Сущее и сущность

Владимир Физик
Что такое сущность и сущее и в чем их отличие - подробно описано в публикации "Чем отличается сущее от сущности?" http://proza.ru/2022/09/26/223.
Коротко: основное отличие сущего от сущности заключается в том, что сущее не принадлежит ни к одной из десяти категорий Аристотеля, поскольку сущее - это неопределенное "нечто", тогда как сущность - это конкретное "что", входящее в десятку категорий Аристотеля.

Вначале приведем в качестве примера краткий исторический обзор понимания сущности.
"В античной философии сущность мыслилась как “начало” понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь “по мнению”. Согласно Демокриту, сущность веши неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность (“идея”) несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей (Метафизика, VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии (Мет, VII 4, ЮЗОаЬ). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность (“форма вещей”) не существует отдельно, помимо единичных вещей. В средневековой схоластике проводится различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia). Каждая вещь — это существо сущности и существования. Сущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. Так, согласно Фоме Аквинекому, сущность — то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summatheol., I, q.29). Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определяется через ипостась и через лицо, т. е. наполняется теологическо-креационистским содержанием.
    В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное имя (Гоббс Т. Избр. произв., т. 1. M., 1964, с. 148). Б. Спиноза рассматривал сущность как “то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено” (Этика, II, определение 2). Д. Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые опыты, III, 3 § 15). Для X. Вольфа сущность — то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств.
    Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление. Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как абсолютное, выразимое в существовании.
    Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, “чувственно данные”; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность — как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. В марксистской философии сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях. Однако их единство не означает их тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К. Маркс, см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2. с. 384)".
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С.Стёпина. 2001.

Как видно из обзора, сущность в философии до сих пор однозначно не определена. Даже в наше время философы определяют сущность в двух пониманиях:
1) сущность - это суть, идея, смысл, понимание и т.д. какой-то вещи, процесса, явления.
2) аристотелевская сущность - это вещь сущего мира.

Вот как определяет аристотелевскую сущность Фролов И. в "Введении в философию" в гл.7 "Понятие сущности у Аристотеля":

"Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она — единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств — то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими. Как видим, характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остается важнейшей у Аристотеля; при этом неделимы как первичные сущности «этот человек», так и сущности вторичные: «человек», «живое существо»".

Таким образом, Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей («Метафизика», VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии («Метафизика», VII 4, 1030ab). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. В "переводе" на простой язык, это значит:
1) "Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей («Метафизика», VII, 1043а 21). Отдельные сущности, существующие в физическом пространстве: лошадь, человек и т.д., то есть отдельные вещи, участвующие в вечном совместном бытии вещей.
2) Сущность постигается в понятии («Метафизика», VII 4, 1030ab).

Проблема сущего и сущности обострилась относительно недавно - в начале двадцатого века, после того, как началось философское осмысление квантовой механики. На Пятом Сольвеевском конгрессе 1927 года одним из центров дискуссии стал спор Нильса Бора и Альберта Эйнштейна. Эйнштейн настаивал на сохранении в квантовой механике принципов детерминизма из классической физики и на трактовке результатов измерения с точки зрения «несвязанного наблюдателя» (англ. «detached observer»). С другой стороны, Бор настаивал на принципиально недетерминированном (статистическом) характере квантовых явлений и на неустранимости эффекта влияния измерения на само состояние. Как квинтэссенция этих споров, в публикациях часто приводится диалог Эйнштейна с Бором:

«— Бог не играет в кости.
— Альберт, не указывай Богу, что ему делать»

После чего следовал саркастический вопрос Эйнштейна:
«I like to believe that the moon is still there even if we don’t look at it» (Я хотел бы верить, что Луна всё там же, даже если мы на неё не смотрим).

