Коллекционеры сегодня с особым увлечением собирают современных художников – живописцев различных направлений. Их привлекает одухотворенный взгляд талантливых современников на нашу действительность, упрямое стремление противостоять главной тенденции XXI века - глобальному усреднению личности, потребляющей искусство и жизнь через тиражированные штампы. Уникальным явлением для культурной художественной среды настоящего времени стала Натта Ивановна Конышева. С огромным уважением относясь к ее творчеству, почитатели называют ее просто Натта, это имя как пароль объединяет любителей искусства на всех континентах.
Н. И. Конышева родилась 9 июня 1935 года в Москве. После окончания Московского полиграфического института в 1959 году она окунулась в художественную жизнь советского андеграунда 1960-х годов, участвуя в полуофициальных и квартирных выставках, ярко проявляя себя в живописи и графике. Художник считает, что в 60-е было интереснее писать: запрещали, мешали, а сопротивление рождает искусство. Она овеяна легендами и удерживает внимание к своим работам вот уже 50 лет с первой выставки в 1965 году, в которой она приняла участие. Персональные выставки художника проходили в 1974, 1987, 1988, 1995, 2005, 2008, 2010, 2013, 2014 годах в Москве. Работы Натты Ивановны хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Музее наивного искусства в Ницце, Брянском художественном музее, музее Востока в Москве, музее Актуального Искусства, Галерее Грегори, Нью-Йорк, США, Kovalsky Art Gallery, Паоло Альто, Калифорния, США, коллекции Рене Герра, Париж, Франция, коллекции Колодзей русского и восточноевропейского искусства, Хайленд Парк, Нью-Джерси, США, VArt коллекции в Москве, а также во многих частных коллекциях России, Франции, Италии, Германии и других стран.
Один из самых именитых коллекционеров современного нонконформистского искусства Санкт-Петербурга Николай Иннокентьевич Благодатов называет ее святой подвижницей. Думаю, что на протяжении последних шестидесяти лет не было дня, чтобы Натта не рисовала– ее фигуру с листками бумаги, увлеченно делающую беглые зарисовки, можно видеть в самых разных местах – на улице, в метро, на выставках. Ежедневно рисовать для нее естественно и необходимо. Художник, активно изучающий жизнь и людей, погруженный в современную художественную среду, является мощным Гольфстримом в общем течении культурной реки России . И в то же самое время Натта отделена от прочего мира особыми живописными символами, своей правдой жизни, которую она проповедует мужественно, искренне и неподкупно всю жизнь, не подвластная конъюнктуре момента и прочей суете. Глубина, философия, юмор и социальное ехидство - все это неотъемлемые особенности творчества Натты. Выделяя среди всех прочих художников Уильяма Хогарта ( William Hogarth), она созвучна ему в своих работах, ставя перед собой ту же цель - воспитание нравственности в человеке. Работы художника реалистичны и фантасмагоричны одновременно, каждая из множества деталей несет свой смысл. Так например, на картине «Снятие с креста» деловитые движения учеников, печально снимающих Иисуса с креста, выплескиваются в позы безысходного горя плакальщиц в левой части полотна, и перетекают к грядущему его величию в силуэте готовящего саван (фото 4). Но маленькая деталь, очки на одной из плакальщиц, делает нас и учеников Иисуса современниками, пронзая сердце сопричастностью и состраданием. И все мы, зараженные болезнью поисков во всем глубокого смысла, теряемся перед простой искренностью ее работы.
В мастерской в Серебряническом переулке царит ужасный кавардак, и, блуждая по множеству комнат , начинаешь понимать, что это все неспроста. Фантастический мир наполнен картинами, игрушечными декорациями – инсталляциями, завораживающей музыкой Глюка. Ее мастерская является единым арт-пространством, театром и выставкой, со своей концепцией, понятной только автору. «Я до сих пор играю в куклы» - говорит она между делом. И , проходя мимо гипсового бюста девочки, поправляет ею же прилепленный красный бант, замечая: «.. немного пошловато». Кажется в прошлый мой приход в гости на голове девочки была черная шляпа ( фото 8). Площадь мастерской Натты Ивановны Конышевой можно считать энвайронментом (Environment), отдельным арт-проектом, который переформировывает нейтральное утилитарное пространство, превращая его в одну из форм современного авангардного искусства.
Натта выглядит неуверенной и часто повторяет: «… у меня ничего не получается… не могу ухватить образ», но на самом деле она переполнена энергией, впечатлениями и идеями. Художник пишет портреты быстро, за один день, но только тогда , когда «поймает образ», иначе уговорить ее невозможно. Социальный гротеск в ее работах не всегда нравится изображаемому объекту, не готовому принять на себя тяготы образа обобщенного современника. Маска, перо , напоминающее скелетик обглоданной рыбы, перекинутое через плечо тельце жертвы, старческий силуэт подбородка, и голые коленки в виде обнаженного сердца – таков «Портрет дамы» (фото 7). В другом портрете , не отдаляясь от реального образа, несколькими мазками она ловит небрежную позу героя, его внимательный взгляд (фото 8). Жанр «разговорного портрета» , популярного в Англии во второй половине XVIII века, Н.И. Конышева углубила гротескным анализом общества и личности. Элементы реализма и фантазии в деталях усиливают авторский замысел. В ее картинах все резко, безжалостно; укрупнены, а порой и придуманы недостатки; аллегории и обличения проверяют терпеливых поклонников на верность. Имея счастливую возможность сравнить ранние (фото 11 «В парикмахерской» 1973 год) и более поздние работы, замечаешь неослабевающий, благожелательный интерес автора к своим персонажам, барахтающимся в жизненной суете.
На портрете Виктора Кротова Натта предстает мадонной с одуванчиком, пытающейся сохранить свой мир на ветру времени, вопреки поэме Г. Лонгфелло. Рядом у плеча с кистями-стрелами тот неугомонный чертик, который каждый день толкает ее к холсту и краскам (фото 18). Вряд ли можно дышать искусством глубже - она думает только об этом, ест впопыхах, спит случайно, слушает вполуха, рисует , рисует, рисует... Работы художника можно рассматривать как срез типов нашего общества , образных подтекстов , юмора и разящего сарказма. Изучить направления творчества, вскрыть не только глубины художественного содержания, но и социокультурные смыслы еще предстоит ценителями ее живописи. Особая роль, которую занимает Натта Конышева в русском культурном пространстве, признается всеми легко и безоговорочно, увеличивая число ее поклонников каждый день.
Автор благодарит за доброжелательную поддержку и дружескую помощь Николая Иннокентьевича Благодатова, Ольгу Белоногову, Елену Комаренко , Михаила Ходырева, Екатерину Богословскую, Рауля Скрылёва и, конечно, саму Натту Ивановну Конышеву за талант, радость общения и очарование личности.
Опубликовано: Уральский альманах предметов коллекционирования | № 11| 2015