прожита, по-настоящему начинаешь ценить радости, подаренные судьбой, равно как и горечи потерь".
Иван БУНИН
*
Набоков об отношении Бунина к жене:
"Обедал с Буниным. Какой он хам! (...) Зато Вера Николаевна хотя придурковата и все еще жаждет молодой любви (...), но крайне благожелательна и оказала мне много милейших услуг. А Иван с ней разговаривает, как какой-нибудь хамский самодур в поддевке, мыча и передразнивая со злобой ее интонации,- жуткий, жалкий, мешки под глазами, черепашья шея, вечно под хмельком."
(Из письма к Вере).
*
Ну не мог Набоков возводить поклёп на Бунина! Значит, так и было.      
А ведь Бунин видел любовь повсюду...  Духовность в его творчестве неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. Образ женщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Все образы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них.
Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.
В сборнике "Темные аллеи" нет ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком!  Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда - при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах!!! Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.
"Темные аллеи" хочется назвать именно "философией любви". Лучшего определения не подберешь. И Бунин подчинил этой философии все свое творчество.
Книга "Темные аллеи" стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви.

Так неужели Бунин прав, что любовь и брак - несовместимы?!


Рецензии
Набокова можно понять. Он беден, ещё не знаменит, а тут Бунин живет сразу с двумя женщинами, смотрит на него как знаменитость на новичка. Вне бытовой фактуры восприятие подобных вещей специфическое - реальный Бунин предпочитал долгую, семейную жизнь с двумя, а иногда сразу с тремя женщинами.

Алексей Богословский   09.09.2018 14:33     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за комментарий.
Я прочла и подумала: Пушки утверждал, что несовместимы гений и злодейство в "Моцарте и Сальери" . Современники утверждали, будто Микеланджело убил натурщика, чтобы естественнее изобразить умирающего Иисуса Христа... И масса других общеизвестных примеров, что совместимы, хотя спорить с гением Пушкина - наверное злодейство.

Таня Даршт   09.09.2018 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.