Так в философию и физику пришла фраза "Вы действительно считаете, что Луна существует только когда вы на неё смотрите?" Как следствие, после этого тут же появился парадокс кота Шредингера. Оба эти примера объединяют субъект-объектные отношения. Когда субъект смотрит на Луну, то между ними как бы существует незримая связь, вызванная совместным бытием. Эту связь можно поддержать косвенными фактами существования Луны - наличием лунных приливов в данный момент наблюдения либо другими посредническими взаимодействиями. Но ситуация с котом Шредингера напрочь разрывает совместное бытие субъекта и объекта. В этом парадоксе нет незримой связи субъекта с объектом и только при открытии крышки на конечной стадии эксперимента она вновь появляется. Как видно из примеров, квантовая механика заставила пересмотреть размышления классиков о субъект-объектных отношениях, ввести понятие "бытийствующая пара субъект-объект" и выяснить, что же это за "незримая связь" между субъектом и объектом. 

Итак, начнем разбираться, что же такое сущность, почему появилась двойственность понимания сущности и чем отличается сущность от сущего. Для этого нужно начать с самых азов - с определения, что такое субъект и объект, что такое жизнь и бытие, и что такое бытийствующие субъект и объект.

Общефилософская пара "субъект-объект" - это словарная пара, объясняющая, кто главнее во взаимодействии. Практически, она ничего прорывного не внесла в философию. Другое дело бытийствующая пара "субъект-объект", которая открывает большие возможности философских рассуждений. В частности, бытийствующая пара "субъект-объект" не только решает проблему существования Луны или кота Шредингера, но и раскрывает суть мира теней Платона, мира вещей в себе Канта, солипсизма и мира религии.

Итак:

1. начинать нужно с того, что мир двойственен: он материален и идеален. На основе этого происходит первое деление мира на живые и не живые вещи: не живая вещь - это сугубо материальная вещь, а живая вещь - это материальная вещь, обладающая еще и идеальной составляющей.

2. Вводим физическое (материальное) тело и ментальное (идеальное) тело.

3. Теперь раскрываем суть ментального тела и вводим понятие "субъект":
субъект = наблюдатель + аналитик + разумный деятель.

3. Вводим понятие "вектор внимания", начало которого лежит в "я" субъекта, как осознанном, так и не осознанном (точка сборки аналитика).

4. Теперь вводим понятие "объект":
всякая вещь, материальная или идеальная, в которую упирается вектор внимания субъекта, а также явление, являются для данного субъекта объектом (внимания).

То, что субъект = наблюдатель + аналитик + деятель, прекрасно видно на примере юридического субъекта. Например, город Москва, как субъект РФ - это мэрия (аналитик), наблюдательные органы и исполнительные органы (соответственно, наблюдатель и деятель). Это относится к ментальному телу. К физическому телу относятся дома, жители и пр.

Теперь даем определения, что такое жизнь и что такое бытие:
1) жизнь - это существование субъекта
2) бытие - это существование объекта.

Таким образом, бытийствующй субъект - это объект нашего, читателей данной публикации, внимания. Мы, сторонние наблюдатели, анализируем со стороны взаимодействие субъекта с его объектом внимания. Для нас субъект является объектом нашего внимания, поэтому для нас он бытийствует, а не живет. Причем, он бытийствует совместно с исследуемым объектом. Их совместное бытие определяется совместным существованием. Вектор внимания, исходящий от субъекта к объекту, и является той самой "незримой нитью", объединяющей субъект и объект в совместном бытии. Поэтому всякая вещь, в которую упирается вектор внимания бытийствующего субъекта, является вещью либо существующей в физическом мире, либо существующей в идеальном мире. Но вектор внимания не всегда может упираться во что-то конкретное. Всем известна поговорка "смотришь в книгу и видишь фигу". Это случай отсутствия внимания. Субъект повис где-то в своих мыслях. Но чаще всего субъект встречается с эффектом "бокового зрения". Эта ситуация возникает, когда вектор внимания бытийствующего субъекта упирается в конкретную вещь, но, помимо основного вектора внимания, у этого вектора есть еще и боковые гармоники, которыми он охватывает окружающий мир. И последняя комбинация - многовекторное расщепление вектора внимания на множество равноценных гармоник. Ситуация возникает, когда мы пытаемся объять необъятные объекты. Например, что такое весь мир? Это и атомы (один вектор внимания), и звезды (другой вектор внимания), и земля со всем ее многообразием (веер векторов внимания), и т.д.
Подытожим: из многообразия вариаций вектора внимания бытийствующего субъекта и объекта его внимания можно выделить четыре пункта:

