Две стороны прилавка

Инна Коротаева
Красота любого дела

     У Катиного прилавка почти всегда небольшая очередь, что само по себе странно. Но скопления покупателей никогда не бывает. Предельно внимательная к покупателю, понимающая его с полуслова и даже без всяких слов – половина приходящих за годы работы к Кате - знакомые, со всеми своими заморочками. Тонко улавливающая настроение и характер клиента, Катя без суеты и спешки подбирает товар, успевает ответить, какое подсолнечное масло для чего подходит, какая томатная паста острее, какая репутация у того или иного сгущенного молока.

     Удивительное дело, мы, покупатели, даже гордимся, что Катя Душина знает наши привычки, советует на что-то обратить внимание. И самое поразительное: нам кажется, что Катины вполне стандартные банки, пакеты, бутылки всегда содержат самую высококачественную продукцию. Почему так складывается, сказать просто не могу. Но, видимо, от настроения, которое возникает в маленьком мирке её личности.

     И откуда она, наша Катя? Местная, из самой обычной семьи: отец слесарь, мать воспитатель детсада. Единственная дочка, рано осталась сиротой. Во время нашего разговора, она вдруг замолчала, глядя на шеренгу светящихся солнцем, тщательно протёртых бутылок с подсолнечным маслом, потом тихо сказала:
     - У меня было время, когда такую бутылку я купить не могла…

     Окончила ПТУ – за компанию с подругами туда пошла, но полученная профессия – ремонт обуви – явно была не для неё. Она больше всего интересовалась историей, но дальше очередного томика пока не сложилось. Жизнь подобрала ей другое – торговлю. Она не предприниматель, наёмный работник. Но по характеру – трудолюбивая и аккуратная освоила своё место. Ячейка еёё – кусочек рынка. А рынок – всегда теснота и многолюдье. Катя в нём как рыбка, непринужденно плавающая в своем ограниченном пространстве.

     В работе – своя система. Её бакалея – более сотни наименований…  Но банки, склянки, коробки у Кати расположены так, что любой товар под рукой, всё каким-то фантастическим образом уложено, расставлено на редкость красиво, как будто искусный дизайнер тут трудился. Сама Катя – в рамке банальных консервов, приправ, круп, варений, как в яркой рамке – молодая женщина с густой кудрявой чёлкой, с яркими тёмными глазами, с приветливой улыбкой.

     О своём товаре она знает всё. И при возможности со знанием дела делится собственными рецептами. Близкие её подруги, тут же по соседству торгующие конфетами, косметикой, бельём, в один голос утверждают, что, действительно, Катя замечательная кулинарка и хлебосольная хозяйка. В дни рождения или праздники женщины сообща устраивают свой маленький банкет – все хорошие мастерицы. Но поздравление от Кати всегда самое. Вот про Аллу так сказала: ты как маячок, к которому мы все тянемся.

     А подруги, как одна, утверждают, что Катя сама – тёплый светлый маячок. В любой момент приходит на помощь, на личные сложности не ссылается. И в работе такая. То и дело выходит из своего «зазеркалья», чтобы помочь старушке, да и любому покупателю, уложить  покупки сердечное в тележку или сумку. Коллеги считают, что это излишняя забота, но Катю не переделаешь. Она считает, что для многих её знакомых поездка на рынок, выбор покупки – важное событие. И с Катей им надо обменяться хотя бы парой фраз о пенсии, о детях, о мужьях. Её задача – встретить и проводить покупателя с хорошим настроением.

     Часто она и сама бывает покупателем, порой сталкивается с раздражением и равнодушием. Но до спора никогда не доходит – она-то знает, что по обеим сторонам прилавка своя жизнь, важно, чтобы она доброму общению не мешала. Сама придерживается старой мудрости о стакане, наполовину полном. Верит, что и вторая половина наполнится, зло уйдет.