Этот альбом – признание в любви Натте Ивановне Конышевой. Он создан с активной помощью большого числа коллекционеров из разных городов и стран, любящих творчество художницы, которую все называют просто Натта. Работы представлены в хронологическом порядке, позволяя проследить динамику изменения мировоззрения автора, сюжетного, колористического характера работ. В живописных сюжетах полувекового периода отражено огромное многообразие событий страны и ее жителей в преломлении образной фантазии художника.
Два этажа запутанного лабиринта мастерской Натты в Серебряническом переулке заставлены, завешаны картинами. Кое-как пробираясь по узкой темной тропинке между завалами холстов, постоянно натыкаешься на экспозиции из игрушек, фарфора, мишуры. Игры-инсталляции вместе с картинами образуют единый сюрреалистический мир, в который важно погрузиться каждому, кто хочет понять ее творчество. Художница родилась в 1935 году в Москве, и ее детство пришлось на суровое военное время, без игрушек и детских забав . Сразу после окончания школы в 1953 г. она поступила в Московский полиграфический институт, где училась сначала на технологическом, а затем на художественно-графическом факультете. С 1958 по 1961 год занималась в студии «Новая реальность» Элия Михайловича Белютина, участвовала в творческой поездке на пароходе «Мечников», выставках учеников студии. В 1960—1970-е гг. работала в промышленной графике, сотрудничала с журналами. В 1973 г. была принята в СХ СССР, а в 1974-м г. вступила в МСХ. Натта считает, что в 60-е года было интереснее писать: запрещали, мешали, а сопротивление рождает искусство. Время непризнанных художников-нонконформистов, сломавших систему кодов официального искусства, уже стало легендой. В этом мире она своя, и в то же время одиночка, не примкнувшая ни к одной из художественных групп. Слишком особенна ее творческая дорога . Каждая работа наполнена индивидуальной философией и иронией. В кажущейся будничности сюжетов, напоминающих жанр бытовых полотен голландских живописцев XVII века, проведен тщательный анализ общества и личности. Не случайно своим любимым художником она считает Уильяма Хогарта (William Hogarth) , а на западе ее называют «Босхом нашего времени».
Метод художественной мифологизации бытового повествования, внедрение в сюжет элементов сказок, художественных цитат, можно считать одним из ее любимых творческих приемов. Как на фундамент будущей постройки, автор первоначально опирается на конкретное событие или персонаж. Затем эта обыденность трансформируется в ее собственную художественную реальность, наполненную особыми живописными символами-шифрами. О таинстве такого превращения Марк Шагал писал: «Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Наш внутренний мир реален, быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас» . И Натта мастерски умеет смешать в едином художественном полотне реальность и сказку. В автопортрете «Шлагбаум» (2008 г.) она сама в синей шапочке везет на санках картину на выставку. Зимний московский день: выброшены елки, на крыше чистят снег, дама гуляет с собакой, несутся шикарные авто и мотоциклы. Обернувшись, героиня замечает за собой черную ворону, которая деловито тащит телегу с «боярыней Морозовой». Птица Сирин, как обычный испуганный голубь, вспорхнула над дорогой. И вот мы уже незаметно для себя переступили грань реальности, как Алиса, упавшая в кроличью нору. В геометрической конструкции «картины в картине», новогоднем зимнем настроении, которое нам дарит эта работа, ощущается детская любовь к игре и трогательная наивная радость автора. Неслучайно ее творчество особенно любят те, кто не прячет в себе состояние ребенка.
На контрасте религиозной притчи и современной обыденной суетности Натта Ивановна строит портрет «Архистратиг Михаил» (2000 г.). Архангел в модном кухонном фартуке копьем попирает поверженного сослуживца. Художник не упускает возможности поиграть в иконописный сюжет, выведя на передний план маленькие фигурки домашних, объединив в новогоднюю гирлянду несколько ангелов. Портрет художника и друга Леонида Борисова, выполнен в иной, лаконичной манере. Несколько легких мазков передают неуверенный серьезный взгляд сквозь очки, легкую сутулость плеч. В работе «Моление» автор поднимается до вершин эпической гиперболизации: яркое, праздничное застолье тайной вечери можно рассматривать бесконечно. Сам хозяин, в майке с принтом Иисуса, изображен в позе молитвенной задумчивости. Двенадцать гостей веселы и беспечны. Рассматривая хитоны, татуировки и сандалии апостолов, зритель не сразу замечает в левом углу ноги висельника. Трагическая нота гасит веселье, в один миг через тысячелетия связывая современника XXI века с вечной темой дружбы и предательства.
Натта Ивановна постоянно пребывает в неудержимом творческом поиске. Из-под кисти художницы вышло более 30 тысяч произведений. Каждый день она с карандашом и листами бумаги появляется на выставках, в частых поездках ходит по музеям, и рисует, рисует, ухватывая с полотен великих мастеров «поворотики», преломляя их в своих работах самым немыслимым образом. Простой сюжет художник может обыгрывать бесконечно, по-детски не желая закончить эту увлекательную игру. Иногда она уже на выставке вдруг достает кисточку и краски и начинает дописывать свои творения. Бернар Видел, владелец галереи Somogy ;ditions d'Art, вспоминает: «Натта великий художник… она представляет мир через гротеск и карикатуру. В ней сочетается нежность девочки гимназистки и зрелость женщины, создающей чудо. Она не устает переделывать свои работы» . На ее персональных выставках стены, как драгоценной мозаикой, выложены множеством холстов, даже подоконники порой используются по выставочное пространство . Друзья рассказывают, что перед открытием часть картин художница иногда раздаривает знакомым, так как им не хватает места.
Живописное пространство Н.И. Конышевой воспринимается как самостоятельное и цельное явление в художественной культуре страны. Искренне и упрямо автор отстраивает в жизни и творчестве собственный мир, не желая вписываться в русло «правильного искусства». Ее произведения открывают внутри банальных сюжетов неожиданную внутреннюю глубину и жизненный абсурд, который нас окружает. Идут годы, поздние работы в темных охристых тонах как будто рассказывают новую сказку в таинственных сумерках. И все также над Серебряническим переулком сияет звезда по имени Натта.
Опубликовано: Альбом "Натта Конышева. Живопись" изд. "ЮникАрт", Петрозаводск, Республика Карелия, 2017