1. вектор внимания субъекта на объект отсутствует.
2. вектор внимания субъекта упирается только в объект.
3. наряду с вектором внимания, направленным на объект, существуют гармоники вектора, создающие эффект "бокового зрения".
4. многовекторное расщепление вектора внимания.

В пункте 1. мы имеем дело с "ничто": нет вектора внимания и нет объекта внимания бытийствующего субъекта.   

В пункте 2. мы имеем дело с конкретным "что", поскольку вектор внимания субъекта единственный и он упирается в единственный объект своего внимания. Этот объект и является аристотелевской сущностью, как конкретно существующим объектом внимания бытийствующего субъекта. Именно конкретное "что" входит в десятку категорий Аристотеля, как категория сущности. Луна, в которую упирается вектор внимания субъекта, существует здесь и сейчас, а посему является конкретно существующим объектом, или аристотелевской сущностью. Вектор внимания бытийствующего субъекта создает незримую связь субъекта с объектом, объединяя их в единую бытийствующую пару. Вектор внимания - это не только визуальное наблюдение за объектом в определенном направлении. Субъект также акцентирует в конкретном направлении внимание к звуковым колебаниям, к запаху, вкусовым и осязательным ощущениям. Существование субъекта, как результат проверки на сogito ergo sum Декарта, передается на объект, наделяя и его существованием. В результате, существующий объект превращается в аристотелевскую сущность для существующего субъекта.

В пункте 3. мы имеем дело с конкретным "что", в которое уперся вектор внимания бытийствующего субъекта, и неопределенным "нечто", захваченными боковым зрением субъекта. Субъект, благодаря гармоникам основного вектора внимания, понимает, что выхваченные боковым зрением объекты существуют, но они являются фоном, на котором  вектор внимания субъекта выхватил основной объект своего внимания. Следовательно, объекты бокового зрения являются неопределенным "нечто", но явно существующим. Именно неопределенное "нечто", но явно существующее, и является сущим. Из-за отсутствия конкретики оно не является "что", поэтому, в силу своей неопределенности, не входит в десятку категорий Аристотеля. 

В пункте 4. все вектора внимания равноценные, направлены веером, а посему объекты внимания бытийствующего субъекта не конкретные и неопределенные, но явно существующие. Как и в пункте 3., мы имеем дело с сущим, как неопределенным "нечто", но явно существующим.

Как видно из пункта 2., под определение аристотелевской сущности идеально подходит существующий объект, в который упирается вектор внимания бытийствующего субъекта. Все остальные категории Аристотеля касаются именно сущности: где она существует, за счет чего существует, когда существует, какие у нее качества и т.д. То есть, у Аристотеля, по сути, есть основная категория сущности, а остальные категории - объясняющие суть этой сущности, или "сущность сущности". Таким образом, просто "сущность" - это любая аристотелевская сущность - хоть физическая, хоть ментальная, а "сущность сущности" - это смысл/суть аристотелевской сущности, появляющийся при раскрытии категории сущности при помощи остальных категорий десятки Аристотеля.

