Сказки Серебрянического переулка

Елена Вячеславовна Антипова
Этот альбом – признание в любви Натте Ивановне Конышевой. Он создан с активной помощью большого числа коллекционеров из разных городов и стран, любящих творчество художницы, которую все называют просто Натта. Работы представлены в хронологическом порядке, позволяя проследить динамику изменения мировоззрения автора, сюжетного, колористического характера работ. В живописных сюжетах полувекового периода отражено огромное многообразие  событий страны и ее жителей в преломлении образной фантазии художника.
Два этажа запутанного лабиринта мастерской Натты в Серебряническом переулке заставлены, завешаны картинами. Кое-как пробираясь по узкой темной тропинке между завалами холстов, постоянно натыкаешься  на экспозиции из игрушек, фарфора, мишуры. Игры-инсталляции вместе с картинами образуют единый сюрреалистический  мир, в который   важно погрузиться каждому, кто хочет понять ее творчество. Художница родилась в 1935 году в Москве, и ее детство пришлось на суровое военное время, без игрушек и детских забав . Сразу после окончания школы  в 1953 г. она поступила в Московский полиграфический институт, где училась  сначала на технологическом, а затем на художественно-графическом факультете. С 1958 по 1961 год занималась в студии «Новая реальность» Элия Михайловича Белютина, участвовала в творческой поездке на пароходе «Мечников»,  выставках учеников студии. В 1960—1970-е гг. работала в промышленной графике, сотрудничала с журналами. В 1973 г. была  принята в СХ СССР, а в 1974-м г. вступила в МСХ.  Натта считает, что в 60-е года было интереснее писать: запрещали, мешали, а сопротивление рождает искусство.  Время непризнанных художников-нонконформистов, сломавших систему кодов официального искусства, уже стало легендой.  В этом мире она своя, и в то же время одиночка, не примкнувшая  ни  к одной из художественных групп. Слишком особенна ее творческая дорога . Каждая работа наполнена  индивидуальной философией и иронией. В кажущейся будничности сюжетов, напоминающих жанр бытовых полотен голландских живописцев XVII века, проведен тщательный анализ общества и личности. Не случайно своим любимым художником она считает Уильяма  Хогарта (William Hogarth) , а на западе ее называют «Босхом нашего времени». 
Метод художественной мифологизации бытового повествования, внедрение в сюжет элементов сказок, художественных цитат,  можно считать одним из ее любимых творческих приемов. Как на фундамент будущей постройки, автор первоначально опирается на конкретное событие или персонаж. Затем эта обыденность трансформируется в ее собственную художественную реальность, наполненную  особыми живописными символами-шифрами. О  таинстве такого  превращения Марк Шагал писал: «Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Наш внутренний мир реален, быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас» . И Натта мастерски умеет смешать в едином художественном полотне реальность и сказку. В автопортрете  «Шлагбаум»  (2008 г.) она сама в синей шапочке везет на санках картину на выставку. Зимний московский день: выброшены елки, на крыше чистят снег, дама гуляет с собакой, несутся шикарные авто и мотоциклы. Обернувшись, героиня  замечает за собой черную ворону, которая деловито тащит телегу с «боярыней Морозовой». Птица Сирин,  как обычный испуганный голубь, вспорхнула над дорогой.   И вот мы уже незаметно для себя  переступили грань реальности, как Алиса, упавшая в кроличью нору. В геометрической конструкции  «картины в картине», новогоднем зимнем настроении, которое нам дарит эта работа,  ощущается детская любовь к игре  и трогательная наивная радость автора. Неслучайно ее творчество особенно любят те, кто не прячет в себе  состояние ребенка. 
На контрасте религиозной притчи  и современной обыденной суетности Натта Ивановна строит портрет «Архистратиг Михаил» (2000 г.). Архангел в модном кухонном фартуке  копьем попирает поверженного сослуживца. Художник не упускает возможности поиграть в иконописный сюжет, выведя на передний план маленькие фигурки домашних, объединив в новогоднюю гирлянду  несколько ангелов. Портрет художника и друга  Леонида Борисова, выполнен в иной, лаконичной манере. Несколько легких мазков передают неуверенный серьезный взгляд сквозь очки, легкую сутулость плеч. В работе «Моление» автор поднимается до вершин эпической гиперболизации:  яркое, праздничное застолье тайной вечери  можно рассматривать бесконечно. Сам хозяин, в майке с принтом Иисуса, изображен в позе молитвенной задумчивости. Двенадцать гостей веселы и беспечны. Рассматривая хитоны, татуировки  и сандалии апостолов, зритель не сразу замечает в левом углу ноги висельника. Трагическая нота гасит веселье, в один миг через тысячелетия связывая  современника XXI века  с вечной темой  дружбы и предательства.
Натта Ивановна постоянно пребывает в неудержимом творческом поиске. Из-под кисти художницы  вышло более 30 тысяч произведений. Каждый день она с карандашом и листами бумаги появляется на выставках, в частых поездках ходит по музеям, и рисует, рисует, ухватывая с полотен великих мастеров «поворотики», преломляя их в своих работах самым немыслимым образом.  Простой сюжет художник может обыгрывать бесконечно, по-детски не желая закончить эту увлекательную игру. Иногда она уже на выставке вдруг достает кисточку и краски и начинает дописывать свои творения. Бернар Видел, владелец галереи Somogy ;ditions d'Art,  вспоминает: «Натта  великий художник… она представляет мир через гротеск и карикатуру. В ней сочетается нежность девочки гимназистки и зрелость женщины, создающей чудо. Она не устает переделывать свои работы» .  На ее персональных выставках   стены, как драгоценной мозаикой, выложены множеством холстов,  даже подоконники порой используются по выставочное пространство . Друзья рассказывают, что перед открытием часть картин художница иногда раздаривает знакомым, так как им не хватает места.   
Живописное пространство Н.И. Конышевой воспринимается как самостоятельное и цельное явление в художественной культуре страны. Искренне и упрямо автор отстраивает в жизни и  творчестве собственный мир, не желая вписываться в русло «правильного искусства».  Ее произведения открывают  внутри банальных сюжетов неожиданную внутреннюю глубину и жизненный абсурд, который нас окружает.  Идут годы, поздние работы в темных охристых тонах как будто рассказывают новую сказку в таинственных сумерках. И все также над Серебряническим переулком сияет  звезда по имени Натта.
Опубликовано: Альбом "Натта Конышева. Живопись" изд. "ЮникАрт", Петрозаводск, Республика Карелия, 2017