Почему фигурирует двойственность сущности ("сущность" и "сущность сущности")? По причине того, что в процессе познания всегда участвуют два актора: наблюдатель за миром (бытийствующий субъект) и непосредственно сам мир. Мир существует в физическом пространстве, а познание мира субъектом осуществляется в мнимом пространстве мышления (в сознании, ибо сознание - это мнимое пространство, в котором функционирует мышление). Отсюда изначально появляются два пространства: физическое и мнимое. В физическом пространстве существуют материальные (физические) объекты, а в мнимом пространстве существуют идеальные объекты. Отдельно взятый объект является носителем информации. Субъект считывает полученную информацию, анализирует ее и так познает этот отдельно взятый объект. Суть "изюминки" отдельно взятого объекта и заключается в том, что он своей индивидуальной информативностью является носителем свойств.  Носитель в физическом пространстве несет свои индивидуальные свойства, а субъект в мнимом пространстве разгадывает суть этих свойств. Пространства эти совершенно разные. Носители в этих пространствах совершенно разные. Ментальная суть вещи  никак не может попасть в физическое пространство, а свойства вещи, которые она в себе несет, никак не могут попасть в мнимое пространство. По той причине, что пространства разные и не пересекаются. В физическом пространстве отдельно взятый объект со своими индивидуальными свойствами есть аристотелевская сущность из этого пространства, а мысль о сути этой вещи в мнимом пространстве - ментальная сущность. Физическая и ментальная сущности существуют в разных пространствах, обладают разной субстанциональностью, по-разному существуют, но касаются одного и того же - сути отдельно взятой индивидуальной вещи. Физическая сущность в любой точке своего единства несет информацию о себе. Свойства вещи проявляются в виде данных, т.е. знаков на носителе. "Данные" - это объективная сторона информации. Данные, полученные субъектом, превращаются в след знаний на носителе, где след знаний - это смысл знаков, разгаданный субъектом.

Теперь рассмотрим сущность и сущее с точки зрения формулы Абсолюта (Абсолют = Идея +Пространство + Движение).
Пояснение: формула Абсолюта (Абсолют = Идея +Пространство + Движение) - это необходимые и достаточные условия существования сущности. Это значит, что для того, чтобы существовала сущность, необходимы и достаточны идея сущности, пространство существования и само существование, как форма общего понятия Движения. Сущность не может существовать без законченной и конкретной идеи, иначе получится ситуация "родила царица в ночь не то сына, не то дочь". Сущность не может существовать вне какого-либо пространства, зависнув в неизвестности. Сущность не может существовать без движения (внутреннего и внешнего). Для существования сущности должны выполняться все три условия одновременно. Например, в математике существует задача Коши, построенная по такому принципу.   

Исходя из формулы Абсолюта, возможны три варианта анализа смысла сущности, где в каждом варианте делается основной акцент на ту или иную составляющую формулы Абсолюта или их вариации.
Рассмотрим первый вариант анализа сути сущности на основе формулы Абсолюта.

1) сущность, как Идея, или онтология понятия "сущность". Коротко: сущность - это внутренняя основа, содержание, смысл, суть, совокупность таких свойств объекта, без которых он неспособен существовать и т.д.

2) сущность, как Идея в Пространстве. Например, сущность огурца, сущность сознания, сущность философии, сущность человека и т.д. Означает определение по п.1), примененное к конкретному объекту, где объект является пространством существования своей индивидуальности. Пример: сущность зайца - длинные уши, теплый мех, развитые задние лапы и т.д. Здесь: сущность определяется п.1), а пространство свойств определяется конкретным зайцем.

3) сущность, как реализованная (Движение) Идея в Пространстве. Это уже конкретный объект. Объект может быть идеальным или материальным. Сущность - это идеальный или материальный объект, который существует в идеальном или материальном сущем. Например, огурец - это сущность сущего мира. Или, более конкретно, огурец - это сущность из салатного набора овощей;  сущность огородной грядки; сущность из растительного мира земли. И т.д. В данном случае, сущность является материальной. Сущность, как суть/смысл - это идеальный объект. Таким образом, в зависимости от видов Идеи и Пространства, а также Движения, как способа реализации конкретной идеи в конкретном пространстве, сущность может быть поли-субстанционной.
(Тезисно:
1)сущность, как суть/смысл, или общее определение понятия "сущность"
2)сущность, как суть/смысл чего-либо, или конкретика
3)сущность, как вещь, или "чтойная" категория Аристотеля)

Эти вариации получаются из формулы Абсолюта:

Абсолют = Идея + Пространство + Движение

Всего возможны три варианта:

1) Идея

2) Идея + Пространство

3) Идея + Пространство + Движение

Оставшиеся комбинации типа "Пространство + Движение", "Идея + Движение", а также "Пространство" и "Движение" в данном случае не имеют философского смысла (вариации с Пространством и Движением будут рассмотрены ниже в другом анализе).

Во всех пунктах Идея применяется в платоновском смысле: есть ли человек, нет его, а Идея - это одна из ипостасей не только Абсолюта, как предельной философской категории, но и всего сущего мира, как независящей от человека реальности. Человек оперирует понятиями, в основе которых лежит Идея, а сущий мир существует благодаря своим внутренним объектам, где каждый объект в своей основе также содержит определенную Идею, поскольку является составным элементом системы под названием "сущий мир". В природе нет ничего случайного. Любой элемент сущего мира в своей основе имеет определенную Идею.

Все. Других видов сущностей нет. Практически всегда сущность употребляется в философии в смысле сути исследуемого объекта. То, что сущность может иметь не только идеальную (смысловую) субстанцию, но и материальную, об этом редко говорится. Смысловая сущность исследуемого объекта, как приоритетная, следует из того, что в пределе сущностью любого объекта является его Идея, как предел разложения этого объекта сущего мира на составные части по всей масштабной шкале. Но Идея не может быть реальной сущностью, которую можно потрогать руками. Предел любого бесконечного ряда обладает совершенно другим качеством относительно непосредственно самих членов ряда. Например, цифра 1 по своему качеству отличается от членов бесконечного ряда 1/2, 2/3, 3/4, 4/5... и т.д. Следовательно, Идея - это первосущность иного качества, чем объекты, над которыми осуществляется операция абстрагирования. Она - первосущность идеального мира, реализация (Движение) которой в Пространстве сущего мира ведет к сущности. Мало того, Идея - абсолютный элемент триады, на которой покоится Абсолют, или весь сущий мир плюс Пространство, в котором он существует (Движение). Поэтому Идея может реализоваться (Движение) в Пространстве таким образом, что может сформироваться сущность из любой субстанции. Даже материальная сущность. Например, плотник, реализовав идею табурета, по окончании работы создает новую материальную сущность сущего мира - табурет.

Пример того, что понятие "сущность" используется не только в смысле "суть".
Отрывок из книги лауреата Нобелевской премии по физике Р.Пенроуза  «Мода, вера, фантазия и новая физика Вселенной», изданной в Издательстве «Питер», где есть слово "сущность":

"В еще более крупных масштабах обнаруживаются целые регионы, заполненные невидимым нечто, пронизывающим космос. Складывается впечатление, что на эту совершенно неизвестную субстанцию приходится около 84,5 % всей материи, имеющейся во Вселенной. При этом существует еще что-то, достигающее самых дальних пределов наблюдаемой Вселенной и словно растаскивающее ее в разные стороны с нарастающей скоростью. Словно от безысходности ученые дали двум этим сущностям довольно туманные названия — «темная материя» и «темная энергия» соответственно. Именно темная материя и темная энергия в основном определяют общую структуру известной Вселенной. Еще тревожнее кажется следующий факт: современная космология почти наверняка доказывает, что вся известная нам Вселенная возникла из одного гигантского взрыва, до которого совсем ничего не было — если вообще можно говорить о чем-то «до» возникновения пространственно-временного континуума, который, как мы полагаем, лежит в основе всей материальной реальности. Поистине, такая концепция Большого взрыва — фантастическая идея!"

Essential (лат.) – сущность (рус.) – essence(англ.)
Essence - the intrinsic nature or indispensable quality of something, especially something abstract, that determines its character (внутренняя природа или неотъемлемое качество чего-либо, особенно абстрактного, что определяет его характер).

ENTITAS (лат.) - бытие, существо (рус.) - entity (англ.)
Entity - a thing with distinct and independent existence (вещь с отчетливым и независимым существованием). Гугл переводит  entity, как организация, объект, и только затем, как сущность.

Цитата из приведенного выше примера на языке оригинала, где употребляется слово "сущность":
"These two entities, rather despairingly given the somewhat uninformative respective names “dark matter” and “dark energy” …". R. Penrose. Fashion, Faith, and Fantasy in the New Physics of the Universe. Princeton University Press, 2017., стр. 218

Теперь о сущем.

Понятие "сущее" делится на три вида:
1) сущее, как "нечто"

2) сущее, как существующее "нечто" (акцент на слове "существующее").

3) сущее, как фон/место/пространство, в котором существуют сущности.

Эти варианты опять-таки получаются из формулы Абсолюта
сущее = Идея + Пространство + Движение
В первом случае акцент делается на Идее, или множестве составных сущностей единого целого объекта. Во втором случае акцент делается на существовании, или движении "нечто", а в третьем случае сущее является внутренним пространством  единого целого объекта, заполненного составными сущностями, фоном для существующих сущностей, местом их существования.

Например, огурец, как сущее, есть пространство для внутренних своих сущностей (семена, клетчатка, кожура и т.д.), очерченное внешними границами сущности "огурец", но уже существующей в другом, более масштабном сущем (например, таким сущим являются: огород, прилавок магазина, ведро, приборный стол исследователя и т.д.). То есть, сущее "огурец" - это пространство, построенное по внешним границам сущности "огурец".  Происходит непрерывное перетекание от сущности к сущему в зависимости от того, куда направлен вектор внимания субъекта: если вектор внимания направлен вовнутрь рассматриваемого объекта, то тогда имеем дело с сущим, или пространством, где существуют его внутренности; если вектор внимания субъекта направлен на внешние контуры объекта, то имеем дело с сущностью, которая существует в более глобальном сущем.

Зададимся вопросом: почему сущее - это пространство, ограниченное внешними контурами рассматриваемой сущности при направлении вектора внимания субъекта во внутрь исследуемого объекта?  Дело в том, что философское изучение внутренностей объекта осуществляется путем абстрагирования, т.е. путем мысленной операции по удалению всех составных частей объекта. Например, рассмотрим внутренности огурца. Мы мысленно удаляем из огурца кожуру, семена, клетчатку. Что останется в остатке? Ничего от огурца, как исследуемого объекта, останется при реальном вытаскивании из него его внутренностей. Расчлененный огурец прекратит существование, как объект. Он превратится в ничто. А вот при мысленном удалении из огурца внутренностей останется пространство, ограниченное внешними контурами огурца. Этот остаток никуда не девается. Он и есть сущее. В этом сущем помещаются и кожура, и семена, и клетчатка. В философии не практикуется работа со скальпелем. Все расчлененки - мысленные. Поэтому неуничтожимый остаток абстрагирования в виде пространства, занимаемого объектом, никуда не исчезает. Это и есть сущее исследуемого объекта, которое фигурирует в формуле "сущности существуют в сущем". Предельное же сущее всего сущего мира - это абсолютное Пространство, которое занимает весь сущий мир. Абсолютное Пространство остается неуничтожимым остатком при абстрагировании в процессе удаления всех объектов сущего мира. Абсолютное Пространство, наравне с Идеей, является элементом триады, на которой покоится Абсолют:

Абсолют = Идея + Пространство + Движение.

Подведем итог.
Объект - это сущность в том случае, когда он рассматривается бытийствующим субъектом, причем рассмотрение объекта осуществляется в рамках сущностно-сущих отношений. Это значит, что в исследовании присутствует пара "субъект-объект" с их отношениями, с направлением вектора внимания, со структурой вектора внимания, его расслоением на гармоники и т.д. Что касается пары "сущее-сущность", получается типичная МАТРЕШКА: любая кукла из набора является сущим для меньших по размеру кукол, которые находятся внутри нее, и, в то же время, эта же кукла является сущностью для кукол большего размера, внутри которых находится она.
Таким образом, говоря "сущее", подразумевается сущность, в пространстве которой существуют ее составные сущности. Одним словом, "сущее" - это "вместимость", как потенциальный параметр сущности, в которой существуют составные сущности, что есть ограниченное внешними контурами сложносоставной сущности пространство.

По определению, субъект противостоит объекту. Субъект взаимодействует с объектом (пассивно наблюдает или активно исследует его) при наличии вектора внимания. За счет наличия вектора внимания, направленного от субъекта к объекту, как единому целому, формируется конкретика объекта, как конкретного "что?". При конкретике вектор внимания субъекта как бы упирается в объект. Но, если вектор внимания скользит по объекту или рассеивается на нем (вектор внимания "расфокусирован")в поисках другого объекта, если не получается субъекту упереть свой вектор внимания на конкретном объекте, как едином целом, то возникает неопределенность с исследуемым объектом. Субъект не может сказать, что он взаимодействует с конкретным "что?", поскольку дело он имеет только с неопределенным "нечто". Именно, благодаря вектору внимания субъекта, концентрирующемуся на сущем или рассеивающемуся на нем (или "расфокусированному" вектору внимания), сущее, в соответствии с формулой Абсолюта, принимает смыслы в трех контекстах: то места, то сущности, то движения в аристотелевском наборе категорий. Поэтому неопределенное сущее, в отличие от конкретной сущности, является трехсмысловым понятием.

В качестве примера рассмотрим картину "Мона Лиза". На картине есть фон и, непосредственно, госпожа Лиза дель Джокондо. Фон картины - это сущее, или "нечто", а Мона Лиза с ее загадочной улыбкой - это сущность, или конкретное "что", поскольку вектор внимания субъекта-зрителя упирается в конкретный объект - в Мону Лизу, но, соответственно, неопределенно скользит по холмам, воде, деревьям и небу на заднем фоне произведения Леонардо да Винчи. Стоит только вектору внимания сосредоточиться на улыбке, как отдельном элементе Моны Лизы, так сразу госпожа Лиза дель Джокондо вместе с задним фоном картины  превращается в сущее, а сущностью становятся только ее губы. Таким образом, в зависимости от вектора внимания субъекта, сущее переходит в сущность и наоборот, или, иными словами, "нечто" превращается в "что" или, при обратном переходе,  "что" превращается в "нечто".

Неопределенность сущего позволяет субъекту оперировать с ним по своему усмотрению. Например, сущее, как единое "нечто", переходит в разряд сущности, как конкретное "что", без потери своей неопределенности. На вопрос "что такое сущее?", мы легко отвечаем "сущее, как "что", есть неопределенное, но явно  существующее "нечто"".
Второй смысл сущего - это переход сущего в разряд категории места Аристотеля. Например, Мона Лиза, как конкретная сущность, существует где? Она существует на живописном фоне картины Леонардо да Винчи, где фон является сущим. Работает формула "сущности существуют в сущем". Здесь сущее - это некое место, сформированное неким существующим "нечто", в котором явно существует конкретное "что", или сущность.
И третий смысл сущего - это непосредственное существование, т.е. движение, как одна из категорий Аристотеля. Например, во всех работах Гегеля сущее употребляется в смысле "существующее". А существование это и есть движение (достаточно помыслить себя в движущемся поезде, где за окном, как в кино, постоянно меняется фон).

Подробный вывод сущностно-сущей терминологии представлен в статье "Вывод сущностно-сущей терминологии" http://proza.ru/2020/06/29/599